Задание 1. Семинар
Проверяемые результаты обучения:
знания:
З5 - значение и методику работы над нарушениями речи, её последовательность.
умения:
У4 - определять правильно речевые нарушения;
У5 - составлять планы коррекционной работы.
Вопросы к семинару:
1. Формирование умения выражать мысли литературным языком, свободно пользоваться разговорной диалогической и монологической речью.
2. Индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия по развитию речи.
3. Работа над речью вне занятий (на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности детей);
4. Создание положительного фона, интереса к занятиям, играм по развитию речи.
5. Преемственность детского сада и семьи в работе по развитию речи у дошкольников.
Литература к семинару:
1. Гаркуша Ю.Ф. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения /Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши; - М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий,2008.- 192 с.
2. Герасимова А. С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками; - М.: Издательство: Айрис-Пресс, 2009. - 224 с.
|
|
3. Журавлева А. Е., Федиенко В. В.Домашняя логопедия; - М.:Издательство: Эксмо, 2011. - 112 с.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы; - М.:Издательство: ГНОМ и Д, 2008. - 48 с.
5. Краузе Е.Логопедия; - М.: Издательство: Корона-Век, 2010. - 208 с.
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:
Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Критерии оценивания:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» (отлично) ставится, если:
1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если:
4) студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет,
5) 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:
1) студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
2) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
|
|
3) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
4) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:
1) студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса,
2) допускает ошибки в формулировке определений и правил,
3) искажает смысл формулировок, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Тема 9. Принципы коррекционного обучения.
Задание 1. Семинар.
Проверяемые результаты обучения:
знания:
З1- методологическую основу логопедии, её основные понятия;
З5 - значение и методику работы над нарушениями речи, её последовательность.
Вопросы к семинару:
1..Учёт первичных и вторичных дефектов.
2. Опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы.
3. Формирование представлений об окружающем с опорой на вербальные и невербальные формы деятельности.
4. Учёт уровней сформированности речи и структуры речевого дефекта.
5. Опора на сохранные компоненты речевой деятельности.
6. Учёт новизны, объёма, нарастающей сложности вербального материала.
Литература к семинару:
1. Гаркуша Ю.Ф. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения /Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши; - М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий,2008.- 192 с.
2. Руденко В. Логопедия; - М.: Издательство: Феникс, 2009. - 288 с.
3. Филичева Т.Б. и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.
4. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие.
5. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ.
6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:
(Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Критерии оценивания:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» (отлично) ставится, если:
1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если:
1) студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет,
2) 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:
1) студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
2) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
3) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
4) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:
1) студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса,
2) допускает ошибки в формулировке определений и правил,
3) искажает смысл формулировок, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
|
|
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Тема 10. Особенности коррекционной работы детей с сенсорными нарушениями.
Задание 1. Семинар
Проверяемые результаты обучения:
знания:
З7 - особенности логопедической работы с детьми, имеющими различные отклонения в физическом, сенсорном и психическом развитии.
умения:
У7 - правильно выделять специфику логопедической работы с детьми разных категорий.
Вопросы к семинару:
1. Характерные недостатки речи у детей с дефектами слуха.
2. Характерные недостатки речи присущие детям с нарушением зрения.
3. Основные направления Методы приёмы коррекционно-логопедической работы воспитателя.
4. Совместная работа воспитателя с логопедом, дефектологом.
5. Работа воспитателя оп формированию и развитию речи с родителями, имеющих детей с сенсорной патологией.
Литература к семинару:
1. Филичева Т.Б. и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.
2. Хватцев М. Е.Логопедия. В 2 книгах. Книга 2 /Под ред. Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская; - М.:Издательство: Владос, 2009. - 296 с.
3. Волкова Л., Туманова Т., Чиркина Г. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью; - М.: Издательство: Владос, 2007. - 480 с.
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:
Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Критерии оценивания:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» (отлично) ставится, если:
1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
|
|
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если:
1) студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет,
2) 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:
1) студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
2) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
3) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
4) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:
1) студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса,
2) допускает ошибки в формулировке определений и правил,
3) искажает смысл формулировок, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Тема 10. Особенности коррекционно-логопедической работы воспитателя с детьми, имеющими сенсорные нарушения (Проведение фрагментов занятий по развитию речевых навыков у детей с сенсорными нарушениями).
Задание 2. Лабораторный практикум
Проверяемые результаты обучения:
знания:
З7 - особенности логопедической работы с детьми, имеющими различные отклонения в физическом, сенсорном и психическом развитии.
умения:
У7 - правильно выделять специфику логопедической работы с детьми разных категорий.
Текст задания: Подготовить и провести в классной аудитории фрагменты занятий по формированию/развитию у детей речевых навыков (возраст дошкольников, сенсорная патологии и вид занятия (работа над лексикой, фонетикой, грамматикой) на выбор студента).
Предварительная работа: за неделю студентам предлагается подготовить конспект занятия по формированию/развитию у детей с сенсорной патологией речевых навыков. К 2-3 заданиям подготовить дидактический (стимульный) материал и продумать методы и приемы для работы с детьми при показе фрагментов занятий в классной аудитории.
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:
Оценка «5» (отлично) ставится, если:
Содержание задания соответствует теме занятия; инструкция к заданию краткая, доступная для понимания детей; стимульный материал имеется по количеству детей, соответствует возрасту и требованиям, предъявляемым к работе с детьми с данной патологией, эстетически оформлен.При демонстрации фрагментов занятий, студент показывает знание методики работы с детьми с учетом возраста и патологии, использует разнообразные приемы руководства деятельностью детей. Обосновывает свои действия, содержание выбранных заданий. Правильно отвечает на вопросы преподавателя и студентов группы.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если:
Содержание задания соответствует теме занятия; инструкция к заданию краткая, доступная для понимания детей; стимульный материал имеется по количеству детей, соответствует возрасту, требованиям, предъявляемым к работе с детьми с данной патологией, но оформлен не аккуратно. При демонстрации фрагментов занятий, студент показывает знание методики работы с детьми с учетом возраста и патологии, но использует однообразные приемы руководства деятельностью детей. Затрудняется четко обосновать свои действия, содержание выбранных заданий. Отвечая на вопросы преподавателя и студентов группы, допуская неточности.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:
Содержание задания не все соответствуют теме занятия; инструкция к заданию не точная, много лишних слов и жестов; стимульный материал имеется но не полностью соответствует возрасту, требованиям, предъявляемым к работе с детьми с данной патологией, оформлен не аккуратно. При демонстрации фрагментов занятий, студент показывает знание методики работы с детьми с учетом возраста и патологии, но использует однообразные приемы руководства деятельностью детей. Затрудняется четко обосновать свои действия, содержание выбранных заданий. Ответить на вопросы преподавателя и студентов группы затрудняется.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:
Содержание задания не соответствуют теме занятия; инструкция к заданию не точная, много лишних слов и жестов; стимульный материал отсутствует. При демонстрации фрагментов занятий, студент показывает слабые знание методики работы с детьми не всегда учитывая возраст и патологию, использует однообразные приемы руководства деятельностью детей. Затрудняется четко обосновать свои действия, содержание выбранных заданий. Ответить на вопросы преподавателя и студентов группы затрудняется. Задание не выполнено.
Тема 11. Особенности коррекционно-логопедической работы воспитателя с детьми, имеющими интеллектуальные недостатки
Задание 1. Семинар
Проверяемые результаты обучения:
знания:
З7 - особенности логопедической работы с детьми, имеющими различные отклонения в физическом, сенсорном и психическом развитии.
умения:
У7 - правильно выделять специфику логопедической работы с детьми разных категорий.
Вопросы к семинару:
1. Характерные особенности речи умственно отсталых детей.
2. Направления логопедической работы воспитателя.
3.Развитие наглядно-действенного мышления; развитие предметной деятельности; использование наглядности в процессе обучения (объёмные предметы, игрушки, натуральные предметы); формирование потребности общения со взрослыми.
4. Совместная работа воспитателя с логопедом, олигофренопедагогом.
5. Работа с родителями.
Литература к семинару:
1. Волкова Л., Туманова Т., Чиркина Г. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью; - М.: Издательство: Владос, 2007. - 480 с.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Филичева Т.Б. и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.
4. literatura/obshhestvo…logopediya
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:
Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Критерии оценивания:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» (отлично) ставится, если:
1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если:
3) студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет,
4) 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:
1) студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
2) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
3) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
4) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:
4) студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса,
5) допускает ошибки в формулировке определений и правил,
6) искажает смысл формулировок, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.