Тема 8. Особенности подхода к формированию правильной речи у детей

Задание 1.  Семинар

Проверяемые результаты обучения:

знания:

З5 - значение и методику работы над нарушениями речи, её последовательность.

умения:

У4 - определять правильно речевые нарушения;

У5 - составлять планы коррекционной работы.

Вопросы к семинару:

1. Формирование умения выражать мысли литературным языком, свободно пользоваться разговорной диалогической и монологической речью.

2. Индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия по развитию речи.

3. Работа над речью вне занятий (на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности детей);

4. Создание положительного фона, интереса к занятиям, играм по развитию речи.

5. Преемственность детского сада и семьи в работе по развитию речи у дошкольников.

Литература к семинару:

1. Гаркуша Ю.Ф. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения /Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши; - М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий,2008.- 192 с.

2. Герасимова А. С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками; - М.: Издательство: Айрис-Пресс, 2009. - 224 с.

3. Журавлева А. Е., Федиенко В. В.Домашняя логопедия; - М.:Издательство: Эксмо, 2011. - 112 с.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы; - М.:Издательство: ГНОМ и Д, 2008. - 48 с.

5. Краузе Е.Логопедия; - М.: Издательство: Корона-Век, 2010. - 208 с.

Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:

Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Критерии оценивания:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» (отлично) ставится, если:     

1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если:

4) студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет,

5) 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:

1) студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

2) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

3) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

4) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

1) студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса,

2) допускает ошибки в формулировке определений и правил,

3) искажает смысл формулировок, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Тема 9. Принципы коррекционного обучения.

Задание 1. Семинар.

Проверяемые результаты обучения:

знания:

З1- методологическую основу логопедии, её основные понятия;

З5 - значение и методику работы над нарушениями речи, её последовательность.

Вопросы к семинару:

1..Учёт первичных и вторичных дефектов.

2. Опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы.

3. Формирование представлений об окружающем с опорой на вербальные и невербальные формы деятельности.

4. Учёт уровней сформированности речи и структуры речевого дефекта.

5. Опора на сохранные компоненты речевой деятельности.

6. Учёт новизны, объёма, нарастающей сложности вербального материала.

Литература к семинару:

1. Гаркуша Ю.Ф. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения /Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши; - М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий,2008.- 192 с.

2. Руденко В. Логопедия; - М.: Издательство: Феникс, 2009. - 288 с.

3. Филичева Т.Б. и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.

4. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие.

5. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ.

6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:

(Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Критерии оценивания:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» (отлично) ставится, если:     

1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если:

1) студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет,

2) 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:

 1) студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

2) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

3) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

4) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

1) студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса,

2) допускает ошибки в формулировке определений и правил,

3) искажает смысл формулировок, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

 

Тема 10. Особенности коррекционной работы детей с сенсорными нарушениями.

Задание 1. Семинар

Проверяемые результаты обучения:

знания:

З7 - особенности логопедической работы с детьми, имеющими различные отклонения в физическом, сенсорном и психическом развитии.

умения:

У7 - правильно выделять специфику логопедической работы с детьми разных категорий.

Вопросы к семинару:

1. Характерные недостатки речи у детей с дефектами слуха.

2. Характерные недостатки речи присущие детям с нарушением зрения.

3. Основные направления Методы приёмы коррекционно-логопедической работы воспитателя.

4. Совместная работа воспитателя с логопедом, дефектологом.

5. Работа воспитателя оп формированию и развитию речи с родителями, имеющих детей с сенсорной патологией.

Литература к семинару:

1. Филичева Т.Б. и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.

2. Хватцев М. Е.Логопедия. В 2 книгах. Книга 2 /Под ред. Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская; - М.:Издательство: Владос, 2009. - 296 с.

3. Волкова Л., Туманова Т., Чиркина Г. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью; - М.: Издательство: Владос, 2007. - 480 с.

Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:

Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Критерии оценивания:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» (отлично) ставится, если:     

1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если:

1) студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет,

2) 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:

 1) студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

2) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

3) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

4) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

1) студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса,

2) допускает ошибки в формулировке определений и правил,

3) искажает смысл формулировок, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Тема 10. Особенности коррекционно-логопедической работы воспитателя с детьми, имеющими сенсорные нарушения (Проведение фрагментов занятий по развитию речевых навыков у детей с сенсорными нарушениями).

Задание 2. Лабораторный практикум

Проверяемые результаты обучения:

знания:

З7 - особенности логопедической работы с детьми, имеющими различные отклонения в физическом, сенсорном и психическом развитии.

умения:

У7 - правильно выделять специфику логопедической работы с детьми разных категорий.

Текст задания: Подготовить и провести в классной аудитории фрагменты занятий по формированию/развитию у детей речевых навыков (возраст дошкольников, сенсорная патологии и вид занятия (работа над лексикой, фонетикой, грамматикой) на выбор студента).

Предварительная работа: за неделю студентам предлагается подготовить конспект занятия по формированию/развитию у детей с сенсорной патологией речевых навыков. К 2-3 заданиям подготовить дидактический (стимульный) материал и продумать методы и приемы для работы с детьми при показе фрагментов занятий в классной аудитории.

Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:

Оценка «5» (отлично) ставится, если:     

 Содержание задания соответствует теме занятия; инструкция к заданию краткая, доступная для понимания детей; стимульный материал имеется по количеству детей, соответствует возрасту и требованиям, предъявляемым к работе с детьми с данной патологией, эстетически оформлен.При демонстрации фрагментов занятий, студент показывает знание методики работы с детьми с учетом возраста и патологии, использует разнообразные приемы руководства деятельностью детей. Обосновывает свои действия, содержание выбранных заданий. Правильно отвечает на вопросы преподавателя и студентов группы.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если:

Содержание задания соответствует теме занятия; инструкция к заданию краткая, доступная для понимания детей; стимульный материал имеется по количеству детей, соответствует возрасту, требованиям, предъявляемым к работе с детьми с данной патологией, но оформлен не аккуратно. При демонстрации фрагментов занятий, студент показывает знание методики работы с детьми с учетом возраста и патологии, но использует однообразные приемы руководства деятельностью детей. Затрудняется четко обосновать свои действия, содержание выбранных заданий. Отвечая на вопросы преподавателя и студентов группы, допуская неточности.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:

Содержание задания не все соответствуют теме занятия; инструкция к заданию не точная, много лишних слов и жестов; стимульный материал имеется но не полностью соответствует возрасту, требованиям, предъявляемым к работе с детьми с данной патологией, оформлен не аккуратно. При демонстрации фрагментов занятий, студент показывает знание методики работы с детьми с учетом возраста и патологии, но использует однообразные приемы руководства деятельностью детей. Затрудняется четко обосновать свои действия, содержание выбранных заданий. Ответить на вопросы преподавателя и студентов группы затрудняется.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

Содержание задания не соответствуют теме занятия; инструкция к заданию не точная, много лишних слов и жестов; стимульный материал отсутствует. При демонстрации фрагментов занятий, студент показывает слабые знание методики работы с детьми не всегда учитывая возраст и патологию, использует однообразные приемы руководства деятельностью детей. Затрудняется четко обосновать свои действия, содержание выбранных заданий. Ответить на вопросы преподавателя и студентов группы затрудняется. Задание не выполнено.

Тема 11. Особенности коррекционно-логопедической работы воспитателя с детьми, имеющими интеллектуальные недостатки

Задание 1. Семинар

Проверяемые результаты обучения:

знания:

З7 - особенности логопедической работы с детьми, имеющими различные отклонения в физическом, сенсорном и психическом развитии.

умения:

У7 - правильно выделять специфику логопедической работы с детьми разных категорий.

Вопросы к семинару:

1. Характерные особенности речи умственно отсталых детей.

2. Направления логопедической работы воспитателя.

3.Развитие наглядно-действенного мышления; развитие предметной деятельности; использование наглядности в процессе обучения (объёмные предметы, игрушки, натуральные предметы); формирование потребности общения со взрослыми.

4. Совместная работа воспитателя с логопедом, олигофренопедагогом.

5. Работа с родителями.

Литература к семинару:

1. Волкова Л., Туманова Т., Чиркина Г. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью; - М.: Издательство: Владос, 2007. - 480 с.

2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Филичева Т.Б. и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.

4. literatura/obshhestvo…logopediya

 Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:

Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Критерии оценивания:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» (отлично) ставится, если:     

1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если:

3) студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет,

4) 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:

 1) студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

2) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

3) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

4) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

4) студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса,

5) допускает ошибки в формулировке определений и правил,

6) искажает смысл формулировок, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: