Глава 4. Возрастные особенности учащихся

 

"Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благово­ление у Господа и у людей" (Щар. 2:26).

Святой Дух поможет вам использовать возрастные особенности детей и наилучшим образом привести ваших учеников ко Христу.

I. Возрастные особенности детей 4-5 лет.

А. Физические.

1. Все больше способны следить за собой.

2. Могут сами одеваться.

3. Физически активны.

4. Любят говорить.

5. Могут проявлять раздражительность.

6. Нет четкой координации движений.

7. Быстро устают, легко заболевают. Хрупкое здоровье.

Б. Психические.

1. Могут овладеть несложной программой обучения.

2. Продолжительность сосредоточенного внимания - около 10 ми­нут.

3. Хорошо развито воображение.

4. Слабо владеют понятиями времени и пространства.

5. Проявляют готовность любить и сострадать.

6. Быстро развиваются умственно.

7. Неспособны к абстрактному мышлению.

8. Могут выучивать наизусть короткие стихи.

9. Восприимчивы к новым знаниям и впечатлениям.

В. Этические.

1. Легко привыкают к новому окружению.

2. Обладают развитыми игровыми навыками.

3. Способны к дружескому расположению.

4. Любят игры с многими участниками.

5. Послушны.

6. Эгоцентричны. Нуждаются в поощрении противоположного ка­чества.

7. Общительны, открыты.

8. Могут проявлять качества, присущие лидерам.

9. Способны на привязанность и угождение в дружбе.

10. Любят участвовать в драматических представлениях по рас­сказам.

Г. Духовные.

1. Искренни в отношении к Господу. Способны сознавать присут­ствие Бога в чудесных явлениях природы.

2. Способны выразить свое личное отношение к Богу.

3. Осознают Божью любовь и заботу.

4. Понимают, что упрямое непослушание есть грех.

5. Способны ощутить реальность существования особого отноше­ния к себе со стороны Бога, Его попечение, мудрость.

6. Доверчивы, однако нуждаются в том, чтобы их учили послуша­нию Господу.

II. Возрастные особенности детей 6-8 лет.

А. Физические.

1. Быстрое развитие замедляется.

2. Проявляют взрывную энергию.

3. Начинается выпадение молочных зубов.

4. Подвержены простудным и инфекционным заболеваниям.

5. Быстро устают.

6. Не склонны к однообразным занятиям.

7. Охотно идут на помощь, но не умеют помогать.

8. Не всегда доводят начатое дело до конца.

9. Любят возиться с разными предметами.

Б. Психические.

1. Легко проникаются сочувствием.

2. Нуждаются в любви и опеке.

3. Живое воображение, рассудительность, доверчивость.

4. Появляется любовь к чтению.

5. Каналы познания окружающего мира: органы чувств, практи­ческие занятия, общение. Мышление конкретное, неабстрагированное.

6. Нравятся библейские истории, где проявляется могущество Бога.

7. Нравится рассуждать.

8. Способны решать проблему выбора и разграничения.

9. Запоминают больше слова, чем идеи.

10. Могут осознавать географический и исторический фон собы­тий.

В. Этические.

1. Положительное воздействие оказывает похвала.

2. Не без помощи взрослых обретают такие качества, как доброта, готовность помочь, участие, отказ от своих интересов, понимание по­следствий.

3. Подражают старшим, ищут одобрение взрослых.

4. Предпочитают общество детей одного с ними возраста, любят собак, кошек, других животных.

5. Нравятся рассказы о детях такого же возраста.

6. Могут проявлять упрямство, прибегать ко лжи.

7. Неохотно участвуют в соревновательной деятельности.

8. Небезразличны к выбору друзей, часто меняют их.

9. В играх предпочитают изображать другую личность, что спосо­бствует развитию контактности.

Г. Духовные.

1. Учатся на примерах духовной зрелости.

2. Осознают Божью любовь и прощение.

3. С помощью примера и наставления узнают о почитании.

4. Многие подготовлены к пониманию значения Христа в своей жизни.

5. Учатся молиться и совершать поступки в угоду Христу.

6. Научившись читать, могут находить в Библии решение труд­ных вопросов.

7. Нуждаются в наставлении о необходимости открыто говорить о своих проступках.

8. Задают вопросы о смерти.

9. Предпочитают рассказы с динамичным сюжетом, повествования о миссионерской деятельности.

III. Возрастные особенности детей 9-11 лет.

А. Физические.

1. Окрепшее здоровье.

2. Активность, кипучая энергия.

3. Стремление к независимости.

4. Бывают неряшливы.

5. Любят походы и всякое другое время провождение на природе.

6. Развиваются в умеренном темпе.

7. Приобретают навыки владения телом.

8. Любят спорт.

9. Тяга к необычным поступкам.

Б. Психические.

1. Умеют пользоваться Библией, отыскивать в ней нужные места, а также картами и словарями.

2. Хорошая память. Способны к анализу своей деятельности.

3. Начинают постигать понятия времени и пространства.

4. Начинают интересоваться проблемами современного общества.

5. Начинают проявлять активность в поисках информации.

6. Разносторонние интересы. Способны сочинять стихи, рассказ.

7. Способны к творческой деятельности, особенно если учитель проявляет интерес и внимание.

8. Любят коллекционировать. Способны видеть перспективу своей деятельности.

9. Проявляют интерес к природе. В людях нравится отвага.

10. Способны к сосредоточенному вниманию.

В. Этические.

1. Способны к лучшим результатам при поддержке со стороны учителя.

2. Ищут справедливости.

3. Охотно принимают участие в коллективной деятельности в классе.

4. Предпочитают компанию одного с ними пола. К противополож­ному полу относятся критически.

5. Склонны к групповой лояльности.

6. Восторженное отношение к героям.

7. Нуждаются в наставлении об уважении к власти, авторитету.

8. Менее застенчивы, чем прежде.

9. Охотно участвуют в соревновании.

10. Пробуждается этическое сознание.

11. Сравнивают себя с другими, при этом способны видеть разли­чие.

Г. Духовные.

1. Могут быть подготовлены к спасению.

2. Расположены к пониманию необходимости возрастания во Христе.

3. Способны усваивать богословские истины, например, о Святом Духе, с помощью наглядных пособий.

4. Не без помощи взрослых приобретают привычку ежедневного общения с Богом через молитву.

5. Испытывают живой интерес к отдельным личностям, проявляют заинтересованность в любви со стороны домашних и знакомых.

6. Не сомневаются в истинности веры, однако склонны задумы­ваться над сложными вопросами.

7. Нуждаются в дальнейшем развитии своего понимания духовных ценностей.

IV. Возрастные особенности подростков (12-14 лет).

А. Физические.

1. Растут быстро и неровно, могут за год набрать в весе до 13 кг, в росте - до 15 см. Растут, увеличиваются в объеме сердце, легкие, кости, мускулатура.

2. Девочки взрослеют быстрее мальчиков.

3. Испытывают чувство неловкости от своего физического несо­вершенства.

4. Резкие переходы от выброса энергии до крайней усталости.

5. Беспокойный период физического развития, обостренный сексу­альный интерес.

Б. Психические.

1. Более развитый интеллект по сравнению с предшествующим возрастом, легко запоминают все, что им интересно.

2. Могут быть своенравны и высокомерны по причине стремитель­ного развития интеллекта. Опрометчивы в суждениях.

3. Развито чувство юмора, что иногда помогает выйти из нелов­ких ситуаций..

4. Мечтательны, любят воображать себя в героическом плане.

5. Повышенная эмоциональная реакция.

6. Важные решения предпочитают принимать независимо.

7. Обидчивы, грубо откровенны, склонны к резкой смене настрое­ния, вспыльчивы, критичны.

В. Этические.

1. Больше информированы о жизни, чем прежде.

2. Привязанность к домашним может распространяться на школь­ных товарищей, учителя, на любую личность, какая представляется им идеальной.

3. Развито стадное чувство, нравится быть членом компании.

4. Жаждут казаться взрослыми, напускают на себя безразличный вид.

5. Страдают от того, что с ними могут обращаться как с детьми, любят играть роль знающих, многоопытных.

6. Начало влечения к противоположному полу.

7. Стремятся играть значительную роль среди друзей.

Г. Духовные.

1. Охотно идут за лидером из среды старших товарищей.

2. Без конца задают вопросы, крайне любознательны.

3. Должны осознавать необходимость Спасителя и иметь уверен­ность в достижимости спасения.

4. Должны привлекаться к участию в хоре и другой деятельности в церкви по их интересам и запросам.

5. Крайне нуждаются в попечении, опеке, назидании.

V. Возрастные особенности юношей (15-17 лет).

А. Физические.

1. Преодолевают физическую неуклюжесть своего тела, перерас­тают ее.

2. Обладают хорошим аппетитом, разборчивы в еде.

3. Приобретают привычки, относящиеся к физическому развитию.

4. Заботятся о своей внешности.

5. Влечение к противоположному полу.

Б. Психические.

1. Развита способность к рассуждению. Охотно участвуют в спо­рах и дискуссиях.

2. Лучше запоминают мысль, чем слово.

3. Стремление к идеалу и творчеству.

4. Способны к обузданию эмоций посредством обдумывания, рас­суждения.

В. Этические.

1. Стремятся оправдать взятую на себя ответственность лидера или члена товарищества.

2. Нравится принадлежность к группировке.

3. Нуждаются в одобрении со стороны сверстников.

4. Формируют собственное мировоззрение. Задумываются о буду­щем.

5. Всегда готовы прийти на подмогу.

6. Стремление к обузданию эмоциональных всплесков.

7. Ищут острых ощущений.

8. Резкая смена настроений.

9. Не терпят приказной формы обращения.

10. Стремятся обрести уверенность в себе.

Г. Духовные.

1. Не всегда уверены в своих духовных ориентирах.

2. Остро реагируют на эмоциональное воздействие.

3. Нравятся возвышенные понятия, идеи, атмосфера почитания.

4. Христианство воспринимают как личное, активное мировоззре­ние, способное воздействовать на жизнь.

РЕЗЮМЕ. Ребенок приходит в Воскресную школу в физическом, пси­хическом и духовном единстве своего существа. Чтобы руководить его духовным развитием, учителю нужно знать особенности его общего развития. Задача учителя - изучить ученика и силой Святого Духа сформировать его по образу Иисуса Христа в соответствии со Словом Божьим.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: