Основные социально-психологические характеристики малой группы. Психологическая теория коллектива в отечественной социальной психологии

НЕМОВ: Понятие социально-психологической к…(климат?) коллектива (как его понимают, какой подход в его изучении – с одной стороны социологи (они тоже исследуют социально-психологические к…, с другой стороны психологов.

Социометрическая концепция Петровского и параметрическая концепция Уманского (раскрыть содержание каждой из этой концепции и показать различие между ними). 

---

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессо в. Основные характеристики малой группы:

- состав группы,- в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы.

- групповая совместимость, в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения, является групповая совместимость. Различают такие ее виды, как: физиологическая, психофизиологическая (например, темпераменты), психологическая (в частности, по интересам) и наивысшая ступень – идеологическая (включает ценностно-ориентационное единство).

- социально-психологический климат, – качественная сторона межличностных отношений. Она проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Каждый член группы влияет на социально-психологический климат коллектива, создавая и изменяя его. Но и сам социально-психологический климат коллектива оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настроениям.

- ценностно-личностные ориентации, – свойства личности, наиболее ценимые в данной группе. Это могут быть талант, положение в обществе, обаяние, деловые качества и т. п.

-коэффициент групповой сплоченности, Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа, хотя иногда он свидетельствует лишь о большом количестве взаимно симпатизирующих пар индивидов, что может быть «уравновешено» не меньшим количеством взаимно антагонизирующих пар.

- групповые нормы  – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности.

- и ценности.

Можно добавить групповую динамику, групповые структуры отношений.

Коллектив.

В первые постановка проблемы коллектива прозвучала в марксистском обществоведении. В работах Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив — специфическая форма организации людей социалистического общества. Для Маркса подлинная коллективность невозможна в условиях существования антагонистических классов, коллективный труд как труд свободный основан на общественной собственности.

Социальная психология, исследуя проблемы группы, в определенном смысле слова тоже вписалась в указанный контекст: развитие группы было интерпретировано как достижение ею высшей стадии, каковая и была названа коллективом.

1-Идея коллектива была разработана Макаренко. По нему коллектив – это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Наиболее полно теория представленна в статометрической концепции (деятельностном подходе) Признак коллектива - направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно — их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами. Такой подход предполагал сразу же и необходимость развития коллектива, неизбежность ряда стадий, которые он проходит, и по мере прохождения которых все названные качества полностью развертываются. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет рассогласования целей коллектива и общества. Сейчас уже не актуально, прмиер, российской американский коллектив.

2 -Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода, как это уже отмечалось, содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским (стратометрическая концепция). Она выдвигает в качестве критериев построения типологии групп во-первых, степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественную значимость деятельности. Она представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.
В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.
3-Параметрическая концепция, предложенная Л.И. Уманским, основанная на представлении о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями – отличительными признаками развития группы как коллектива. Концепция Уманского: коллектив —предел развития группы. Этапы гр. развития:

1. Момент возникновения группы: группа — конгломерат.- группа не разделяет пока общих целей

2. Момент присвоения группе имени: номинальная группа.цели разделяет, но нет организованной подготовленности выполнять

3. Группа — ассоциация: уровень эмоц. интеграции, появления чувства «мы».цели и знания теоретические как выполнять

4. Группа – кооперация: деловое и инструментальное единство – цели и орг знания и навыки.

5. Группа-автономия: собственно коллектив — группа, реализующая соц. значимые цели, кот встроены в контекст наиболее общего плана, или лже-коллектив, если цели группы становятся более значимы, чем все остальные. Замыкание внутри группы.

А также в его понимании, есть нулевая точка – момент создания группы, но и область положительной протяженности (развитие группы до коллектива) и отрицательной проятженности, соответствующий группам антисоциального характера. (например, шайки преступников, группы тунеядцев,условия возниковения таких групп - к этому ведут дезинтегративные процессы, возникновение особого группового эгоизма

2 картинка Теория коллектива Петровского. Где А+ – общественная значимость групповой деятельность, В- –антипод (вектор содержания деятельности); С – наличие или отсутсвие опосредованных межличностных отношений содержанием групповой деятельности (вектор опосредованности) типа групповой сплоченности.
фигура 1 обозначает коллективы, где максимальна социальная значимость деятельности и максимальна степень опосредования межличностных отношений деятельностью;

фигура 4 — общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования (примером здесь может явиться только что созданная группа, где отношения не развились еще до коллективных);

фигура 2 представляет антиобщественную по содержанию своей деятельности группу, где тем не менее высока степень опосредования межличностных отношений этой антиобщественной деятельностью (примером является высокоорганизованная преступная группа, например крупная банда преступников, мафия);

фигура 3 изображает также антиобщественную группу при условии, что отношения между ее членами в слабой степени опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зрения общества такая группа опасна в меньшей степени, хотя и препятствует фактом своего существования общественному прогрессу); наконец,

 фигура 5 может быть интерпретирована как группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов (авторы схемы полагают, что примером может служить собранная из случайных людей экспериментальная группа, хотя этот

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: