Лекция 1. Тема: Множественность теоретических подходов к пониманию и реализации психологической помощи
Цель: Раскрыть суть множества подходов оказания психологической помощи.
Ключевые понятия и термины: теория, технология, техники, оценка эффективности, концепция, психологическая помощь.
Вопросы для рассмотрения:
1. Теории, технологии, техник, оценки эффективности при выборе концепции и осуществлении психологической помощи..
2. Требование внутренней согласованности теории, технологии, техник.
3. Оценки эффективности
4. Выбор концепции при осуществлении психологической помощи.
5. Развитие психологом концепции психологической помощи.
6. Теоретические подходы к пониманию психологической помощи
Лекция 2. Тема: Психодинамический подход к пониманию психологической помощи
Цель: Раскрыть содержание психодинамического подхода к пониманию психологической помощи
Ключевые понятия и термины: психодинамический подход, эго-психология, селф-психология, техники, показания и ограничения.
|
|
Вопросы для рассмотрения:
1. Основные теоретические конструкты психодинамического подхода.
2. Понимание психологической помощи у разных авторов (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Р. Ассаджиоли, А. Фрейд, Х. Хартманн, Х. Кохут, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.
3. Основные идеи эго-психологии и селф-психологии.
4. Психоаналитическое понимание сущности и целей психологической помощи.
5. Общая характеристика техник оказания психологической помощи.
6. Показания и ограничения к использованию психодинамического подхода.
Лекция 3. Тема: Бихевиоральный подход к пониманию психологической помощи
Цель: Раскрыть содержание бихевиорального подхода.
Ключевые понятия и термины: десенсибилизация, ассертивность, понятия «научение», «обучение», «учение», научение типа S, научение типа R, социальное научение(моделирование).
Вопросы для рассмотрения:
1. Научение как базовый концепт бихевиоризма. Понятия «научение», «обучение», «учение».
2. Типы научения: научение типа S (И.П. Павлов), научение типа R (Б. Скиннер), социальное научение(моделирование) (А. Бандура).
3. Основные виды бихевиорального подхода к оказанию психологической помощи..
4. Цели и задачи бихевиорального направления.
5. Общая характеристика основных процедур и техник.
6. Оценка эффективности психологической помощи.
7. Ограничения бихевиорального подхода
Лекция 4. Тема: Когнитивный подход к пониманию психологической помощи
Цель: Раскрыть содержание когнитивного подхода
Ключевые понятия и термины: теоретические конструкты, когнитивный подход, психологическая помощь, оценка эффективности, ограничения.
|
|
Вопросы для рассмотрения:
1. Основные теоретические конструкты когнитивного направления психологической помощи (А. Эллис, А. Бек, У. Глассер).
2. Цели и задачи психологической помощи в рамках когнитивного подхода.
3. Общая характеристика техник в когнитивном направлении психологической помощи.
4. Оценка эффективности психологической помощи.
5. Ограничения когнитивного подхода психологической помощи.
Лекция 5. Тема: Гуманистический подход к пониманию психологической помощи
Цель: Раскрыть содержание гуманистического подхода.
Ключевые понятия и термины: гуманистического подхода, директивный, недирективный подход, трудности клиента, процедуры, оценка эффективности.
Вопросы для рассмотрения:
1. Теоретические предпосылки гуманистического подхода: ценностный подход к проблеме человеческого существования.
2. Различия директивного и недирективного подхода.
3. Причины трудностей клиента с позиций гуманистического подхода к оказанию психологической помощи.
4. Основные теоретические конструкты гуманистического направления психологической помощи (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз, Д. Бюдженталь).
5. Цели и задачи психологической помощи в рамках гуманистического подхода.
6. Особенности психического развития слабослышащих детей
7. Характеристика процедур и оценка эффективности психологической помощи.
Лекция 6. Тема:Экзистенциальный подход к пониманию психологической помощи.
Цель: Раскрыть содержание экзистенциального подхода.
Ключевые понятия и термины: Понимание Человека, экзистенциальные данности, диалог, опыт, переживание, аутентичность, самоактуализация, ценность, бытие, жизненный мир, событие.
Вопросы для рассмотрения:
1. Понимание Человека в рамках экзистенциального подхода (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Р. Лэнг, Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом).
2. Экзистенциальные данности как содержание психологической помощи (диалог, опыт, переживание, аутентичность, самоактуализация, ценность, бытие, жизненный мир, событие).
3. Общая характеристика методов и оценка эффективности психологической помощи.
Лекция 7. Тема: Постмодернистское направление психологической помощи.
Цель: Раскрыть сущность постмодернистского направления.
Ключевые понятия и термины: Философский базис, контекстуальный характер проблемы, Социальный конструкционизм, текстологический, номадологический, симуляционный, шизоаналитический, нарративный и др. подходы, нарративная практика
Вопросы для рассмотрения:
1. Философский базис постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Бодрийар).
2. Постмодернистское видение реальности. Контекстуальный характер проблемы (С. Пеппер).
3. Социальный конструкционизм как методологическое основание постмодернистского подхода к пониманию психологической помощи (К. Герген).
4. Область применения и эффективность постмодернистских подходов (текстологический, номадологический, симуляционный, шизоаналитический, нарративный и др.).
5. Нарративная практика (Т.Р. Сарбин, Д.С. Брунер, Д. Макадамс, Г. Херманс, М. Уайт, Д. Эпстон и др.).
6. Основные принципы нарративной модели психологической помощи.
7. Цель нарративной психологической помощи.
8. Эффективность постмодернистского направления психологической помощи.
9. Ограничения постмодернистского направления психологической помощи.