Детерминанты психического развития ребенка. Взаимосвязь обучения и развития

ПОНОМАРЕВА: здесь можете, во-первых, безусловно рассказать по культурно-историческому подходу (КИП), их взгляд. Также - указать на бихевиористов и их взгляд, как они видели взаимосвязь обучения и развития. Так, какой у вас вопрос? Тогда это КИП и его последователи…

В самом вопросе о периодах развития есть четко заданный план – вы говорите о физическом, когнитивном и социально-психологическом развитии в том или ином возрасте…

Вопрос: Взаимосвязь обучения и развития. это по тоже по Выготскому?

Ответ: Это по Выготскому. Есть работа «Вопросы детской психологии». Там можно об этом почитать. Если ПР интересует в больших рамках, чем курс, то рекомендует книгу Крайг и Боккум «Психология развития» - классический американский учебник с подробным изложением всех стадий с примерами и экспериментами.

Вопрос: Имеется ввиду наследственность, среда, воспитание?

Ответ: Имеется ввиду наследственность и среда и их соотношение, что воспитание входит у нас в среду – это социум. Вы рассказываете про движущие силы развития, про подходы в этом направлении, кто выступал за роль наследственности, а кто – среды. И про двухфакторные теории, говорящие и про наследственность, и про среду.

       Вопрос: детерминанты психического развития ребенка. детство как социально-культурный феномен.

Ответ: В этом вопросе содержаться два частных вопроса. Первый вопрос это детерминанты психического развития ребенка. Под детерминантами понимаются причины обеспечивающие психическое развитие ребенка. К этим причинам относят две группы факторов – природные и социальные. Природные факторы это здоровье ребенка, его наследственность и многое другое, что связано с устройством и работой организма ребенка. К социальным детерминантам относятся все что окружает ребенка и относиться к социальной среде, это семья, группы в которые включен ребенок, детские группы, постепенно развиваясь, ребенок, включается в различные детские и взрослые группы. И эти группы оказывают на ребенка определенное влияние. Детерминантами социального развития на сегодняшний день, так же являются, средства массовой информации. Теперь второй вопрос – детство как социально-культурный феномен. Детство это период в жизни пока растущий человек остается ребенком. Детством на сегодняшний день считается возраст с рождения и до 14-15 лет или до 15-16 лет. В пределах детского возраста психологи изучают психологические особенности детей разного возраста. Так вот, когда мы сравниваем психологические особенности детей разного возраста в разных культурах то, обнаруживаем, что психологические особенности детей одного возраста в разных культурах различаются. Естественно возникает вопрос чем это обусловлено. Одно из объяснений заключается в том, что сам феномен детства, в частности, виды деятельности, которыми заняты дети определенного возраста, форма поведения характерная для детей определенного возраста зависит от культуры, в которой рождается и живет ребенок. В некоторых культурах детей, образно выражаясь, чуть ли не с пеленок чтобы быть помощниками взрослым и заниматься теми видами деятельности, что и взрослые. В такого рода культурах дети быстро растут и взрослеют. И становиться маленькими взрослыми уже в 12-14 лет. Есть культуры, где наоборот детство затягивается, вплоть до окончания школы и молодые люди по своим психическим особенностям и по поведению как дети. Это те культуры, где детей сравнительно поздно приобщают к деятельности взрослых. Эти примеры показывают, что детство как таковое с его общими психологическими особенностями формы поведения генетически или биологически не заданы, а являются социально-культурным феноменом.

---

Детерминанты психического развития

Факторы = детерминанты психического развития — обязательные и неизменные факторы развития психики, общие для всех индивидов

Условия психического развития — специфические особенности развития психики конкретного индивида, имеют вариативный и переменный характер.

На фоне типичных, общих для всех людей факторов психического развития проявляются специфические условия становления личности Так, общий фактор — социальная среда — проявляется через конкретные и условия социализации определенного индивида, в частности влияния его семьи, психологического микроклимата в ней характера отношений, содержания семейного воспитания.

Выделяются такие факторы психического развития, как биологический, социальный и активность самой личности

Биологический фактор психического развития — базовые свойства человека, выступают основой, исходным фактором становления личности. Биологический фактор психического развития человека формируется и вступает в действие еще до рождения ребенка, поэтому считается основой, фундаментом для развертывания психического развития. Данный фактор включает в себя:

-наследственность (качества, переданы индивиду от родителей через генотип),

-врожденные признаки (особенности внутриутробного развития ребенка и процесса ее рождения),

-результаты созревания нервной системы (рост и формирование связей аксонов и дендритов, миелинизации нейронов).

Социальный фактор психического развития — совокупность внешних общественных условий, с которыми индивид взаимодействует в ходе становления своей личности. Влияние социальной среды на психическое развитие индивида обеспечивает его социализацию. Параллельно с развертыванием социализации индивида, он включается в процессиндивидуализаци.

Активность личности — условие и результат психического развития индивида, проявляется в его деятельности. Средством активности ребенка, что проявляется в деятельности, происходит двустороннее взаимодействие подрастающей личности с социумом протяжении взросления индивида и усложнение его психической организации a активность тоже обогащается, как содержанием, так и способами ее выражения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: