"Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему" (Иоан. 14:26).
Локомотив должен вырабатывать достаточно энергии, чтобы двигаться к цели; он также должен иметь сцепление с вагонами, чтобы и их продвигать к той же цели вместе с собой. Учитель получает энергию из сверхъестественного источника - из Слова Божьего посредством Святого Духа.
"Научит вас всему" - это слова Иисуса Христа, которые Он произнес перед распятием и вознесением, обращаясь к ученикам, чтобы подготовить их к жизни без Его присутствия во плоти.
I. Личность Святого Духа.
А. Святой Дух - третье лицо Троицы, поэтому Он есть Бог. Он - личность, хотя и бестелесная. Личность обладает тремя свойствами. Святой Дух также обладает ими.
1. Он мыслит (Рим. 8:27).
2. Он способен чувствовать (Рим. 15:30).
3. Он обладает волей (1Кор. 12:11). Б. Святой Дух - божественная, святая личность, равная Богу Отцу и
Богу Сыну (Матф. 28:19; Деян. 5:3,4). В. Признаете ли вы Его как личность? Обращаетесь ли вы к Нему как к личности? Любите ли вы Его, доверяетесь ли, послушны ли вы Ему, почитаете ли вы Его? Ощущаете ли вы Его присутствие в классе во время занятий?
|
|
II. Присутствие Святого Духа.
А. После вознесения Христа на землю пришел Святой Дух, чтобы воздвигнуть здесь дом Его (Деян. 2:33; Иоан. 16:7).
1. Его дом (жилище) - это Церковь, совокупность всех тех, кто верует в Господа Иисуса Христа (Еф. 2:22).
2. Его дом располагается в сердцах всех истинно верующих в Него (1 Kop. 6:19).
Б. Хороший ли вы дом для Него? Чувствует ли Он Себя как дома в вашем сердце? Все ли ваше сердце в Его распоряжении? Доверяете ли вы Ему свои мысли, чувство, волю? Можете ли вы сказать, что ваша воскресная школа - Его дом? Обращаетесь ли вы к Нему, готовясь к занятиям? Обращаетесь ли вы к Нему с молитвой об укреплении ваших способностей к обучению детей? Полагаетесь ли на Него, когда строите свои отношения с учениками? Уверены ли вы в том, что Он производит работу в их сердцах?
III. Сила Святого Духа.
А. Воздействие Святого Духа на учителя. Ваши ученики должны убедиться, что видят Иисуса Христа через вас. Святой Дух имеет власть и возможность:
1. Сделать вас в глазах учеников подобием Христа (Еф. 3:16,17; 2Кор. 3:3).
2. Научить вас понимать Слово Божье так, что вы обретаете способность передавать ученикам его животворную силу и божественные истины (2Кор. 3:14-17).
3. Укрепить вашу способность быть учителем (Лук. 4:18).
4. Научить вас молиться за учеников (Рим. 8:26).
Б. Воздействие Святого Духа на учеников.
1. Святой Дух обличает грех (Иоан. 16:8,9).
2. Он являет ученикам Иисуса Христа (Иоан. 16:14).
3. Он подводит их ко второму рождению (Иоан. 3:5,6,8).
4. Он наставляет их к поступкам по духу (Гал. 5:16).
|
|
5. Он свидетельствует их сердцам божественную истину (Деян. 5:29-32).
IV. Сотрудничество со Святым Духом.
А. Я не должен оскорблять Его (Еф. 4:30).
Я оскорбляю Его, когда забываю о Нем или позволяю себе поступки, которые свидетельствуют не о святости, а о грехе, даже если эти поступки и ничтожны. Желаемое — это радостное присутствие Святого Духа, не оскорбленного ничем. В книге Рут Паксон "Жизнь на самом высоком уровне" предлагается такой исполненный любви взгляд:
1. Святой Дух - это Дух истины (Иоан. 14:17). Его оскорбляет всякая неправда, искажение истины.
2. Святой Дух - Дух веры (1Kop. 4:13). Его оскорбляют нервозность, подозрительность, недовольство, придирчивость, неверие.
3. Он - Дух благодати (Евр. 10:29). Его оскорбляют грубость, бескультурье, черствость, бестактность.
4. Он - Дух святыни (Рим. 1:4). Его оскорбляют неуважение к святыням, привязанность к порокам.
5. Он - Дух премудрости (Еф. 1:17). Его оскорбляют невежество, высокомерие.
6. Он - Дух силы, любви и целомудрия (2Тим. 1:7). Его оскорбляют безразличие, угрюмость, невоздержанность, неразборчивость, необузданность.
7. Он — Дух жизни (Рим. 8:2). Его оскорбляют бесчувственность,' тупое самодовольство.
8. Он - Дух славы (Петр. 4:14). Его оскорбляют суета и привязанность к вещам.
Б. Я должен проявлять усердие к более тесному сотрудничеству со Святым Духом (2Кор. 13:13).
1. Нужно стремиться познать Его труды, чтобы привести в соответствие с ними свои старания (1Kop.2:10-12).
2. Нужно ожидать, что Святой Дух ответит на наши старания, и готовиться к этому.
3. Всю свою деятельность педагога стройте по благодати Святого Духа, не уставая помнить о своей греховности, чтобы кровь Христа не переставала очищать вас.
РЕЗЮМЕ. Вы имеете возможность пользоваться наглядными пособиями, техническими средствами обучения, печатными материалами, однако помните: ваши занятия будут эффективны лишь в том случае, если вы будете постоянно обращаться за помощью к божественному Учителю, Богу Святому Духу.
Глава 8. Подготовка учителя.
Раздел 1. Подготовка воскресной школы к работе.
"Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас" (Псал. 33:12).
I. Предварительные шаги.
А. Убедитесь в том, что ваше намерение открыть воскресную школу - воля Божья.
Б. Продумайте и найдите место и время для занятий.
1. Время: удобное и для учителя и для учеников.
2. Место: приспособленное помещение вблизи линий общественного транспорта и церкви или в самой церкви.
В. Договоритесь с родителями.
1. Пригласите лично и по почте.
2. Ознакомьте родителей с программой воскресной школы.
II. Подготовка программы и учебных материалов.
А. Программа: прежде всего продумайте план занятий первого дня.
Б. Учебные материалы: чем будете пользоваться на уроке.
1. Фланель.
2. Подставка для фланели (напольная или настольная).
3. Фоновые изображения места действия (сценок).
4. Фланелевые фигурки: вырезать и разложить в нужном порядке.
5. Золотые стихи для каждого ученика отдельно.
6. Учебные пособия: изучите всю книгу и задания к урокам, лишь после этого подготовьте первый урок.
Раздел 2. Подготовка годового плана.
"Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, а потом устрой и дом твой" (Прит. 24:27).
I. Почему нужно планировать на год?
Конечная цель воскресной школы - "представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе". А раз так, то в программе обучения нужно предусмотреть этапы постепенного возрастания в вере. Все это нужно хорошо продумать и правильно спланировать. Если изучение основополагающих истин христианского вероучения не будет спланировано заранее, то вероятнее всего им и не будет уделено должного внимания-или же они останутся вовсе без него. Погрузившись в круговорот еженедельных занятий, вам трудно будет без плана рассмотреть свою деятельность со стороны и выделить главное. Это нужно сделать до начала занятий.
|
|
II. Как составить план на год?
В течение года нужно предъявить и раскрыть несколько выделенных тем, при этом на каждую тему уйдут несколько недель. Поэтому целесообразно разбить учебный год на несколько этапов, длящихся от четырех до шести недель. Этой одной выделенной теме этапа рекомендуется посвятить 5-10 минут в начале каждого занятия.
III. Основные методические акценты.
Не все они могут найти отражение в годовом плане.
А. Посещение.
Этим вопросом лучше заняться в самом начале учебного года и сразу позаботиться о том, чтобы с посещением не было проблем. Скажем, можно предложить ученикам стать участниками соревнования.
Б. Спасение.
О Божьем плане спасения лучше начать разговор в течение первых недель занятий, когда могут прибывать новые ученики. Хотя этой теме посвящается особый этап, нелишне возвращаться к ней на каждом уроке хотя бы в течение нескольких минут, например, с помощью хорового исполнения песен, чтения стихов с плаката и т. д.
В. Библия.
В течение первых четырех-шести недель ученики должны привыкнуть к регулярному чтению Библии. Ознакомьте их с Библией в общем плане, то есть расскажите о том, что Библия составлена из 66 книг, что писали ее 36 авторов в течение 1600 лет и т. д. Раздайте план регулярного чтения Библии. На этом же этапе можно начать изучение отдельных книг.
Г, Свидетельство.
Рисованные библейские рассказы на картоне или в буклетах могут быть хорошей основой для свидетельства, если они будут розданы детям специально для этой цели. На следующем занятии интересной будет беседа о том, как происходило свидетельство и что из этого вышло. В то же самое время можно обсудить и другие возможности свидетельства. Дети старшего возраста готовы испытывать потребность постоянного свидетельства.
Д. Молитва.
С первого дня занятий учеников следует приучать к молитве. На каждом занятии несколько минут выделяйте на вопросы, которые могут вам задать ученики: Что такое молитва? Кто имеет право молиться? Всегда ли Бог отвечает на молитву? Назначьте постоянное время для молитвы на каждом занятии. Сделайте это самым важным моментом занятий. Е. Заучивание наизусть.
|
|
К заучиванию наизусть нельзя относиться легко. Первый месяц занятий посвятите выработке у учеников навыка заучивать наизусть больше, чем обычно. Организуйте соревнование между командами. Подводите итог заученным стихам в конце каждого этапа. Следите за тем, чтобы стихи запоминались прочно и правильно.
Ж. Праздники.
В годовом плане предусматривайте специальные уроки к Рождеству и Пасхе. Нужно, чтобы это были особые уроки с соревнованиями, тестами и другими интересными заданиями.
3. Тренировочные упражнения.
1. Описание.
а. Дети кладут Библию на колени, б. По команде "Покажите Библию!" ученики поднимают Библии над головой.
в. Учитель называет ссылку (книгу и стих), г. Ученики хором повторяют ссылку.
д. По команде "Откройте Библию!" ученики отыскивают стих, е. Найдя стих и держа палец на стихе, ученики один за другим встают.
ж. Заметив, что первые ученики уже встают, учитель предлагает самому первому ученику прочесть стих вслух.
з. Ученик, первым нашедший стих и зачитавший его, выходит на середину.
и. Среди победителей затем устраивается соревнование, и отличившемуся присваивается звание Победителя Дня.
2. Другие виды упражнений,
а. Найти книгу в Библии,
б. Найти стих по теме.
в. Найти одинаковые слова в разных стихах,
г. Найти стих по памяти.
д. Те же задания в группах.
3. Методические указания к упражнениям,
а. Учите детей уважительному, благоговейному отношению к Библии.
б. Выполняя задание, дети не должны отвлекаться,
в. Убедитесь, что дети поняли задание.
г. Основой заданий должны быть уже изученные книги и стихи,
д. Устраивайте итоговые соревнования в конце месяца занятий.
И. Миссионерский акцент.
1. Рассказы о миссионерах.
2. Практическое задание.
а. Отыщите информацию о миссионере, его фотографию.
б. Напишите ему письмо, зачитайте его всей группе.
в. Попросите миссионера выступить со свидетельством перед
учениками.
г. Молитесь за успех его дела.
К. Некоторые пояснения к свидетельству.
1. Объясните, что свидетельство
а. представляет собой рассказ из первых рук о том, что сделал Господь;
б. не допускает хвастовства.
2. С каких слов начинать?
а. "Я благодарю Иисуса за..."
б. "Я люблю Иисуса, потому что..."
в. "Я радуюсь, что знаю Иисуса..."
IV. Вариант годового плана.
А. Октябрь
Акцент на посещаемость и наполненность воскресной школы*
Выделенная тема: Божий план спасения.
Б. Ноябрь, декабрь.
Беседы о Библии и чтение Библии по плану, составленному вами
для учеников.
В. Январь, февраль.
Беседы о молитве. Несколько итоговых соревнований.
Г. Февраль, март.
Свидетельство и дела учеников.
Д. Апрель, май.
Соревнования между группами по заученным наизусть стихам.
Беседы о миссионерской деятельности.
РЕЗЮМЕ. Составьте годовой план занятий, указывая тему каждого урока, псалмы для хорового исполнения и другие важные детали. Если это будет сделано с молитвой и разумением, то вы впоследствии убедитесь в несомненной полезности такого плана. Вам не придется впопыхах собирать нужный материал, ибо ваши действия будут определены заранее с высокой степенью предусмотрительности.