Глава 7. Правовая охрана фирменных наименований

 

§ 1. Общие положения

 

С точки зрения современного российского законодательства фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица, под которым оно выступает в гражданском обороте.

В соответствии с законодательством об интеллектуальных правах основная функция фирменных наименований - индивидуализировать в глазах третьих лиц конкретное юридическое лицо. С одной стороны, они формируют у третьих лиц ассоциативный ряд между конкретным обозначением (при использовании его в гражданском обороте в отношении конкретных товаров, работ или услуг) и правообладателем, защищая интересы потребителей, помогая им узнавать деятельность конкретного юридического лица из числа занимающихся аналогичной деятельностью. С другой - они защищают репутацию правообладателей, помогают правообладателям информировать потребителей о своей деятельности, рекламировать их.

В этом смысле индивидуализирующая функция фирменных наименований очень похожа на аналогичную функцию товарных знаков (которые, правда, индивидуализируют не юридическое лицо, а товары, работы и услуги, но также призваны создавать у потребителей определенные ассоциативные связи).

Вместе с тем нельзя не отметить и еще одну функцию фирменного наименования (аналог которой отсутствует у товарных знаков), не связанную с законодательством об интеллектуальных правах, - идентификационную.

Фирменное наименование - одна из характеристик юридического лица, использующаяся для определения того, о каком юридическом лице идет речь. Под своим фирменным наименованием юридическое лицо - коммерческая организация - осуществляет свою деятельность, приобретает и осуществляет права и обязанности. И в этом фирменное наименование похоже на имя физического лица.

Долгое время применительно к фирменным наименованиям юридических лиц одним из самых спорных оставался вопрос о том, с какого момента юридическое лицо обретает свое фирменное наименование и, соответственно, с какого момента этому фирменному наименованию предоставляется охрана. Причиной тому была нечеткая редакция п. 4 ст. 54 ГК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г., согласно которой исключительное право использования фирменного наименования имело юридическое лицо, "фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке". Из этой формулировки нередко делался вывод о том, что фирменное наименование юридического лица должно регистрироваться в каком-то особом, отличном от регистрации самого юридического лица, порядке.

При этом в ст. 8 Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г., далее - Парижская конвенция) в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, имеющей приоритет над национальным законодательством, определено, что фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

Судебная практика по этому вопросу обрела единообразие лишь в конце 2007 г., незадолго до вступления в силу части четвертой ГК РФ и внесения изменений в текст ст. 54 этого Кодекса. В п. 16 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 (далее - Обзор N 122) с учетом п. 10 Положения о фирме, утвержденного Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 г. и действовавшего на территории Российской Федерации в части, не противоречившей ГК РФ, до 1 января 2008 г. (далее - Положение о фирме), было указано, что поскольку специальная процедура регистрации фирменного наименования не разработана, такое наименование не подлежит особой регистрации независимо от регистрации самого юридического лица.

В настоящее время ст. 1473 ГК РФ прямо устанавливает, что фирменное наименование определяется в учредительных документах юридического лица и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица, а в п. 2 ст. 1475 ГК РФ отмечено, что исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

В п. 5 ст. 54 ГК РФ также отмечено, что фирменное наименование юридического лица указывается в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в Едином государственном реестре юридических лиц.

Следует отметить, что норма о включении фирменного наименования в Единый государственный реестр юридических лиц именно при государственной регистрации юридического лица не безупречна.

Очевидно, что при изменении фирменного наименования после начала деятельности юридического лица возникает новое право - на новое наименование. При этом оно возникает не с даты государственной регистрации юридического лица, а с даты государственной регистрации соответствующих изменений.

При этом судебная практика исходит из того, что хотя фирменное наименование охраняется целиком, включая указание на организационно-правовую форму юридического лица, изменение только организационно-правовой формы не приводит к возникновению нового фирменного наименования с новой даты регистрации (см., например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 11 марта 2014 г. по делу N А04-4420/2013, п. 3 Справки о некоторых вопросах, возникающих при применении положений § 1 гл. 76 ГК РФ судом по интеллектуальным правам как судом кассационной инстанции, утвержденной Постановлением Президиума Суда по интеллектуальным правам от 4 сентября 2015 г. N СП-23/25 (далее - Справка о фирменных наименованиях)).

В соответствии с положениями п. 2 ст. 1475 ГК РФ исключительное право на фирменное наименование прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ не только в связи с прекращением юридического лица, но и при изменении его фирменного наименования.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции фирменное наименование охраняется во всех странах Союза. Следовательно, в Российской Федерации подлежат охране в том числе и иностранные фирменные наименования, на что специально было обращено внимание в п. 61 Постановления N 5/29. Фирменное наименование иностранного юридического лица на территории Российской Федерации подлежит правовой охране с даты регистрации юридического лица по праву страны Союза <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление Президиума СИП от 2 февраля 2015 г. по делу N СИП-674/2014.

 

§ 2. Субъекты охраны

 

Обладателем исключительного права на фирменное наименование может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (п. 4 ст. 54 и п. 1 ст. 1473 ГК РФ).

Статьей 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческая организация также имеет наименование, причем требования к наименованию некоммерческих организаций близки по своему содержанию к требованиям, предъявляемым ГК РФ к фирменным наименованиям. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Вместе с тем наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана, установленная § 1 гл. 76 ГК РФ. Правила, предусмотренные для фирменных наименований, на некоммерческие организации не распространяются. На это обращено внимание, в частности, в п. 58.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 5/29).

Очевидно, что функции фирменного наименования коммерческой организации и наименования некоммерческой организации схожи - в обоих случаях речь идет об индивидуализации юридического лица. При этом в обоих случаях индивидуализация может иметь место при участии юридического лица в гражданском обороте, учитывая, что в силу п. 4 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Вместе с тем ГК РФ это не учитывает и не предполагает применение к некоммерческим организациям правил, относящихся к коммерческим организациям.

Так, за защитой права на фирменное наименование обратилось частное образовательное учреждение "Частная общеобразовательная школа "Ступени" <1>.

--------------------------------

<1> Дело N СИП-310/2014 (Постановление Президиума СИП от 21 ноября 2014 г.).

 

Суд отметил, что на момент создания школы действовало постановление Положения о фирме, согласно п. п. 1 - 5 и 8 которого право исключительного использования фирменного наименования принадлежало и коммерческим, и некоммерческим организациям. С момента введения в действие ч. 4 ГК РФ (1 января 2008 г.) исключительное право на фирменное наименование закреплено только за юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями (ст. 1225, п. 1 ст. 1473 ГК РФ). Наименование некоммерческой организации не является объектом интеллектуальной собственности по смыслу главы четвертой ГК РФ, право на него не может защищаться способами, предусмотренными названной главой, такая некоммерческая организация имеет исключительное право его использования (не в качестве объекта интеллектуальных прав) лишь на основании Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Это, однако, не означает, что наименования некоммерческих организаций беззащитны и, например, что при столкновении в гражданском обороте наименования некоммерческой организации, появившейся раньше, и фирменного наименования коммерческой организации, имеющего более позднюю дату приоритета, преимущество будет отдано фирменному наименованию лишь в силу того, что на него распространяется исключительное право, предусмотренное частью четвертой ГК РФ.

Право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений ст. 10 ГК РФ, Федерального закона "О защите конкуренции", ст. 10bis Парижской конвенции. Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных § 4 гл. 76 ГК РФ.

На возможность защиты права на наименование некоммерческой организации от злоупотребления правом обращено внимание в Определении Верховного Суда РФ от 11 июля 2017 г. по делу N 53-КГ17-12.

В рамках этого дела благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями "ПОДАРИ ЖИЗНЬ" обратился с иском к некоммерческой организации благотворительный фонд "Подари жизнь" о запрете использования словосочетания в наименовании некоммерческой организации.

Суды нижестоящих инстанций в удовлетворении заявленных требований отказали, сославшись на то, что наименование некоммерческой организации не является фирменным наименованием в смысле части четвертой ГК РФ и не подлежит защите по правилам этой части.

Верховный Суд РФ указал на возможность для защиты права на наименование некоммерческой организации применения положений ст. 10 ГК РФ. Кроме того, обращено внимание на то, что само по себе то обстоятельство, что наименование некоммерческой организации не является средством индивидуализации в смысле части четвертой ГК РФ, не лишает некоммерческую организацию предусмотренного Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" исключительного права на такое наименование и возможности судебной защиты этого права. Этим Законом не предусмотрены специальные способы защиты права некоммерческой организации на наименование. С учетом этого могут быть применены общие меры защиты, предусмотренные гражданским законодательством, в том числе такая мера, предусмотренная ст. 12 ГК РФ, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 

§ 3. Требования к фирменным наименованиям

 

1. Каждая коммерческая организация должна иметь одно полное фирменное наименование, включающее в себя указание на организационно-правовую форму (обязательную часть), и так называемую произвольную часть, т.е., собственно говоря, придуманное название организации.

Кроме того, юридическое лицо вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

В отличие от товарных знаков, форма существования которых может быть различной (как традиционной - словесной, изобразительной, объемной, комбинированной, так и нетрадиционной - например, звуковой, цветовой, световой, в виде запаха и т.п.), фирменные наименования могут существовать только в словесной форме. На это обращено внимание, в частности, в Определении Верховного Суда РФ от 28 октября 2015 г. N 300-ЭС15-8916 по делу N СИП-670/2014.

Наименование "на русском языке" не должно обязательно состоять только и исключительно из слов, имеющихся в русском языке. Допускаются названия как состоящие из чисел, так и из фантазийных (придуманных) слов или не носящих смысловой нагрузки буквосочетаний в русской транскрипции (т.е. написанных кириллицей).

Если полное наименование на русском языке - обязательный атрибут любой коммерческой организации, то возможность иметь сокращенное наименование на русском языке, наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках - право, но не обязанность юридического лица.

Закон не ограничивает юридические лица в количестве наименований на разных языках (главное, чтобы на каждом языке существовало не более одного полного и одного сокращенного фирменного наименования). Так, одно юридическое лицо может иметь фирменное наименование на русском, татарском, французском, английском и, например, японском языках.

В практической плоскости возможность иметь фирменные наименования на различных языках у юридических лиц вызывала вопрос о том, каким образом эти наименования фиксируются, поскольку в формах регистрации юридических лиц указывается только одно фирменное наименование - на русском языке.

Судебная практика. Как отмечено в решении Суда по интеллектуальным правам <1>, в рамках которого проверялся на соответствие ГК РФ Приказ Федеральной налоговой службы России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", в формах регистрации юридических лиц указывается лишь наименование на русском языке. Вместе с тем учредительные документы юридического лица включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и являются его составной частью. С учетом этого указанные в учредительных документах полное и (или) сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также фирменные наименования на иностранных языках и языках народов Российской Федерации также считаются зарегистрированными и в отношении них также действует правовая охрана.

--------------------------------

<1> Решение СИП от 21 ноября 2014 г. по делу N СИП-671/2014.

 

Нельзя не отметить, что лишь одно наименование - на русском языке - указывается в регистрационных формах. В выписке из ЕГРЮЛ на конкретное юридическое лицо также указывается лишь фирменное наименование на русском языке.

С этой точки зрения реестр фирменных наименований является не вполне публичным - для того, чтобы ознакомиться с фирменными наименованиями российских коммерческих организаций, существующими (и охраняемыми) на языках, отличных от русского, требуется проверять учредительные документы этих организаций. Ввиду этого нарушение исключительного права на фирменное наименование, так же как и нарушение исключительного права на иные средства индивидуализации (а равно и на результаты интеллектуальной деятельности), может быть невиновным по крайней мере в случае использования фирменного наименования на языке, отличном от русского.

2. Прежде чем переходить, собственно говоря, к требованиям, предъявляемым к фирменным наименованиям, следует сказать о требовании, которое к ним не предъявляется.

В отличие от результатов интеллектуальной деятельности, в основе существования большинства из которых лежит критерий творчества (новизны для объектов патентного права), к фирменным наименованиям, как и к другим средствам индивидуализации, критерий творчества применению не подлежит и при регистрации фирменного наименования (в ходе регистрации самого юридического лица) не проверяется.

При этом безусловно, что фантазийные, придуманные фирменные наименования сильнее всего выполняют свою индивидуализирующую функцию и лучше запоминаются потенциальными контрагентами правообладателей.

3. К фирменным наименованиям предъявляется ряд требований, которые условно можно разделить на две группы: связанные и не связанные с исключительным правом на фирменное наименование иных лиц.

Требования, связанные с исключительным правом иных лиц на фирменное наименование, раскрыты в ст. 1474 ГК РФ (подробнее об этом - в разделе о нарушении исключительного права на фирменное наименование).

Основные требования, не связанные с правами третьих лиц, обозначены в ст. 1473 ГК РФ.

3.1. Фирменное наименование не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности юридического лица. Этот запрет вызван, с одной стороны, тем, что фирменное наименование призвано индивидуализировать юридических лиц при том, что род деятельности юридического лица индивидуализирующей функцией не обладает. С другой стороны, он направлен на то, чтобы не дать возможности получать необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности юридическим лицам, которые могли бы первыми "монополизировать" указания в своих наименованиях рода деятельности, если бы это допускалось.

На первый взгляд запрет включения в фирменное наименование слов, обозначающих род деятельности юридического лица, очень схож с основным требованием, предъявляемым к товарным знакам, - требованием наличия у них различительной способности.

Вместе с тем эта параллель по меньшей мере не точна.

Главным отличием является то, что этот запрет уже, чем требование различительной способности, предъявляемое к товарным знакам.

Так, в п. 34 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила N 482), отмечено, что к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся:

- простые геометрические фигуры, линии, числа;

- отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово;

- общепринятые наименования;

- реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;

- сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.

К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.

Кроме того, с одной стороны, самостоятельные, но с другой стороны, часто являющиеся свидетельством отсутствия различительной способности обозначения обстоятельства приведены для товарных знаков в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 1483 ГК РФ. Не охраняются обозначения:

- состоящие только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, или

- состоящие только из элементов, являющихся общепринятыми символами и терминами, или

- состоящие только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта, или

- состоящие только из элементов, представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Отдельные вышеприведенные примеры обозначений, не обладающих различительной способностью, являются лишь изобразительными, которым может быть предоставлена правовая охрана как товарным знакам, но которые не могут охраняться как фирменные наименования.

Вместе с тем фактически из словесных обозначений, не обладающих различительной способностью, необходимой для их регистрации в качестве товарного знака, в качестве фирменных наименований не могут использоваться только те, которые характеризуют род деятельности юридического лица, - аналог подп. 3 п. 1 ст. 1483 ГК РФ.

В произвольной части фирменных наименований, в отличие от товарных знаков, могут быть использованы, например, термины или лишенные семантического значения буквосочетания.

По сути, обеспечение выполнения фирменным наименованием индивидуализирующей функции достигается не требованием о наличии различительной способности наименования в широком смысле, а правилами, определяющими содержание исключительного права и недопустимость сосуществования двух тождественных или сходных до степени смешения фирменных наименований фирменного наименования юридических лиц, осуществляющих аналогичную деятельность (подробнее об этом - в разделе о нарушении исключительного права на фирменное наименование).

Положения ГК РФ не определяют порядок применения запрета на использование в фирменном наименовании лишь слов, указывающих на род деятельности юридического лица, при регистрации юридических лиц (и возникновении исключительного права на фирменное наименование).

Применительно к этому запрету при регистрации юридического лица необходимо руководствоваться общими нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который в силу подп. "ж" п. 1 ст. 23 допускает отказ в государственной регистрации юридического лица в случае несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

В случае если юридическое лицо было зарегистрировано, несмотря на его несоответствие указанному запрету, представляется, что может быть применен п. 2 ст. 25 этого Закона, который предоставляет регистрирующему органу право обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

3.2. "Произвольная" часть фирменного наименования не может включать в себя в том числе иноязычные слова, представляющие собой термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовую форму юридического лица. Данный запрет также призван обеспечить выполнение фирменным наименованием индивидуализирующей функции.

3.3. В названия юридических лиц не должны включаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; полные или сокращенные наименования общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Если причину введения части из указанных ограничений легко понять: так, например, запрет включения наименований органов власти установлен для того, чтобы не вводить в заблуждение иных участников гражданского оборота, то безусловный запрет на использование полных или сокращенных официальных наименований иностранных государств, а также слов, производных от таких наименований, вызывает сомнения.

Несомненно, цель этого запрета также состоит в том, чтобы не вводить в заблуждение участников гражданского оборота и не создавать у них впечатление, что они имеют дело с иностранным юридическим лицом (или российским юридическим лицом с иностранным участием). Вместе с тем данный запрет не имеет никаких ограничений. Даже в случае, если иностранным юридическим лицом, в названии которого в полном соответствии с законодательством страны создания этого юридического лица есть упоминание наименования государства, создается на территории Российской Федерации дочернее общество, в названии этого дочернего общества не может быть использована та часть названия материнской компании, которая является воспроизведением названия иностранного государства.

3.4. С 1 января по 11 ноября 2008 г. для коммерческих организаций, за исключением акционерных обществ, действовал безусловный запрет на включение в их фирменное наименование полного или сокращенного наименования Российской Федерации, а также слов, производных от таких наименований (для открытых акционерных обществ из такого запрета существовали исключения). В настоящее время включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, допускается, но только по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ.

В части ограничения на использование слов, производных от наименований "Российская Федерация" и "Россия", следует учитывать, что согласно позиции Верховного Суда РФ и ВАС РФ, выраженной в п. 58.3 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29, под таковыми понимаются слово "российский" и производные от него, но не слово "русский" (и производные от него). Таким образом, не требуется разрешения на использование в фирменном наименовании сокращений "рус..." и т.п.

Правила включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52.

3.5. При несоответствии фирменного наименования требованиям, перечисленным в п. п. 3 и 4 ст. 1473 ГК РФ, а также предусмотренным ст. 1231.1 ГК РФ, предусмотрена специальная процедура устранения нарушения - уже после регистрации юридического лица орган, осуществляющий такую регистрацию, вправе предъявить соответствующему юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

3.6. Помимо ст. 1473 ГК РФ иными законодательными актами также могут быть установлены специальные требования к фирменному наименованию коммерческих организаций. Возможность введения таких требований определена п. 4 ст. 54 ГК РФ.

Дополнительные требования к фирменным наименованиям установлены, в частности:

1) ст. 7 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности";

2) ст. 4.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации";

3) ст. 45 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";

4) ст. 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

5) ст. 15.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

6) ст. 5 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";

7) ст. 2.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах";

8) ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

9) ст. 6 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

10) ст. ст. 38 и 44 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";

11) ст. 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";

12) ст. 8 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах";

13) ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях";

14) ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах";

15) ст. 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

16) ст. 5 Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях";

17) ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте";

18) ст. 15 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе";

19) ст. ст. 9 и 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах";

20) ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах".

Статья 54 ГК РФ определяет, что аналогично использованию наименования государства, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации также может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования этих субъектов. Кроме того, полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ.

Применительно к отдельным видам юридических лиц специальные требования к фирменным наименованиям определены также в ст. ст. 66.3, 69, 82, 87, 96, 97, 106.2, 113 ГК РФ.

 

§ 4. Использование фирменного наименования

 

Содержание исключительного права на фирменное наименование традиционно для исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Оно заключается в возможности правообладателя использовать свое фирменное наименование в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет.

Наличие исключительного права у правообладателя использовать свое фирменное наименование означает запрет на такое использование третьим лицам.

Вместе с тем этот запрет носит не универсальный, а абсолютный характер.

Как отмечено в Типовом законе по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам конкуренции для развивающихся стран (разработанном Всемирной организацией по охране интеллектуальной собственности в 1967 г.), использование третьими лицами фирменного наименования допустимо, если в результате такого использования не вводятся в заблуждение третьи лица. При этом они не вводятся в заблуждение, если имеется существенное различие предприятий по предмету деятельности, если фирменное наименование известно лишь в пределах одной территории или если к общему элементу в фирменных наименованиях добавлены отличительные элементы, достаточные для различения одного предприятия от другого.

На основе и в развитие этих правил нарушением права на фирменное наименование по ГК РФ является использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения при одновременном соблюдении двух условий:

- если юридические лица осуществляют аналогичную деятельность;

- если фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее чем фирменное наименование первого юридического лица.

Сходство до степени смешения фирменных наименований - категория оценочная. Сходство определяется с точки зрения восприятия фирменных наименований возможными контрагентами соответствующих юридических лиц. Никаких четких критериев того, в каких случаях такое сходство может быть установлено, закон не содержит.

Следует учитывать, что сходство может быть установлено и у фирменных наименований организаций, имеющих различные организационно-правовые формы (см., например, п. 17 Обзора N 122), что представляется очевидным, поскольку в обороте решающее индивидуализирующее значение, конечно, имеет "произвольная часть" фирменного наименования (вместе с тем суды до указанного Обзора нередко исходили из того, что различие организационно-правовых форм двух юридических лиц безусловно свидетельствует об отсутствии сходства до степени смешения их фирменных наименований).

В отличие от товарных знаков правовой режим фирменных наименований не разделяет различные элементы фирменных наименований на охраняемые и неохраняемые. Охраняются все элементы фирменного наименования - и обязательная, и произвольная части. В произвольной части также охраняются любые слова.

Вместе с тем очевидно, что сила различных элементов, входящих в конкретное фирменное наименование (фактическая различительная способность каждого элемента), может быть различной. Эта сила каждого элемента подлежит учету не при решении вопроса о предоставлении или непредоставлении правовой охраны всему фирменному наименованию в целом, а при сравнении фирменных наименований, определении их сходства до степени смешения.

Судебная практика. Так, общество "Уральский региональный центр экономики и ценообразования в строительстве" обратилось в суд с исковым заявлением к обществу "Региональный центр ценообразования в строительстве по Республике Башкортостан" об обязании ответчика прекратить использование полного фирменного наименования в части словосочетаний "региональный центр ценообразования в строительстве", сходного до степени смешения с фирменным наименованием истца в указанной части при осуществлении определенных видов деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление СИП от 21 июля 2017 г. по делу N А07-1703/2016.

 

Судами было отмечено, что словосочетание "региональный центр ценообразования в строительстве" представляет собой указание на характер и род деятельности, является общепринятым термином, содержится в нормативных правовых актах федерального и регионального уровня.

Суд по интеллектуальным правам при рассмотрении кассационной жалобы обратил внимание на то, что словесные элементы, указывающие на род деятельности юридического лица, не могут быть предметом правовой охраны в силу предоставления возможности их использования всеми юридическими лицами, осуществляющими деятельность соответствующего рода. Таким образом, суд фактически признал этот словесный элемент неохраняемым.

С учетом этого может быть применен подход, учитываемый при установлении сходства до степени смешения товарных знаков и состоящий в том, что сходство не может определяться исключительно неохраняемыми элементами.

Так, в п. 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г., отмечено, что при выявлении сходства до степени смешения используемого ответчиком обозначения с товарным знаком истца учитывается общее впечатление, которое производят эти обозначение и товарный знак (включая неохраняемые элементы) в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг. Вместе с тем использование исключительно неохраняемых элементов товарного знака не может быть признано нарушением.

Равным образом совпадение обязательных частей фирменного наименования не может свидетельствовать о сходстве до степени смешения.

Запрет на сосуществование у нескольких юридических лиц тождественных или сходных фирменных наименований не безусловный, он распространяется только на случаи, когда соответствующие юридические лица осуществляют аналогичную деятельность.

При этом подлежит установлению фактическая деятельность, осуществляемая правообладателем и третьим лицом. Судебная практика исходит из того, что при отсутствии доказательств иного вида деятельности юридических лиц отраженные в учредительных документах считаются фактически осуществляемыми (см., например, п. 1 Справки о некоторых вопросах, возникающих при применении положений § 1 гл. 76 ГК РФ Судом по интеллектуальным правам как судом кассационной инстанции, утвержденной Постановлением Президиума Суда по интеллектуальным правам от 4 сентября 2015 г. N СП-23/25 (далее - Справка по фирменным наименованиям)).

Закон не определяет, какие виды деятельности можно считать аналогичными.

Представляется, что по аналогии с определением однородных товаров применительно к законодательству о товарных знаках аналогичность видов деятельности должна определяться исходя из позиции среднего потребителя товаров и услуг, адресата той деятельности, которую осуществляют два юридических лица. Учитывая, что главным критерием является возможность введения в заблуждение контрагентов юридических лиц, необходимо определить, возможно ли смешение видов деятельности истца и ответчика именно в глазах возможных контрагентов.

В судебной практике выработана определенная презумпция того, какие виды деятельности можно считать аналогичными. Предполагается, что деятельность истца и ответчика, охватываемая одним подклассом экономической деятельности по ОКВЭД, в глазах потребителя является аналогичной, если не доказано иное восприятие потребителем конкретных видов деятельности истца и ответчика (п. 2 Справки по фирменным наименованиям).

Ранее действовавшее Положение о фирме 1927 г., также устанавливавшее запрет на сосуществование тождественных и сходных фирменных наименований, такого ограничения не содержало. Вместе с тем судебной практикой оно выводилось и раньше - из ст. 10bis Парижской конвенции, согласно которой запрещаются действия, способные каким бы то ни было образом вызвать смешение в отношении предприятия (а по смыслу, придаваемому этой норме судебной практикой, смешение может быть только в случае, если юридические лица пересекаются (или есть возможность пересечения) при участии в хозяйственном обороте (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 9 февраля 1999 г. N 7570/98, п. 17 Обзора N 122).

В п. 59 Постановления N 5/29 подчеркнуто, что по смыслу п. 3 ст. 1473 ГК РФ, если выявляются тождественные или сходные фирменные наименования у двух лиц, занимающихся аналогичной деятельностью, защите подлежит право на фирменное наименование, включенное в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, а не фирменное наименование того лица, которое ранее начало свою деятельность на соответствующем товарном рынке.

Такое законодательное решение на практике может вызвать злоупотребления в ситуации, когда лицо, включенное в реестр ранее, будет специально выходить на новый товарный рынок, пользуясь репутацией другого лица, хоть и позже включенного в реестр, но ранее начавшего на этом рынке деятельность.

Вместе с тем представляется, если будет установлено, что выход на конкретный товарный рынок будет обусловлен не желанием лица вести нормальную хозяйственную деятельность, а лишь намерением причинить вред другому лицу или, например, желанием действительно вести деятельность, но воспользовавшись репутацией другого юридического лица, в защите права на фирменное наименование ему может быть отказано со ссылкой на ст. 10 ГК РФ.

Исходя из положений п. 4 ст. 1474 ГК РФ, требование прекратить использование фирменного наименования, а также возместить правообладателю причиненные убытки может заявить только правообладатель.

Нарушитель обязан прекратить использование фирменного наименования, но может сделать это двумя альтернативными способами. При этом выбор способа прекращения нарушения исключительного права - прекращение использования фирменного наименования в отношении конкретных видов деятельности или изменение фирменного наименования - принадлежит не правообладателю, а нарушителю.

В резолютивной части решения суда, установившего факт нарушения права на фирменное наименование истца, указывается на запрет ответчику осуществлять конкретные, определенные судом виды деятельности под определенным фирменным наименованием.

С процессуальной точки зрения выбор способа исполнения такого решения суда может быть осуществлен лишь на стадии исполнения судебного акта, установившего нарушение исключительного права и обязавшего нарушителя его устранить.

 

§ 5. Распоряжение исключительным правом

на фирменное наименование

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: