Занятие 4. Новые методы изучения аффинитета в виноградарстве

Цель занятия: Изучить значение совместимости и аффинитета для создания долговечных и продуктивных виноградников. Освоить новые методы изучения аффинитета для подбора лучших сорто-подвойных комбинаций.

Задание.

1.Изучить понятие совместимости и аффинитета в виноградарстве.

2. На основании результатов исследований А. Л. Малтабара, Н.И. Мельника, сотрудников АЗОСВиВ и др. авторов подобрать лучшие сорто-подвойные комбинации для основных виноградарских зон края.

3. Изучить новый метод изучения аффинитета в виноградарстве путем прививки на месте к укорененному подвою.

Общие сведения.

Совместимость и аффинитет понятия хоть и близкие, но не тождественные. Совместимость проявляется в первые годы существования привитого растения, а действие аффинитета определяется совместимостью и комплексом факторов, при которых растение длительное время произрастает на данном подвое в конкретных условиях.

Комбинации подвоев и привоев, обладающие очень хорошим аффинитетом в одних условиях, могут оказаться не жизнеспособными в других, так как привитые растения состоят из двух разных по своим биологическим свойствам частей, каждая из которых по своему реагирует на те или иные условия среды посредством изменения типа обмена веществ. При однотипной реакции обеих частей привитое растение сохраняет высокую жизнеспособность и продуктивность, а при разнотипной - нет.

В каждом регионе возделывания винограда, зараженным филлоксерой, требуется проведение исследований по подбору продуктивных и долговечных подвойно-привойных пар пока методом прямого эксперимента в конкретных почвенных условиях. На основании таких многолетних исследований для условий Анапского района Краснодарского края рекомендуется сорта Алиготе, Молдова, Ркацители культивировать на подвоях SО4, Кречунел-2; сорта Шардоне, Совиньон, Саперави, Каберне-Совиньон на 101-14.

Для почвенно-климатических условий Таманского полуострова Темрюкского района рекомендуется маточники создавать сортами 101-14,3309, Кобер 5ББ, SО4, Гравесак и Феркаль, а привойные сорта культивировать: Совиньон на подвоях 3309 и 101-14; Каберне Фран на Гравесаке и SО4; Мерло на Гравесаке, 3309, Феркале; Шардоне на RSB и Феркале, Совиньон на Гравесаке и Феркале.

Л.М. Малтабаром, П.П. Радчевским и А.Л. Малтабаром предложена новая методика изучения совместимости и аффинитета, суть которой заключается в том, что на постоянное место, отражающее почвенные условия региона или конкретного хозяйства, высаживают набор подвойных сортов с разной устойчивостью к содержанию подвижного кальция в почве. На каждом подвойном сорте на 2-3 год после посадки выполняют зелёную прививку методом окулировки или копулировки привойными сортами, которыми в перспективе намечено создание виноградников. По каждой комбинации должно быть не менее 40 кустов. При этом на 30 кустах одного сорта подвоя прививают один сорт привоя (по 10 кустов в повторности), а 10 кустов каждого сорта подвоя оставляют расти без прививки для изучения его адаптации в конкретных почвенно-климатических условиях.

Постановка опытов по такой методике позволяет изучить состояние подвойной и привойной частей куста, силу роста побегов привоя, их вызревание, морозо- и зимостойкость, поражаемость болезнями, выпады кустов, продуктивность, качество винограда и т.п. При применении зелёной прививки в значительной степени устраняется влияние неучтённых факторов на результаты исследований по сравнению с прививкой на столе. Здесь исключается влияние способов прививки, стратификации, технологии выращивания саженцев в школке и др. При изучении совместимости и аффинитета с помощью зелёных прививок из четырёх этапов по классической схеме (изучение каллусообразования, предварительного сращивания привитых компонентов в период стратификации и закалки, выращивания их в школке, поведение привитых кустов на постоянном месте) остаётся только последний, поскольку прививки осуществляются к укоренённому подвою в период его интенсивного роста. Здесь совместимость проявляется в чистом виде, так как не будет накладываться ризогенная и каллусообразовательная активность подвоя и привоя, условия стратификации и выращивания привитых саженцев в школке и т.д. Изучение совместимости и аффинитета по предлагаемой методике сократит время исследований и объём проводимых учётов.

При изучении долговечности, продуктивности и эффективности подвойно-привойных комбинаций нужно вести фенологические наблюдения, агробиологические учеты: нагрузка кустов глазками, количество развившихся побегов с одной, двумя и тремя гроздями, коэффициенты плодоносности и плодоношения, определять среднюю массу грозди и среднюю продуктивность одного побега, биологическую и фактическую урожайность одного куста и с гектара, содержание сахара в ягодах и титруемую кислотность. Необходима оценка столовых сортов и вин из полученного урожая на разных подвойно-привойных комбинациях.

Ежегодно нужно вести учёты гибели кустов, а также оставшихся, но с делением их по развитию на слабые, нормальные и хорошо развитые. После зимовки необходимо определить гибель глазков, а при больших морозах и степень повреждения однолетней и многолетней древесины.

Ежегодно требуется изучение прироста кустов с определением процента вызревания побегов, их диаметра. Очень важными показателями являются окружности подвойной и привойной части в зоне спайки компонентов, т.е. определение насколько подвой опережает или отстаёт в утолщении от привоя.

Выводы о поведении подвойных сортов и подвойно-привойных комбинаций и по выбору лучших из них нужно делать не раньше, чем после получения не менее 5 полноценных урожаев.

Полученные сведения о лучших подвойных сортах и подвойно-привойных парах в дальнейшем используются для выбора сортов подвоя и привоя при создании маточников винограда. Они могут служить и для разработки агроприемов по увеличению выхода и качества привитых саженцев при проведении настольных прививок непосредственно в разрезе подвойно-привойных комбинаций.

Литература

1. Малтабар Л.М. Виноградный питомник (теория и практика) / Л. М. Малтабар, Д. М. Козаченко. – Краснодар, 2009. – 290 с.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям совместимость и аффинитет. Чем они обусловлены?

2. Назовите лучшие подвойно-привойные комбинации для центральной зоны Кубани.

3. Назовите лучшие подвойно-привойные комбинации для Анапского района.

4. Назовите лучшие подвойно-привойные комбинации для Темрюкского района.

5. В чем сущность новой методики изучения аффинитета путем использования зеленых прививок.

6. В чем преимущества изучения аффинитета с использованием прививки на месте, по сравнению с настольной прививкой.

Занятие 5. Разработка агротехплана выращивания вегетирующих саженцев винограда с учетом последних достижений в виноградном питомниководстве

Цель занятия: Изучить технологию выращивания привитых и вегетирующих саженцев винограда с использованием последних достижений в области виноградного питомниководства.

Задание.

1. Изучить преимущества вегетирующих саженцев по сравнению с однолетними;

2. Ознакомиться с контейнерами, которые могут применяться для выращивания вегетирующих саженцев;

3. Ознакомиться с субстратами и питательными грунтами пригодными для выращивания вегетирующих саженцев;

4. Изучить ФАС и агроприемы используемые для стимулирования корнеобразовательной способности черенков винограда.

5. Освоить технологии выращивания привитых и корнесобственных саженцев винограда;

6. Изучить новые удобрения, которые могут быть использованы для корневых и некорневых подкормок вегетирующих саженцев винограда.

Общие сведения

Вегетирующие саженцы – привитые или корнесобственные растения винограда (саженцы), находящиеся в жизнедеятельном (вегетирующем) состоянии, которые предназначены для высадки на постоянное место, минуя школку. Для того чтобы быть в жизнедеятельном состоянии, корневая система должна быть закрытой, то есть, заключена в какие-либо емкости (картонные, полиэтиленовые либо из других материалов стаканчики, трубки, мешочки, пакеты, горшочки и т. д.), наполненные лёгким и питательным субстратом.

Выращивание вегетирующих саженцев является высокоэффективным и интенсивным методом производства посадочного материала для ускоренного размножения новых сортов, получения безвирусного клонового посадочного материала и создание им маточной базы, а также для закладки промышленных виноградников и виноградников в фермерских и любительских хозяйствах.

Выращивание вегетирующих саженцев имеет ряд преимуществ по сравнению с технологией выращивания однолетних и двухлетних саженцев в школке открытого грунта и в теплицах. Во-первых, саженцы выращивают за 40–50 дней, минуя виноградную школку, то есть экономится год, а при двухлетней – два года; во-вторых, в 1,5–2 раза увеличивается выход саженцев за счет создания оптимальных режимов температуры, влажности, питания, способствующих быстрому и лучшему укоренению и развитию молодых растений; в третьих – основная часть работ проводится в зимнее и ранневесеннее время, что имеет большое значение при остром недостатке рабочей силы; в четвертых, освобождаются плодородные орошаемые земли, так как они не занимаются под школку и могут быть использованы для производства другой сельскохозяйственной продукции. На 1 га полезной площади теплиц можно разместить 1,5–1,8 мл черенков, что высвобождает 12–15 га ценнейших земель. Этот метод позволяет легко механизировать выполнение основных трудоемких процессов. Главное преимущество заключается в том, что на год раньше создаются виноградники и маточники.

Литература

1. Малтабар Л.М. Виноградный питомник (теория и практика) / Л. М. Малтабар, Д. М. Козаченко. – Краснодар, 2009. – 290 с.

2. Радчевский П.П. Влияние биологически активных веществ на регенерационные свойства виноградных черенков, выход и качество саженцев: монография / П.П. Радчевский. – Краснодар: КубГАУ, 2017. – 275 с.

Контрольные вопросы:

1. Что представляют из себя вегетирующие саженцы?

2. В чем заключаются преимущества и недостатки вегетирующих саженцев, по сравнению с однолетними?

3. Какие сосуды используются для выращивания вегетирующих саженцев?

4. Какие субстраты используются для выращивания вегетирующих саженцев?

5. Какие ФАС используются для стимулирования укореняемости и повышения приживаемости черенков, используемых для выращивания вегетирующих саженцев?

6. Какое необходимо иметь оборудование для выращивания вегетирующих саженцев?

7. Особенности выращивания корнесобственных вегетирующих саженцев.

8. Особенности выращивания привитых вегетирующих саженцев.

9. В чем заключается подготовка участка к посадке вегетирующих саженцев?

10. Особенности посадки вегетирующих саженцев на постоянное место и ухода за ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: