Задание 1. (тест)
Проверяемые результаты обучения:
знания:
З5 - значение и методику работы над нарушениями речи, её последовательность;
З6 -место коррекционно-педагогической работы над нарушениями речи в режиме дня.
Текст задания:
Тест содержит 5 заданий. Внимательно читайте каждое задание. Обратите внимание на цифровое обозначение. В тесте имеются римские и арабские цифры. I-III включает в себя по 2 задания, IV три, а V-е четыре. В II-V заданиях кроме арабских цифр есть буквы. Ответ первого (I) задания предполагает написание текста (определения). Остальные (II-V) задания выполняются, используя для ответа только цифры и буквы.
Тема: «Общее недоразвитие речи»,
I. Дайте определение.
1. Общее недоразвитие речи это - …
2. Связная речь это - …
II. Определите по высказыванию уровень ОНР.
1. Тупия сима. Ипай сек. Сек идет, сек делева. Соя тает Сину а санкам.
2. Я вижу дееву, ельку, табаку, девотьку. У табаки апы болить. Девотька апу пивязьнет. У девотьки пляток и кофты. Зеленая елька. Литья зеленый. У девотьки козинка ягоды.
а) 1-й уровень ОНР б) 2-ой уровень ОНР в) 3-й уровень ОНР
III. Установите соответствие.
1. между описанием и этапом логопедической работы | |
1) динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания; 2) итог – логопедическое заключение; 3) опрос родителей, изучение специальной документации и беседа с ребенком; предварительный диагноз; 4) обследование интеллекта с целью отграничения первичной речевой патологии от сходных состояний; 5) обследование памяти, внимания, общей и мелкой моторики. | а) ориентировочный этап; б) обследование неречевых процессов; в) дифференцировочный этап; г) обследование компанентов языковой системы; д) уточняющий этап. |
2. между вопросами и их видами | |
1) Кто? Что? Что делает? 2) Почему? Зачем? 3) Где? Куда? Как? Когда? Сколько? | А) репродуктивные; Б) поисковые; В) проблемные. |
IV. Выбрать правильный ответ.
1. Логопедическое обследование детей с ОНР включает в себя:
а) общее развитие ребенка;
б) речевая среда и социальное окружение;
в) обследование грамматического строя речи;
г) обследование психических функций;
д) обследование состояния словаря.
2. Подготовительный этап по формированию связной речи включает в себя:
а) обучение анализу, планированию, композиционному оформлению собственных высказываний;
б) интеллектуальное развитие, прежде всего мышление;
в) речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.
3. Вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет, готовые речевые формы и приемы:
а) рассказ;
б) беседа;
в) пересказ;
г) рассуждение.
V. Согласны ли Вы с утверждением?
1. При обучении пересказу целесообразно использовать жест, мимику, демонстрирующее действие, наводящие вопросы.
а) да;
б) нет.
2. Для детей 2-го уровня ОНР типичным является персервация слогов.
а) да;
б) нет.
3. Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития.
а) да;
б) нет.
4. При 3-м уровне ОНР в словаре детей мало обобщающих понятий, антонимы не используются, мало синонимов.
а) да;
б) нет.
Ключ к тесту «Общее недоразвитие речи
I.
1. Специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
2. Развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
II.
1. б.
2. в.
III.
1. 1 – д; 2 – г; 3 – а; 4 – в; 5 – б.
2. 1 – а; 2 – в; 3 – б.
IV.
1. а, б, в, д.
2. В.
V.
1. А.
2. Б.
3. А.
4. А.
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:
Оценка «5» – Отлично -ответы на все задания верны, определения написаны точно, отражая суть понятия;
Оценка «4» – Хорошо -допущено 1-2 неточности, определения понятиям даны приблизительно отражая его суть.
Оценка «3» – Удовлетворительно -допущено в ответах 3-4 ошибки, определения понятиям даны приблизительно отражая его суть.
Оценка «2» – Неудовлетворительно -допущено 5 и более ошибок, определения понятиям даны неправильные.
Тема 6. Специфика работы воспитателя в группах для заикающихся
Дошкольников.
Задание 1. Практический урок. Планирование занятий по работе над темпо-ритмической стороной речи детей с заиканием.
Проверяемые результаты обучения:
знания:
З5 - значение и методику работы над нарушениями речи, её последовательность;
З6 -место коррекционно-педагогической работы над нарушениями речи в режиме дня;
умения:
У5 - составлять планы коррекционной работы.
Текст задания:
При выполнении задания необходимо:
· самостоятельно сформулировать тему занятия, определить возраст детей;
· сбор и изучение информации по теме занятия;
· анализ, систематизация и трансформация информации;
· отображение информации в необходимой форме;
· оформление работы;
представление работы на оценку преподавателя или группы студентов (при необходимости).
Литература для составления конспекта занятия:
1. Бочкарева О. Логопедия. Средняя группа. Разработки занятий; - М.: Издательство: Корифей, 2009. - 112 с.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М., - 2003. – 272с. – (Коррекционная педагогика).
3. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. Книга для логопеда. – М., 1993. – 246с.
4. Никитина А. Покажи стихи руками; - М.: Издательство: КАРО,2009. - 96 с.
5. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Логопедическая энциклопедия для родителей дошкольников и младших школьников; - М.:Издательство: АСТ, Астрель, 2009. - 320 с.
6. Смирнова, Л. Н., Овчинников С. Н Большая книга логопедических игр.
7. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.–2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1993.
ПАПКА№ 4: Конспекты занятий по формированию и развитию темпо-ритмической стороны речи детей.
(Приложение 4)
Конспект занятия для детей с заиканием
на этапе шепотной речи
Цель: обучение мышечному расслаблению
Задачи:
1.проведение расслабляющих мышечных упражнений (дыхательно-голосовых упражнений);
2. развитие речевого дыхания;
3. развитие слухового внимания, общей моторики;
4. активизация и пополнение активного и пассивного словаря.
Оборудование: стулья; мяч; макеты /картинки с изображением пруда,
кукурузы, щавеля, клубники.
Педагог и дети говорят шепотом, хорошо выражая органами артикуляции звуки.
Ход занятия:
В: Здравствуйте ребята! Сегодня, я хочу предложить вам прогуляться со мной по саду, но сначала, нам нужно расслабиться.
В: Сядьте, пожалуйста, по очереди на стулья. Положите руки на колени и расслабьтесь.