Введение. Классики детского психоанализа и психодинамического направления в терапии детей

 

Работа Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика» вошла в историю как первый отчет о психоаналитическом лече­нии ребенка. Приступая к лечению «маленького Ганса», который на почве вытесненной эдиповой тревоги страдал фобией, связанной с лошадьми, Фрейд стремился, прежде всего, обосновать свое предполо­жение о наличии связи между инфантильной сексуальностью и неврозом в зрелом возрасте.

Живейший научный интерес вызывало у Фрейда именно психичес­кое расстройство мальчика, а не его лечение, поскольку аналитик встре­тился с пациентом лишь один раз для короткой консультации. Терапия, которую проводил отец Ганса, получавший устные и письменные реко­мендации Фрейда, изучавшего его отчеты, завершилась успешно.

На фоне открытий, сделанных Фрейдом в области инфантильных влечений в процессе анализа взрослых пациентов, новой теории разви­тия, основанной на представлении об эрогенных зонах, и теории бессо­знательной душевной деятельности ощущалась настоятельная потреб­ность в ревизии тогдашней педагогической системы. Последователи Фрейда пришли к заключению, что открытый подход к воспитанию ребенка, рассчитанный на просвещение, позволяет свести к минимуму риск появления невротических расстройств в зрелом возрасте. На первом Международном психоаналитическом конгрессе, который состоялся в Зальцбурге в 1908 году, Шандор Ференчи сделал доклад на тему «Психо­анализ и воспитание»; эта же тема привлекла внимание цюрихского пси­хиатра Юнга в связи с наблюдениями за собственными детьми; в 1909 го­ду американский педагог и психолог Стенли Г. Холл предложил Фрейду и Юнгу посетить с докладами Соединенные Штаты; швейцарский пастор Оскар Пфистер разрабатывал методы «педагогического ана­лиза», предназначенного для лечения подростков; эту работу продолжил его ученик Ганс Цуллигер, практиковавший детскую игровую тера­пию. Альфред Адлер открыл в Вене несколько педагогических консуль­тационных кабинетов. Зигфрид Бернфельд, работник детского дома Баумгартен, и Август Айхорн, сотрудник учебно-воспитательного заведе­ния для беспризорников и активист Общества управления детскими приютами, пытались внедрить новейшие психоаналитические концеп­ции в педагогику.

Материальным проявлением тесной взаимосвязи между психоана­лизом и педагогикой стали сочинения Гермины Хуг-Хельмут, которая, будучи первым детским и подростковым психоаналитиком, практикова­ла амбулаторную игровую терапию, совершая визиты к пациентам. Начиная с 1919 года она выполняла обязанности аналитика на отделении лечебной педагогики венской педиатрической клиники и была автором «цикла лекций для педагогов», а в 1923 году возглавила педагогический консультативный центр в психоаналитической амбулатории. Гермина Хуг-Хельмут считалась ведущим специалистом в области детского психо­анализа, и в 1920 году, спустя месяц после того, как Карл Абрахам, Макс Эйтингон и Эрнст Зиммель основали в Берлине Поликлинику для психоаналитического лечения нервных расстройств с учебным институтом, ей доверили вести педагогический курс.

Начиная с 1918 года собрания психоаналитического общества стала посещать Анна Фрейд, которая работала учительницей младших классов и приступила к личному анализу под началом Фрейда. В 1922 году ее приняли в общество, и она провела анализ первых маленьких пациентов.

В том же году под эгидой Венского психоаналитического общества была создана амбулатория, а в 1925 году, благодаря стараниям Хелен Дейч, Зигфрида Бернфельда и Анны Фрейд, к амбулатории присоеди­нился устроенный по берлинскому образцу учебный институт. Ключе­вые произведения Анны Фрейд, в частности «Введение в методику пси­хоанализа», опубликованное в 1927 году, и «Эго и защитные механиз­мы», увидевшее свет в 1936 году, были созданы на основе лекций, прочитанных перед учащимися этого института. Кроме того, она издава­ла в сотрудничестве с Августом Айхорном, Зигфридом Бернфельдом и Вилли Хофером «Журнал психоаналитической педагогики», который прекратил свое существование в 1938 году и воскрес после войны в обли­ке The Psychoanalytic Study of the Child *.

Мелани Клейн, завершив в Будапеште курс анализа под началом Фе­ренчи, приступила к детскому психоанализу. Свои занятия она продол­жила в Берлине, где в период между 1921 и 1926 гг., наряду с Бертой Борнштейн и Адой Мюллер-Брауншвейг, работала под руководством Карла Абрахама, а начиная с 1926 года вплоть до кончины практиковала детский психоанализ в Лондоне. Первым пациентом Мелани Клейн стал ее пятилетний сын Эрик, фигурирующий под псевдонимом Фриц в отче­те, который она представила в 1919 году членам Венгерского психоана­литического объединения.

«Знания, приобретенные в ходе этого анализа, определили направле­ние всей моей дальнейшей деятельности», — писала Мелани Клейн. Клейн проводила лечение сына в детской, используя его игрушки: «Ребенок с самого начала делился со мной своими фантази­ями и тревогой преимущественно во время игры, между тем как я их неизменно истолковывала... Этот метод соответствует основному прин­ципу свободных ассоциаций». На основе опыта, приобретенного благодаря первой попытке психоаналитического лечения ребенка, Мела­ни Клейн разработала собственную психоаналитическую теорию, всту­пив в соперничество с Анной Фрейд.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: