Путем предоставления скидки

Управление дебиторской задолженностью предполагает:

- Определение политики предоставления кредита и инкассации для различных     групп покупателей и различных видов продукции;

- Анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

- Контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности;

- Определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;

- Задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

- Прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.

Получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления денежных средств на предприятии. Увеличение дебиторской задолженности оказывает большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а следовательно, и на финансовое состояние предприятия.

Дефицит денежных средств в экономике заставляет предприятия изменять ус-ловия реализации своей продукции, что, в свою очередь, изменяет существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и требует от предприятий выработки новой политики предоставления кредита и инкассации.

Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Неоднородное влияние инфляции на различные группы товаров усложняет координацию политики в области закупок и политики продаж, что придает дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации.

Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения и повышения оборачиваемости текущих активов:

- Учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;

- АВС – анализ в отношении дебиторов;

- Анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;

- Оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

- Определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;

- Оценка возможности факторинга – продажи дебиторской задолженности.

В целях максимизации притока денежных средств предприятию следует разработать системы договоров с гибкими условиями относительно сроков и форм оплаты:

·  Предоплата обычно предполагает наличие скидки;

·  Частичная предоплата сочетает предоплату и продажу в кредит;

·  Передача на реализацию предусматривает, что предприятие сохраняет права собственности на товары, пока не будет получена оплата за них;

·  Банковская гарантия предполагает, что банк будет возмещать необходимую сумму в случае неисполнения обязательств дебитором;

·  Гибкое ценообразование используется для защиты предприятия от инфляционных убытков.

 Скидки в контрактах целесообразны в случаях:

·  Если они приводят к увеличению объема продаж и более высокой общей прибыли;

·  Если предприятие испытывает дефицит денежных средств;

·  Если она образует базу для создания резерва по сомнительным долгам.

Рассмотрим и проанализируем в следующей таблице показатели дебиторской задолженности.

 

Таблица 20 – Показатели дебиторской задолженности за 2005 год

 

Классифи- кация деби- торов по срокам возникно-вения, дни Сумма дебитор-скойзадол-женности, руб. Удельный вес в общей сумме, %   Вероят- ность без- надежных долгов,   Сумма без- надежных долгов, руб.   Реальная величина задолжен- ности,  руб.  
1 2  3 4 5

6

до 30 89020684 95,0 0,025 2225517,1

86795346,9

31 – 60 3780576 4,0 0,05 189028,8

3591547,2

61 – 90 208107 0,2 0,075 15608,025

192498,975

91 – 120 8500 0,009 0,1 850

7650

1 2  3 4 5

 6

121 – 150 6259 0,006 0,25 1564,75

4694,25

151 – 180 1065 0,001 0,5 532,5

532,5

181 – 360 185285 0,19 0,75 138963,75

46321,25

свыше 360 69558 0,594 0,95 66080,1

3477,9

Итого 93280025 100 - 3640266,225

89639758,78

 

По таблице видно, что предприятие не получит 3640266,225 рублей или 4 % от общей суммы дебиторской задолженности.

В целях максимизации притока денежных средств предприятию следует разработать систему договоров с гибкими условиями относительно сроков и форм оплаты. Таким образом, вполне реальным мероприятием может стать заключение контрактов с покупателями и заказчиками с предоплатой при покупке продукции ОАО «Нить». Предоплата обычно предполагает наличие скидок. Именно это и можно предложить в качестве мероприятия по снижению дебиторской задолженности.

Анализируя дебиторскую задолженность, необходимо учитывать, что источниками ее покрытия является кредиторская задолженность. Поэтому сравним еще раз суммы дебиторской и кредиторской задолженностей в следующей таблице.

 

Таблица 21 – Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей

Год Дебиторская за- долженность, руб. Кредиторская за- долженность, руб. Отношение кредиторской и дебиторской задолженностей
2003 2004 2005 11668000 9737000 93280025 28790000 64496000 132104046 2,46 6,62 1,33

 

Таким образом, кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность, что свидетельствует о недостаточной способности предприятия покрывать свои долги собственными средствами.

Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а следовательно, и на финансовое положение предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.

Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политики предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если это происходит за счет сокращения периода ее погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьшением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.

Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно, а снижение – положительно. Необходимо различать нормальную и просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и тому подобное. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.

Ускорить платежи можно путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и так далее.

Таким образом, данное мероприятие позволит:

- Уменьшить размер дебиторской задолженности и как следствие увеличить приток денежной наличности на предприятие;

- Расширить и привлечь новых потенциальных покупателей и заказчиков продукции ОАО «Нить» и как следствие, увеличить объем продаж предприятия, что тоже в свою очередь повысит рентабельность капитала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: