Заочная форма обучения

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Всего: 2 зачетных единицы трудоемкости (72 академических часа)

 

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Заочная
семестр
8
Аудиторные занятия (контактная работа с преподавателем), всего часов в том числе: 10
Лекции 8
Практические работы 2
Самостоятельная работа, всего часов в том числе: 62
Подготовка контрольной работы 20
Подготовка к экзамену 9
Другие виды самостоятельной работы (самостоятельное изучение тем (разделов) дисциплины) 33
Вид промежуточной аттестации Экзамен
Общая трудоемкость дисциплины и трудоемкость по семестрам, часов 72

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ

В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина Б1.В.ОД.6 «Правовые основы профессиональной деятельности» относится к обязательным дисциплинам вариативной части образовательной программы высшего образования программы бакалавриата 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениям и в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», по направлению подготовки обучающегося – «Адаптивное физическое воспитание».  

Учебная дисциплина занимает важное место в процессе профессиональной подготовки специалиста, так как предполагает овладение студентами компетенций, регулирующих профессиональное поведение специалистов в сфере адаптивной физической культуры.

В рамках курса рассматриваются основные научно-теоретические положения, способствующие формированию у студентов комплексного понимания сущности и закономерностей основ законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности, варианты правовых и этических норм, а так же умение составлять нормативно-правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры.

Дисциплина «Правовые основы профессиональной деятельности», являясь междисциплинарной сферой научного знания, тесно взаимодействует с такими дисциплинами как правоведение, политология, социальная защита инвалидов.

Результаты обучения дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» необходимы для решения профессиональных задач, таких как:

- организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

- планировать свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и нормативно-правовыми актами в сфере физической культуры и спорта и образования;

- работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов;

- соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Цель изучения курса - овладение студентами основами правовых знаний в профессиональной области деятельности и умениями использовать их в своей повседневной практической работе в сфере адаптивной физической культуры.

Задачами курса являются - формирование у студентов умений:

- анализировать законодательные и иные нормативно-правовые акты, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

- принимать решения и совершать профессиональные действия на основе требований отраслевого законодательства.

 

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

- знанием и способностью практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере адаптивной физической культуры (ОПК-13);

- умением определять цели и задачи адаптивной физической культуры (ПК-3);

- способностью составлять плановую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования по паралимпийским, сурдлимпийским и специальным олимпийским видам спорта (ПК-30);

- знанием и умением организовывать и проводить соревнования с учетом медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификации спортсменов (ПК-32).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать:

- Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и нормативные документы органов управления образованием, физической культурой и спортом, нормативно-правовые акты в сфере образования, физической культуры и спорта (для ОК-4, ОПК-13, ПК-3, ПК-30, ПК-32).

 

Уметь:

- использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

- практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере адаптивной физической культуры (ОПК-13);

- уметь определять цели и задачи адаптивной физической культуры  (ПК-3);

- составлять плановую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования по паралимпийским, сурдлимпийским и специальным олимпийским видам спорта (ПК-30);

- организовывать и проводить соревнования с учетом медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификации спортсменов (ПК-32).

 

Владеть:

- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

- знанием и способностью практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере адаптивной физической культуры (ОПК-13);

- способностью составлять плановую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования по паралимпийским, сурдлимпийским и специальным олимпийским видам спорта (ПК-30);

- знанием и умением организовывать и проводить соревнования с учетом медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификации спортсменов (ПК-32).

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-тематический план

Заочная форма обучения

 

Тема

 

Аудиторные занятия

Заочная

лекции практич. занятия
1. Нормативно-правовые основы развития физической культуры и спорта на международном, региональном и национальном уровнях. 0,5  
2. Правовые основы деятельности международных физкультурно-спортивных организаций. 1  
3. Система законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. 1  
4. Система законодательства субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте. 1  
5. Система законодательства Российской Федерации об инвалидах. 1  
  Рубежный контроль № 1   1
6. Правовое регулирование создания и организации деятельности коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций. 1  
7. Лицензирование в сфере физической культуры и спорта. 0,5  
8. Правовое регулирование отдельных аспектов спортивной деятельности. 0,5  
9. Договорные отношения в сфере физической культуры и спорта. 1  
10 Нормативно-правовые основы спортивных движений для людей с ограниченными возможностями здоровья. 0,5  
  Рубежный контроль № 2   1
  ИТОГО 8 2

 

 4.2. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Нормативно-правовые основы развития физической культуры и спорта на международном, региональном и национальном уровнях

Международное спортивное право нерегионального характера (Международная хартия физического воспитания и спорта и др.).

Международное спортивное право регионального характера (Спортивная хартия Европы и др.).

Законы (пакеты законов) о физической культуре и спорте различных стран мира: общая характеристика.

Международные нормативно-правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты (направления, стороны) функционирования и развития физической культуры и спорта:

- развитие молодежного спорта (Европейский манифест «Молодые люди и спорт», рекомендации Европейского Совета «Молодежь и спорт высших достижений» и др.);

- различные аспекты деятельности спортсменов (Антидопинговый кодекс МОК, Конвенция против применения допинга. Кодекс спортивной этики «Справедливая игра - путь к победе» и др.) и зрителей (Европейская конвенция о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях и др.) и т.д.

Самостоятельная работа:

На основе кросс-анализа выявить общие и особенные черты следующих законодательных (нормативно-правовых) актов (по заданию преподавателя): (а) законов о физической культуре и спорте двух стран мира; (б) Международной хартии физического воспитания и спорта и Спортивной хартии Европы.

 

Тема 2. Правовые основы деятельности международных физкультурно-спортивных организаций

Олимпийская хартия как кодекс организации и функционирования олимпийского движения. Основные нормы и правила регулирования олимпийского движения, деятельности Международного олимпийского комитета, международных федераций по видам спорта, национальных олимпийских комитетов, организации и проведения Олимпийских игр. Совершенствование правовых основ механизма организации и функционирования олимпийского движения.

Международный спортивный арбитраж как правовой институт разрешения конфликтов в области физической культуры и спорта. Нормативно-правовое регулирование деятельности международного спортивного арбитража: Кодекс спортивного арбитража; специальные регламенты разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр. Общее и особенное в деятельности спортивных арбитражных судов в различных странах мира.

Уставы международных (европейских) федераций по видам спорта: общая характеристика структуры и содержания; специфика регламентации деятельности с учетом особенностей различных видов спорта.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность специализированных международных (европейских) спортивных организаций (Международный паралимпийский комитет. Ассоциация национальных олимпийских комитетов, Ассоциация международных федераций по летним /зимним/ олимпийским видам спорта, Международная федерация университетского /школьного/ спорта, Международный союз спорта военных /полицейских/ и т.п.; Ассоциация национальных олимпийских комитетов Африки /Европы, Азии, Латинской Америки, Океании/ и т.п.): обобщенная характеристика структуры и содержания.

Самостоятельная работа:

На основе изучения материалов периодической печати (личного опыта) выявить примеры, ставшие (могущие стать) предметом рассмотрения спортивного арбитражного суда, и дать их содержательный анализ.

Подготовить сообщение о структуре и содержании устава международной (европейской) федерации по виду спорта (с учетом специализации) для выступления на семинарском занятии.

 

Тема 3. Система законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте

Конституция Российской Федерации, кодификационные и текущие законы о регулировании различных аспектов (направлений, сторон) функционирования и развития физической культуры и спорта как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и др.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007) как правовой регулятор современных отношений в сфере физической культуры и спорта. Состояние и перспективы совершенствования законодательства о физической культуре и спорте.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации как инструменты нормативно-правового регулирования определенных правоотношений в сфере физической культуры и спорта.

Подзаконные нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, иных органов исполнительной власти и их влияние на функционирование и развитие физической культуры и спорта.

Федеральные программы отраслевого и межотраслевого характера в области физической культуры и спорта.

Ведомственные подзаконные нормативные акты о физической культуре и спорте: общая характеристика.

Самостоятельная работа:

На основе изучения материалов периодической печати (личного опыта) выявить примеры реализации (нарушения) норм Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и дать их содержательный анализ.

Подготовить сообщение о содержании федеральной (субъекта Российской Федерации) программы развития физической культуры, спорта (по заданию преподавателя) для выступления на семинарском занятии.

 

Тема 4. Система законодательства субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте

Общее законодательство субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте как предмете совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Законы субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте. Кросс-анализ норм законов о физической культуре и спорте различных субъектов Российской Федерации: общее, особенное, единичное.

Кросс-анализ норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте: общее, особенное, единичное.

Местные подзаконные нормативные акты о физической культуре и спорте.

Самостоятельная работа:

На основе кросс-анализа выявить общие и особенные черты следующих законодательных актов (по заданию преподавателя): (а) законов о физической культуре и спорте двух субъектов Российской Федерации; (б) Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и закона о физической культуре и спорте одного из субъектов Российской Федерации.

 

Тема 5. Система законодательства Российской Федерации об инвалидах.

Конституция Российской Федерации, кодификационные и текущие законы о регулировании различных аспектов (направлений, сторон) функционирования и развития системы социальной и юридической защиты инвалидов. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011  N 323-ФЗ  как правовые регуляторы современных отношений в сфере социальной защиты инвалидов. Состояние и перспективы совершенствования законодательства.

Самостоятельная работа:

На основе кросс-анализа ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ выявить изменения и нововведения.

 

Тема 6. Правовое регулирование создания и организации деятельности коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций.

Организационно-правовые формы коммерческих физкультурно-спортивных организаций: хозяйственные товарищества и общества, акционерные общества, дочерние и зависимые общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы.

Организационно-правовые формы некоммерческих физкультурно-спортивных организаций: общественные организации, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы и др.

Порядок государственной регистрации физкультурно-спортивных организаций как юридических лиц в Российской Федерации.

Учредительные документы некоммерческих физкультурно-спортивных организаций.

Самостоятельная работа:

Разработать (группе студентов) проект устава (учредительного договора) некоммерческой физкультурно-спортивной организации, создаваемой в организационно-правовой форме, предложенной преподавателем.

 

Тема 7. Лицензирование в сфере физической культуры и спорта.

Нормативно-правовые основы и направления лицензионной деятельности федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Нормативно-правовые основы лицензирования, аккредитации и аттестации деятельности отдельных типов физкультурно-спортивных организаций и работников физической культуры и спорта.

Нормативно-правовые основы сертификации спортивных товаров.

Самостоятельная работа:

Составить перечень документов, необходимых для государственной регистрации, лицензирования, аккредитации или аттестации деятельности физкультурно-спортивной организации по предоставлению определенного вида (по заданию преподавателя) социально-культурных услуг.

 

Тема 8. Правовое регулирование отдельных аспектов (направлений, сторон) физкультурно-спортивной деятельности

Нормативно-правовые основы регулирования организации и проведения спортивных соревнований (правила спортивных соревнований, положения о спортивных соревнованиях и т.п.).

Нормативно-правовые основы присвоения спортивных разрядов и званий (Единая всероссийская-спортивная классификация), ведомственных почетных званий (Заслуженный мастер спорта России, Заслуженный тренер России и др.).

Самостоятельная работа:

С учетом вида спорта специализации выявить особенности: (а) правил спортивных соревнований и (б) положений о спортивных соревнованиях.

С учетом вида спорта специализации определить динамику изменений нормативов и требований Единой всероссийской спортивной классификации при присвоении спортивных разрядов и званий.

Тема 9. Договорные отношения в сфере физической культуры и спорта.

Договорные отношения: понятие, классификация, порядок и форма заключения, изменение и расторжение договоров.

Договорные отношения федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта и других физкультурно-спортивных организации.

Договора по отдельным направлениям деятельности в сфере физической культуры и спорта (спонсорский договор, договор купли-продажи, договор аренды, договор проката и т.д.): общая характеристика.

Особенности заключения трудовых договоров (контрактов) в сфере физической культуры и спорта. Структура и содержание контракта спортсмена. Отличительные особенности контрактов зарубежных спортсменов.

Международные договора Российской Федерации, регулирующие различные правоотношения в области физической культуры и спорта.

Самостоятельная работа:

Разработать проект одного из видов договоров в сфере физической культуры и спорта (по заданию преподавателя): учредительного договора о создании ассоциации федераций по видам спорта; спонсорского договора; договора купли-продажи; договора аренды; договора проката; трудового договора (контракта) и т.п.

 

Тема 10. Нормативно-правовые основы спортивных движений для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативно-правовые основы международных спортивных движений. Паралимпийское движение России, сурдлимпийское движение России, специальная олимпиада России. Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский комитет России, Специальная олимпиада России.

Самостоятельная работа:

На основе изучения материалов периодической печати оценить перспективы развития спортивных движений инвалидов.

 

Контрольная работа

(для обучающихся заочной формы обучения)

 

 Контрольная работа в системе физкультурно-педагогического образования является одной из форм проверки знаний студентов. Контрольная работа курса «Правовые основы профессиональной деятельности» является важной частью учебного процесса студента заочной формы обучения. При изучении данной дисциплины выполняется этот вид самостоятельной творческой деятельности, направленной на дальнейшее совершенствование профессиональных умений педагога физической культуры в процессе обучения двигательным действиям и приобретение умений и навыков научно-методической деятельности. Студенту, в процессе своей работы, необходимо проявить навыки по сбору, систематизации и анализу выбранного им материала и, как итог, правильному ее оформлению. Контрольная работа должна быть соответствующе оформлена, должна отражать существенные ключевые моменты темы. Она должна иметь такие разделы как: содержание или план работы, основной текст (каждый пункт содержания с новой страницы), список, используемой литературы.

Рекомендуемый объем контрольной работы – 10 – 15 страниц печатного текста. Формат текста – Word for Windows, шрифт – Times New Roman, размер шрифта (кегль) – 14, абзац – 1,25, межстрочный интервал – 1,5. Поля: слева – 2,5 см, справа – 1 см, сверху и снизу – 2 см.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: