Понятие малой группы, ее границы и классификация малых групп

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Андреева, 2004)

Границы МГ. В большинстве исследований число членов МГ колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2. Наименьшей МГ является группа из 2-х человек – так называемая «диада». Однако существует т.з., что наименьшее число МГ не 2, а 3 человека, т.е. триада. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения – чисто эмоциональный контакт. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию – наблюдателя. Этот третий может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включен в него и потому представляя именно не межличностное, а деятельностное начало. Этим создается основа для разрешения конфликта и снимается его личностная природа, будучи заменена включением в конфликт деятельностных оснований. Не менее остро стоит вопрос о «верхнем» пределе МГ. Достаточно стойкими оказались представления Дж. Миллера «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти. Долгое время принимали за верхний предел МГ число 7±2. В социометрике используются верхине пределы малых групп и 10 и 20 человек. Более целесообразно определять исходя из функции малой группы ее верхний предел.

Отличительные признаки малой группы:

l Пространственное, и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов.

l Наличие постоянной цели совместной деятельности.

l Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы.

l Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

l Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

l Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

Классификация МГ.

Малые группы – искусственные (лабораторно созданные специально для решения научных задач) и естественные (независимо от воли исследователя).

группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида – открытые и закрытые и т.д.

Целесообразно выбрать наиболее распространенные, каковыми являются три классификации:

1. деление МГ на «первичные» (семья, группа друзей, группа ближайших соседей) и «вторичные» (нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи).

2. деление их на «формальные» (в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами) и «неформальные» (такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса).

3. деление на «группы членства» (члены которой могут состоять в ней формально, но не разделять при этом принятые в группе нормы морали и правила поведения.) и «референтные группы» (такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают). Референтная (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная, группа — группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы ему известных рекордсменов. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позицию своей преступной группы.Разные группы могут быть референтными в различных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению в референтной группе.



Основные социально-психологические феномены межэтнических отношений.

НЕМОВ: Речь идёт о тех являениях, которые изучаются в социальной психологии – это взаимоотношения людей, лидерство, социальные установки их формирования и развития, межгрупповые отношения, и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: