И наименований мест происхождения товаров

 

§ 1. Географические указания: понятие и правовой режим

 

В отличие от таких средств индивидуализации, как товарные знаки, фирменные наименования, вопросам правовой охраны географических указаний и наименований мест происхождения товаров в литературе не уделялось должного внимания. Лишь после принятия Закона о товарных знаках стали появляться первые научные публикации по этим вопросам. Среди авторов следует отметить С.А. Горленко <1>, А.Н. Григорьева <2>, Е.А. Данилину <3>, В.О. Калятина <4>, В.Е. Китайского <5>, В.В. Орлову <6>, А.С. Цыбанову <7>. Значительное число комментариев по вопросам правовой охраны наименований мест происхождения товаров появилось в связи с принятием части четвертой ГК РФ. Среди авторов комментариев к ней можно выделить Э.П. Гаврилова <8>, О.А. Городова <9>, А.Л. Маковского <10>, В.В. Орлову <11>, Е.Д. Орлову <12>, О.А. Рузакову <13>, А.П. Сергеева <14>, О.Ю. Шилохвоста <15>. По мере активизации переговорного процесса по присоединению России к Всемирной торговой организации в российской научной литературе стали появляться публикации, связанные с правовой охраной географических указаний <16>. В последние годы различным аспектам проблематики географических указаний посвящаются публикации В.И. Еременко <17> и В.В. Пироговой <18>.

--------------------------------

<1> Горленко С.А. Проблемы регулирования охраны наименований мест происхождения товаров: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1994.

<2> Григорьев А.Н. Географические указания: проблемы правовой охраны на национальном и международном уровнях: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1995.

<3> Данилина Е.А. Судебное доказывание и доказательства при рассмотрении дел по правовой охране товарных знаков и наименований мест происхождения товаров в административном и судебном порядке: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1999.

<4> Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): Учебник для вузов. М.: Норма, Инфра-М, 2000.

<5> Китайский В.Е. Правовая охрана народных промыслов и традиционных продуктов России: Монография. М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2006.

<6> Орлова В.В. Теория и практика индивидуализации в сфере интеллектуальной собственности: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2005.; Охрана интеллектуальной собственности в России: Сб. законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М.: Юридическая фирма "Контракт", 2005; Орлова В.В. Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности: Теория и практика охраны фирменных наименований, товарных знаков и других коммерческих обозначений. М.: ПАТЕНТ, 2006.

<7> Цыбанова А.С. Гражданско-правовая охрана результатов народного творчества: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2009.

<8> Гаврилов Э.П., Данилина Е.А. Практика охраны наименования места происхождения товара: что изменилось? // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2006. N 1.

<9> Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2006.

<10> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой (постатейный) / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М.: Юридическая фирма "Контракт"; "Инфра-М", 2009.

<11> Орлова В.В. Право на обозначения, индивидуализирующие товары, работы, услуги, юридических лиц и предприятия (Товарные знаки. Знаки обслуживания. Наименования мест происхождения товаров. Фирменные наименования. Коммерческие обозначения): Учебник (Серия "Высшая школа"). М.: Книжный мир, 2011; Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011; Право интеллектуальной собственности: Учебник / Под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2010.

<12> Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011; Орлова Е.Д. Распоряжение исключительными правами на средства индивидуализации. М.: ИНИЦ "Патент", 2011.

<13> Рузакова О.А. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Экзамен, 2007.

<14> Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004.

<15> Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского; вступ. ст. В.Ф. Яковлева; Иссл. центр частн. права. М.: Статут, 2008.

<16> Корчагин А.Д., Богданов Н.В., Орлова В.В. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и законодательство Российской Федерации. М.: ИНИЦ Роспатента, 2002.

<17> Еременко В.И. О правовой охране наименований мест происхождения товаров в России // Законодательство и экономика. 2012. N 5; Еременко В.И. О попытках создания единой системы регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров // Биржа интеллектуальной собственности. 2013. N 12; Он же. Законодательство Индии об интеллектуальной собственности // Законодательство и экономика. 2015. N 6, 7.

<18> Пирогова В.В. Географические указания (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - ст. ст. 22 - 24 ТРИПС) // СПС "КонсультантПлюс", 2012; Она же. Интеллектуальная собственность в международном частном праве (краткий учебный курс по промышленным правам) // СПС "КонсультантПлюс", 2014.

 

В нашей повседневной жизни при покупке того или иного товара у нас нередко возникают ассоциации с какой-то страной, отдельным регионом страны, городом, небольшим поселением, названием иного географического объекта. В чем причина таких ассоциаций? Не связаны ли они с самим товаром? Очевидно, что в ряде случаев возникает именно такая ассоциативная связь: пельмени - Сибирь, аджика - Кавказ, арбуз - Астрахань, огурцы - Луховицы, самовар - Тула, виски - Шотландия, текила - Мексика, часы - Швейцария, черная икра - Каспийское море. Такие ассоциации возникают вследствие того, что соответствующий товар обладает какими-то особенными свойствами, отличающими его от других аналогичных товаров. Вместе с тем современный потребитель хорошо знаком с различными видами однородных товаров (сырами, винами, горчицей, чаем, ветчиной, кофе, бананами, керамикой, шелком, морепродуктами и т.д.), происходящих (производимых, добываемых) с территорий разных географических объектов. Значительная часть таких товаров, несмотря на свою однородность с другими товарами, обладает свойствами, позволяющими потребителю безошибочно определить, о каком, например, сыре (Фета или Адыгейский), вине (Риоха или Бордо), пряниках (Тульский или Пардубицкий (Чехия)), идет речь.

Индивидуализирующая функция таких "географических" обозначений очевидна. Но охраняются ли они, как, например, товарные знаки или иным образом? Если охраняются, то каков их правовой режим?

Гражданский кодекс РФ среди охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации не называет географические указания.

Однако во многих зарубежных юрисдикциях географические указания охраняются в качестве средства индивидуализации товара, происходящего с определенной территории и имеющего в связи с этим какие-то особенные свойства, отличающие его от аналогичных товаров, происходящих с других территорий.

Использование таких индивидуализирующих обозначений имеет многовековую историю, оно началось с общественным разделением труда и появлением товарообмена, потребовавшими более полной информации о свойствах товара. Именно указание на территорию происхождения изготовителя и, соответственно, товара позволяло потребителям различать изделия одного и того же вида и назначения, происходящие из разных географических местностей. В разные исторические периоды использовались такие географические указания, как коринфские вина (Греция), сицилийский мед (Италия), оливковое масло Прованса, вина Бордо, Шампани (Франция), шелка Китая, русские кожи. Некоторые из них продолжают использоваться и сейчас. Очевидно, что длительное использование таких обозначений для индивидуализации товаров с особыми свойствами сформировало у потребителей доверие к товарам, маркированным указаниями на территорию его происхождения, т.е. географическими указаниями.

Среди географических указаний есть широко известные, есть менее известные, но все они обозначают товары с особыми, уникальными свойствами, обусловленными географическим происхождением этого товара. Так, например, в Бразилии в отношении красных и белых вин охраняется зарегистрированное географическое указание Valedos Vinhedos (I.P.V.V.). Valedos Vinhedos является одной из провинций Бразилии, жители которой тщательно хранят винодельческие традиции. Кроме того, указанную провинцию отличает субтропический климат, идеально подходящий для производства элитных сортов вина, а также традиционно выращиваемые винные сорта винограда.

Еще одно географическое указание, предназначенное для индивидуализации бананов Коста-Рики - Banano de Costa Rica, первое географическое указание Коста-Рики. Предоставление правовой охраны было обусловлено многими климатическими и геологическими факторами, создавшими идеальное место для выращивания бананов, кроме того, для их "производства" используются хозяйственные традиции. К числу климатических и геологических факторов в данном случае относятся тропический климат, море, побережье, вулканы, специфические свойства почвы. В данном случае вся территория Республики Коста-Рики определяется как территория географического объекта, на которой "производится" продукция, маркируемая географическим указанием Banano de Costa Rica.

Огромному числу географических указаний предоставлена правовая охрана в странах Европейского Союза, причем не всегда речь идет о географических указаниях, относящихся к странам Европы. Так, например, на основе двусторонних/многосторонних соглашений в Европейском Союзе охраняются географические указания для морепродуктов:  - Вьетнам, специй Kafae Doi Tung / Kafae Doi Tung - Таиланд, зеленого чая - Boseong Green Tea - Южная Корея, морепродуктов - Yancheng Long Xia - Китай, выпечки - Antep Baklavasi / Gaziantep Baklavasi - Турция <1>.

--------------------------------

<1> https://euipo.europa.eu/ohimportal/en/eu-trade-mark-legal-texts

 

Анализ используемых "географических" обозначений, товаров, которые ими маркируются, и свойств таких товаров позволяет сделать вывод, что, несмотря на свой "географический" характер, т.е. привязку к названию географического объекта, их правовые режимы существенно разнятся. Это проявляется и в порядке предоставления правовой охраны, и в условиях использования обозначений, и в субъектах, имеющих право использовать такие средства индивидуализации. Иногда имеются различия и в объекте индивидуализации - в одних странах такие индивидуализирующие обозначения используются только для сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания, в других к этому перечню добавляются товары кустарного производства. В некоторых странах "географические" обозначения используются и для индивидуализации услуг.

Обратимся к опыту Европы, как имеющему длительную и интересную историю, относящуюся к различным видам товаров. В настоящее время в странах ЕС на региональном уровне различают такие виды средств индивидуализации, связанных с наименованием географического объекта, как географические указания, указания происхождения и наименования мест происхождения сельскохозяйственных продуктов и продовольственных товаров. Под географическим указанием (geographical indication) понимают наименование региона, определенного места или, в исключительных случаях, страны, используемое для индивидуализации сельскохозяйственного продукта или продукта питания, происходящего с территории данного региона, определенной местности или страны, определенное качество, репутация или другие характеристики которого обусловлены местом его географического происхождения, производство и (или) обработка и (или) подготовка продукта осуществляются в пределах территории определенного географического объекта.

В зависимости от степени обусловленности характеристик (свойств) продукта, от особенностей географической среды определенного географического объекта и привязанности к нему процесса производства продукта различают два вида географических указаний. Это - охраняемые (иногда их называют защищенные) указания происхождения (PDO - protected designations of origin) и охраняемые (иногда их называют защищенные) географические указания (PGI - protected geographical indications).

Охраняемое указание происхождения (PDO) служит для обозначения продукта, все стадии производства которого протекают на территории одного географического объекта, обеспечивающего товару особые характеристики: от выращивания до переработки и изготовления конечного продукта. Такими обозначениями маркируются, например, сыр Roquefort, производимый во Франции, сыр Parmigiano Reggiano, производимый в Италии, и др.

Охраняемое географическое указание (PGI) используется на товарах, особые свойства которых обусловлены в значительной степени природными условиями места происхождения товаров, но не все стадии производства реализуются на территории указанного географического объекта. Таким обозначением в Ирландии маркируется, например, островной лосось Клэр <1>.

--------------------------------

<1> Summary Council Regulation (EC) No 510/2006 on protected geographical indications and protected designations of origin. Department for Environment, Food and Rural Affairs (DEFRA) // https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/271294/pfn-scottish-salmon-pgi.pdf.

 

Правовая охрана "географическим" обозначениям предоставляется и на национальном уровне. При этом имеются различия в предоставляемой охране. В ряде зарубежных стран охраняются и иные обозначения, связанные с географическим происхождением товара, например, во Франции это - Appellation d'Origine Protegee (AOP) и Appellation d'Origine Controlee (AOC), в Италии - Denominazione di Origine Controllata (DOC), в Португалии - Denominacao de Origem Controlada (DOC), в Испании - Denominacion de Origen (DO).

Как правило, маркировка товаров географическими указаниями связана с тем, что товары обладают какими-то особыми свойствами, обусловленными особенностями соответствующего географического объекта. Вместе с тем в ряде зарубежных юрисдикций наличие особых (обусловленных географическим происхождением) свойств у товара, происходящего с определенной территории, не является обязательным. Однако в ряде случаев, напротив, зависимость особых свойств товара от особенностей географического объекта должна быть очень жесткой.

В этой связи следует отметить, что в разных юрисдикциях по-разному подходят к определению круга средств индивидуализации товара, происходящего с определенной территории (территории географического объекта), их видов, к определению соотношения разных видов средств индивидуализации между собой.

Например, в Швейцарии правовая охрана предоставляется и обозначениям, производным от названий географических объектов, в отношении товаров, которые не обладают особыми свойствами, обусловленными характерными для географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Такие "географические" обозначения в Швейцарии <1> относятся к "указаниям происхождения", под которыми понимаются "прямые или косвенные указания на географическое происхождение товаров или услуг, включая указания на свойства или особенности, которые связаны с этим происхождением". Из приведенного видно, что географическое обозначение используется в простом и квалифицированном значениях. В случае простого указания имеется в виду только собственно географическое обозначение, а в случае квалифицированного - учитываются и особые свойства товара.

--------------------------------

<1> Закон Швейцарии от 28 августа 1992 г. "О защите товарных знаков и указаний происхождения".

 

В Болгарии <1> к средствам индивидуализации товаров, происходящих с территории определенного географического объекта, относят три вида обозначений - географические указания, наименования мест происхождения товаров и указания происхождения. При этом географическое указание рассматривается как родовое понятие по отношению к наименованиям мест происхождения товаров и указаниям происхождения, кроме того, в качестве географических указаний могут рассматриваться и традиционные наименования географических объектов. Для сравнения - наименование места происхождения товара - географическое название страны, региона или местности в этой стране, которое служит для обозначения товаров, происходящих из них, качество или характеристики которых исключительно или главным образом обусловлены географической средой, включающей природные условия и людские факторы; указание происхождения - название страны, региона или местности в этой стране, которое служит для обозначения товаров, происходящих из них, качество, репутация или другие характеристики которых могут быть отнесены к этому географическому месту происхождения.

--------------------------------

<1> Закон Болгарии "О знаках и географических указаниях" (вступ. в силу 15 декабря 1999 г., опубл. в Государственном Бюллетене (ГБ) N 81/1999 от 14 сентября 1999 г., ред. 2011 г., N в WIPO Lex: BG063) // http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=254673.

 

Интересен подход к определению географических указаний в государствах - членах ЕАЭС. Так, в Республике Армения <1> географическим указаниям предоставляется самостоятельная правовая охрана. Определяются они следующим образом - это название определенного географического объекта, которое прямо или косвенно идентифицирует место происхождения товара, особое качество, репутация или другие характеристики которого прежде всего обусловлены местом географического происхождения товара, производство и (или) обработка и (или) подготовка товара осуществляются в пределах территории того же географического объекта. Наряду с географическими указаниями в Республике Армения охраняются наименования мест происхождения товаров, определение которых очень близко, но тем не менее отличается от вышеприведенного определения географического указания, - это географическое название определенного географического объекта, которое служит для обозначения товара, происходящего с территории данного объекта, природными и человеческими условиями которого преимущественно или полностью обусловлены качество или характеристики данного товара, производство, переработка и подготовка товара осуществляются на территории данного географического объекта. Более того, "географическое обозначение" может быть включено еще в один вид средства индивидуализации - наименование гарантированного традиционного продукта.

--------------------------------

<1> Закон Республики Армения от 1 июля 2010 г. "О географических указаниях", вступ. в силу 1 июля 2010 г., N в WIPO Lex: AM016 // http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=8115.

 

В Республике Беларусь <1> географическое указание является родовым понятием, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением. Географическое указание охватывает наименование места происхождения товара и указание происхождения. Определение наименования места происхождения товара в Республике Беларусь полностью совпадает с определением наименования места происхождения товара в России. Под вторым видом - указанием происхождения понимают обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара. Указание происхождения может быть представлено в виде наименования географического объекта или изображения. Имеются различия в правовом режиме - указания происхождения в отличие от наименований мест происхождения товаров не подлежат государственной регистрации.

--------------------------------

<1> Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. N 127-З "О географических указаниях" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 84, 2/876. Опубликован 29 июля 2002 г. // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8086.

 

Различия в приведенных определениях географических указаний тем не менее позволяют выделить их общие признаки - обязательное использование названия географического объекта, наличие у товара особых свойств, позволяющих отличать его от однородных товаров, зависимость особых свойств, качества или репутации товара от его географического происхождения (природных и (или) людских факторов), при этом степень такой зависимости, как правило, меньше, чем у наименований мест происхождения товаров.

Таким образом, в зарубежных юрисдикциях охраняются географические указания различных видов, зависящих от особенностей получения сырья, специфики производства продуктов и, как следствие, обусловливающих различия в свойствах продуктов.

 

§ 2. Правовые механизмы и способы охраны

географических указаний

 

Правовые механизмы. Регулированию отношений, связанных с "географическими" обозначениями, посвящен ряд международных соглашений, региональных нормативных правовых актов, национальных законодательных и иных нормативных правовых актов. Среди них, например, старейшие международные многосторонние акты - Парижская конвенция об охране промышленной собственности <1> и Мадридское соглашение о санкциях за ложные и неправильные обозначения происхождения изделий <2>. В числе источников правового регулирования - Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации <3>, Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности <4>, нормативные правовые акты ЕС <5>, региональные соглашения, Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний <6>, двусторонние соглашения (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации об охране географических указаний и наименований мест происхождения товаров <7>), специализированные соглашения (например, Стрезская конвенция по использованию наименований мест происхождения и наименований сыров 1951 г.), специализированные акты (Ордонанс о вине 2007 г., Швейцария, Закон Испании "О виноградниках и вине" 2003 г., Общий закон о винах и других напитках 1959 г., Аргентина), Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях <8>, национальные законодательные акты (Закон Республики Беларусь "О географических указаниях" 2002 г., Закон Республики Молдова "Об охране географических указаний, наименований мест происхождения и гарантированных традиционных продуктов" 2008 г., Закон Республики Армения "О географических указаниях" 2010 г. и др.).

--------------------------------

<1> Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) (по состоянию на 14 июля 1967 г.) // Ведомости ВС СССР. 1968. N 40.

<2> Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах от 14 апреля 1891 г. // http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=12602.

<3> Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации от 31 октября 1958 г. // http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=12586.

<4> Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // Всемирная торговая организация: документы и комментарии. М., 2001.

<5> Положения этих актов не подлежат применению в Российской Федерации, но их содержание необходимо учитывать исходя из ст. 55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами (1994 г.). В данной статье было закреплено, что Россия стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством ЕС. Очевидно, что не все принимаемые в ЕС решения будут приемлемыми для России, но заимствовать положительный европейский опыт необходимо.

<6> Утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. N 726 // СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4105.

<7> Распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. N 94-р "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации об охране географических указаний и наименований мест происхождения товаров // Бюллетень международных договоров. 2012. N 3.

<8> Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях (принят 20 мая 2015 г.) // http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=15625.

 

В настоящее время в России применяются Парижская конвенция об охране промышленной собственности, Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации об охране географических указаний и наименований мест происхождения товаров.

Парижская конвенция оперирует термином "указания происхождения", но при этом не дает его определения или признаков. Лишь в комментарии Г. Боденхаузена раскрывается, что под указаниями происхождения понимаются "все выражения или все знаки, используемые для того, чтобы показать, что данный продукт (или услуга) произведен определенной страной или группой стран, в конкретном районе или ином определенном месте" <1>.

--------------------------------

<1> Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: Комментарий. М., 1977. С. 38.

 

Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации <1> разработано и принято для содействия международной защите наименований мест происхождения товаров посредством установления единой процедуры международной регистрации и их единого реестра.

--------------------------------

<1> Российская Федерация не участвует в данном Соглашении.

 

В развитие Лиссабонского соглашения был подписан так называемый Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях. Этот документ распространяет действие Лиссабонского соглашения помимо наименований мест происхождения товаров на географические указания и включает дефиниции этих понятий <1>. Под географическим указанием в нем понимается любое указание, охраняемое в договаривающейся стороне происхождения и являющееся названием географического района или иного указания, известного как указание на такой район, или содержащего такое название или такое иное указание, которое идентифицирует товар как происходящий из этого географического района, когда определенное качество, репутация или иное свойство товара обусловлены главным образом его географическим происхождением. Как можно увидеть, географическое указание может иметь словесную и иную форму выражения (в отличие от наименования места происхождения товара, которое может выражаться только в словесной форме), кроме того, качество, свойство, репутация товара могут находиться вне зависимости и связи с его географическим происхождением.

--------------------------------

<1> Российская Федерация не участвует в данном Соглашении.

 

Соглашение ТРИПС, участником которого Россия стала с присоединением к ВТО, предусматривает охрану географических указаний, понимая под ними "обозначения, которые идентифицируют товар как происходящий с территории, или региона, или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением" <1>. Как видно, данное определение содержит указание на связь качества, характеристик товара с местом его географического происхождения.

--------------------------------

<1> Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (заключено в г. Марракеше 15 апреля 1994 г.) // СЗ РФ. 2012. N 37 (Приложение, ч. VI). С. 2818 - 2849.

 

В п. 5 ст. 1483 ГК РФ косвенно указывается на охрану в России географических указаний. В соответствии с указанной нормой не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

В соответствии с Мадридским соглашением о санкциях за ложные и неправильные обозначения происхождения изделий <1> каждая из стран-участниц обязуется осуществлять наложение ареста на товары, маркированные обозначениями, являющимися ложными или вводящими в заблуждение относительно места их происхождения (имеются в виду территории стран-участниц) при ввозе в любую из стран - участниц Соглашения. Данное положение представляется весьма важным, так как применение мер защиты не зависит от факта предоставления охраны обозначениям на территории стран-участниц.

--------------------------------

<1> Российская Федерация не участвует в данном Соглашении.

 

В странах Европейского союза вопросы охраны географических указаний регламентируются Регламентом Совета ЕС от 20 марта 2006 г. N 510/2006 "Об охране географических указаний и наименований мест происхождения сельскохозяйственных продуктов и продовольственных товаров" (далее - Регламент N 510/2006) <1>, Регламентом Комиссии ЕС N 1898/2006 от 14 декабря 2006 г., установившим детализированные правила применения Регламента, Директивой 2000/19/ЕС. Регламент N 510/2006 устанавливает общие правила правовой охраны географических указаний, а также наименований мест происхождения сельскохозяйственных продуктов и продовольственных товаров, однако специально оговаривается, что продукты винного сектора, за исключением уксуса, не подпадают под регулирование данного документа. Статья 2 Регламента N 510/2006 определяет и понятие "географического указания", и понятие "наименования места происхождения товара". Под географическим указанием понимается обозначение, используемое на товарах, которые имеют особое географическое происхождение и обладают особыми свойствами или репутацией, присущими этому месту происхождения. В соответствии с Регламентом наименование места происхождения - это особый вид географического указания, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, в которых производятся такие товары. Регламент устанавливает ограничения для предоставления охраны индивидуализирующим обозначениям. Так, не допускаются к регистрации названия, которые вошли во всеобщее употребление (видовые обозначения) или которые могут ввести в заблуждение относительно подлинного происхождения товаров. Регламент предусматривает, что группа производителей, намеревающаяся зарегистрировать обозначение (географическое обозначение или наименование места происхождения товара), должна точно определить продукт согласно установленным требованиям. В соответствующей спецификации должны быть указаны наименование продовольственного продукта или товара, наименование географического региона, описание географического региона, описание свойств продукта или товара, сырье и методы изготовления, доказательства относительно связанности данного сельскохозяйственного продукта или товара с указанным регионом. При регистрации обозначений во внимание принимается принадлежность заявителя к Европейскому союзу. В связи с этим если заявитель является производителем в Европейском союзе, то заявление направляется в национальное ведомство государства заявителя. Если же заявитель не является производителем в ЕС, а его обозначение охраняется в стране происхождения заявителя, то заявление подается непосредственно в Комиссию ЕС или через национальное ведомство. Иными словами, правовая охрана географическим указаниям и наименованиям мест происхождения может представляться как заявителям стран-участниц, так и заявителям третьих стран, в которых географические указания и наименования мест происхождения уже охраняются в соответствии с национальным законодательством. Период проведения проверки заявленного обозначения на соответствие требованиям Регламента не может превышать 12 месяцев. В случае положительного результата проверки заявка вместе со спецификацией публикуется в Официальном журнале Европейского союза. В течение 6 месяцев с даты официальной публикации любое лицо (страна, физическое или юридическое лицо) может подать возражение против регистрации заявленного обозначения в качестве географического указания или наименования места происхождения. При отсутствии возражений производится регистрация географического указания или наименования места происхождения. Регламентом устанавливается процедура, в соответствии с которой по запросу заинтересованных групп производителей разрешено вносить изменения в спецификацию в связи с технологическим прогрессом или изменения обозначения товара в сравнении с тем, что было указано в спецификации, на основе которой была предоставлена правовая охрана.

--------------------------------

<1> Данный Регламент заменил ранее действовавший Регламент N 2081/92.

 

Регламент проанализирован несколько подробнее, чем положения других документов, поскольку он отражает значительный опыт ЕС в предоставлении правовой охраны географическим указаниям и наименованиям мест происхождения как на региональном, так и на национальном уровнях, в том числе одновременно. Следует отметить, что европейский опыт был принят во внимание при подготовке Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза, вступление в силу которого ожидается в недалеком будущем. Этим договором предусматривается предоставление правовой охраны наименованию места происхождения товара на территории всех государств - членов ЕАЭС на основании одной заявки, подаваемой в одно из патентных ведомств государств - членов ЕАЭС.

Способы охраны географических указаний. Географические указания охраняются в различных странах в соответствии с разными правовыми традициями в рамках определенных исторических и экономических условий.

Существует три основных способа охраны географических указаний a) посредством предоставления так называемых прав особого рода (sui generis systems); b) посредством предоставления правовой охраны коллективным знакам или сертификационным знакам; c) посредством способов, фокусирующихся на бизнес-практике, включая административные схемы стандартизации (иной регламентации) продукта. Названные способы различаются, в частности, по условиям предоставления защиты, по объему предоставляемой охраны. Вместе с тем такие способы, как sui generis и коллективные знаки или сертификационные знаки, имеют несколько общих черт. Они устанавливают права на коллективное использование обозначений для тех, кто соблюдает определенные стандарты (требования).

Sui generis systems (уникальные системы защиты). В некоторых юрисдикциях географические указания могут защищаться через такую систему, которая применяется исключительно к ним. При этом устанавливается (предоставляется) специальное право, право sui generis. Оно независимо от права на товарный знак и любого другого права на интеллектуальную собственность. Способ охраны sui generis в Европейском союзе используется применительно к вину и алкоголю, сельскохозяйственным и продовольственным продуктам. Этот же способ охраны используется в Индии, Швейцарии, Андском сообществе стран, в ряде африканских стран, входящих в Африканскую организацию по интеллектуальной собственности. Тем не менее широкое использование данного способа не привело к появлению единого термина, охватывающего такие термины, как "наименования происхождения", "защищенные наименования происхождения" или просто "географические указания", которые в разных законодательствах трактуются по-разному.

По общему правилу предоставление правовой охраны обозначению осуществляется на основании специальной регистрации в уполномоченном национальном органе в случае подачи заявления о регистрации обозначения и, соответственно, предоставлении права sui generis. Такое заявление должно содержать:

- указание границ географического региона, откуда продукт происходит;

- описание свойств продукта, его качества;

- стандарты продуктов, которые правообладатели (пользователи права) должны соблюдать.

В некоторых юрисдикциях связь между характеристикой продукта и географическим регионом, откуда происходит продукт, должна быть подтверждена различного рода доказательствами.

Кроме того, система охраны sui generis обычно требует последующей проверки и контроля за соблюдением требований (стандартов) пользователем географического указания.

Действие прав sui generis защищает как минимум против любого использования географического указания, которое может ввести потребителей в заблуждение относительно истинного географического происхождения товара, а также защищает против недобросовестной конкуренции. Географические указания идентифицируют вина и алкоголь, которые защищены от использования любым неуполномоченным на использование лицом, даже тогда, когда незаконное использование географического указания не рассматривается как акт недобросовестной конкуренции. В некоторых юрисдикциях в качестве географических указаний sui generis дополнительно защищаются и другие виды товаров.

Вторым распространенным способом охраны географических указаний является их охрана посредством придания им в установленном порядке статуса коллективного или сертификационного знака (иногда гарантированного знака). В частности, коллективные знаки применяются для охраны географических указаний в Австралии, Канаде, Китае, США. И в первом и во втором случае возможно использование географических указаний значительным числом производителей. Но в случае коллективного знака такие производители и, соответственно, пользователи должны входить в ассоциацию, которой принадлежит право на коллективный знак. Во втором случае пользователем может быть любое лицо-производитель, соблюдающее требования, установленные правообладателем сертификационного знака. В качестве примеров можно привести комбинированное обозначение со словесным элементом IDAHO POTATO для картофеля, выращиваемого в штате Айдахо, США; комбинированное обозначение со словесным элементом PUER - для черного чая из провинции Yunnan, Китай <1>.

--------------------------------

<1> Geographical Indications. An Introduction // http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/geographical/952/wipo_pub_952.pdf.

 

Еще одним широко распространенным способом охраны географических указаний является их "косвенная" охрана посредством норм законов о пресечении недобросовестной конкуренции, о защите прав потребителей, о маркировке продукции. Косвенный характер такой охраны выражается в том, что нормы вышеназванных законов не содержат прямых установлений, направленных на охрану или защиту географических указаний. Вместе с тем на основе таких законов могут издаваться акты, пресекающие несанкционированное использование географических указаний.

Для охраны географических указаний используются и другие способы, изначально основанные на деятельности бизнес-сообщества. Так, например, для упоминавшегося выше географического указания Valedos Vinhedos производителями вина первоначально была создана Ассоциация производителей вин долины dos Vinhedos (Aprovale). Ассоциацией был осуществлен ряд инициатив, которые привели к регистрации различных географических указаний в регионе. Одним из нормативных актов Ассоциации является так называемый Кодекс поведения. Этот документ устанавливает технические руководящие принципы, которые должны соблюдать местные производители в целях соответствия производимой ими продукции установленному Ассоциацией стандарту. Ассоциация осуществляет мероприятия, направленные на сохранение секретов производства, связанных с производством вина, маркируемого географическим указанием Valedos Vinhedos. Спустя год после создания Ассоциации Бразилия ввела национальную правовую охрану географических указаний, и в 2001 г. Valedos Vinhedos (и его аббревиатура I.P.V.V.) стало одним из первых зарегистрированных географических указаний Бразилии. Предоставление охраны географическому указанию для местной продукции повысило инвестиционную привлекательность провинции. Кроме того, эта охрана позволяет бороться с недобросовестными производителями и с подделками товара.

Интересен также подход к охране некоторых географических указаний в Республике Молдова. В соответствии с Законом Республики Молдова от 18 июля 2003 г. к национально-культурному достоянию Республики Молдова отнесены не только широко известные винные подвалы Cricova, но и вино, индивидуализируемое этим географическим указанием <1>.

--------------------------------

<1> http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=312811&lang=2; Закон Республики Молдова от 28 июля 2005 г. N 199-XVI "О предоставлении статуса объекта национально-культурного достояния Республики Молдова имуществу государственного предприятия "Combinatul de Vinuri de Calitate  // http://www.wipo.int/wipolex/ru/profile.jsp?code=MD.

 

Нередко для охраны географического указания используются сразу несколько видов индивидуализирующих обозначений. Например, для итальянского географического указания Parmigiano Reggiano в самой Италии используется такой вид, как appellation of origin, а в Европейском Союзе - protected designation of origin. Кроме того, словосочетание Parmigiano Reggiano зарегистрировано в качестве словесного коллективного знака в виде точек, образующих слова, данный коллективный знак особым образом наносится на сами головки сыра. Географическое указание Parmigiano Reggiano входит в качестве словесного элемента в комбинированное обозначение (лейбл), размещаемое на верхней части головки сыра, это комбинированное обозначение является зарегистрированным товарным знаком. Еще один пример - географическое указание для вина Rioja, в Испании оно охраняется как appellation of origin, а в Европейском союзе как protected designation of origin. Кроме того, словесный элемент Rioja входит в зарегистрированный коллективный знак и в "обычный" товарный знак.

 

§ 3. Понятие и сущность наименования места

происхождения товара

 

Наименования мест происхождения товаров, как и товарные знаки, индивидуализируют товар. Как по выполняемым функциям, так и по форме выражения наименование места происхождения товара из всех регулируемых Кодексом средств индивидуализации наиболее близко к словесным товарным знакам. При этом имеется и целый ряд отличий. Товарный знак служит для обозначения связи товара с определенными производителями <1>. В случае наименования места происхождения товара индивидуализируются (выделяются) товары, обладающие особыми свойствами по сравнению со свойствами других однородных товаров. Такие особые свойства товара должны быть обусловлены местом его происхождения. По мнению О.Ю. Шилохвоста, указанными отличиями в конечном счете предопределяются и все особенности, характеризующие правовой режим наименования места происхождения товара <2>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского; вступ. ст. В.Ф. Яковлева; Иссл. центр частн. права. М.: Статут, 2008 (автор комментария - О.Ю. Шилохвост).

<2> Там же. С. 681.

 

Использование в качестве индивидуализирующего средства указания на место производства (происхождения) товара началось гораздо раньше, чем использование фирменного наименования или товарного знака.

Определение наименования места происхождения товара, впервые для российского законодательства появившееся в Законе о товарных знаках, было максимально приближено к определению, содержащемуся в ст. 2 Лиссабонского соглашения об охране наименований происхождения товаров и их международной регистрации. В этом Соглашении под наименованием места происхождения понимается географическое название страны, района, области или местности, качества и свойства товара которого определяются исключительно или преимущественно географической средой, включая природные и (или) людские факторы.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 1516 ГК РФ охраняемым наименованием места происхождения товара является обозначение, представляющее собой или содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Следует отметить два исключения из этого общего определения и, соответственно, из общего подхода к предоставлению обозначениям правовой охраны в качестве наименований мест происхождения товаров.

Первое исключение. В качестве наименования места происхождения товара может охраняться обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта. При этом такое обозначение не содержит собственно наименования этого географического объекта, но стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Так, например, широко известен греческий сыр FETA (Фета), это обозначение является охраняемым в ЕС географическим указанием, но это обозначение не представляет собой название какого-либо географического объекта в Греции, а само название Греции также отсутствует в охраняемом географическом указании; аналогичная ситуация в отношении сыра MOZZARELLA (Моцарелла) - обозначение охраняется в качестве географического указания для сыра, производимого в регионах южной Италии, в частности в регионе Компания.

Второе исключение. В качестве наименования места происхождения товара не может охраняться обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства. Так, например, хорошо известен сыр "Костромской". Очевидно, что обозначение "Костромской" связано с названием города Кострома. Свойства этого сыра отличаются от свойств сыров других видов, например, "Пошехонского", "Голландского". Но вид сыра с названием "Костромской" уже многие десятилетия выпускается многими производителями в разных регионах России. И их продукция, несмотря на похожие вкусовые свойства, все-таки различается в том числе и из-за свойств используемого при его изготовлении молока; в свою очередь, свойства молока обусловливаются свойствами травы, корма, которым питаются коровы, приносящие это молоко.

Охраняемому в России наименованию места происхождения товара присущ ряд обязательных признаков.

Во-первых, оно обязательно должно являться наименованием определенного географического объекта (за исключением случая, подобного описанному выше; в зарубежной практике известны аналогичные случаи, например обозначение Камамбер (Camembert) стало видовым обозначением, но обозначение Camembert de Normandie является охраняемым географическим указанием для сыров, производимых в Нормандии (Франция).

Во-вторых, должна существовать связь этого наименования с товаром, обладающим особыми свойствами.

В-третьих, должна существовать характерная для данного географического объекта географическая среда (под которой понимаются природные условия и (или) людские факторы).

В-четвертых, должна прослеживаться зависимость особых свойств товара от географической среды.

В-пятых, определенные товары (т.е. товары с особыми свойствами) производятся в рассматриваемой географической местности <1>.

--------------------------------

<1> Этот признак предлагает В.О. Калятин, с которым можно согласиться. См.: Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): Учебник для вузов. М.: Норма, Инфра-М, 2000.

 

В качестве наименования географического объекта выступает наименование определенной территории. Такой определенной территорией может быть территория всей страны, какой-то ее части, местности, населенного пункта (городского или сельского поселения) или другого географического объекта. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" "географические объекты - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением, целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края; области, города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5718.

 

Дискуссия. А.Л. Маковский полагает, что для целей применения п. 1 ст. 1516 ГК РФ значение имеет только общая часть вышеприведенного определения - это должны быть "относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли, кроме того, для этих целей не могут использоваться наименования географических объектов, "существовавших" прежде, но с течением времени исчезнувших, объектов слишком крупных для того, чтобы они могли порождать "особые свойства" определенного товара (материков, океанов, краев, областей), объектов, представляющих собой искусственные технические сооружения (мосты, аэропорты, дороги и т.п.)" <1>. В целом с указанным мнением можно согласиться, но представляется, что в определенных случаях названия крупных и не очень краев или областей, например, с одинаковыми природными условиями, могут использоваться в качестве наименований мест происхождения товаров или их частей. В качестве релевантных примеров можно привести охраняемые наименования мест происхождения товаров "Башкирский мед", "Адыгейский сыр", "Вологодское масло".

--------------------------------

<1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой (постатейный) / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М.: Юридическая фирма "Контракт"; "Инфра-М", 2009 (автор комментария - А.Л. Маковский). С. 721 - 722.

 

Из содержащегося в законе определения наименования места происхождения товара следует, что в качестве такового могут быть зарегистрированы различного рода производные - "Каслинское литье" (от Касли), "Ессентуки N 17", "Рязанские узоры", "Башкирский мед", "Бурзянский бортевой мед", "Коелгинский мрамор" (с. Коелга), "Воронежский хлеб", "Рудненский тан", "Скопинская керамика", "Оренбургский пуховый платок".

Дискуссия. По мнению О.А. Городова, "указание на географический объект свидетельствует о том, что данное обозначение соответствует современному или историческому наименованию страны, населенного пункта, местности или иной территории в существующих или существовавших границах вне зависимости от размера указанной территории, например: "якутские алмазы", "цейлонский чай", "брюссельские кружева" <1>. В отношении данной позиции также представляется необходимым высказать мнение о том, что размер территории, название которой может использоваться в качестве наименования места происхождения товара, имеет значение. Наименования мест происхождения товаров или географические указания, в которых используется название государства, чрезвычайно редки, поскольку, как правило, в разных частях территории государства природные и людские факторы, обусловливающие появление (производство) товара с одинаковыми особыми свойствами, значительно разнятся. В числе таких редких примеров -  de Colombia (для кофе), Swiss made (для часов).

--------------------------------

<1> Городов О.А. Право промышленной собственности. С. 127. Электронная версия. 2014 (http://www.studfiles.ru/preview/4366161).

 

В рамках этого признака следует также иметь в виду установленную законом возможность охраны в качестве наименования места происхождения товара не только современного, но и исторического наименования ныне существующего географического объекта. Кодекс упоминает в качестве видов наименований мест происхождения товаров также официальные и неофициальные, полные и сокращенные обозначения соответствующего объекта.

По мнению О.А. Рузаковой, которое основано на положениях Федерального закона "О наименованиях географических объектов" <1> и с которым следует согласиться, географическим объектам могут присваиваться имена лиц, непосредственно принимавших участие в открытии, изучении, освоении или основании географических объектов <2>. Соответственно, названия таких географических объектов могут быть положены в основу наименования места происхождения товара. В связи с этим следует указать на зарегистрированное наименование места происхождения товара "Смирновская" для минеральной воды (рег. N 110, Железноводское месторождение минеральных вод, скважина N 69-бис). Это наименование не связано с названием какого-либо географического объекта, а является производным от фамилии врача, директора Кавказских минеральных вод С.А. Смирнова, выявившего целебные свойства воды для лечения желудочных заболеваний <3>. Примерно такая же ситуация в отношении наименования места происхождения товара "Славяновская" (рег. N 50, Железноводское месторождение минеральных вод) <4>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5718.

<2> Рузакова О.А. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Экзамен, 2007. С. 675.

<3> Смирновский источник // http://www.na-kmv.ru/component/option,com_kb/task,article/article,178.

<4> Славяновский источник // http://www.na-kmv.ru/component/option,com_kb/task,article/article,180/.

 

Следующий признак, включенный в определение наименования места происхождения товара, это признак известности обозначения, представляющего собой или содержащего наименование географического объекта. Признак "известности" основан на положении Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации, отмечающем, что страной происхождения является страна, район или местность страны, названия которых составляет наименование места происхождения товара, создавшее данному товару его известность. Таким образом, известность является результатом использования обозначения в отношении конкретного товара, обладающего особыми свойствами. О необходимости наличия этого признака для регистрации обозначения в качестве наименования места происхождения товара свидетельствует то, что данный объект связан с традиционным производством, получившим широкую известность за счет особых свойств товара. Справедливо отмечается, что "известность ("вжитость") есть результат использования обозначения, представляющего собой или содержащего наименование географического объекта" <1>. Эти особые свойства должны быть возникшими, утвердившимися и постоянными для потребителя задолго до подачи заявки изготовителем товара.

--------------------------------

<1> Корчагин А.Д., Орлова В.В., Горленко С.А. Правовой комментарий к Закону РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" // Интеллектуальная собственность. Документы и комментарии. 2004. N 2 - 3. С. 100.

 

Наименование места происхождения товара охраняется только в словесной форме, в которой должно содержаться указание о том, что товар происходит с данной территории <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского; вступ. ст. В.Ф. Яковлева; Иссл. центр частн. права. М.: Статут, 2008. С. 684 (автор комментария - О.Ю. Шилохвост).

 

Особо необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев известным является не только и не столько само наименование географического объекта, а производное (слово или словосочетание) от него - вологодское кружево, ростовская финифть, красносельская скань и др.

Что касается особых свойств - такие свойства обусловливают уникальность товара и, соответственно, отличие этого товара от аналогичных товаров. При этом следует иметь в виду, что речь должна идти не о лучшем качестве, а об отличии от других товаров свойствами, определяемыми местом его происхождения. Так, например, у пряников есть сладкий вкус, но у тульских пряников, произведенных в г. Туле, вкус существенно отличается от пряников с повидлом, произведенных в других географических районах. Особые свойства товара должны быть стабильными. С течением времени они могут меняться лишь в самой незначительной степени. Наименование места происхождения должно быть привязано к этим особым свойствам. Эта связь должна носить стабильный и постоянный характер <1>.

--------------------------------

<1> Городов О.А. Право промышленной собственности (http://www.studfiles.ru/preview/4366161).

 

При применении третьего признака наименования места происхождения товара, относящегося к характерной географической среде, рассматривают одну или две составляющих - природные условия и (или) людские факторы. К природным условиям относят климат, почвенный состав, состав воды, среднегодовое количество солнечных дней, среднегодовую температуру воздуха, расположение географического объекта относительно уровня моря и др.

В литературе отмечается, что отечественному правопорядку и юридической лексике неизвестно сколько-нибудь определенное содержание понятия "людские факторы". Однако законодатель сохранил в Кодексе ссылку на "людские факторы", имея в виду, что это выражение за последние годы вошло в научный и профессиональный оборот и прочно связано с этим средством индивидуализации <1>. К людским факторам относят профессиональный опыт (в том числе профессиональные навыки), культуру, специальные технологии, секреты производства, специальные рецептуры и др. Указывают также на традиции, культуру производства, сохраняемые в данной местности и передаваемые проживающими здесь людьми из поколения в поколение <2>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского; вступ. ст. В.Ф. Яковлева; Иссл. центр частн. права. М.: Статут, 2008. С. 682 (автор комментария - О.Ю. Шилохвост).

<2> См.: Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): Учебник для вузов. М., 2000. С. 351; Павлова Е.А. Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг (гл. 57) // Гражданское право Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.Н. Садикова. Т. 2. М., 2007. С. 583.

 

Признак зависимости особых свойств товара от географической среды является одним из важных. Как показывает практика, имеются значительные сложности в его установлении, в доказательстве такой зависимости. Следует иметь в виду, что в одних случаях на формирование особых свойств товара воздействие оказывают только природные условия (помимо названных выше - рельеф местности, ветры и дожди, влажность и чистота воздуха, состав почвы и т.д. и т.п.) <1>. В подобных случаях принято говорить о так называемых естественных наименованиях мест происхождения товаров (минеральные воды "Ессентуки", "Горячий ключ", "Полюстрово"; карельская береза, краснодарский чай <2>, астраханские арбузы.

--------------------------------

<1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой (постатейный) / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц (автор комментария - А.Л. Маковский). С. 724.

<2> Городов О.А. Право промышленной собственности: Учебник для вузов. С. 128 (http://www.studfiles.ru/preview/4366161).

 

В других случаях особые свойства товара определяются людскими факторами, например профессиональным опытом, передаваемым из поколения в поколение, составляющими его профессиональными и специфическими навыками и умениями, секретами производства (специальные технологии, особые рецептуры и т.д.) - речь может идти, например, о хохломской росписи, вологодских кружевах.

Как показывает мировая практика, наименования мест происхождения товаров этого последнего вида достаточно легко получают широкое территориальное распространение и превращаются в видовые обозначения. Например, вологодское масло, швейцарский сыр, английский пластырь, полтавская колбаса, берлинская лазурь и др. <1>. Отметим, что в 2002 г. действие правовой охраны наименования места происхождения товара "Вологодское масло" (рег. N 27) было прекращено, но в 2005 г. она была восстановлена.

--------------------------------

<1> Рузакова О.А. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Экзамен, 2007. С. 676.

 

В большинстве случаев особые свойства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: