Порядок приема рецептов и отпуска лекарственных средств аптечными организациями

Лекарственные средства назначаются и выписываются при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара.

Запрещается выписывать рецепты на ЛС: 1) не разрешенные к применению Минздравсоцразвития России и не зарегистрированные в России; 2) используемые только в ЛПУ (эфир наркозный, хлорэтил, фентанил (кроме трансдермальной лекарственной формы), сомбревин, калипсол, фторотан, кетамин и др.); 3) при отсутствии медицинских показаний.

Рецепт – это письменное обращение специалиста, выписавшего его, к провизору (фармацевту) об изготовлении и отпуске лекарства. Рецепт является медицинским документом, служащим основанием для отпуска лекарств из аптеки; юридическим документом, так как врач, выписавший рецепт, провизор, принявший рецепт и отпустивший лекарство, и фармацевт, изготовивший ЛП, несут юридическую ответственность в случае неправильного выписывания, изготовления и отпуска лекарств; финансовым документом, так как стоимость лекарства оплачивается больным или возмещается аптеке из бюджетов различных уровней.

Фармацевтическая экспертиза рецепта. При приеме рецептов и отпуске ЛС аптечные работники должны руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.07 №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». Рецепты должны выписываться с учетом возраста больного, порядка оплаты ЛС и характера действия входящих в их состав ингредиентов. Рецепт должен быть выписан четко и разборчиво, чернилами или шариковой ручкой с обязательным заполнением всех предусмотренных в бланке граф. Исправления в рецепте не допускаются. На первом этапе приема рецепта аптечный работник должен проверить соответствие формы рецептурного бланка лекарственной прописи, наличия обязательных и дополнительных реквизитов установленным правилам выписывания.

На следующем этапе аптечный работник оценивает правомочность лица, выписавшего рецепт.

Далее аптечный работник должен проверить правильность оформления прописи и способа применения ЛС.

В рецепте, требующем индивидуального изготовления, необходимо проверить совместимость ингредиентов, входящих в состав ЛС. В случаях, когда преодоление несовместимости связано с изменением состава или количества действующих веществ, заменой одной ЛФ другой и т. п., вопрос необходимо согласовать с врачом, выписавшим рецепт.

При оценке лекарственной прописи аптечный работник должен проверить высшие разовые и высшие суточные дозы (ВРД и ВСД) ЛС с учетом возраста больного. Следует помнить, что выписывая наркотическое средство, психотропное, ядовитое, сильнодействующее вещество, а также ЛС списка А и Б в дозе, превышающей высший однократный прием, врач должен написать дозу этого вещества прописью и поставить восклицательный знак (!).

Отпуск отдельных ЛС производится в количествах, не превышающих предельно допустимых норм на один рецепт. Поэтому на следующем этапе аптечный работник проверяет, соответствует ли количество выписанных ЛС установленным приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.07 №110 предельно допустимым для выписывания нормам.

В некоторых случаях регламентом предусмотрено превышение установленных норм. Например, в глазных каплях и мазях этилморфина гидрохлорид (дионин) может выписываться в количествах до 1 г при наличии указания врача на рецепте «По специальному назначению», заверенного подписью и личной печатью врача, печатью «Для рецептов».

Нормы выписывания и отпуска сильнодействующих ЛС и производных барбитуровой кислоты для инкурабельных онкологических и гематологических больных могут быть увеличены в два раза против установленных норм.

Остальные ЛС отпускаются из аптек в количествах, указанных в рецепте.

Провизор должен знать установленные сроки действия рецептов:

5 дней действительны рецепты, содержащие наркотические и психотропные вещества Списка II (специальный рецептурный бланк);

10 дней действительны рецепты, выписанные на рецептурном бланке 148-1/у-88;

1 мес действительны рецепты, выписанные на рецептурных бланках по форме № 148-1/у-04(л) и N9 148-1/у-06(л), за исключением рецептов на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня, на психотропные вещества, внесенные в Список III Перечня, на ЛС, подлежащие предметно-количественному учету, на анаболические стероиды.

2 мес действительны рецепты, выписанные на бланке по форме № 107/у.

Рецепт, не отвечающий хотя бы одному из перечисленных выше требований или содержащий несовместимые лекарственные вещества, считается недействительным. В случае возможности уточнения у врача или другого медицинского работника, выписавшего рецепт, названия ЛП, его дозировки, совместимости и т. п. работник аптечной организации может отпустить ЛС пациенту.

Все неправильно выписанные рецепты остаются в аптеке, погашаются штампом «Рецепт недействителен» и регистрируются в специальном журнале. Информация о них передается руководителю соответствующего ЛПУ для принятия мер дисциплинарного воздействия к работникам, нарушающим правила выписывания рецептов.

Таксировка рецептов. Рецепт, выписанный правильно, таксируется, т. е. определяется его розничная цена, которая складывается из стоимости исходных ингредиентов; стоимости аптечной посуды; тарифа за изготовление лекарства.

Аптекам – юридическим лицам предоставлено право самостоятельно разрабатывать тарифы за изготовление и расфасовку ЛС.

Тарифы должны быть утверждены приказом по аптеке. В основу тарификации положены: нормативы затрат времени на отдельные операции по изготовлению, контролю, фасовке и отпуску экстемпоральных лекарственных форм и внутриаптечной заготовки; стоимость 1 мин рабочего времени, рассчитанная с учетом средней заработной платы. Регистрация рецептов. Наиболее распространенной является квитанционная форма регистрации рецептов. Квитанция заполняется в одном экземпляре при приеме рецептов. Условно в ней можно выделить три части. Первая часть (корешок) квитанции с указанием номера лекарства, Ф.И.О. больного, стоимости и ЛФ остается в аптеке. Корешок квитанции служит основанием для учета ЛС, изготовленных по рецептам. По корешкам в конце смены подсчитывают количество принятых рецептов и общую стоимость отпущенных по ним лекарств. В целях учета корешки комплектуются по 50 и 100 шт. и хранятся в аптеке.

Вторая часть квитанции с указанием номера лекарства, вида ЛФ, фамилии больного, даты и времени изготовления лекарства, его стоимости выдается на руки заказчику.

Третья часть квитанции содержит два одинаковых номера: первый с указанием «приготовил», «проверил», «отпустил» наклеивается на рецепт, второй – на упаковку отпускаемого лекарства. По этим номерам изготовленные лекарства располагаются на вертушках на рабочем месте провизора по отпуску лекарств. Отпуск изготовленного аптекой лекарства производится по квитанции, номер которой должен совпадать с номером, наклеенным на упаковку лекарства и на оборотную сторону рецепта.

В небольших по объему работы аптеках принятые рецепты на лекарства индивидуального изготовления регистрируются в рецептурном журнале, содержащем следующие данные: дата, номер рецепта, Ф.И.О. больного, его адрес и телефон, ЛФ, стоимость лекарства. Для получения лекарства больному выписывают квитанцию или выдают жетон.

Жетонный способ оформления заказа на изготовление лекарства заключается в следующем. После таксировки рецепта аптечный работник выдает больному номерной жетон определенной формы и цвета. Цвет и форма жетона обозначают конкретную ЛФ, номер жетона соответствует номеру рецепта и лекарства. Фамилия больного на жетоне не указывается, так как номера жетонов не повторяются. Номер лекарства, его стоимость и вид ЛФ фиксируются в журнале, который ведется в произвольной форме.

В некоторых аптеках применяют чековый метод оформления заказа на изготовление лекарства. После таксировки и оплаты стоимости лекарства через кассу рецепт возвращается провизору. На рецепте провизор отмечает номер кассового чека. На чеке номер подчеркивается цветным карандашом. Цвет обозначает определенную ЛФ (в соответствии с сигнальными цветами, принятыми Едиными правилами оформления лекарств). Например, зеленый – внутреннее, оранжевый – наружное, синий – для инъекций и т. д. На чеке указывается также время изготовления лекарства и Ф. И. О. больного. Номер, стоимость и вид ЛФ фиксируются в журнале по произвольной форме. Оформленный чек передается заказчику, по которому он в указанное время получает лекарство. По номеру чека и сигнальному цвету провизор определяет место хранения приготовленного лекарства.

Отпуск лекарств. При отпуске лекарств по рецептам врачей аптечный работник должен соблюдать определенные правила, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 14.12.05 №785 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Если в рецепте в смеси с другими ингредиентами выписаны наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые вещества, апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гоматропина гидробромид, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидроиодид, анаболические гормоны, запрещается их отпускать не в составе изготовленного ЛС.

Аптечным организациям разрешается отпуск наркотических средств и психотропных веществ только по рецептам ЛПУ, расположенных в том же населенном пункте, если иное не установлено органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При отпуске экстемпорально изготовленных ЛП, содержащих наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые вещества, а также некоторые ЛС (апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гоматропина гидробромид, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидроиодид, этиловый спирт и иные ЛС, подлежащие предметно-количественному учету), больным взамен рецепта выдается сигнатура с желтой полосой в верхней части и надписью черным шрифтом на ней «Сигнатура».

При отпуске ЛС по рецептам длительного действия последний возвращают больному с указанием на обороте количества отпущенного препарата и даты отпуска. При очередном обращении больного в аптечную организацию учитываются пометки о предыдущем получении Л С. По истечении срока действия рецепт гасится штампом «Рецепт не действителен» и оставляется в аптеке.

В случае отсутствия в аптеке выписанного ЛП аптечный работник может с согласия пациента осуществлять его синонимическую замену.

Отпуск лекарственных средств, оплата которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета. С целью обеспечения доступности эффективных дорогостоящих ЛС всем группам населения Правительством России предусмотрены налоговые льготы. При налогообложении физических лиц налоговая база (доход, полученный в разных формах в налоговом периоде) может быть уменьшена на сумму так называемых социальных налоговых вычетов. К ним относится сумма, уплаченная налогоплательщиком при приобретении ЛС. Постановлением Правительства России № 201 от 19. 03. 01 утвержден Перечень медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета. В этот перечень вошли анестетики и миорелаксанты; анальгетики, в том числе наркотические (морфин), нестероидные противовоспалительные препараты (ибупрофен); средства, применяемые для лечения аллергических реакций (кетотифен, хлоропирамин); средства, влияющие на центральную нервную систему (фенобарбитал), средства для лечения психотических расстройств (галоперидол, диазепам) и др. В перечень включены МНН ЛС, которые соответствуют Государственному реестру ЛС, утвержденному Минздравсоцразвития.

Совместно Минздравом России и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам был принят приказ № 289/БГ-3-04/256 от 25. 07. 01 о реализации данного постановления. Этим приказом, в частности, утвержден порядок выписки ЛС, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета.

Лекарственные средства выписываются врачом на рецептурных бланках по форме № 107/у. На одном рецептурном бланке можно выписать не более двух ЛС. В перечень, утвержденный постановлением № 201, наряду с ЛС, отпускаемыми по рецептам, включены ЛС, отпускаемые без рецепта врача на основании приказа Минздравсоцразвития России, и отдельные ЛС (психотропные и наркотические), которые выписываются только на специальных бланках и рецептах формы № 148/у-88. При этом в рецепте указывается одно из торговых наименований ЛС.

Лечащий врач выписывает пациенту рецепт в двух экземплярах, один из которых предъявляется в аптечную организацию для получения ЛС, другой представляется в налоговый орган Российской Федерации при подаче налоговой декларации по месту жительства налогоплательщика. На экземпляре рецепта, предназначенного для представления в налоговые органы России, лечащий врач в центре рецептурного бланка проставляет штамп «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», рецепт заверяется подписью и личной печатью врача, печатью учреждения здравоохранения.

Экземпляр рецепта со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» остается на руках у налогоплательщика, оплатившего расходы по приобретению ЛС, назначенных лечащим врачом ему либо его супруге (супругу), его родителям, его детям в возрасте до 18 лет. В дальнейшем такой рецепт вместе с письменным заявлением, с товарным и кассовым чеками из аптечного учреждения, осуществившего отпуск ЛС, представляется в налоговый орган Российской Федерации по месту жительства.

Аптечным учреждениям независимо от организационно-пра- вовой формы и формы собственности категорически запрещается отпуск ЛС по рецептурным бланкам со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика».

Контроль за выпиской ЛС, входящих в указанный перечень, осуществляется не реже одного раза в месяц заведующим отделением и руководителем учреждения здравоохранения.

Хранение рецептов. Рецепты на ЛС, выписанные на специальных рецептурных бланках, а также бланках форм № 148-1/у-88, 148-1/у-04(л) и 148-1/у-06(л), остаются в аптеке и хранятся в сейфе или металлических шкафах. Использованные наркотические рецептурные бланки должны храниться в сейфе в подшитом, опечатанном, прошнурованном по месяцам и годам виде. Сроки хранения рецептов составляют: на ЛС, отпускаемые на льготных условиях, – 5 лет; на наркотические средства и психотропные вещества – 10 лет; на сильнодействующие, ядовитые вещества списков ПККН, ЛС: апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гоматропина гидробромид, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидроиодид, этиловый спирт, других ЛС, подлежащие ПКУ анаболические стероиды – 3 года.

По истечении срока хранения рецепты подлежат уничтожению комиссией, о чем составляется акт. Порядок уничтожения определяется территориальными органами управления фармацевтическими организациями.

Рецепты на транквилизаторы (не включенные в список сильнодействующих веществ), антидепрессивные, нейролептические средства, спиртосодержащие ЛМ промышленного производства погашаются штампом: «Лекарство отпущено». Для повторного отпуска необходим новый рецепт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: