Раздел 2. Теоретические подходы к пониманию и реализации психологической помощи

Лекция 1. Тема: Множественность теоретических подходов к пониманию и реализации психологической помощи

Цель: Раскрыть суть множества подходов оказания психологической помощи.

Ключевые понятия и термины: теория, технология, техники, оценка эффективности, концепция, психологическая помощь.

Вопросы для рассмотрения:

1. Теории, технологии, техник, оценки эффективности при выборе концепции и осуществлении психологической помощи..

2. Требование внутренней согласованности теории, технологии, техник.

3. Оценки эффективности

4. Выбор концепции при осуществлении психологической помощи.

5. Развитие психологом концепции психологической помощи.

6. Теоретические подходы к пониманию психологической помощи

Лекция 2. Тема: Психодинамический подход к пониманию психологической помощи

Цель: Раскрыть содержание психодинамического подхода к пониманию психологической помощи

Ключевые понятия и термины: психодинамический подход, эго-психология, селф-психология, техники, показания и ограничения.

Вопросы для рассмотрения:

1. Основные теоретические конструкты психодинамического подхода.

2. Понимание психологической помощи у разных авторов (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Р. Ассаджиоли, А. Фрейд, Х. Хартманн, Х. Кохут, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.

3. Основные идеи эго-психологии и селф-психологии.

4. Психоаналитическое понимание сущности и целей психологической помощи.

5. Общая характеристика техник оказания психологической помощи.

6. Показания и ограничения к использованию психодинамического подхода.

Лекция 3. Тема: Бихевиоральный подход к пониманию психологической помощи

Цель: Раскрыть содержание бихевиорального подхода.

Ключевые понятия и термины: десенсибилизация, ассертивность, понятия «научение», «обучение», «учение», научение типа S, научение типа R, социальное научение(моделирование).

Вопросы для рассмотрения:

1. Научение как базовый концепт бихевиоризма. Понятия «научение», «обучение», «учение».

2. Типы научения: научение типа S (И.П. Павлов), научение типа R (Б. Скиннер), социальное научение(моделирование) (А. Бандура).

3.  Основные виды бихевиорального подхода к оказанию психологической помощи..

4.  Цели и задачи бихевиорального направления.

5.  Общая характеристика основных процедур и техник.

6. Оценка эффективности психологической помощи.

7. Ограничения бихевиорального подхода

Лекция 4. Тема: Когнитивный подход к пониманию психологической помощи

Цель: Раскрыть содержание когнитивного подхода

Ключевые понятия и термины: теоретические конструкты, когнитивный подход, психологическая помощь, оценка эффективности, ограничения.

Вопросы для рассмотрения:

1. Основные теоретические конструкты когнитивного направления психологической помощи (А. Эллис, А. Бек, У. Глассер).

2. Цели и задачи психологической помощи в рамках когнитивного подхода.

3. Общая характеристика техник в когнитивном направлении психологической помощи.

4. Оценка эффективности психологической помощи.

5. Ограничения когнитивного подхода психологической помощи.

Лекция 5. Тема: Гуманистический подход к пониманию психологической помощи

Цель: Раскрыть содержание гуманистического подхода.

Ключевые понятия и термины: гуманистического подхода, директивный, недирективный подход, трудности клиента, процедуры, оценка эффективности.

Вопросы для рассмотрения:

1. Теоретические предпосылки гуманистического подхода: ценностный подход к проблеме человеческого существования.

2. Различия директивного и недирективного подхода.

3. Причины трудностей клиента с позиций гуманистического подхода к оказанию психологической помощи.

4. Основные теоретические конструкты гуманистического направления психологической помощи (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз, Д. Бюдженталь).

5.  Цели и задачи психологической помощи в рамках гуманистического подхода.

6. Особенности психического развития слабослышащих детей

7.  Характеристика процедур и оценка эффективности психологической помощи.

Лекция 6. Тема:Экзистенциальный подход к пониманию психологической помощи.

Цель:  Раскрыть содержание экзистенциального подхода.

Ключевые понятия и термины: Понимание Человека, экзистенциальные данности, диалог, опыт, переживание, аутентичность, самоактуализация, ценность, бытие, жизненный мир, событие.

Вопросы для рассмотрения:

1. Понимание Человека в рамках экзистенциального подхода (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Р. Лэнг, Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом).

2. Экзистенциальные данности как содержание психологической помощи (диалог, опыт, переживание, аутентичность, самоактуализация, ценность, бытие, жизненный мир, событие).

3. Общая характеристика методов и оценка эффективности психологической помощи.

Лекция 7. Тема: Постмодернистское направление психологической помощи.

Цель:  Раскрыть сущность постмодернистского направления.

Ключевые понятия и термины:  Философский базис, контекстуальный характер проблемы, Социальный конструкционизм, текстологический, номадологический, симуляционный, шизоаналитический, нарративный и др. подходы, нарративная практика

Вопросы для рассмотрения:

1. Философский базис постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Бодрийар).

2. Постмодернистское видение реальности. Контекстуальный характер проблемы (С. Пеппер).

3. Социальный конструкционизм как методологическое основание постмодернистского подхода к пониманию психологической помощи (К. Герген).

4. Область применения и эффективность постмодернистских подходов (текстологический, номадологический, симуляционный, шизоаналитический, нарративный и др.).

5. Нарративная практика (Т.Р. Сарбин, Д.С. Брунер, Д. Макадамс, Г. Херманс, М. Уайт, Д. Эпстон и др.).

6. Основные принципы нарративной модели психологической помощи.

7. Цель нарративной психологической помощи.

8. Эффективность постмодернистского направления психологической помощи.

9.  Ограничения постмодернистского направления психологической помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: