Предпринимательская идея. Источник бизнес-идей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИя И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. Косыгина (ТЕХНОЛОГИИ. ДИЗАЙН. ИСКУССТВО)»

(ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»)

 

 

Афанасьева А.И., Нефедова Л.В.

 

ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

Учебное пособие

Допущено к изданию редакционно-издательским

советом университета в качестве учебного пособия

для подготовки бакалавров по направлениям

38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент

 

 

Москва

РГУ им. А.Н. Косыгина 2017

УДК 658.5(075)

А 94

 

А 94 Афанасьева А.И, Нефедова Л.В.

Оценка деловой среды предприятия как основа разработки бизнес-плана Учебное пособие – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2017. - 71 с.

 

 

Рецензенты:

Березина Елена Владимировна – канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ);

Радько Сергей Григорьевич – доктор экон. наук, зав. кафедры Экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина».

 

Учебное пособие по дисциплинам «Бизнес-планирование» и «Планирование» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент всех форм обучения разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Учебное пособие содержит исходную информацию и методики проведения расчетов при выполнении заданий, как на стадии разработки бизнес-плана, так и на этапе его продвижения и реализации. Материалы учебного пособия способствуют развитию навыков применения системы теоретических знаний у студентов, а также овладению методами практических расчетов по основным разделам бизнес-плана.

 

 

УДК 658.5(075)

 

 

Подготовлено к печати на кафедре

Экономики и менеджмента

 

Печатается в авторской редакции

 

 

  © РГУ им. А.Н. Косыгина, 2017
  © Афанасьева А.И., Нефедова Л.В., 2017


СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….......................... 4
1. Предпринимательская идея. Источники бизнес-идей.……...………. 5
2. Формирование условий, обеспечивающих возможности реализации бизнес-идеи…………………………………………..….   8
3. Анализ внешней и внутренней среды бизнеса……………………... 3.1. Оценка текущей деятельности предприятия. SWOT-анализ ….. 13 13
  3.2. Стратегический анализ бизнес-проекта ………………………... 21
4. Конкуренция и конкурентное преимущество…………...…….......... 29
  4.1. Конкурентоспособность предприятия…………………………… 29
  4.2. Оценка конкурентоспособности продукции (услуг)……………. 35
5. Анализ рынка сбыта …………………………………………….……. 41
6. Формирование структуры бизнес-плана с учетом приоритетов развития предприятия…..………………………………………..........   56
  Список литературы…………………………………………………… 61
  ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….. 62
     

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях экономического развития для бизнеса открывается много новых возможностей. Бизнес-планирование поможет предпринимателю (менеджеру) использовать эти возможности для преобразования или совершенствования предприятия, повышения его конкурентоспособности и эффективности деятельности на рынке.

Экономическая политика предприятия представляет собой определение общей стратегии его развития и формирование тактических подходов к достижению поставленных целей.

В данном учебном пособии предпринята попытка выявить особенности бизнес-планирования в сфере производства товаров народного потребления (обувных, швейных и др. изделий) и показать подходы к разработке отдельных разделов. При этом основное внимание уделено подготовительной работе, предшествующей финансово-экономической оценке разрабатываемого бизнес-плана, а именно анализу факторов внешней и внутренней среды функционирования предприятия, среди которых особое внимание должно быть уделено конкурентным преимуществам, завоеванию рынка и др.

Целью данного учебного пособия является систематизация, закрепление и углубление теоретических навыков при решении задач по разработке стратегий бизнеса. Для этого необходимо, прежде всего, осуществить оценку деловой среды предприятия, как основы разработки бизнес-плана.

Учебное пособие включает формирование основных условий возникновения и реализации бизнес-идеи, проведения SWOT-анализа для оценки условий бизнеса, выявление конкурентных преимуществ и др., а также структуру бизнес-плана и его оценку с учетом приоритетов развития предприятия.

Все результаты практической работы оформляются каждым студентом самостоятельно, приводя теоретические и практические обоснования, расчеты и таблицы. Выполненные практические разработки подлежат защите по методике их выполнения и основным теоретическим положениям.



ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ. ИСТОЧНИК БИЗНЕС-ИДЕЙ

Разработка бизнес-плана начинается с поиска бизнес идеи и анализа возможных вариантов ее осуществления. В основе предпринимательской идеи должна быть не только идеология предпринимателя, но и самое главное - востребованность идеи рынком.

Чтобы начать что-то производить с выгодой для себя, предприниматель должен приложить усилия, чтобы найти и осмыслить именно те потребности, которые в настоящее время нуждаются в удовлетворении.

Таким образом, идея - это четкое представление о том, как и путем каких конкретных действий предпринимателя потребность потенциального покупателя может быть удовлетворена. Источники бизнес-идей могут быть различны, однако по своей сути все они сводятся к следующим направлениям.

Первым источником бизнес-идеи является профессиональная деятельность. Достаточно часто опыт профессиональной деятельности служит источником бизнес-идеи для начинающих предпринимателей, поскольку начиная новое дело в известной им области начинающий предприниматель может использовать опыт, накопленные знания и имеет представление как о возможных результатах осуществления бизнес-идеи, так и о проблемах, с которыми возможно придется столкнуться при реализации бизнес-идеи.

Вторым источником бизнес-идей является хобби. Увлечения человека также могут стать не менее важным источником идеи для бизнеса. Распространены случаи, когда хобби в дальнейшем перерастает в серьезный бизнес.

Третьим источником бизнес-идеи являются наблюдения различных ситуаций. Например, Вы  как предприимчивый человек видите наличие неудовлетворенного спроса на тот или иной вид продукции. Следовательно, Вы можете организовать своё дело и заполнить свободную рыночную нишу и получить прибыль.  

Предпринимательская идея имеет две особенности:

- без ее наличия предпринимательская деятельность вообще не возможна;

- любой функционирующий предприниматель в своей деятельности не может избежать процесса накопления, отбора и сравнительного анализа предпринимательских идей.

Предпринимательская идея – это выявленная предпринимателем новая форма экономической активности, в которой совмещаются потенциальные или реальные потребности рынка в определенных услугах (или товарах) с возможностями предпринимателя произвести эти услуги (товары) и получить дополнительный доход.

 Все предложенные идеи для бизнеса должны быть оценены и рассмотрены, поскольку затраты на анализ бизнес-идеи гораздо меньше возможных потерь в случае провала. Необходимо проанализировать все «за» и «против» для каждой бизнес-идеи. Структура с помощью которой можно оценить преимущества и недостатки бизнес-идеи называется «идеальным бизнесом» и включает в себя следующие элементы:

1. Наличие потребности у будущих покупателей в данной продукции или услуге.

2. Наличие небольшого, но признанного рынка сбыта.

3. Продукция, часто приобретаемая покупателями (наличие спроса).

4. Гибкая система распределения.

5. Минимум конкурентов.

6. Постоянный устойчивый спрос.

7. Технически н е устаревающая продукция.

8. Физически долговечный (не портящийся) продукт; не восприимчивый к погодным условиям.

9. Наличие надёжного источника снабжения (материальными ресурсами).

10. Минимальная потребность в трудовых ресурсах (кадрах).

11. Реклама с минимальными затратами.

12. Минимум инвестиций (меньше потребность в финансовых ресурсах, проще найти их источники, меньше срок окупаемости, риск и неопределенность).

13. Максимальная окупаемость продукции (рентабельность).

14. Потребительская предоплата за товары и услуги.

15. Отсутствие потребности в государственном регулировании;

Деятельность предпринимателя предполагает создание базы идей, которые могли бы составить основной или дополнительный профиль производства услуг или посредничества. Накопление идей может иметь как текущий, так и перспективный характер. По каждой идее предприниматель принимает решение – приступать или не приступать к ее практической реализации.

Процесс принятия решения каждым предпринимателем ведется по собственной индивидуальной технологии, обеспечивающей выбор одного варианта из имеющихся альтернатив, но общие этапы и последовательность их выполнения следующие:

1. зарождение предпринимательской идеи;

2. первая экспертная оценка идеи самим предпринимателем реальности практического воплощения;

3. сбор информации о ситуации на рынке для оценки идеи с практических позиций;

4. проведение предпринимательских расчетов с целью выявления: объектов спроса и предложения на рынке на услуги (товар), предполагаемые к производству; возможной цены реализации аналогичных услуг; издержек производства; величины прибыли и эффективности производства услуг и др.;

5. вторая экспертная оценка осуществляется привлеченными специалистами и имеет цель установить совместимость идеи с возможностями предпринимателя;

6. принятие решения предпринимателем продолжить работу над идеей или же ее отбросить и перейти к осмыслению другой предпринимательской идеи.

Любая идея может быть реализована в практику хозяйственной деятельности с разной степенью эффективности. При этом каждый предприниматель избирает и отрабатывает свою технику реализации идеи. Для реализации идеи необходимо составить общую схему, включающую основные этапы и процессы взаимосвязанных действий, направленных на достижение конкретного результата.

Каждое действие должно быть детально проанализировано с помощью точных расчетов, которые оформляются в виде предпринимательского проекта.

Разработка идей не является основной профессиональной деятельностью предпринимателя. Но предпринимателем может быть лишь тот, кто способен на новые идеи или, по крайней мере, имеет чутье к их восприятию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: