Езд.8:29 но возлюби тех, которые всегда надеются на правду Твою и славу

3Езд.8:30 Ибо мы и отцы наши такими болезнями страдаем;

30. «Ибо мы и отцы наши жили в мертвенных нравах» (mortalibus moribus egimus). Ср. VII:119; Евр VI:1.

Езд.8:31 а Ты, ради нас – грешных, назовешься милосердым.

Езд.8:32 Если Ты пожелаешь помиловать нас, то назовешься милосердым, потому что мы не имеем дел правды.

Езд.8:33 Праведники же, у которых много дел приобретено, по собственным делам получат воздаяние.

Езд.8:34 Что есть человек, чтобы Ты гневался на него, и род растленный, чтобы Ты столько огорчался им?

3Езд.8:35 Поистине, нет никого из рожденных, кто не поступил бы нечестиво, и из исповедающих Тебя нет никого, кто не согрешил бы.

Езд.8:36 В том-то и возвестится правда Твоя и благость Твоя, Господи, когда помилуешь тех, которые не имеют существа добрых дел.

32–36. Автор соприкасается здесь с учением Ап. Павла (Рим III:21–31), по которому спасение получается лишь при содействии оправдывающей благодати. Коренная разница между ними состоит в том, что Ездра допускает возможность праведности, не нуждающейся для спасения в милости Божией. Праведники будут судимы по своим собственным заслугам (ст. 33). Это свидетельствует что праведность понимается автором в смысле формального исполнения закона.

Езд.8:37 Он отвечал мне и сказал: справедливо ты сказал нечто, и по словам твоим так и будет.

37. Здесь разумеется молитва Ездры о том, чтобы Бог сосредоточил Свое внимание не на грешниках, а на праведниках (ст. 24–29).

3Езд.8:38 Ибо истинно не помышляю Я о делах тех созданий, которые согрешили, прежде смерти, прежде суда, прежде погибели;

Езд.8:39 но услаждаюсь подвигами праведных, и воспоминаю, как они странствовали, как спасались и старались заслужить награду.

38–39. «Ибо я действительно не буду задумываться над тем, что создали себе грешники, над смертью осуждением или гибелью, но буду радоваться тому, что стяжали себе праведники, их отшествию, спасению и получению награды».

Отшествие праведника в другой мир является для него предметом заветных пожеланий (2Кор V:68), почему и помещено здесь на первом место среди ожидающих их в будущем благ.

Езд.8:40 Как сказал Я, так и есть.

3Езд.8:41 Как земледелец сеет на земле многие семена и садит многие растения, но не все посеянное сохранится со временем, и не все посаженное укоренится, так и те, которые посеяны в веке сем, не все спасутся.

Езд.8:42 Я отвечал и сказал: если я обрел благодать, то буду говорить.

3Езд.8:43 Как семя земледельца, если не взойдет, или не примет вовремя дождя Твоего, или повредится от множества дождя, погибает:

Езд.8:44 так и человек, созданный руками Твоими,– и Ты называешься его первообразом, потому что Ты подобен ему, для которого создал все и которого Ты уподобил семени земледельца.

44. «Но человек который создан Твоими руками и назван Твоим образом, ибо он уподоблен (Тебе), ради которого Ты сотворил все… и его ты уподобил семени земледельца». Автор находит слишком унизительным для человеческого достоинства сравнение его с зерном, бросаемым на пашне.

Езд.8:45 Не гневайся на нас, но пощади народ Твой и помилуй наследие Твое,– а Ты милосерд к созданию Твоему.

Езд.8:46 Он отвечал мне и сказал: настоящее настоящим и будущее будущим.

Езд.8:47 Многого недостает тебе, чтобы ты мог возлюбить создание Мое более Меня, хотя Я часто приближался к тебе самому, а к неправедным никогда.

47. Чем дальше, тем с большею настойчивостью Бог подчеркивает Свою любовь к людям, которая далеко превышает обычную человеческую жалость. Мысль об этом должна успокоить скорбь Ездры о гибели большинства людей. Кроме того, Бог открывает Ездре, что сам он принадлежит к праведникам, и потому должен забыть о грешниках, заслуживших свою судьбу, а думать лишь о собственном блаженстве. «Ты часто приравнивал самого себя к нечестивым, никогда да не будет этого» (Syr). В печатном тексте Вульгаты идет речь не о Ездре, а о Боге.

Езд.8:48 Но и в том дивен ты пред Всевышним,

Езд.8:49 что смирил себя, как прилично тебе, и не судил о себе так, чтобы много славиться между праведными.

Езд.8:50 Многие и горестные бедствия постигнут тех, которые населяют век, в последнее время, потому что они ходили в великой гордыне.

3Езд.8:51 А ты заботься о себе, и подобным тебе ищи славы;

Езд.8:52 ибо вам открыт рай, насаждено древо жизни, предназначено будущее время, готово изобилие, построен город, приготовлен покой, совершенная благость и совершенная премудрость.

52. Покой – обычное эсхатологическое понятие (Евр III:18; IV:11), далее идет речь не о благости, а о добрых делах (bonitas), сохраняемых у Всевышнего, которые будут показаны праведникам на суде (ср.Еф II:10). О мудрости, приготовленной предвечно к славе людей (ante perfecta sapiential), говорит Ап. Павел (1Кор II:7).

Езд.8:53 Корень зла запечатан от вас, немощь и тля сокрыты от вас, и растление бежит в ад в забвение.

53. Ср. Дан IX:24.

Езд.8:54 Прошли болезни, и в конце показалось сокровище бессмертия.

Езд.8:55 Не старайся более испытывать о множестве погибающих.

Езд.8:56 Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его,

Езд.8:57 а еще и праведных Его попрали,

Езд.8:58 и говорили в сердце своем: «нет Бога», хотя и знали, что они смертны.

58. Псал. XIII:1; LI:2.

Езд.8:59 Как вас ожидает то, о чем сказано прежде, так и их – жажда и мучение, которые приготовлены. Бог не хотел погубить человека,

59. Лк XVI:24.

Езд.8:60 но сами сотворенные обесславили имя Того, Кто сотворил их, и были неблагодарными к Тому, Кто предуготовил им жизнь.

3Езд.8:61 Посему суд Мой ныне приближается,–

3Езд.8:62 о чем Я не всем открыл, а только тебе и немногим, тебе подобным. Я отвечал и сказал:

Езд.8:63 вот ныне, Господи, Ты показал мне множество знамений, которые Ты начнешь творить при кончине, но не показал, в какое время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: