Глава 1. Предпринимательское право: вопросы теории

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО РОССИИ:

ИТОГИ, ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

 

МОНОГРАФИЯ

 

Ответственный редактор

Доктор юридических наук, профессор

Е.П. ГУБИН

 

Редакционный совет

 

Карелина С.А. - доктор юридических наук, профессор.

Лахно П.Г. - кандидат юридических наук, доцент.

Паращук С.А. - кандидат юридических наук, доцент.

Харитонова Ю.С. - доктор юридических наук, профессор.

Шиткина И.С. - доктор юридических наук, профессор.

 

Рецензенты

 

Клеандров М.И. - доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН.

Михайлов Н.И. - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

 

Авторский коллектив

 

Глава 1 - доктор юридических наук, профессор Губин Е.П.; гл. 2 - кандидат юридических наук, доцент Вайпан В.А.; гл. 3 - доктор юридических наук, профессор Шиткина И.С.; гл. 4 - доктор юридических наук, профессор Карелина С.А.; гл. 5 - кандидат юридических наук, доцент Паращук С.А.; гл. 6 - кандидат юридических наук, доцент Кичик К.В.; гл. 7 - кандидат юридических наук, доцент Лахно П.Г.; гл. 8 - кандидат юридических наук, доцент Молотников А.Е.; гл. 9 - кандидат юридических наук, доцент Лаутс Е.Б.; гл. 10 - доктор юридических наук, профессор Харитонова Ю.С.; гл. 11 - кандидат юридических наук, доцент Белицкая А.В.; гл. 12 - кандидат юридических наук, ассистент Янковский Р.М.; гл. 13, 13.1, 13.3, 13.4 - кандидат юридических наук, доцент Афанасьева Е.Г., 13.2 - доктор юридических наук, профессор Харитонова Ю.С.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

 

Афанасьева Екатерина Геннадиевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Более 10 лет преподает на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Читает лекции по курсу "Предпринимательское право Российской Федерации", авторский курс "Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности", принимает участие в преподавании дисциплин "Интеллектуальная собственность в предпринимательской деятельности", "Теоретические основы института несостоятельности (банкротства)" и ряда других.

Ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, ответственный редактор ежегодника "Право будущего: интеллектуальная собственность, инновации, Интернет", член редколлегии реферативного журнала "Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия "Государство и право". Имеет более 80 научных и учебно-методических публикаций. Является соавтором кафедральных учебников и учебных курсов по предпринимательскому, корпоративному праву, несостоятельности (банкротству), практических курсов по предпринимательскому праву, учебного пособия "Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности: правовые вопросы" (М., 2016).

Белицкая Анна Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент.

А.В. Белицкая - выпускница юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова 2008 года. В 2011 году окончила аспирантуру кафедры предпринимательского права того же факультета и успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме "Государственно-частное партнерство: понятие, содержание, правовое регулирование". В 2019 году защитила докторскую диссертацию на тему "Правовое обеспечение государственной инвестиционной политики".

Читает авторские лекционные курсы "Инвестиционное право и государственно-частное партнерство и право", "Правовое регулирование рынка недвижимости", "Международное экономическое право", "Инвестиционное право зарубежных стран". Ведет лекции и практические занятия по курсу "Предпринимательское право".

Является автором монографии "Правовое обеспечение государственной инвестиционной политики" (М.: Юстицинформ, 2019. 560 с.), "Правовое регулирование государственно-частного партнерства" (М., 2012. 191 с.), Комментария к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (М., 2016. 272 с.), около 100 статей в сфере инвестиционного права.

А.В. Белицкая сочетает научную и преподавательскую деятельность с практической деятельностью. Имеет опыт работы в международной юридической фирме "Клиффорд Чанс", ПАО "Сбербанк России", ПАО Банк ВТБ, Внешэкономбанке.

В 2016 и 2017 годах А.В. Белицкая дважды стала стипендиатом премии ректора МГУ имени М.В. Ломоносова для молодых преподавателей и научных сотрудников, добившихся значительных результатов в педагогической и научно-исследовательской деятельности. В 2016 и 2018 годах была награждена дипломом декана юридического факультета в конкурсе "Традиции и развитие" в номинации "Лучшая творческая работа молодого ученого", а в 2017 году - в номинации "Законотворческий успех".

Вайпан Виктор Алексеевич, кандидат юридических наук, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, почетный юрист города Москвы. Член-корреспондент Российской академии естественных наук. Научный руководитель Консалтинговой группы "Юстицинформ". Главный редактор журналов "Право и экономика" и "Вестник арбитражной практики". Председатель Московского отделения Ассоциации юристов России, член Координационного совета Международного союза юристов. Член Общественного совета при Росимуществе.

Сфера научных интересов: предпринимательское право, проблемы правового регулирования транспорта и связи, рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства. Автор (соавтор) более 220 публикаций (научных статей, книг, иных материалов по юридической тематике), в том числе - "Теория справедливости: право и экономика: Монография" (2017), "Источники предпринимательского права: Учебно-методический комплекс" (2017), "Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: Учебно-методический комплекс" (2017), "Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности: Монография" (2016), "Правовое регулирование развития инфраструктуры связи нового поколения: внедрение LTE-технологий в России: Монография" (2016). Является соавтором кафедральных учебников и практических курсов по предпринимательскому праву.

Награжден Почетной грамотой Московской городской Думы (2014), Почетной грамотой Министерства юстиции Российской Федерации (2016), Благодарностью Федеральной антимонопольной службы (2017), Благодарностью Президента Российской Федерации (2018).

Губин Евгений Парфирьевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского права, руководитель программы магистратуры по направлению "Правовое регулирование предпринимательской деятельности (Право и бизнес)" юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный юрист Российской Федерации, главный редактор журнала "Предпринимательское право", третейский судья, в том числе МКАС при ТПП РФ, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, Арбитражного суда г. Москвы, Экспертно-аналитического совета при Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", возглавляет Комиссию Московского отделения Ассоциации юристов России по правовому регулированию экономической деятельности. Автор и соавтор более 100 научных трудов. Под редакцией Е.П. Губина в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова издан первый учебник для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, "Предпринимательское право Российской Федерации" (М., 2017); учебник для средних специальных учебных заведений "Предпринимательское право" (М., 2007); практический курс "Предпринимательское право" (М., 2016). Автор монографий "Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы" (М., 2005, 2017); "Правовое регулирование предпринимательской деятельности в условиях экономического кризиса: опыт России и Германии" (М., 2010) и др. Является соавтором учебника "Корпоративное право" (М., 2007), учебного курса "Корпоративное право" (М., 2017, 2018). По инициативе Е.П. Губина подготовлен ряд сборников аспирантских и студенческих работ под руководством опытных преподавателей кафедры.

Карелина Светлана Александровна, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель программы магистратуры Юридического факультета МГУ по направлению "Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)", член Научно-консультативного совета Верховного Суда РФ и Арбитражного суда г. Москвы, арбитр МКАС при ТПП РФ, арбитр Арбитражного центра при Институте современного арбитража. Научную и педагогическую деятельность совмещает с профессиональной практикой, является автором и ведущим научно-консультационных семинаров в области несостоятельности (банкротства). Является членом Экспертного совета при Ассоциации российских банков, подкомитета по антикризисному управлению Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, Экспертно-аналитического совета при государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". Член редакционного совета журналов "Предпринимательское право", "Бизнес. Менеджмент. Право", "Журнал предпринимательского и корпоративного права", "Пробелы в российском законодательстве". Автор более 140 публикаций в ведущих юридических изданиях, в том числе монографий "Механизм правового регулирования отношений несостоятельности" (М., 2008), "Сравнительный анализ процедур банкротства" (под ред. Yean-Luc Vallens и Cesare Giorgini; на фр. яз.; Paris, 2015; в соавт.); "Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности" (под ред. В.А. Вайпана и М.А. Рожковой. М., 2016); "Банкротство страховых организаций" (М., 2018) (в соавт.); "Банкротство застройщика: теория и практика правоприменения" (М., 2018) (в соавт.); автор нескольких изданий учебников и практических курсов по предпринимательскому и корпоративному праву, антикризисному управлению, автор и ответственный редактор учебного курса "Несостоятельность (банкротство)" (М., 2019), учебно-практических пособий "Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)" (М., 2006, 2008), "Институт несостоятельности (банкротства) в таблицах и схемах" (отв. ред.; М., 2017).

Кичик Кузьма Валерьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, исполнительный директор НОЦ МГУ "Публичные закупки и право", исполнительный директор РОО "Объединение выпускников юридического факультета МГУ", заместитель председателя экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должности судей г. Москвы, член редакционной коллегии журнала "Вестник Института экономических исследований". Автор монографии "Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения" (М., 2012). Соредактор и соавтор коллективной монографии "Публичные закупки в зарубежных странах: динамика правового регулирования" (М., 2017). Является автором нескольких десятков статей по проблемам правового регулирования отношений в сфере публичных закупок. Соавтор кафедральных учебников и практических курсов по предпринимательскому праву.

Лаутс Елизавета Борисовна, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, арбитр отделения Арбитражного центра при институте современного арбитража по разрешению споров в атомной отрасли, эксперт ряда консалтинговых компаний.

Имеет длительный опыт работы в подразделении Банка России.

Является членом научно-консультативного совета при Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", заместителем главных редакторов и членом редакционного совета журнала "Предпринимательское право", экспертом компании "Консультант Плюс" в сфере финансовых консультаций.

Участвует в чтении лекций и проведении практических занятий, вебинаров, мастер-классов в рамках нескольких программ повышения квалификации на базе юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова для сотрудников различных компаний и в крупных российских банках.

Лаутс Елизавета - автор около 100 профессиональных публикаций, в том числе монографий "Правовые аспекты антикризисного регулирования рынка банковских услуг и институт банкротства кредитных организаций" (М.: Юстицинформ, 2018) и "Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности" (М., 2008). Является автором научных статей в журналах "Предпринимательское право", "Банковское право", "Законодательство", "Хозяйство и право", "Закон", "Юридическая работа в кредитной организации" и других изданиях. Является соавтором в таких известных книгах, как "Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник" (отв. ред. Е.П. Губин, А.Г. Лахно. 3-е изд. М., 2017); Корпоративное право: Учебный курс: В 2 т. (отв. ред. И.С. Шиткина. М., 2018); монографии "Настольная книга руководителя организации: правовые основы" (М., 2015) и др.

Лахно Петр Гордеевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права, соруководитель программы магистратуры по направлению "Энергетическое право" юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, исполнительный директор Научно-образовательного центра "Энергетика и право", почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, третейский судья, в том числе Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ); Казахстанского международного арбитража. Автор и соавтор более 125 научных трудов, в том числе на английском и немецком языках. Под редакцией П.Г. Лахно (совместно с Е.П. Губиным) изданы первый в Российской Федерации учебник по предпринимательскому праву для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности "Правоведение" (М.: Юристъ, 2001); первый в Российской Федерации учебник для студентов образовательных организаций, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция", квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "магистр" (М., 2003; 2005; 2010; 2017). Главный редактор журнала "Энергетическое право" (2003 - 2015), ответственный редактор ежегодника "Энергетика и право". Редактор русского издания совместной российско-германской книги на двух языках "Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование" (М., 2011). Автор монографии "Энергетическое право Российской Федерации: становление и развитие" (М.: Изд-во МГУ, 2014).

Имеет нагрудный знак в ознаменование 250-летия МГУ имени М.В. Ломоносова.

Молотников Александр Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Осуществляет научную деятельность в сфере корпоративного права, правового регулирования рынка ценных бумаг, а также общих вопросов правового регулирования предпринимательской деятельности. А.Е. Молотников является автором 38 книг, 34 статей, выступал с докладами на 108 конференциях, участвовал в восьми научно-исследовательских работах, имеет 14 членств в научных обществах, 5 почетных членств в организациях, 8 членств в редколлегиях журналов, 3 членства в редколлегиях сборников, 14 членств в программных комитетах. Под его руководством защитились 4 аспиранта на соискание ученой степени кандидата юридических наук, лектор 21 учебного курса, имеет выступления в СМИ.

Входит в состав Комитета по исследованию арбитража в Северо-Восточной Азии (NAARC) в Китайской академии арбитражного законодательства (Китай); Экспертного совета Института развития гражданского законодательства (Россия); IACCL - International Academy of Commercial and Consumer Law (Великобритания); Langfang Arbitration Commission (Китай); Англо-российской юридической ассоциации (Великобритания); Общественного совета Федеральной таможенной службы (Россия); Экспертного совета при Министерстве юстиции Российской Федерации по мониторингу правоприменения в Российской Федерации (Россия); Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам (Россия); Молодежного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития (Россия); Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития (Россия); Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам (Россия); The European Corporate Governance Institute (ECGI) (Бельгия); Ассоциации юристов России.

Также является почетным членом в следующих организациях: Харбинская арбитражная комиссия (Китай); Российско-японский совет под эгидой ПМЮФ; Рабочая группа по разработке проекта федерального закона "Об оказании психологической помощи населению в РФ"; Арбитражный центр при автономной некоммерческой организации "Институт современного арбитража"; Европейский институт корпоративного управления (The European Corporate Governance Institute - ECGI).

С 2016 по 2018 год А.Е. Молотников награждался премиями по Программе развития МГУ, премией имени М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность, а также премией EdCrunch Award.

Паращук Сергей Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель программы магистратуры юридического факультета МГУ по направлению "Конкурентное право". Ведущий эксперт по вопросам конкурентного права и антимонопольного законодательства России, член Экспертного совета при ФАС России по вопросам рекламы и недобросовестной конкуренции, член Комиссии по конкурентному праву и совершенствованию антимонопольного законодательства Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", член Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства Московского отделения АЮР, эксперт Центра по исследованию рынков и ценообразования при МГУ.

Входит в состав научно-консультативных советов при Арбитражном суде г. Москвы, при Суде по интеллектуальным правам, член научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России. Является арбитром Арбитражного центра при Институте современного арбитража.

Член редакционных советов и редколлегий журналов "Предпринимательское право", "Конкурентное право", "Российское конкурентное право и экономика", "Право и цифровая экономика". Совмещает научно-педагогическую деятельность и экспертную практику с профессиональной деятельностью. Является адвокатом Адвокатской палаты г. Москвы.

 

КонсультантПлюс: примечание. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" (под ред. И.Ю. Артемьева) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2015.

Автор более 80 научных работ и публикаций в профессиональных изданиях по проблемам предпринимательского и конкурентного права, в частности учебных пособий "Конкурентное право" (М.: Городец, 2002), "Конкурентное право в таблицах и схемах: Учебное пособие" (отв. ред. М.А. Егорова М.: Юстицинформ, 2018 (в соавторстве)); "Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник" (отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017 (в соавторстве)); Научно-практического комментария к Федеральному закону "О защите конкуренции" (отв. ред. И.Ю. Артемьев; МГИМО (У) МИД России, ФАС России. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016 (в соавторстве)). Является соавтором научных монографий "Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики" (отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова (М.: Юстицинформ, 2019); "Правовое воздействие на экономику: методы, результаты, перспективы" (отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2018); "Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений" (отв. ред. А.В. Габов. М.: ИД "Юриспруденция", 2016); "Государственная политика цен и тарифов в Российской Федерации" (под ред. В.В. Герасименко (М., 2014) и др.

Круг научных и практических интересов С.А. Паращука составляют правовое регулирование конкуренции и монополии, проблемы правового регулирования предпринимательских договоров, правовой статус субъектов предпринимательской деятельности, имущественная основа предпринимательской деятельности, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности, включая таможенное регулирование, государственно-частное партнерство, инвестиционная деятельность, регулирование отдельных видов рынков.

Харитонова Юлия Сергеевна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры предпринимательского права, член Научно-консультативного Совета при Арбитражном суде г. Москвы, Экспертного совета Ассоциации российских банков по правовому регулированию цифровых технологий, Комиссии Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" по правовому регулированию экономической деятельности, член редакционных советов журналов "Право и цифровая экономика", "Журнал предпринимательского и корпоративного права".

Имеет более 180 публикаций в ведущих юридических изданиях. Автор и соавтор ряда монографий и научно-исследовательских работ, среди которых "Договор лизинга" (М., 2002), "Комментарий к Федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)" (М., 2003), "Управление в гражданском праве: проблемы теории и практики" (М., 2011), "Концепция частного и публичного права" (М., 2013), "Концепция частного и публичного права. Азбука частного права" (М., 2015), "Имидж коммерсанта: правовое регулирование и способы охраны" (М., 2018), а также статей, в том числе по различным аспектам правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики.

Шиткина Ирина Сергеевна, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель программы магистратуры юридического факультета МГУ по направлению "Корпоративное право". Является ведущим экспертом по вопросам российского корпоративного права: входит в состав созданной Правительством РФ межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию корпоративного управления, а также Экспертного совета по корпоративному управлению при Минэкономразвития России; является экспертом Национального совета по корпоративному управлению (НСКУ) Российского союза промышленников и предпринимателей, членом экспертной группы по направлению "Совершенствование корпоративного управления" механизма управления системными изменениями предпринимательской среды "Трансформация делового климата", членом экспертного совета по законодательному обеспечению развития рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку.

Входит в состав Научно-консультативного совета при Арбитражном суде г. Москвы, является арбитром МКАС при ТПП РФ, арбитром Арбитражного центра при Институте современного арбитража. Научную, педагогическую деятельность и экспертную практику совмещает с активной практической деятельностью. Является управляющим партнером юридической консалтинговой компании "Шиткина и партнеры", членом совета директоров в ряде крупных российских и транснациональных корпораций, членом Наблюдательного совета Ассоциации независимых директоров России.

Член редколлегии журналов "Предпринимательское право", "Вестник арбитражной практики", "Бизнес. Менеджмент. Право". Автор и ведущий обучающих семинаров для практикующих специалистов. Автор более 160 научных работ и публикаций в признанных профессиональных изданиях, в том числе монографий "Продажа или приобретение бизнеса: правовое сопровождение сделки" (М., 2019) (в соавторстве с С.Ю. Филипповой), "Экстраординарные сделки, совершаемые в хозяйственных обществах" (М., 2017), "Холдинги. Правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группе компаний" (М., 2008), "Правовое регулирование коммерческих организаций внутренними (локальными) документами" (М., 2003), "Предпринимательские объединения" (М., 2001), "Правовое регулирование акционерных обществ" (М., 1997), нескольких изданий учебников по предпринимательскому праву, а также автор и ответственный редактор учебника "Корпоративное право" (М., 2007, 2018), автор учебного курса "Корпоративное право", выдержавшего четыре издания (последнее издание 2016), практического курса "Корпоративное право" (2-е изд. М., 2016), учебно-методического пособия "Корпоративное право в таблицах и схемах" (3-е изд. М., 2017), ответственный редактор и соавтор "Корпоративное право: Учебный курс": В 2 т. (М., 2017, 2018).

Янковский Роман Михайлович, кандидат юридических наук, ассистент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Автор более 40 публикаций, соавтор учебных пособий по предпринимательскому праву и по несостоятельности (банкротству), выпущенных коллективом кафедры предпринимательского права. Автор книги "Закон стартапа", соавтор онлайн-курса "Юридическая поддержка стартапов: создание, управление и привлечение инвестиций". Помимо этого, является автором первой современной книги о высотном здании Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова "Высотка номер один".

 

Посвящается 30-летию кафедры

предпринимательского права

юридического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Уважаемые читатели, перед вами коллективная монография, подготовленная членами кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, в которой в целом выражены и закреплены основные идеи предпринимательско-правовой школы кафедры, разрабатываемые на протяжении 30 лет ее существования. Это, конечно же, не значит, что в этом фундаментальном труде раскрыты все положения теории предпринимательского права. Созданию настоящего научного труда предшествовали научные работы членов кафедры на протяжении многих лет, которые легли в основу настоящей монографии, а также труды наших коллег. Содержание монографии отражает основные направления научной и образовательной деятельности членов авторского коллектива.

Основное внимание каждый из авторов работы уделил взгляду в будущее: именно поэтому монография названа "Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития". Настоящее исследование является научным изданием, поэтому вопросы теории являются основными. Теоретические проблемы раскрываются не только в первой главе, но и в каждой последующей, применительно к корпоративному праву, конкурентному праву, институту несостоятельности (банкротства), энергетическому праву и другим научным направлениям.

Все правовые научные проблемы рассматриваются прежде всего под углом зрения решения задач, стоящих перед современной экономикой и предпринимательством России. Так, например, в главе, посвященной праву интеллектуальной собственности, исследуются вопросы влияния новых технологий на право интеллектуальной собственности, правовое регулирование отношений, связанных с интеллектуальной собственностью в различных сферах предпринимательской и иной экономической деятельности. Бесспорно, востребованными как научными работниками, так и практиками будут главы монографии, раскрывающие вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики, правового регулирования инвестиционной и инновационной деятельности и в других сферах.

Содержание монографии отражает концептуальные основы науки предпринимательского права как комплексной отрасли права, что отражается в анализе нормативных правовых актов разной отраслевой принадлежности, использовании научной правовой литературы разных отраслей права.

Все выводы основаны на идее взаимосвязи теории и практики правового регулирования предпринимательства, что хорошо видно в главах, посвященных теории корпоративного права, институту несостоятельности (банкротства) и других. Широко используется судебная практика и практика деятельности конкретных хозяйственных субъектов.

Несмотря на то что читателю представлен серьезный научный труд, он, бесспорно, будет востребован и в учебном процессе, в рамках как программы бакалавриата, так и особенно всех программ магистратуры по направлению предпринимательского права.

Рассмотрение в одном научном труде всех основных теоретических вопросов науки предпринимательского права в различных сферах, направлениях предпринимательской деятельности дает особый эффект, выражающийся в глубокой обоснованности сделанных в работе теоретических выводов.

Хотелось бы поблагодарить всех, кто оказывал помощь и поддержку в написании настоящей монографии, в том числе научных рецензентов. Особенную благодарность хотелось бы выразить издательству, без поддержки которого настоящая работа не смогла бы выйти в свет.

 

Заведующий кафедрой предпринимательского права

юридического факультета МГУ,

д. ю. н., профессор

Е.П. Губин

 

Глава 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

 

1.1. Предпринимательское право как инструмент решения

экономических проблем современной России

 

Роль права относительно экономики заключается в том, что оно есть инструмент регулирования общественных, в том числе экономических, отношений. Эффективность права в регулировании экономических (общественных) отношений зависит от того, насколько верно и полно оно отражает экономические потребности общества. Фактически право переводит на подвергаемые регулированию общественные отношения требования объективных экономических закономерностей. В механизме такого перевода и заключаются основные трудности понимания роли права в его соотношении с экономикой. Право является, по существу, юридической формой экономических отношений, экономического развития общества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Быков А.Г., Кененов А.А., Козлов Ю.М. Экономическая политика КПСС и право. М., 1979. С. 19 - 22.

 

Последнее десятилетие подтвердило вывод о том, что право следует за развитием экономики, поскольку оно "никогда не может быть выше, чем экономический строй" <2>.

--------------------------------

<2> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 19.

 

В работах по теории государства и права также подчеркивается, что "экономической сфере органически присуще право, ибо экономика, в которой сталкиваются интересы различных индивидов, фирм, продавцов и покупателей, государства, наконец, без права существовать не может, поскольку право определяет меру дозволенного эгоизма" <3>. Рыночные отношения, отмечает академик РАН А.Г. Лисицын-Светланов, существуют только в правовом пространстве. Право необходимо для любого рынка <4>.

--------------------------------

<3> Право: проблемы теории: Учебное пособие. Смоленск, 2003. С. 32.

<4> См.: Лисицын-Светланов А.Г. Роль права в модернизации экономики России. М., 2011. С. 5. См. также: Белых В.С. Модернизация российской экономики и предпринимательского законодательства: вопросы теории и практики. Екатеринбург, Институт экономики УрО РАН, 2011; Городов О.А. Правовое обеспечение инновационной деятельности как условие модернизации экономики России // Предпринимательское право. 2012. N 2; и др.

 

Одной из основных задач предпринимательского права является анализ влияния экономики на право и права на экономику. Еще М.М. Агарков писал о том, что существует особая "хозяйственная точка зрения", господствующая в современном мире и стимулирующая попытки постоянно исследовать "реальное взаимодействие экономики и права" <5>.

--------------------------------

<5> Агарков М. Понятие хозяйственного права в германской литературе // Право и жизнь. 1924. N 5. Цитируется по: Исаев И.А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). М., 1986. С. 104.

 

Рассматривая влияние права на экономику, Г.А. Гаджиев отмечал, что "вне всякого сомнения, мы имеем дело с взаимовлиянием, реверсными воздействиями. Возможно, сама постановка вопроса о том, что важнее - влияние экономики на право или права на экономику, - не верна. Действительно, насколько полезно такое перетягивание интеллектуального каната? Но юристы должны ясно представлять свои задачи, осознавать разумную амбициозность юридического концепта и повышать масштаб своего профессионального честолюбия" <6>.

--------------------------------

<6> Гаджиев Г.А. Право и экономика (методология). М., 2016. С. 37.

 

Следует согласиться с выводом А.М. Лушникова о том, что "юристы должны изучать экономику, чтобы лучше понять те общественные экономические отношения, которые регулируются правом. Экономисты должны изучать право для того, чтобы лучше понять, в каких юридических рамках изучается экономическая деятельность. Да и связь права и экономики крепка до неразрывности. Напомним метафору о функционировании экономики на примере морской яхты, которую привел американский экономист русского происхождения В.В. Леонтьев: "Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер, - это заинтересованность. Руль - государственное регулирование (естественно, преимущественно через право и контроль за его исполнением). Без руля яхту вынесет на скалы, разобьет ее вдребезги. Естественно, плохо, когда ветер не наполняет паруса, тогда и руль не поможет" <7>. Варианты разбиться о скалы или стоять на месте, как говорится, "оба плохие" <8>.

--------------------------------

<7> См.: Леонтьев В. Экономическое эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990. С. 15.

<8> Лушников А. Право и экономика. М., 2019. С. 183.

 

Таким образом, с необходимостью следует вывод о том, что без права экономика не может существовать и развиваться, экономике имманентно присуще право, эффективность экономики (при этом, конечно, неизмеряемая в тоннах или метрах) во многом определяется соответствующей экономическим законам правовой базой.

Не менее значима взаимосвязь экономической политики и права. Политика, в том числе и экономическая политика, оформляется в нормах права. Поскольку экономическая политика проводится через государство, государство воздействует на экономику через право, поскольку оно есть форма выражения соответствующей политики.

Право связано с экономикой не непосредственно, оно определяется экономикой "в конечном счете". Политика же связана с экономическим базисом значительно теснее. Через политику требования экономического базиса переходят на содержание права. Следовательно, волевое опосредование государством экономических требований и законов и формирование на этой основе определенных политических программ - предварительное условие адекватного соотношения права с экономикой. При этом следует учитывать, что право - относительно самостоятельное явление общественной жизни, что позволяет ему влиять на политику, устанавливать границы социально значимой деятельности государства, гарантировать общество от узурпации политической власти.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 утверждены основные направления государственной политики по развитию конкуренции, а также Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы <9>. В указанных документах определены цели совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, определены основополагающие принципы осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти, поставлены задачи принять соответствующие нормативные правовые акты.

--------------------------------

<9> СЗ РФ. 2017. N 52 (часть I). Ст. 8111.

 

Наверное, многие заметили, что законотворческая деятельность в настоящее время в значительной степени ограничена работой внутри правовой системы, ее перманентным совершенствованием: проблемы экономики мы пытаемся решить путем совершенствования норм о залоге, задатке, перетаскиванием норм о вещных правах, ставя на первое место право владения, а на второе - право собственности; ликвидируя одну организационно-правовую форму (тип юридического лица) и преобразуя другие и т.д. То есть законотворческая деятельность ограничивается лишь процессом совершенствования действующих нормативных актов.

Между тем главная причина несовершенства законодательства, его недостатки заключаются в том, что оно не отражает и не решает действительных потребностей и задач реальной рыночной экономики, экономической политики и практики. Юристы должны обращать внимание на экономическую обусловленность правовых регуляторов. Законодатель (либо высший суд) только участвует в юридическом оформлении уже зачастую сложившихся объективно экономических регуляторов <10>.

--------------------------------

<10> См.: Гаджиев Г.А. Право и экономика (методология). М., 2016. С. 54.

 

Ф. Энгельс писал: "Юрист воображает, что оперирует априорными положениями, а это лишь отражение экономических отношений" <11>.

--------------------------------

<11> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37. С. 458.

 

Это не может не замечать законодатель, государство. В последнее время мы видим примеры, свидетельствующие о том, что цели, задачи экономики, ее реальные потребности выходят на первый план, что находит закрепление в праве.

Возьмем Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. "Об инновационном центре "Сколково" <12>. Он не в полной мере соотносится с нормами действующего законодательства (см., например, п. п. 1, 2 ст. 3, ст. ст. 5, 7, 20 и др.). Но этот Закон отвечает целям создания Центра, задачам экономической политики государства, потребностям экономики и необходимо лишь там, где это возможно, но не в ущерб экономическим потребностям, привести его в соответствие с действующими нормами.

--------------------------------

<12> Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970; 2018. N 53 (часть I). Ст. 8454.

 

Не менее интересен анализ Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <13>. В целях обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности страны за счет использования имеющегося научно-технического и кадрового потенциала, основанного на развитии системы образования, интеграции науки и образования, обеспечения коммерциализации результатов научной и инновационной деятельности, повышения эффективности их использования, достижения иных целей в соответствии с принятым федеральным законом создаются новые субъекты экономической деятельности и права - инновационные научно-технологические центры.

--------------------------------

<13> СЗ РФ. 2017. N 31 (часть I). Ст. 4765.

 

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова выступил в качестве инициатора создания первого в России инновационного научно-технологического центра "МГУ - Воробьевы горы" <14>, который будет образцом при создании новых научно-технологических центров России.

--------------------------------

<14> Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 332 // http://static.government.ru/media/files/6HVZbMfi2ZpV4C42K4Wl9MYeQBLDUPJD.pdf.

 

Правовое обеспечение рыночной экономики, эффективная законотворческая деятельность основываются на глубоких научных исследованиях. Сложившаяся система науки, основанная на традиционном делении права на отрасли по предмету и методу, не обеспечивает решения конкретных задач, стоящих перед государством и обществом. Не останавливаясь на проблеме признания предпринимательского права в качестве самостоятельной отрасли, что для представителей науки предпринимательского права бесспорно, хотелось бы отметить поддержку научным сообществом данного вывода <15>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Монография В.К. Андреева, В.А. Лаптева "Корпоративное право современной России" включена в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2017.

<15> См., напр.: Андреев В.К., Лаптев В.А. Корпоративное право современной России. М., 2015. С. 17 - 18.

 

Существующая система научных специальностей также не отвечает в полной мере потребностям практики. Так, например, корпоративное, конкурентное право и энергетическое право включаются в одну специальность (12.00.07), а предпринимательское право находится в другой специальности (12.00.03), хотя совершенно ясно, что все перечисленные выше направления науки должны находиться вместе, поскольку дифференциация предполагает не только разъединение, но и объединение научных исследований в области правового регулирования рыночных отношений.

Данный вывод совсем не означает отказ от научных исследований, например, в сфере частноправовых отношений, но одновременно подтверждает необходимость научных исследований конкретных секторов экономики в целях решения конкретных задач экономического развития общества: отношений в сфере капитального строительства, транспорта, телекоммуникаций и др.

Например, инновации, инвестиции - те сферы экономики, где правовые исследования остро необходимы, причем комплексные исследования, без деления их на исследования в области частного или публичного права.

Энергетика стала одним из основных направлений развития современной экономики Российской Федерации. Научные исследования и преподавание энергетического права осуществляются во многих вузах страны: издаются монографии <16>, имеются необходимые учебные программы, пособия, выпускается специализированный журнал "Энергетическое право".

--------------------------------

<16> Лахно П.Г. Энергетическое право Российской Федерации: становление и развитие. М., 2014.

 

Без глубокого изучения влияния права на экономику и экономики на право ожидать эффективного регулирования отношений рыночной экономики, с одной стороны, и эффективного функционирования самого рынка - с другой, вряд ли возможно.

Представляется, что совершенствованию комплексных, всеобъемлющих научных правовых исследований в сфере экономики будет способствовать введение новой самостоятельной научной специальности "Предпринимательское право".

Хотелось бы отметить и полностью поддержать вывод одного из основоположников современной концепции хозяйственного (предпринимательского) права - В.К. Мамутова о том, что "присутствие комплексности исследований предполагает присутствие в них и экономического элемента, обязательность исследования экономической сущности проблемы. Для этого необходима совместимость юридических и экономических взглядов на предмет исследования" <17>. Он также отмечает, что, "говоря о том, что комплексный экономико-правовой подход имманентен науке хозяйственного права, необходимо также отметить, что использование экономических материалов, материалов практики (главным образом арбитражной) применения хозяйственного законодательства свойственно также многим исследованиям проблем правового регулирования хозяйственной деятельности, проведенным с цивилистических позиций" <18>.

--------------------------------

<17> Мамутов В.К. Совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности (методология, направления). Киев, 1982. С. 196.

<18> Там же. С. 226.

 

Представляется совершенно обоснованной и отвечающей взглядам автора настоящей главы позиция М.Н. Семякина, поддерживаемая и другими исследователями, который пишет: "Очень многие современные юристы, к сожалению, считают, что не дело юриспруденции исследовать экономическую целесообразность, экономическую разумность и иные подобные аспекты правовых решений, ибо главным здесь является анализ позитивного нормативного материала, формулирование на основе индуктивных умозаключений из разрозненных частных норм общих правоположений, понятий; осуществление различного рода формально-логических классификаций и т.д., что выступает основным и решающим критерием научности того или иного труда по правоведению" <19>.

--------------------------------

<19> Семякин М.Н. Становление экономического анализа частного права в России: проблемы и перспективы развития // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. N 2. С. 44 - 45.

 

Известный российский цивилист Ю.С. Гамбаров в "Курсе гражданского права", выпущенном в свет в 1911 г., отмечал, что экономическое направление в юриспруденции оказало большие услуги правоведению, обратив внимание на зависимость права от экономических отношений, а также на необходимость изучения правовых явлений в связи с экономическими <20>.

--------------------------------

<20> См.: Гражданское право. Общая часть / Под ред. и с предисловием В.А. Томсинова. М., 2003. С. 162 - 165.

 

Наука, законотворчество тесно связаны с образованием. Путешествуя по Интернету, можно ознакомиться с содержанием учебных курсов в зарубежных юридических школах. Так, в большинстве американских университетов преподаются специальные курсы по праву и экономике.

В Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова есть общий для всех студентов курс по экономике, есть специальный курс "Право и экономика" для аспирантов кафедры, однако специальный курс для бакалавров и магистров отсутствует. Он остро необходим студентам, так как без глубоких, а не только общих экономических знаний принимать сегодня правильные правовые решения невозможно.

Содержание такого курса, конечно, должны определять совместно экономисты и юристы, поскольку он должен быть приближен к задачам изучения правового регулирования рыночной экономики, взаимосвязи права и экономики.

В связи с переходом на двухуровневую систему обучения студентов "бакалавр - магистр" высшим юридическим учебным заведениям следует предусмотреть в учебных планах дисциплины, содержащие экономические знания.

К сожалению, в настоящее время редко встретишь учебные курсы по правовому регулированию отношений в реальном секторе экономики: промышленности, строительстве, на транспорте, связи и т.д. Явно мало внимания уделяется вопросам предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, правовой работе в народном хозяйстве.

Взаимосвязь права и экономики в учебном процессе хорошо прослеживается также в связи с "экономизацией" права, что характерно для всех отраслей права, и прежде всего предпринимательского. А.Г. Быков справедливо отмечал, что, "поскольку предпринимательское право - это право предпринимательской деятельности, понимаемой именно как деятельность экономическая, а не производственная, оно не может не оперировать массой экономических категорий и понятий. Бояться этого, видимо, не следует" <21>. Деятельностный подход имманентно присущ именно предпринимательскому праву, правовому регулированию экономических, предпринимательских отношений.

--------------------------------

<21> Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Правовое регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики. М., 2008.

 

Основная задача, стоящая сегодня перед российским обществом и государством, - совершенствование, модернизация экономики.

В самом общем виде модернизация определяется как усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Одновременно отмечается, что модернизируются в основном машины, оборудование, технические процессы <22>.

--------------------------------

<22> См. определение модернизации: Городов О.А. Правовое обеспечение инновационной деятельности как условие модернизации экономики России // Предпринимательское право. 2012. N 2; Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1993. С. 823; http://ru.wikipedia.org/Модернизация.

 

Если в целом с приведенным определением можно согласиться, то с утверждением о том, что "модернизируются в основном машины, оборудование, технические процессы", можно и поспорить. По крайней мере, применительно к рассматриваемой теме можно смело утверждать, что модернизации подлежит прежде всего общество и его основа - экономика России.

Можно выделить несколько основных направлений модернизации отечественной экономики - это внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности.

Совершенно ясно, что достижение поставленных целей модернизации российской экономики возможно лишь при надлежащем правовом обеспечении перечисленных выше направлений с учетом реально сложившейся экономической ситуации.

Цикличность развития экономики, периодически возникающие кризисные явления объективны, и это нельзя не учитывать в процессе управления сложной экономической системой страны.

Поскольку в период кризиса происходят серьезные изменения социально-экономических отношений, то, следовательно, должно изменяться и нормативное, правовое обеспечение социально-экономического развития экономики и общества, следует искать новые и эффективнее использовать имеющиеся правовые средства.

В этой связи представляется необходимым остановиться на проблеме совершенствования правовых основ рыночной экономики в целом, в том числе и законодательства.

18 июля 2008 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" <23>.

--------------------------------

<23> СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3482.

 

Необходимость совершенствования Гражданского кодекса Российской Федерации на тот момент действительно давно назрела, что признавалось многими специалистами в области права: трудно найти хотя бы одно диссертационное или монографическое исследование по специальности 12.00.03: гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право, которое бы не содержало обоснованных предложений по внесению в ГК РФ тех или иных изменений и дополнений.

Однако необходимо обратить внимание на преамбулу Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108, определяющую цели принятия вышеназванного Указа - это совершенствование законодательных основ рыночной экономики, правового обеспечения международных экономических и гуманитарных связей Российской Федерации.

Представляется, что только лишь совершенствование Гражданского кодекса Российской Федерации не сможет в полной мере помочь достичь поставленных Президентом Российской Федерации целей. Требуется разработка концепции совершенствования не только гражданского законодательства - законодательства частного права, но и всего законодательства, регулирующего рыночную экономику, в том числе и законодательства о предпринимательской (хозяйственной) деятельности в целом.

Основные направления модернизации российской экономики нашли свое закрепление в правовых актах.

Так, например, меры по радикальному повышению энергосбережения и энергоэффективности нашли свое закрепление в нормах Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности") <24>.

--------------------------------

<24> Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711; 2018. N 30. Ст. 4556.

 

Характеризуя в целом законодательство в сфере энергосбережения и энергоэффективности, нельзя не подчеркнуть его комплексный характер, что подтверждается анализом норм, вносящих изменения в целый ряд законодательных актов, в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие.

Кроме того, следует учитывать, что энергосбережение, как и модернизация экономики в целом, есть государственная задача, и использование исключительно частноправовых средств при ее решении не в состоянии обеспечить достижение поставленных целей в рассматриваемой сфере, что, однако, не исключает их применение.

Именно государственное регулирование, средства государственного воздействия, опосредованные правом, используются законодателем для достижения целей модернизации в целом всей российской экономики и энергосбережения в том числе.

Среди таких средств следует назвать: требования к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов; запреты или ограничения производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей; обязанность по учету используемых энергетических ресурсов; требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; обязанность проведения обязательного энергетического обследования; требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, и др.

Анализируя нормы Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", мы можем увидеть в нем и недостатки, однако в целом Закон вносит существенный вклад в правовое обеспечение совершенствования российской экономики. Он содержит множество новелл, которые требуют глубокого осмысления и позволяют также сделать вывод, что публично-правовая составляющая в законодательстве об энергосбережении и об энергоэффективности значительно превышает частноправовую.

Хотелось бы особо выделить нормы, регламентирующие использование такого правового средства, как предпринимательский договор. Федеральный закон предусматривает использование и заключение новых договоров, неизвестных Гражданскому кодексу Российской Федерации, - энергосервисных договоров (контрактов) и договоров купли-продажи, поставки энергетических ресурсов, включающих в себя условия энергосервисных договоров (контрактов) (глава 5 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности").

Статья 21 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" устанавливает норму, в соответствии с которой в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты).

Названные договоры (контракты), урегулированные прежде всего бюджетным законодательством, следует рассматривать как правовые средства, имеющие публично-правовой характер.

Важнейшим направлением модернизации является государственный сектор экономики. Причем речь идет именно об улучшении, совершенствовании, модернизации, а не о сокращении государственного сектора. Хотелось бы отметить, что, например, доля государственной собственности в экономике Японии - 35%, Англии - 40%, Канады - 43%, Германии - 48%, Италии - 51%, Швеции - 62% <25>.

--------------------------------

<25> Советская Россия. 2008. 22 июля. N 76.

 

В процессе модернизации государственного сектора необходимо обратить особое внимание на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Задача состоит в том, чтобы включить государственные и муниципальные предприятия в систему рыночных отношений, освободив их от излишней опеки государства, сохранив при этом необходимый уровень контроля, а не ликвидировать их лишь только потому, что они являются государственными (муниципальными). Следует согласиться с мнением С.А. Синицина о несостоятельности и неэффективности принятия срочных мер по реализации мероприятий, направленных на искусственный вывод унитарных предприятий из предмета правового регулирования и замену государственных унитарных предприятий хозяйственными обществами с контрольным пакетом государственного участия <26>.

--------------------------------

<26> См.: Синицын С.А. Унитарные предприятия в российском гражданском обороте: анахронизм или естественное следствие участия публичного сектора в экономике // Предпринимательское право. 2018. N 4.

 

И.В. Ершова делает обоснованный вывод о том, что, несмотря на неоднократно провозглашаемые цели минимизации государственного сектора экономики в России, он существует и продолжает развиваться <27>.

--------------------------------

<27> См.: Актуальные проблемы современного права и экономики Европы и Азии: Коллективная монография / Отв. ред. М.А. Егорова, И.В. Халевинский. М., 2018. Т. 1. С. 190.

 

Государственное имущество, закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями, должно эффективно использоваться. Действующее в настоящее время законодательство, к сожалению, необходимой эффективности использования государственной собственности не обеспечивает, да и навряд ли можно утверждать, что такое законодательство в полной мере сформировалось. В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г. N 8028п-П13 <28>, ставятся задачи реализации новых моделей отчуждения государственного и квазигосударственного имущества, включая проведение торгов в формате, позволяющем привлекать стратегических инвесторов и учитывать отраслевую специфику такого имущества, и полный переход на электронную форму торгов по продаже государственного и муниципального имущества. Для повышения эффективности использования государственных активов будут использоваться механизмы целевого перераспределения объектов государственного или муниципального имущества между публичными собственниками, предусматривающие в том числе возможность передачи имущества на иной уровень собственности. В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года предусматривается разработка и принятие федерального закона "О государственном и муниципальном имуществе".

--------------------------------

<28> "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018) // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс"; URL: http://gasu.gov.ru/GASUServicesSping/rest/document/downloadDoc/stratplanning/112715836/%D0%9E%D0%9D%D0%94%D0%9F.pdf.

 

"Очевидно, - считает И.В. Ершова, - что использование государственного имущества является необходимым элементом рыночной экономики. Как показывает экскурс в историю, государственное предпринимательство в России имеет глубокие исторические корни и традиции. В экономике, характеризующейся полиформизмом собственности, наличие в арсенале унитарных предприятий дает возможность государству осуществлять свои базовые функции и обеспечивать публичные интересы. При этом очевидно, что удельный вес государственной собственности в целом и число государственных предприятий в частности следует коррелировать с качественным состоянием и потребностями экономики на данном конкретном этапе развития государства" <29>.

--------------------------------

<29> См.: Актуальные проблемы современного права и экономики Европы и Азии: Коллективная монография / Отв. ред. М.А. Егорова, И.В. Халевинский. М., 2018. Т. 1. С. 192.

 

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин совершенно справедливо заметил: "Нам говорилось в течение многих лет о том, что рынок сам расставит приоритеты, сам все разовьет, накормит, оденет, обует и так далее. Что для этого надо только минимизировать государство, сделать его "ночным сторожем". А потом произошло нечто ужасное. И те, кто нам об этом говорил, сами побежали к отвергаемому государству с просьбами о помощи. Просьбы эти исчисляются уже не миллиардами, а триллионами долларов. Неужели же в России и в этих условиях может найтись голос, требующий минимизации государства?" <30>.

--------------------------------

<30> Зорькин В.Д. Кризис доверия и государство // Российская газета. 2009. 10 апреля.

 

Именно поэтому нам так важно сегодня понять, какая структура госсектора отвечает нашим стратегическим задачам, обеспечить оптимизацию объема и эффективность участия государства в деятельности коммерческих организаций на основе соответствующей программы и создать необходимую правовую основу преобразований.

Одно из направлений, которое может помочь в совершенствовании экономики, - это развитие государственно-частного партнерства.

В литературе до сих пор продолжаются дискуссии о том, что же такое государственно-частное партнерство.

Представляется, что сущность этого явления раскрывается в следующем определении: государственно-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов и организаций публичной власти и субъектов частного предпринимательства в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, предполагающее распределение рисков между партнерами, осуществляемое в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное государственное и общественное значение <31>.

--------------------------------

<31> См.: Вилисов М. Государственно-частное партнерство: Политико-правовой аспект // Власть. 2006. N 7. См. также определение, данное в монографии: Белицкая А.В. Правовое обеспечение государственной инве


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: