Взаимосвязь обучения и развития

Связь между развитием и обучением ребенка – одна из центральных проблем педагогической психологии. Каждая психологическая концепция старается выявить в первую очередь законы развития ребенка. Существуют разные точки зрения на характер соотношения обучения и развития: обучение и есть развитие (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка); только внешние условия становления являются обучением, т. е. «обучение идет в хвосте развития» (В. Штерн); «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития независимо от того, обучается ребенок или нет», т. е. развитие не зависит от обучения (Ж. Пиаже); «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л. С. Выготский, Дж. Брунер).

По концепции ВЫгодского психическое развитие индивида происходит более успешно, если обучение осуществляется в «зоне ближайшего развития» – ребенок под руководством взрослого должен выполнить то, чего он не мог бы выполнить самостоятельно, он должен обучиться, несколько опережая свои актуальные возможности.

Обучением именуется деятельность учителя по передаче учащимся знаний и жизненного опыта, формированию у них умений и навыков.

Понятие «учение» подразумевает активность самого учащегося, его действия, направленные на приобретение знаний, умений и навыков, развитие способностей, самосовершенствование. Таким образом, процесс образования протекает как единство активности учителя (педагогической деятельности) и ученика (учебной деятельности). Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс практически всегда представляет собой единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс такого воспитывающего обучения с позиции обучающегося включает освоение знаний, практические действия, выполнение учебных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Установление приблизительных возрастных норм компетентности ребенка в основных сферах жизнедеятельности позволяет оценить, насколько конкретный ребенок опережает сверстников в своем развитии (или, наоборот, отстает от них).

Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «cognitio» – знание, познание) охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, т. е. то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано, что можно продемонстрировать на примере развития ребенка в первый год жизни.

 



Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие в период младенчества. Основные новообразования младенчества.

ПОНОМАРЕВА:  Уточните, пожалуйста, чьей периодизацией развития пользоваться.

Ответ: В классическом варианте ПР мы опираемся на периодизацию Выготского. Есть период 0-1 год – младенчества, в котором выделяют период новорожденности, как кризисный период (первые 10-15 дней).Также есть период раннего детства (1-3). Дошкольное (среднее) детство от 3 до 6-7. Младший школьный возраст от 6-7 до 10-11лет, подростковый с 11 до 16, юность с 16 до 20.

Дошкольный просто не включили в билеты, поэтому не выделен отдельно. Рекомендую опираться на периодизацию Выготского. Рекомендует опираться на методичку Сорокоумова Возрастная психология. 

---

Физическое и моторное развитие

Период младенчества считается от о до 1 года. Обычно вес новорожденного удваивается к моменту достижения им возраста 4 месяцев, утраивается к 12 месяцам и учетверяется к 18 месяцам. Большинство рефлексов исчезает в течение 2-го и 3-го месяца, по мере того как мозговые центры принимают управление организмом на себя, начиная осуществлять произвольный контроль. Зрительно направленное доставание является важной вехой, достигаемой младенцем примерно к возрасту 5-6 месяцев. Мелкая и грубая моторика, усложняясь, прогрессируют в течение первых 2 лет жизни и далее; у младенцев наблюдаются значительные временные различия научения ходьбе, но большинство из них ходят к возрасту 18 месяцев. Большинство младенцев обладают хорошо развитым пинцетным захватом приблизительно к возрасту 12 месяцев.

Сенсорное и перцептивное развитие

Уже при рождении органы чувств высоко развиты – зрение бинокулярное, хорошо воспрвинимают и узнают лица матери уже с 2 х недель, слух- реагируют на разные звуки, предпочитают голоса, вкус, обоняние и осязание хорошо развито при рождении.

Когнитивное развитие

Ж. Пиаже придерживался мнения, что младенцы являются активными учениками; в ходе сенсомоторного периода обучение начинается с рефлексов и усложняется через адаптацию (Теория сенсомоторного развития). Игра с предметами проходит несколько стадий в период младенчества и важна для когнитивного развития. За время младенчества подражание все более усложняется; в настоящее время доказано, что младенцы способны к отсроченной имитации уже к середине 1-го года жизн и, гораздо ранее, чем считал Пиаже.

Понимание постоянства объектов в младенчестве развивается стадиально; незрелое представление об объектах, очевидно, присутствует во второй половине 1-го года жизни, если не раньше. Навыки запоминания проявляются очень рано; младенцы обладают особенно хорошей зрительной памятью. Символическая репрезентация в период младенчества развивается стадиально, что доказывается «игрой понарошку»; играть понарошку младенцы начинают в возрасте от 6 до 12 месяцев.

 Развитие речи

Прежде, чем младенцы начинают говорить, они развивают навыки восприятия речи; ограниченные способности к различению речи отмечаются у них еще до рождения. Пассивный словарь превосходит по объему активный словарь, как в младенчестве, так и на всем протяжении жизненного пути человека. Ранняя коммуникация и развитие речи всегда и везде начинаются с крика, за которым следуют гуление, лепет и первые слова. Сначала в лепете младенца присутствуют все возможные звуки человеческой речи; в течение второй половины 1-го года жизни количество звуков, проявляющихся в лепете, сужается и ограничивается лишь теми, которые характерны для родного языка ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: