Группа, команда и коллектив

Издавна люди поняли, что «Чего один не может, то смогут все сообща». Поэтому стали объединяться в группы.

Каждый из нас является членом какой-либо группы.

Группа – это совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам. Группы могут более и менее устойчивые, быть случайными или создаваться специально, отличаться друг от друга и по другим характеристикам, например, по размеру. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями. В качестве примеров малых групп можно рассматривать семью, ученический класс, рабочие коллективы и др.

Отечественные психологи считают, что вершиной развития группы является коллектив.

 

Коллектив (от лат. собирательный) – группа людей, объединенных общими целями и задачами, достигшая высокого уровня развития в процессе совместной высоко социально-значимой деятельности.

В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся:

-  высокой сплоченностью (http://www.youtube.com/watch?v=fg-P54L3tp4): «Один за всех и все за одного». Сплоченность – это приверженность к группе ее членов, проявляющаяся во взаимной симпатии членов группы и привлекательности группы ее членам.

- ценностно-ориентационным единством (http://www.youtube.com/watch?v=o9aYqCHUDsA) – степенью совпадения позиций и оценок у ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом;

- коллективистским самоопределением – избирательным отношением членов группы к воздействиям конкретной социальной общности, при котором они принимают одни из ее влияний и отвергают другие в зависимости от идеалов, целей деятельности, принятых в коллективе социальных ценностей, норм и т. п.,

- коллективистской идентификацией – признанием за членами группы, в частности, занимающимися совместной деятельностью, равных прав и обязанностей, в том числе понимание прав каждого из них на содействие и поддержку, необходимости сочувственного отношения к ним,

- социально ценным характером мотивации межличностных выборов,

- высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу. Референтность – качество личности или группы, состоящее в их способности оказывать определяющее влияние на формирование мнений, суждений, оценок отдельного человека, а также его поведения.

- объективностью в принятии ответственности за результаты совместной деятельности.

В последнее время управленцами все чаще применяется понятие команды.

Одни из самых авторитетных специалистов по вопросам построения и реорганизации команд Ян Катценбах и Дуглас Смиту определяют команду как небольшое количество людей с комплиментарными (взаимодополняющими) навыками, которые привержены общим намерениям, эффективным целям и общему подходу к работе, в рамках которого они считают себя взаимоответственными.

 

Смысл в преобразовании рабочей группы в команду определяется стремлением увеличить эффективность работы, повысить качество.

Оптимальный размер команд от 4 до 7 человек и редко более 10-12 человек. При больших размерах группа дробится на суб-команды из-за трудностей согласования специфических действий, сложностей разработки и исполнения единых планов, затруднений оперативного обмена информацией.

В числе ключевых комплиментарных (взаимодополняющих) навыков, без которых команда эффективно работать не может, названы функциональные (техника исполнения тех операций, которые входят в число ключевых для данного вида профессиональной деятельности) навыки, а также навыки принятия согласованных решений и конструктивного межличностного общения.

Общность подходов в командной работе понимается как набор правил и обязательств, согласованность ролевого поведения с общей целью.

Главное в команде – четкое понимание и исполнение своей роли каждым ее членом (http://www.youtube.com/watch?v=0VqTwnAuHws).

 

Чем коллектив и команда отличаются друг от друга?

Рассмотрим ключевые различия:

1. Первое, что сразу бросается в глаза – требование наличия высокой позитивной социальной значимости результата совместной деятельности той общности, которая обозначается понятием «коллектив». Системообразующее основание команды – это общность намерений ее членов.

2. Определение коллектива включает в число его основных качеств ценностно-ориентационное единство входящих в него людей. Таким образом, для создания коллектива необходимо обеспечение единства не только целей, но и ценностей. При этом, ценностей – в первую очередь. В числе основных признаков команды указывается только единство целей без строгой ориентации на единство ценностей.

3. Сплоченность как значимое свойство коллектива подразумевает взаимовыручку, взаимную поддержку (http://www.youtube.com/watch?v=6YLUEi-hwE4) и в быту, и в работе. Важная для команды слаженность означает согласование действий и готовность к помощи другим для достижения общей цели.

4. Ценностный аспект сплоченности коллектива состоит в том, что между его членами, наряда с общностью целей, есть еще и общность высокой личностной значимости друг друга. В коллективе доброжелательность, бескорыстие, взаимоуважение считаются нормой. В команде все это в лучшем случае благое пожелание. В ней основной акцент делается на результативности, слаженности. Тут чрезвычайно важна ответственность за взятые на себя обязательства по отношению другим членам команды. В коллективе наряду с ответственностью перед своими товарищами не менее (если не более) важна ответственность перед обществом.

5. В отличие от команды, на коллектив никогда не накладывалось жестких ограничений в отношении его численности. Высокая социальная значимость его деятельности – это мощный стимул для сохранения идентификации даже с очень многочисленным коллективом. Интенсивная обратная связь, которая существует не только между членами коллектива, но и между коллективом и неравнодушным к его деятельности обществом, персонифицирует ответственность каждого входящего в него человека и за счет своей многогранности способствует полноценной корректировке в случае ее необходимости.

 

Итак, решайте сами – становится членом команды или коллектива! Главное – совместно можно достигнуть высокие результаты и добиться успеха (https://www.youtube.com/watch?v=C4_zfbkUBvs).

 

Роли в команде.

Для эффективной работы в команде и достижения успеха в общем деле требуется четкое понимание и исполнение своей роли в команде каждым ее членом. Роль – это описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то или чем-то в рамках определённого процесса.

 

 

Британский профессор Р.М. Белбин предлагает выделять следующие роли в команде (https://www.youtube.com/watch?v=twyXw1yduNM):

 

Реализатор

Характеристика. Реализаторам присущи практический здравый смысл и хорошее чувство самоконтроля и дисциплины. Они любят тяжелую работу и преодоление проблем в системном режиме. В большей степени. Реализаторы являются типичными личностями, чья верность и интерес совпадают с ценностями Компании. Они менее сконцентрированы на преследовании собственных интересов. Тем не менее, им может не хватать спонтанности, и они могут проявлять жесткость и непреклонность.

Функциональность. Они очень полезны компании благодаря своей надежности и прилежанию. Они добиваются успеха, потому что очень работоспособны и могут четко определить то, что выполнимо и имеет отношение к делу. Говорят, что многие исполнители делают ту работу, которую хотят делать и пренебрегают заданиями, которые находят неприятными. Реализаторы часто продвигаются до высоких должностных позиций в управлении благодаря своим хорошим организаторским способностями и компетентности в решении всех важных вопросов.

Координатор

Характеристика. Отличительной чертой Координаторов является способность заставлять других работать над распределенными целями. Зрелый, опытный, уверенный, Координатор охотно раздает поручения. В межличностных отношениях они быстро раскрывают индивидуальные наклонности и таланты и мудро их используют для достижения целей команды. Они не обязательно самые умные члены команды, это люди с большим кругозором и опытом, пользующиеся общим уважением команды.

Функциональность. Они хорошо себя проявляют, находясь во главе команды людей с различными навыками и характерами. Они лучше работают совместно с коллегами равными по рангу или позиции, чем с сотрудниками более низких уровней. Их девизом может быть «консультация с контролем». Они верят, что проблему можно решить мирным путем. В некоторых компаниях Координаторы могут вступать в конфликты из-за разности во взглядах с Творцами.

Творец

Характеристика. Это люди с высоким уровнем мотивации, неисчерпаемой энергией и великой жаждой достижений. Обычно это ярко выраженные экстраверты, обладающие сильной напористостью. Им нравится вести других и подталкивать к действиям. Если возникают препятствия, они быстро находят обходные пути. Своевольные и упрямые, уверенные и напористые, они имеют склонность эмоционально отвечать на любую форму разочарования или крушения планов. Целеустремленные, любящие поспорить. Но им часто не хватает простого человеческого понимания. Их роль самая конкурентная в команде.

Функциональность. Они обычно становятся хорошими руководителями, благодаря тому, что умеют генерировать действия и успешно работать под давлением. Они умеют легко воодушевлять команду, и очень полезны в группах с разными взглядами, так как способны укротить страсти. Творцы способны парить над проблемами такого рода, продолжая лидировать, не считаясь с ними. Они могут легко провести необходимее изменения и не отказываются от нестандартных решений. Отвечая названию, они пытаются навязывать группе некоторые образцы или формы поведения и деятельности. Они являются самыми эффективными членами команды, способными гарантировать позитивные действия.

Генератор идей

Характеристика. Генераторы идей (https://www.youtube.com/watch?v=zsP_bm4woVQ) являются инноваторами и изобретателями, могут быть очень креативными. Они сеют зерно и идеи, из которых прорастают большинство разработок и проектов. Обычно они предпочитают работать самостоятельно, отделившись от других членов команды, используя свое воображение и часто следуя нетрадиционным путем. Имеют склонность быть интровертами, сильно реагируют как на критику, так и на похвалу. Часто из идеи имеют радикальный характер, и им не хватает практических усилий. Они независимы, умны и оригинальны, но могут быть слабыми в общении с людьми другого уровня или направления.

Функциональность. Основная функция Генераторов идей – создание новых предложений и решение сложных комплексных проблем. Они очень необходимы на начальных стадиях проектов или когда проект находится под угрозой срыва. Они обычно являются основателями компаний или организаторами новых производств. Тем не менее, большое количество Генераторов идей в одной компании может привести к контрпродуктивности, так как они имеют тенденцию проводить время, укрепляя собственные идеи и вступая друг с другом в конфликт.

Исследователь

Характеристика. Исследователи – часто энтузиасты и яркие экстраверты. Они умеют общаться с людьми в компании и за ее пределами. Они рождены для ведения переговоров, исследования новых возможностей и налаживания контактов. Хотя и не являясь генераторами гениальных идей, они очень легко подхватывают идеи других и развивают их. Они очень легко распознают, что есть в наличии и что еще можно сделать. Их обычно очень тепло принимают в команде благодаря их открытой натуре. Они всегда открыты и любознательны, готовы найти возможности во всем новом. Но, если они не стимулируются другими, их энтузиазм быстро снижается.

Функциональность. Они очень хорошо реагируют и отвечают на новые идеи и разработки, могут найти ресурсы и вне группы. Они самые подходящие люди для установки внешних контактов и проведения последующих переговоров. Они умеют самостоятельно думать, получая информацию от других.

Эксперт

Характеристика. Это очень серьезные и предусмотрительные люди с врожденным иммунитетом против чрезмерного энтузиазма. Медлительны в принятии решения, предпочитают хорошо все обдумать. Они способны критически мыслить. Они умеют быть проницательными в суждениях, принимая во внимание все факторы. Эксперты редко ошибаются.

Функциональность. Эксперты наиболее подходят для анализа проблем и оценки идей и предложений. Они хорошо умеют взвешивать все «за» и «против» предложенных вариантов. По сравнению с другими, Эксперты кажутся черствыми, занудными и чрезмерно критичными. Некоторые удивляются, как им удается стать руководителями. Тем не менее, многие эксперты занимают стратегические посты и преуспевают на должностях высшего ранга. Очень редко удача или срыв дела зависит от принятия спешных решений. Эта идеальная «сфера» для Экспертов, людей, которые редко ошибаются, и, в конце концов, выигрывают.

Дипломат

Характеристика. Это люди, пользующиеся наибольшей поддержкой команды. Они очень вежливы, обходительны и общительны. Они умеют быть гибкими и адаптироваться к любой ситуации и разным людям. Дипломаты очень дипломатичны и восприимчивы. Они умеют слушать других и сопереживать, очень популярны в команде. В работе они полагаются на чувствительность, но могут столкнуться с трудностью при принятии решений в срочных и неотложных ситуациях.

Функциональность. Роль Дипломатов состоит в предотвращении межличностных проблем, появляющихся в команде, и, поэтому это позволяет эффективно работать всем ее членам. Избегая трений, они будут идти длинной дорогой, ради того, чтобы обойти их стороной. Они не часто становятся руководителями, тем более, если их непосредственный начальник подчиняется Творцу. Это создает климат, в котором дипломатия и восприимчивость людей этого типа является настоящей находкой для команды, особенно при управленческом стиле, где конфликты могут возникать и должны искусственно пресекаться. Такие люди в качестве руководителя не представляют угрозу ни для кого и поэтому всегда желанны для подчиненных. Дипломаты служат своего рода «смазкой» для команды, а люди в такой обстановке сотрудничают лучше.

Исполнитель

Характеристика. Обладают огромной способностью доводить дело до завершения и обращать внимание на детали. Они никогда не начинают то, что не могут довести до конца. Они мотивируются внутренним беспокойством, хотя часто внешне выглядят спокойными и невозмутимыми. Представители этого типа часто являются интровертами. Им обычно не требуется стимулирование извне, или побуждения. Они не терпят случайностей. Не склонны к делегированию, предпочитают выполнять задания самостоятельно.

Функциональность. Являются незаменимыми в ситуациях, когда задания требуют сильной концентрированности и высокого уровня аккуратности. Они несут чувство срочности и неотложности в команду и хорошо проводят различные митинги. Хорошо справляются с управлением, благодаря своему стремлению к высшим стандартам, своей аккуратности, точности, вниманию к деталям и умению завершать начатое дело.

Специалист

Характеристика. Это посвященные личности, которые гордятся приобретенными техническими навыками и умениями в узкой области. Их приоритетами являются предоставление профессиональных услуг, содействие и продвижение в своей сфере деятельности. Проявляя профессионализм в своем предмете, они редко интересуются делами других. Возможно, они станут экспертами, следуя своим стандартам и работая над узким кругом специфических проблем. Вообще, немного людей, беззаветно преданных своему делу и стремящихся стать первоклассными специалистами.

Функциональность. Специалисты играют свою специфическую роль в команде, благодаря своим редкостным навыкам, на которых и базируется сервис или производство компании. Будучи руководителями, они пользуются уважением, так как знают намного больше о своем предмете, чем кто-либо еще и обычно вынуждены принимать решение, опираясь на свой глубокий опыт.

Деятельность, направленная на построение эффективной команды называется тимбилдингом. Человеку, который строит свою команду очень важно уметь разбираться в людях (http://www.youtube.com/watch?v=V07WFSaTJbk).

Лидер

Для управления группой, согласования действий ее членов требуется руководство.

Руководитель официально назначается и в силу формальной должности автоматически получает ряд формализованных полномочий. Полномочия руководителя зафиксированы в нормативных документах организации.

Помимо руководителя, в команде или коллективе могут появиться лидеры. При умелом руководстве лидеры могут стать опорой для руководителя, при неумелом – обузой.

Лидер – это неформальный руководитель, который избирается по негласным правилам самой командой в силу наиболее привлекательных для качеств. С его управленческими, организаторскими качествами, личностными и другими психологическими особенностями группа связывает надежды на разрешение определенной актуальной проблемы.

Какие качества могут привлечь членов группы? Чаще всего отмечаются:

- целеустремленность;

- ответственность;

- стремление к личностному росту;

- саморегуляция и организованность;

- умение общаться.

Также группу могут вдохновить:

- готовность к риску, что является проявлением инициативности;

- уверенность в себе;

- умение организовать других (http://www.youtube.com/watch?v=qowKnhlErkg);

- надежность;

- активная жизненная позиция;

- видение перспективы (http://www.youtube.com/watch?v=DFwLw2SlgxI):

- справедливость;

- профессиональная подготовленность. 

 

Существует множество типологических описаний лидеров:

Лидер – вождь выдвигается в определенной социальной группе в такие моменты, когда у людей не хватает решимости приступить к реализации объективно значимых и уже намеченных планов. В этом случае решительность, целеустремленность, готовность и способность активизировать других людей становятся теми качествами, благодаря которым группа избирает себе лидера указанного типа.

Лидер – проповедник появляется в группах, для которых основной задачей становится поиск новых стратегических целей, смысловых ориентиров. В частности в организациях появление лидера подобного рода обычно сигнализирует о том, что официальное руководство не обеспечивает формирование целостного представления у сотрудников о перспективных направлениях, значимых стратегических ориентирах для совместной деятельности.

Лидер – умелец выдвигается группой из числа тех людей, кто оказывается в состоянии продемонстрировать образцы эффективного решения значимых в данный момент задач. Особенно часто такой тип лидерства можно наблюдать в организациях в периоды массовых сокращений, широкомасштабной смены кадров. Появление лидеров – умельцев означает, что в организации возникает дефицит знаний относительно того, как именно следует решать значимые в данный момент задачи.

Лидер – супергерой играет роль вдохновителя людей на достижение высоких целей. Обычно эту функцию он выполняет путем демонстрации всей своей жизнью принципиальной возможности достижения подобных целей.

Лидер – предсказатель помогает выдвинувшей его на лидерскую роль группе построить прогноз относительно будущего. Появление подобных лидеров знаменует собой возникновение острого дефицита информации по значимым для членов организации вопросам.  

Лидер – миссионер задает эталоны повседневного поведения. В данном случае образцы исполнения своих обязанностей, эталонные формы следования определенным правилам лидер демонстрирует на поведенческом уровне. Подобные лидеры появляются тогда, когда в качестве актуальной проблемы для определенной группы людей встает вопрос о практическом претворении некоторой системы морально-этических норм, свода разделяемых ими правил.

Переговоры.

Зачастую бывает так, что нам необходимо обращаться к другим людям и вступать в переговоры. Переговоры – это обмен информацией между сторонами для достижения взаимоприемлемого соглашения относительно предмета переговоров.

 

Что мы должны учитывать вступая в контакт с людьми? Нужно разобраться кто они, каковы их психологические особенности. Это поможет найти к ним подход и провести переговоры успешно.

Американский психолог Т. Лири разработал схему основных социальных ориентаций личности в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответствующие более частным отношениям. Рассмотрим их.

 

 

1. Властный-лидирующий. Проявляет уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, руководителем. Но при этом порой проявляет нетерпимость к критике, переоценивает собственные возможности и проявляет порой черты деспотизма.

2. Независимый-доминирующий. Стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.

3. Прямолинейный-агрессивный. Проявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели, порой проявляет чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость.

4. Недоверчивый-скептический. Характерна реалистичность суждений и поступков, скептицизм и неконформность, которые порой перерастают в крайнюю обидчивость и недоверчивость в отношениях к окружающими с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью.

5. Покорно-застенчивый. Характерны такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах - полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.

6. Зависимый-послушный. Демонстрирует потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. В крайних случаях свойственна полная зависимость от мнения окружающих.

7. Сотрудничающий-конвециональный. Проявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

8. Ответственно-великодушный. Проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязанность, подчеркнутый альтруизм.

Зная, с каким типом собеседника вам предстоит общение, вам будет легче выбрать нужную тактику переговоров.

 

Следующий момент, который надо учитывать при вступлении в переговоры состоит в том, что обозначая свою цель взаимодействия с другим человеком, группой или организацией, нужно задумываться о том, что вы в вашем общении можете дать им.

Для планирования социальных контактов рекомендуется использовать матрицу значимых для себя людей (см. таблица 1).

Таблица 1.

Матрица значимых людей

 

Кто? На что может повлиять? Что нужно мне? Что нужно ему (им)? Когда приму решение, как действовать?
1 2 3 4 5

 

При планировании предстоящих переговоров удобно воспользоваться следующей организационной матрицей – карта переговоров (см.таблица 2)

 

Таблица 2.

Карта переговоров

 

N Вопросы Ответы
  1  Что обсуждать  
  2  С кем обсуждать  
  3  Где и когда  
    4  Что подготовить  
  5  Как представляться  
    6   Как обозначить цель беседы  

 

В графе «Что обсуждать» - требуется указать цель вашей встречи. Она должна быть четко сформулирована и понятна собеседнику.

В графе «С кем обсуждать» - укажите, как вы будете обращаться к собеседнику – его фамилию, имя, отчество, а также должность.

В графе «Где и когда?» указывается запланированные дата и время.

В графе «Что подготовить?» вы размещаете сведения, в зависимости от цели вашей встречи. Если вы занимаетесь фандрайзингом – сбором средств для реализации своего проекта, то нужна будет инофрмация о вашем проекте, если вы пришли трудоустраиваться – то потребуется ваше резюме.

В графе «Как представляться?» - важно продумать и этот вопрос!

В графе «Как обозначить цель беседы» - вы записываете ту формулировку цели беседы, которую отите озвучить собеседнику.

По разным причинам волонтеру при планировании и реализации волонтерских проектов, да и любому человеку в своей жизни необходимо обращаться в разные организации.

Организацией называется объединение двух и более людей, сознательно координирующих свои усилия для достижения общих целей. При обращении к представителю той или иной организации полезным является заранее собрать следующие уточняющие сведения: цель, основное содержание деятельности, состав и структура. Эту информацию можно уточнить, обратившись к официальному сайту организации, можно многое почерпнуть из рекламных буклетов и отзывов об организации в интернете и СМИ. 

Уточнение характеристики этих параметров поможет вам найти точки соприкосновения ваших интересов с интересами организации и добиться на переговорах успешного результата.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: