Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.
Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.
Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций:
- развивающую;
- информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);
- ориентирующую и стимулирующую;
|
|
- воспитывающую;
- исследовательскую.
Виды самостоятельной работы:
1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы.
2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях.
3. Выполнение контрольных работ.
В рамках курса «Теория и практика детской и подростковой психоаналитической терапии» используются такие виды самостоятельной работы как проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе), выполнение самостоятельной творческой работы (написание рефератов, подготовка докладов).
Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.
В ряде заданий от студента требуется навыки наблюдения. Наблюдая за поведением детей в различных ситуациях (семья, детский сад, школа), студент глубже проникает в суть процессов, которые лежат в основе сложных психических феноменов.
При освоении данного курса студент может пользоваться не только библиотекой вуза, но и другими книгохранилищами города.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к экзамену.
1. Вклад Д. Винникотта в теорию и технику детского психоанализа.
2. Проявление влияния отцовской фигуры в терапии детей.
3. Основные положения концепции М. Кляйн, как
|
|
4. родоначальника детского психоанализа.
5. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.
6. Вариативность и сложность установления рамочных условий.
7. Детский и взрослый анализ: отличия и сходства.
8. Теоретические обоснования песочной терапии.
9. Специфика психоаналитического консультирования родителей.
10. Игра и отыгрывание: сложность дифференцировки
11. Опросники и тестирование в детской психодинамической терапии.
12. Проблемы завершения терапии детей.
13. Значение и влияние окружающей обстановки на характер и успех терапии ребенка.
14. Примитивные защиты в терапии у детей 3-6 лет.
15. Игра в качестве репрезентации внутреннего конфликта ребенка.
16. Манифестации пренатальных и перинатальных проблем ребенка в терапии.
17. Понятие «рамок» в терапевтическом взаимодействии.
18. Интерпретативные возможности в использовании техники песочной терапии.
19. Динамика игрового взаимодействия в процессе терапии (на примерах детей разного возраста).
20. Ранняя депривация и ее последствия.
21. Особенности переноса у родителей в терапии детей.
22. Границы вовлеченности терапевта в терапевтический процесс.
23. Концепция «линий развития» А. Фрейд.
24. Специфика трансфера в детском анализе.
25. Необходимые условия начала терапии ребенка.
26. Контртрансфер при работе с детьми.
27. Виды, формы переноса в детском анализе.
28. Сопротивление родителей (внешнее сопротивление) в детской терапии.
29. Специфика предварительного интервью.
30. Основные положения в работе «Введение в технику детского анализа».
31. Заключение контракта. Мотивация родителей и ребенка.
32. Качества детского аналитика.
33. Рабочий альянс в детской терапии.
34. Проективные методы диагностики.
35. Особенности работы с детьми дошкольного возраста.
36. Формы и виды коммуникации терапевта и ребенка в терапии.
37. Особенности работы с младшими школьниками (7-11 лет).
38. Консультирование родителей в процессе терапии ребенка.
39. Особенности работы с подростками.
40. Начало терапии. Техники детской психоаналитической терапии.
41. Диагностическая оценка. Решение о необходимости терапии.
42. Виды терапевтических интервенций при работе с детьми.
Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Данная программа курса «Теория и практика детской и подростковой психоаналитической терапии» предполагает:
1. Усвоение основных теоретических понятий дисциплины
2. Ориентацию в направления и школах детского психоанализа.
2. Изложение принципов организации и функционирования психических механизмов в онтогенезе, динамики взаимодействия внутренних объектов.
3. Знакомство с развитием терапевтического процесса и его ключевыми аспектами: перенос, сопротивление, рамки сеттинга.
Курс призван дополнить и углубить знания студентов, которые они получили, прослушав курсы основных психологических дисциплин.
Студенты приобретут теоретические знания, которые позволят свободно ориентироваться в фактическом материале с использованием
Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний.
Программой предусмотрено проведение:
1. промежуточной тестовой работы
2. итоговой тестовой работы
3. толкование символического терапевтического материала