Формирование условий, обеспечивающих возможности реализации бизнес-идеи

 

Правильное понимание роли инвестиционного проекта в развитии деятельности предприятия вызывает необходимость эффективно организовать его подготовку и внедрение с привлечением работников функциональных подразделений предприятия при тесном взаимодействии с его руководством.

Следует отметить, что основной составляющей бизнес-проекта является бизнес-план, который должен быть максимально компактным итоговым документом, позволяющим не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы получить положительный эффект, найдет ли предлагаемый продукт (услуга) своего покупателя, с кем придется конкурировать.

 

2.1. Инновационная инициатива предпринимателя

 

Инновационная инициатива предпринимателя может охватывать в целом как процесс производства и/или продвижения товара (продукта), так и один или несколько его отдельных направлений. Примерный перечень направлений бизнес-разработок включает в себя:

- изменение системы управления производством;

- смена или совершенствование существующей системы партнёрских связей;

- применение новой техники или технологий

- использование новых материалов в производстве продукции;

- улучшение дизайна, упаковки товара;

- принципиально новая схема организации рекламной работы;

- быстрое реагирование на результаты маркетинговых исследований;

- сокращение срока оборота капитала;

- поиск наиболее эффективных форм использования прибыли;

- повышение эффективности использования прибыли;

- повышение эффективности использования высококвали­фицированных кадров;

- принятие мер по рациональному использованию рабочего времени;

- формирование системы стимулирования работников, мобилизующей коллектив на достижение поставленных целей и др.

Определяющим фактором успешного развития бизнеса является правильное понимание того что действующая организация производства не позволяет получить ожидаемый финансовый результат и должна быть заменена или откорректирована в связи с изменяющимися условиями.

Эффективная предпринимательская деятельность может  быть создана в случае глубокого знания предпринимателем основных процессов, из которых формируется его бизнес, учета временных и отраслевых особенностей среды его осуществления и личностных характеристик предпринимателя, позволяющих грамотно расставить приоритеты.

 

2.2. Выбор руководителя бизнес-проекта

 

Одним из ключевых элементов, определяющих успех деятельности предприятия (организации), является наличие у руководителя и его команды особых предпринимательских умений и знаний. Профессор кафедры предпринимательства в США Р. Хизрич и его коллега, профессор факультета маркетинга М. Питерс приводят их одиннадцать. [8]

Предпринимательские умения и знания:

1. Ясное понимание предпринимательства.

2. Умение давать взвешенные оценки.

3. Умение находить нестандартные решения.

4. Умение вести себя и принимать решения в условиях неопределенности.

5. Умение вырабатывать коммерческие решения.

6. Умение оценивать перспективность новых идей.

7. Знания, необходимые для нового дела.

8. Умение оценивать внешнюю ситуацию

9. Умение оценивать действия с точки зрения этики и морали.

10. Умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры.

11. Умение получать причитающее.

В зависимости от этапа жизненного цикла развития компании (предприятия), отраслевой специфики, личностных характеристик владельца бизнеса и выбранной им управленческой модели поведения, руководителя (собственники бизнеса) единолично или коллегиально выбирают стиль руководства, который повышает результативность деятельности компании.

Всех собственников с точки зрения компромисса «Доходность-риск» поделили на две большие группы:

1) «венчурные», которые ориентированы на большую доходность, и соответственно на высокорисковую инвестицию или бизнес (группа B);

2) «низкорисковые» (группа H). [7]

Граница между ними по показателю условной доходности проходят в районе 20-25% годовых собственного капитала владельца (СКВ). В целом, инвесторы типа В предпочитают вести рискованную игру, поскольку в каждом риске они стараются разглядеть возможность, в то время как собственники, относимые к группе Н, наоборот в каждой возможности видят риск, и поэтому избирают осторожную линию поведения (так называемые консервативный тип инвестора) (рис. 2.1).

 

 

Мобильность

Статическая С Динамическая  Д

Требуемая доходность/

риск

Высокорисковые

В

«ЛЕВ» (ВС+) «ОРЕЛ» (ВД+)
«ТИГР» (ВС-) «АКУЛА»/ «ВОЛК» (ВД-)

Низкорисковые

Н

«ВОЛ» (НС+) «ОБЕЗЬЯНА» (НД+)
«МЕДВЕДЬ» (НС-) «ЛИС» (НД-)

 

Рисунок 2.1. Типология собственников - модель ZOO-CAM

С точки зрения характеристик, различие можно отнести к двум группам:

1) динамический, где инвестор характеризуется повышенным темпом принятия решений (группа Д);

2) статический (группа С), которые в предлагаемой далее модели совместно характеризуют такую черту как мобильность.

Группа Д - это те инвесторы, которые расположены к инновациям, легче адаптируются к изменчивой среде и нестандартным ситуациям. Именно эта часть собственников в наибольшей степени генерирует переток капитала, влияет на его ликвидность и разнообразие форм (диверсификацию). С другой стороны, для группы С важны стабильность и преемственность. Они, как правило, приверженцы одного бизнеса, отдают предпочтение традиционным отраслям: тяжелая промышленность, сырьевые производства и т.д. Группа С - это, как правило, стратегические инвесторы, а группа Д составляет ядро тех, кого называют портфельные инвесторы, и вместе с тем, они преобладают в числе тех, кто владеет многопрофильными предприятиями и холдингами.

Различное сочетание указанных характеристик дает четыре основных комбинации в типологии инвесторов: ВС, ВД, НС, НД. К этому можно добавить индивидуальный ценностный приоритет собственника (ИЦП), определяемый по отношению к инвестициям в материальные и нематериальные активы (люди, идеи, инновации и т.д.) - (деньги, акции, другие материальные ценности).

Владельцы с позитивным ИЦП (+) не пренебрегают возможностью отправить подчиненных на обучение, проспонсировать какие-то акции или благотворительные проекты. Они имеют, как правило, более высокую репутацию, социальное признание, партнерские связи и т.д.

Владельцы с негативным ИЦП (-) инвестируют не только в то, что на Западе называется «грязный бизнес», но и в нормальные отрасли. Однако их ценности замыкаются на сугубо материальных вещах, на тривиальном обогащении, а остальные, включая окружающих людей, интересуют их исключительно как средство достижения собственных целей.

Благодаря комбинации вышеперечисленных характеристик возникают разные типы собственников, ориентированных на разные стратегии ведения бизнеса.

Обобщая различные классификационные признаки, можно предложить следующие 9 классификационных предпринимательских параметров:

1) отношение к построению бизнеса;

2) степень фокусировки цели развития бизнеса;

3)соотношение «доходность-риск»;

4) степень мобильности (быстрота реакции, скорость принятия решения);

5) отношение к оперативному управлению компанией;

6) отношение к стратегическим ресурсам компании;

7) стаж деятельности на рынке;

8) соотношение «экспериментатор – консерватор»;

9) соотношение либеральных и компромиссных взглядов.

 

 

ЗАДАНИЕ 1.

Выполняется в форме реферата.

Разработать наиболее значимые свойства, присущие руководителю предприятия (предпринимателю). Реферат выполняется на основе обзора исследований отечественных и зарубежных авторов о становлении и регулировании предпринимательской деятельности.

Работа выполняется группой студентов (студенты разбиваются на группы по 2-3 человека)

Примерные темы рефератов:

1. Идеальный тип руководителя.

2. Привязанность к конкретному предприятию.

3. Повышенная склонность к риску. (Полагание на собственные силы в противовес влиянию внешних обстоятельств).

4. Наличие у человека на генном уровне феномена «Повышенной потребности в достижении поставленной цели».

5. Мотивационная структура предпринимателя:

а) желание выделиться, желание принести блага обществу и др.;

б) «вынужденная мотивация».

6. Типология владельцев бизнеса. Модель ZOO-САМ.

7. Взаимоотношения владельцев бизнеса с наемными топ-менеджерами.

8. Цели системы и цели участников.

9. Ценности руководителя и стиль принятия решений.

10. Стандарты поведения по типам руководителей.

11. Концептуальные способности и личностные качества менеджера высшего звена.

12. Новаторское мышление, ориентированное на будущее и долгосрочное планирование.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: