Оценка освоения междисциплинарного курса

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО

050710Специальное дошкольное образование

                      (код ОКСО)                                 (наименование)

                               углубленной подготовки

 

 

Благовещенск

2014

Разработчик:

ГОАУ СПО АПК преподаватель высшей категории Л.А. Белова

 

 

Рассмотрено на ПЦК_______________________________________

Протокол №____ от «___»________2014 г.

Председатель ПЦК__________________/_________________



Паспорт комплекта оценочных средств

Область применения комплекта оценочных средств

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов текущего контроля по  Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению

Объектами текущего контроля по междисциплинарному курсу являются знания и умения.

Текущий контроль и оценка знаний и умений осуществляются с использованием следующих форм и методов: для контроля и оценивания знаний: тест, семинары,  самостоятельная работа, контрольная работа, устный опрос и др.);

  для контроля и оценивания умений: практические и лабораторные работы, деловые и ролевые игры, ситуационные задачи и др.)

Распределение показателей оценки по типам заданий

Коды проверяемых знаний и умений Место в структуре МДК Тип задания
З1,   З2 Тема1. Теоретические и методологические основы логопедии.

Семинар,

 конспект - работа с учебником

З4 Тема2. Классификация речевых нарушений
З5, З6 Тема3. Место и роль воспитателя в организации и осуществлении логопедической работы в дошкольном учреждении.

Лабораторная работа

Тест

У1, У4, У5, У6 Тема4. Особенности работы воспитателя в группах детей с ФФНР
З5, З6, У2 Тема5. Особенности работы воспитателя в группах для детей с ОНР Лабораторная работа Практическая работа Тест
У6, З5, З6 Тема 6. Специфика работы воспитателя в группах для заикающихся дошкольников

Практическая работа

Лабораторная работа

Практическая работа

У5, У6, З5, З6 Тема 7. Профилактика речевых нарушений
З5, У4, У5 Тема 8. Особенности подхода к формированию правильной речи у детей. Практическая работа
З5 Тема 9. Принципы коррекционного обучения

Практическая работа

Лабораторная работа

глоссария по теме

З7, У7 Тема 10. Особенности коррекционно-логопедической работы воспитателя с детьми, имеющими сенсорные нарушения:
З7, У7 Тема 11. Особенности коррекционно-логопедической работы воспитателя с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения; нарушения ОДА. Практическая работа, аннотаций на журнальные статьи, составление глоссария

Оценка освоения междисциплинарного курса

2.1 Задания для оценки освоения УД Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению

 

Тема. Классификация звуков русского языка.

  Конспектирование (работа с книгой)

Задание 1.

· прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;

· установить логическую связь между элементами темы;

· записывать только то, что хорошо уяснил(а);

· выделять ключевые слова и понятия;

· заменять сложные развёрнутые обороты текста более лаконичными (свертывание);

· разработать и применять свою систему условных сокращений.

Вопросы для конспектирования:

1. Акустические признаки звуков.

2. Артикуляционные признаки звуков.

Проверяемые результаты обучения:

знания:

З1- методологическую основу логопедии, её основные понятия;

З2 - учёных, которые занимались данной проблемой;

Литература:

1. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения».

Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:

Оценка «Отлично» - конспект содержательный, соответствует плану; отражает основные положения; студент (ка) делает правильные выводы; содержание конспекта понятное, лаконичное изложения мыслей студента; имеются схемы, графическое выделение особо значимой информации (не обязательно); оформление соответствует требованиям, предъявляемым к работам студентов в ГОАУ СПО АПК; грамотность изложения; конспект сдан в срок.

Оценка «Хорошо» - конспект соответствует плану; в  отражении основных положений имеются неточности; студент (ка) делает правильные выводы; содержание конспекта понятное, изложения мыслей студента не всегда лаконичное; имеются схемы, графическое выделение особо значимой информации (не обязательно); оформление не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к работам студентов в ГОАУ СПО АПК; грамотность изложения; конспект сдан в срок.

Оценка «Удовлетворительно» - конспект не соответствует плану; в  отражении основных положений имеются неточности, много лишней информации; студент (ка) делает не точные выводы; изложения мыслей студента не всегда лаконичное; оформление не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к работам студентов в ГОАУ СПО АПК; в написании текста имеются грамматические и другие ошибки; конспект сдан не  в срок.

Оценка «Неудовлетворительно» - конспект не соответствует плану; в  отражении основных положений имеются неточности, много лишней информации; студент (ка) не делает выводы; в изложении мыслей студента отсутствует логика; оформление не соответствует требованиям, предъявляемым к работам студентов в ГОАУ СПО АПК; в написании текста имеются грамматические и другие ошибки; конспект сдан не в срок. Работа не выполнена.

Тема 2, 3.  Семинар «Теоретические и методологические основы логопедии. Классификация речевых нарушений»

Задание 1. Ответьте на вопросы семинара.

1. Актуальные проблемы современной логопедии, её значение.

2. Предмет и задачи логопедии.

3. Принципы и методы логопедии

4. Личность воспитателя логопедической группы.

5. Зависимость нарушений речи от степени и локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений.

6. Этиология нарушений речи.

Литература к семинару:

1. Т.Б. Филичева и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.  

2. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения», Просвещение, 1989.  

3. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии; - М.: Издательство: Феникс, 2011. - 112с.

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Гаркуша Ю.Ф. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения /Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши; - М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий,2008.- 192 с.

Проверяемые результаты обучения:

знания:

З1- методологическую основу логопедии, её основные понятия;

З2 - учёных, которые занимались данной проблемой;

З3 - причины, вызывающие нарушения речи;

З4 - виды речевых нарушений.

Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:

Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Критерии оценивания:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» (отлично) ставится, если:     

1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если:

1) студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет,

2) 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:

 студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

1) студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса,

2) допускает ошибки в формулировке определений и правил,

3) искажает смысл формулировок, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Тема 3. Место и роль воспитателя в организации и осуществлении логопедической работы в дошкольном учреждении. (Лабораторная работа)

Задание 1. Артикуляционный уклад звуков речи: упражнения в выработке правильной артикуляции (показ в классной аудитории).

Проверяемые результаты обучения:

знания:

З5 - значение и методику работы над нарушениями речи, её последовательность;

З6 -место коррекционно-педагогической работы над нарушениями речи в режиме дня.

умения:

У6 - осуществлять коррекционное воздействие по заданию логопеда:

- правильно подбирать средства и формы работы над правильным звукопроизношением детей, лексико-грамматическим строем языка, связной речью;

- правильно использовать дидактический и речевой материал в коррекционной работе с детьми.

Текст задания: Составить и показать в классной аудитории комплекс артикуляционной гимнастики, состоящий из 5 статических и 5 динамических упражнений, направленных на отработку уклада органов артикуляции для определенного звука или составить и показать игровой комплекс.

ПАПКА №1: Комплексы артикуляционной гимнастики и стимульный материал.

  (Приложение 1)

Комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме

Сказка «У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки),

С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка),

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами).

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем к верху «чашечкой»).

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд – назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Бабушка шила, а Барсик с катушкой бегал, как будто с живою зверюшкой (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд – назад).

Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык вытянут вперёд).

Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд – назад).

И на зигзаг её переключила (узкий язык двигается влево – вправо).

Петли иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами),

Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прядки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу),

Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык – под нижнюю губу).

Дедушка скачет на лошади ловко (щелкаем языком),

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот).

Вот из сарая индюшка пришла, важно сказала: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперед – назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:

5 (отлично) – упражнения подобранны правильно (в соответствии с отрабатываемым звуком, с учетом возраста детей), в полном объеме (10); имеется красочный, аккуратно выполненный, доступный пониманию детей стимульный материал; студент знает алгоритм выполнения артикуляционной гимнастики, уверенно и правильно выполняет ее, соблюдая технику (амплитуда движений достаточная, движения точные, переключаемость движений плавная, выполнение упражнений без зеркала); составлен комплекс упражнений в игровой форме в сопровождении стихотворения (сказки).

4 (хорошо) – студент(ка) правильно составил(а) комплекс артикуляционной гимнастики, но затрудняется выполнять технику некоторых упражнений (амплитуда движений, точность, переключаемость движений, выполнение упражнений без зеркала); стимульный материал имеется, но не ко всем упражнениям, оформление неаккуратное, не соответствует возрасту.

3 (удовлетворительно) – студент составил комплекс артикуляционной гимнастики, но упражнения не все соответствуют отрабатываемому звуку (студент не может объяснить выбор данного упражнения); неуверенно выполняет движения артикуляции, но вносит исправления в их выполнение при замечании преподавателя; Стимульный материал отсутствует или имеется к 2-3 упражнениям, выполнен неаккуратно, не в соответствии с требованиями.

2 (неудовлетворительно) – комплекс АГ подобран не верно, объяснить выбор данных упражнений студент не может; студент неправильно выполняет артикуляционные упражнения, с нарушением техники выполнения; стимульный материал отсутствует.

Требования к стимульному материалу:

- предметы и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;

- необходимо использовать дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);

- наглядный материал должен быть динамичным;

- наглядный материал должен быть изображен на формате А5, А4;

- наглядный материал должен отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Требования к аттестации по лабораторному  занятию

На практическом занятии отрабатываются общие и профессиональные компетенции.

Условием положительной оценки на лабораторном занятии является выполнение элементов занятия, представленных в таблице формирования оценки. Общая оценка практического занятия выставляется с учетом начала занятия, гигиенических требований дидактического материала и т.д. (см. таблицу).

 

Присутствие на уроке Знание темы Выполнение движений Стимульный материал Баллы Оценка
0 -1 2,3,4,5 2, 3,4,5 1, 2, 3    

Если студент набирает 13-14 баллов, его оценка за практическое занятие «5» (отлично); 11 – 12 баллов – оценка «4» (хорошо); 9 -10 баллов - оценка «3» (удовлетворительно), менее 9 баллов – оценка «2» (неудовлетворительно). Студенты знакомятся с требованиями к аттестации занятия заранее. Получивший неудовлетворительную оценку, обязан это занятие отработать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: