Закон не ограничивает срок действия исключительного права на коммерческое обозначение: оно существует вместе с предприятием как имущественным комплексом

Вместе с тем в законе предусмотрены основания, по которым действие исключительного права на коммерческое обозначение может быть прекращено.

В соответствии с п. 2 ст. 1540 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года - не указывает его на вывесках, бланках, счетах, в объявлениях, рекламе, производимой предприятием продукции. В п. 65 совместного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 5/29 подчеркивается, что в этом случае исключительное право прекращается автоматически и нет необходимости совершать дополнительные действия для прекращения исключительного права. Например, не надо обращаться в суд или административный орган с соответствующим заявлением.

Этим порядок прекращения правовой охраны коммерческого обозначения вследствие неиспользования отличается от порядка прекращения правовой охраны неиспользуемого товарного знака. Неиспользование товарного знака является "оспоримым", т.е. правовая охрана обозначения будет прекращена только в том случае, если заинтересованное лицо обратится в суд с соответствующим требованием и судом будет установлен факт неиспользования товарного знака в соответствии с требованиями п. 1 ст. 1486 ГК РФ.

Признание прекращения исключительного права на коммерческое обозначение в связи с его неиспользованием имеет необратимый характер. Если после прекращения правовой охраны лицо вновь начнет использовать это же обозначение, то это будет не возобновление действия прежнего исключительного права, а возникновение исключительного права на "новое" коммерческое обозначение.

Указанный годичный срок использования коммерческого обозначения может быть исчислен в любой период на протяжении действия исключительного права с даты обнаружения такого неиспользования <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Статья В.И. Еременко "Правовое регулирование коммерческих обозначений в соответствии с частью четвертой ГК РФ" включена в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", 2008, N 4.

<1> Еременко В.И. Указ. соч. С. 7 - 15.

 

Кроме того, исходя из положений абз. 2 п. 4 ст. 1539 ГК РФ, правообладатель может утратить право использования коммерческого обозначения в том случае, если такое обозначение использовалось для индивидуализации нескольких предприятий и права на одно из них были переданы другому лицу: правообладатель не сможет использовать общее коммерческое обозначение для индивидуализации оставшихся у него предприятий.

 

§ 3. Защита исключительного права

на коммерческое обозначение

 

Признавая возможность наличия исключительного права на коммерческое обозначение за конкретным правообладателем, законодатель также предусмотрел инструменты защиты такого права от неправомерных действий со стороны третьих лиц.

Вопросы, связанные как с основаниями для защиты исключительного права на коммерческое обозначение, так и способы, к которым может прибегнуть правообладатель в целях защиты своих прав, урегулированы в настоящее время в ГК РФ (гл. 76, § 4).

Применительно к коммерческому обозначению нарушением исключительного права на него будет являться использование сходного до степени смешения средства индивидуализации (товарного знака, фирменного наименования, другого коммерческого обозначения) при условии, что исключительное право на коммерческое обозначение правообладателя возникло ранее (принцип старшинства права).

Учитывая специфику исключительного права на коммерческое обозначение как средство индивидуализации продукции, услуг определенного предприятия на определенной территории, необходимо иметь в виду, что не всякое использование сходного до степени смешения иного средства индивидуализации может быть признано неправомерным. Так, неправомерность имеет место, если используемое нарушителем обозначение индивидуализирует продукцию, аналогичную той, которую производит предприятие, индивидуализируемое коммерческим обозначением, право на которое возникло ранее. Например, использование коммерческого обозначения в отношении промышленного предприятия, тождественного коммерческому обозначению предприятия общественного питания, по общему правилу не нарушает ранее возникшее право на коммерческое обозначение.

Как было отмечено ранее, до принятия четвертой части Гражданского кодекса в российском законодательстве отсутствовали четкие нормы, в которых содержались бы как понятие коммерческого обозначения, его правовой статус в системе средств индивидуализации, так и основания для его защиты. Поэтому до 1 января 2008 г. защита исключительного права на коммерческое обозначение осуществлялась в соответствии с правилами о защите от недобросовестной конкуренции.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" вводил запрет на недобросовестную конкуренцию, которая могла в том числе заключаться во введении в заблуждение относительно отношения характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей. Также не допускались продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг (ст. 14 в редакции от 1 декабря 2007 г.).

Таким образом, правообладатель мог воспользоваться только административным способом защиты нарушенного права. Для прекращения неправомерного использования средства индивидуализации, "паразитирующего" на репутации коммерческого обозначения, необходимо было обратиться с соответствующим заявлением в антимонопольный орган.

В соответствии с действующим законодательством правообладатель, сохраняя право на административный способ защиты прав (п. 7 ст. 1252 ГК РФ), в случаях, когда нарушение исключительного права признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, может обратиться за защитой исключительного права на коммерческое обозначение в суд.

Лицо, нарушившее исключительное право на коммерческое обозначение, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки (п. 3 ст. 1539 ГК РФ).

Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, лицо, обращающееся за защитой своих интересов в суд, обязано доказать:

1) факт наличия у него исключительного права на коммерческое обозначение;

2) неправомерность использования такого обозначения другими лицами <1>.

--------------------------------

<1> Свищева Е.И. Защита исключительного права на коммерческое обозначение // Вестник арбитражной практики. 2014. N 4 (СПС "КонсультантПлюс").

 

Подтверждая факт наличия исключительного права на коммерческое обозначение, лицо, обращающееся за защитой такого обозначения, должно представить доказательства его соответствия критериям коммерческого обозначения (наличие индивидуализируемого таким обозначением предприятия, использование коммерческого обозначения, известность употребления).

Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие меры защиты исключительного права на коммерческое обозначение.

Во-первых, правообладатель вправе требовать полного или частичного запрета на использование коммерческого обозначения. Применительно к коммерческому обозначению под частичным запретом понимается либо запрет на использование обозначения на определенной территории, либо в отношении производства (оказания) определенных товаров (услуг).

Такая мера защиты применяется независимо от вины нарушителя, так как заключается только в обязанности прекратить нарушение исключительных прав <1>.

--------------------------------

<1> Ожева З.Р. Исключительные права на коммерческое обозначение в предпринимательском праве Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 32.

 

Во-вторых, правообладатель вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.

Указанные в п. 3 ст. 1539 ГК РФ неблагоприятные последствия неправомерного использования коммерческого обозначения аналогичны тем, которые законодатель предусмотрел за нарушение исключительных прав на фирменное наименование. При нарушении прав на коммерческое обозначение невозможно взыскание компенсации.

Доказывание размера убытков в спорах о защите исключительных прав является крайне затруднительным и трудоемким.

В Гражданском кодексе РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, реальный ущерб, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

В случае взыскания убытков за нарушение исключительного права на коммерческое обозначение следует учитывать специфику коммерческого обозначения как объекта исключительных прав.

Под убытками, связанными с нарушением исключительного права на коммерческое обозначение, обычно понимаются доходы, на которые мог бы рассчитывать правообладатель при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода), а также расходы, связанные с созданием коммерческого обозначения (например, разработка дизайна). При этом правообладателю придется доказывать наличие причинно-следственной связи между действиями нарушителя и понесенными убытками.

 

§ 4. "Столкновение" прав на коммерческое обозначение

с правами на иные средства индивидуализации

 

Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак определяется в ст. 1541 ГК РФ.

Коммерческое обозначение и фирменное наименование. Как фирменное наименование, так и отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения (ст. ст. 1476 и 1541 ГК РФ). При этом право на такое коммерческое обозначение возникает и будет действовать независимо от исключительного права на фирменное наименование.

Коммерческие обозначения и фирменные наименования являются близкими по форме средствами индивидуализации, но при этом у них разные функции (фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо, а коммерческое обозначение - предприятие, принадлежащее юридическому лицу) и разные основания возникновения исключительного права (действие исключительного права на фирменное наименование неразрывно связано с государственной регистрацией юридического лица, а коммерческого обозначения - с фактическим использованием).

Использование коммерческого обозначения не связано с обязательным использованием фирменного наименования и не следует ему. Использование фирменного наименования в коммерческом обозначении представляет лишь одну из форм реализации исключительного права на фирменное наименование. Так же как и право владельца коммерческого обозначения создать юридическое лицо с соответствующим названием - одна из форм реализации его исключительного права на коммерческое обозначение.

На практике такое соотношение исключительного права на фирменное наименование и коммерческое обозначение означает следующее.

Во-первых, в случае изменения фирменного наименования и внесения соответствующих записей в учредительные документы коммерческое обозначение останется неизменным. В результате реорганизации или ликвидации, если юридическое лицо прекращает существование вместе с фирменным наименованием, юридическая судьба коммерческого обозначения полностью зависит от индивидуализируемого им предприятия: исключительное право переходит вместе с предприятием по условиям реорганизации или в порядке универсального правопреемства.

Во-вторых, юридическую независимость коммерческого обозначения и фирменного наименования следует учитывать при отчуждении коммерческого обозначения в составе предприятия. Если фирменное наименование включено в состав коммерческого обозначения, то может возникнуть ситуация, когда у двух разных правообладателей окажутся конкурирующие средства индивидуализации. В этом случае необходимо предусмотреть возможные правовые риски, в том числе вероятность обращения в суд с требованием о прекращении использования коммерческого обозначения или фирменного наименования.

Коммерческое обозначение и товарный знак. Коммерческое обозначение или его отдельные элементы также могут быть использованы в принадлежащем правообладателю товарном знаке. Как и в случае с фирменным наименованием, это является одной из форм реализации исключительного права на коммерческое обозначение и товарный знак соответственно. Правовая охрана товарного знака и правовая охрана коммерческого обозначения не зависят друг от друга.

Кодекс интеллектуальной собственности Франции в ст. L. 713-6 определяет соотношение регистрации товарного знака тождественного или сходного обозначения в качестве коммерческого обозначения. Это не создает препятствий в использовании коммерческого обозначения, если такое использование было начато ранее регистрации товарного знака, а также в случае, если данные средства индивидуализации содержат имя владельца бизнеса и такое использование осуществляется им добросовестно.

На практике довольно распространены ситуации, когда коммерческое обозначение, ставшее достаточно распространенным, впоследствии регистрируется правообладателем в качестве товарного знака. Товарный знак, в отличие от коммерческого обозначения, благодаря обязательной государственной регистрации обладает более эффективными инструментами защиты <1>.

--------------------------------

<1> См. комментарий к ст. 1483 ГК РФ // Товарный знак: Постатейный комментарий статей 1477 - 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010.

 

Если речь идет о неправомерной регистрации товарного знака, то обладатель исключительного права на коммерческое обозначение, у которого право возникло ранее, вправе обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности с возражением против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку, решение которого по итогам рассмотрения возражения подлежит обжалованию в суде <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление СИП от 16 апреля 2014 г. по делу N СИП-202/2013.

 

Коммерческое обозначение, согласно положениям четвертой части Гражданского кодекса РФ, является самостоятельным средством индивидуализации, исключительное право на которое не зависит от исключительных прав на фирменное наименование или товарный знак. Исходя из смысла положений ст. 1541 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение подлежит самостоятельной защите <1>. Это означает, что если было нарушено исключительное право на товарный знак, который также включает в себя элементы коммерческого обозначения, то правообладатель может обратиться за защитой исключительного права как на товарный знак, так и на коммерческое обозначение.

--------------------------------

<1> См.: Постановление СИП от 27 апреля 2016 г. по делу N А40-149321/2015.

 

Вопросы по теме

 

1. В чем заключается особенность коммерческого обозначения как средства индивидуализации?

2. Кто может являться субъектом исключительного права на коммерческое обозначение?

3. Какие факты являются основанием для возникновения исключительного права на коммерческое обозначение?

4. Какие обстоятельства могут являться основанием для прекращения действия исключительного права на коммерческое обозначение?

5. В чем заключается специфика нарушения исключительного права на коммерческое обозначение?

6. Какие меры ответственности предусматривает законодательство за нарушение исключительного права на коммерческое обозначение?

7. Какие особенности могут быть связаны с распоряжением исключительным правом на коммерческое обозначение, включающее элементы фирменного наименования правообладателя?

8. Каким образом может быть разрешен спор в случае неправомерного использования элементов коммерческого обозначения в товарном знаке?

 

Рекомендуемая литература

 

Белова Д.А. Правовая охрана фирменных наименований и коммерческих обозначений в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2004.

Верхолетов М.А. О соотношении прав на коммерческие обозначения и иные средства индивидуализации // Марийский юридический вестник. 2015. N 1.

Городов О.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Статут, 2011.

Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 2. Полутом 1. М., 1999.

Гражданское право: Учебник. В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. Т. 3. М., 2010.

 

КонсультантПлюс: примечание. Статья В.И. Еременко "Правовое регулирование коммерческих обозначений в соответствии с частью четвертой ГК РФ" включена в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", 2008, N 4.

Еременко В.И. Правовое регулирование коммерческих обозначений в соответствии с частью четвертой ГК РФ // Законодательство и экономика. 2015. N 11.

Интеллектуальная собственность. Основные материалы. В 2 ч. Ч. 1. Новосибирск: Наука, 1993.

Клочун Т.Г. Исключительное право на коммерческое обозначение в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2007.

Минков А.М. Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб.: Питер, 2001.

Ожева З.Р. Исключительные права на коммерческое обозначение в предпринимательском праве Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2013.

Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011 // СПС "КонсультантПлюс".

Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / В.О. Калятин, Д.В. Мурзин, Л.А. Новоселова и др.; рук. проекта Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова. М.: Статут, 2011. Вып. 17.

Свищева Е.И. Защита исключительного права на коммерческое обозначение // Вестник арбитражной практики. 2014. N 4 // СПС "КонсультантПлюс".

 

КонсультантПлюс: примечание. Статья В. Старженецкого "Защита коммерческих обозначений в арбитражных судах РФ" включена в информационный банк согласно публикации - "Коллегия", 2003, N 1.

Старженецкий В. Защита коммерческих обозначений в арбитражных судах Российской Федерации // Интеллектуальная собственность. 2002. N 11.

Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Проспект, 2010.

Тюлькин А.А. Содержание объекта, индивидуализируемого коммерческим обозначением // Вестник Пермского университета. 2014. N 1.

Шишкин Д.А. Фирменные наименования и коммерческие обозначения в законодательстве зарубежных стран // Российская юстиция. 2009. N 3.

Шульга А.К. Проблемы соотношения товарного знака и коммерческого обозначения // Общество и право. 2008. N 9.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: