Занятие 1. Тема: Смысл и специфика психологической помощи
Вопросы для рассмотрения:
1. Понятие академической, прикладной и практической психологии.
2. Суть и особенности практической психологии.
3. Бытовая и профессиональная психологическая практика.
4. Отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя».
5. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту.
Ход занятия.
Выступления студентов с подготовленными сообщениями, раскрывающими суть понятий «Смысл и специфика психологической помощи».
Занятие 2. Тема: История становления и развития практической психологии
Вопросы для рассмотрения:
1. История становления и развития теории и практики психологической помощи.
2. Становление отечественной профессиональной психологической помощи.
3. Составляющие процесса принятия человека человеком.
4. Задачи и формы психологической помощи.
Ход занятия.
Выступления студентов с подготовленными рефератами, раскрывающими История становления и развития теории и практики психологической помощи.
|
|
РАЗДЕЛ 2. Теоретические подходы к пониманию и реализации психологической помощи
Занятие 1. Тема: Психодинамический подход к пониманию психологической помощи
Вопросы для рассмотрения:
1. Основные теоретические конструкты к пониманию психологической помощи в классическом психоанализе (З. Фрейд).
2. Основные теоретические конструкты к пониманию психологической помощи в аналитической психологии (Г. Юнг).
3. Основные теоретические конструкты к пониманию психологической помощи в индивидуальной психологии (А. Адлер).
4. Основные теоретические конструкты к пониманию психологической помощи в психосинтезе (Р. Ассаджиоли).
5. Основные идеи эго-психологии (А. Фрейд, Э. Эриксон, Х. Хартманн).
6. Основные идеи селф-психологии (Х. Кохут).
7. Основные теоретические конструкты к пониманию психологической помощи в неофрейдизме (Э Фромм, К. Хорни, Г. Салливан).
Ход занятия.
Выступления студентов с подготовленными докладами определяющими вопросы разных теоретиков психодинамического подхода.
Занятие 2. Тема: Бихевиоральный подход к пониманию психологической помощи.
Вопросы для рассмотрения:
1. Различие понятий научение, учение, обучение.
2. Основные теоретические положения поведенческого подхода.
3. Научение типа S, научение типа R и социальное научение(или моделирование), как основные типы научения в бихевиоральном направлении психологической помощи.
4. Оценка эффективности психологической помощи в бихевиоральной модели психологической помощи.
5. Ограничения бихевиорального подхода.
|
|
6. Общая характеристика основных процедур и техник в бихевиоральной модели психологической помощи (процедуры релаксации, систематическая десенсибилизация, репетиция поведения и тренинг ассертивности, методы подкрепления, аверсивный метод, метод «наводнения» и др.).
7. Стратегия предотвращения рецидивов.
Ход занятия.
Устный опрос студентов по рассматриваемым вопросам.
Занятие 3. Тема: Когнитивный подход к пониманию психологической помощи
Вопросы для рассмотрения:
1. Основные теоретические положения рационально-эмотивного подхода (РЭПТ) А. Эллиса.
2. Основные теоретические конструкты когнитивной психотерапии А. Бека.
3. Основные теоретические конструкты реальностной терапии У. Глассера.
4. Модели работы А. Эллиса и А. Бека.
5. Цели и задачи психологической помощи в рамках когнитивного подхода (А. Эллис, А. Бек, У. Глассер). Область применения.
7. Особенности и ограничения когнитивного направления психологической помощи.
Ход занятия.
Устный опрос студентов по рассматриваемым вопросам.
Занятие 4. Тема: Гуманистический подход к пониманию психологической помощи
Вопросы для рассмотрения:
1. Основные теоретические положения гуманистически-ориентированного подхода.
2. Различия директивного и недирективного подхода к оказанию психологической помощи.
3. Феноменология К. Роджерса.
4. Теория самоактуализации А. Маслоу.
5. Основные теоретические положения гештальт-подхода.
6. Клиент-центрированное консультирование К. Роджерса;
7. Жизнеизменяющая психотерапия Д. Бюдженталя.
Ход занятия.
Подготовка студентами сообщений о разных теориях в рамках гуманистического подхода.
Занятие 5. Тема: Экзистенциальный подход к пониманию психологической помощи.
Вопросы для рассмотрения:
1. Экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра.
2. Взгляды Р. Лэнга на причины и методы лечения психических расстройств.
3. Дизайн-анализ Л. Бинсвангера.
4. Логотерапия В. Франкла.
5. Экзистенциальное консультирование Р. Мэя.
6. Экзистенциальная психотерапия И. Ялома.
Ход занятия.
Подготовка студентами сообщений по данной теме.
Занятие 6. Тема: Постмодернистское направление психологической помощи
Вопросы для рассмотрения:
1. Модернисткое и постмодернисткое мировоззрение.
2. Развитие постмодернизма.
3. Текстологический (Р. Барт) и симуляционный подходы (Ж. Бодрийар).
4. Номадологический и шизоаналитический подходы (Ж. Делез, Ф. Гваттари).
5. Нарративный подход (М. Уайт, Д. Эпстон).
Ход занятия.
Подготовка студентами сообщений рассматривающих различные течения в постмодернистском направлении психологической помощи
РАЗДЕЛ 3. Практика психологии в современной социокультурной ситуации
Занятие 1. Тема: Психическое здоровье человека и психологическая помощь
Вопросы для рассмотрения:
1. Психологическая культура и ее роль в сохранении психического здоровья человека.
2. Этические и правовые аспекты оказания психологической помощи.
Ход занятия.
Подготовка студентами сообщений рассматривающих психическое здоровье человека.
РАЗДЕЛ 4. виды психологической помощи
Занятие 1. Тема:Основные направления деятельности психолога и виды психологической помощи
Вопросы для рассмотрения:
1. Основные направления деятельности практического психолога.
2. Виды психологической помощи.
3. Процесс психологической помощи: длительность, этапы, позиция психолога.
Ход занятия.
Подготовка студентами рефератов по рассматриваемым вопросам.