КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальности СПО
050710Специальное дошкольное образование
(код ОКСО) (наименование)
углубленной подготовки
Благовещенск
2014
Разработчик:
ГОАУ СПО АПК преподаватель высшей категории Л.А. Белова
Рассмотрено на ПЦК_______________________________________
Протокол №____ от «___»________2014 г.
Председатель ПЦК__________________/_________________
Паспорт комплекта оценочных средств
Область применения комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов текущего контроля по Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению
Объектами текущего контроля по междисциплинарному курсу являются знания и умения.
Текущий контроль и оценка знаний и умений осуществляются с использованием следующих форм и методов: для контроля и оценивания знаний: тест, семинары, самостоятельная работа, контрольная работа, устный опрос и др.);
для контроля и оценивания умений: практические и лабораторные работы, деловые и ролевые игры, ситуационные задачи и др.)
Распределение показателей оценки по типам заданий
Коды проверяемых знаний и умений | Место в структуре МДК | Тип задания |
З1, З2 | Тема1. Теоретические и методологические основы логопедии. | Семинар, конспект - работа с учебником |
З4 | Тема2. Классификация речевых нарушений | |
З5, З6 | Тема3. Место и роль воспитателя в организации и осуществлении логопедической работы в дошкольном учреждении. | Лабораторная работа Тест |
У1, У4, У5, У6 | Тема4. Особенности работы воспитателя в группах детей с ФФНР | |
З5, З6, У2 | Тема5. Особенности работы воспитателя в группах для детей с ОНР | Лабораторная работа Практическая работа Тест |
У6, З5, З6 | Тема 6. Специфика работы воспитателя в группах для заикающихся дошкольников | Практическая работа Лабораторная работа Практическая работа |
У5, У6, З5, З6 | Тема 7. Профилактика речевых нарушений | |
З5, У4, У5 | Тема 8. Особенности подхода к формированию правильной речи у детей. | Практическая работа |
З5 | Тема 9. Принципы коррекционного обучения | Практическая работа Лабораторная работа глоссария по теме |
З7, У7 | Тема 10. Особенности коррекционно-логопедической работы воспитателя с детьми, имеющими сенсорные нарушения: | |
З7, У7 | Тема 11. Особенности коррекционно-логопедической работы воспитателя с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения; нарушения ОДА. | Практическая работа, аннотаций на журнальные статьи, составление глоссария |
Оценка освоения междисциплинарного курса
2.1 Задания для оценки освоения УД Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению
Тема. Классификация звуков русского языка.
Конспектирование (работа с книгой)
Задание 1.
· прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
· установить логическую связь между элементами темы;
· записывать только то, что хорошо уяснил(а);
· выделять ключевые слова и понятия;
· заменять сложные развёрнутые обороты текста более лаконичными (свертывание);
· разработать и применять свою систему условных сокращений.
Вопросы для конспектирования:
1. Акустические признаки звуков.
2. Артикуляционные признаки звуков.
Проверяемые результаты обучения:
знания:
З1- методологическую основу логопедии, её основные понятия;
З2 - учёных, которые занимались данной проблемой;
Литература:
1. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения».
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:
Оценка «Отлично» - конспект содержательный, соответствует плану; отражает основные положения; студент (ка) делает правильные выводы; содержание конспекта понятное, лаконичное изложения мыслей студента; имеются схемы, графическое выделение особо значимой информации (не обязательно); оформление соответствует требованиям, предъявляемым к работам студентов в ГОАУ СПО АПК; грамотность изложения; конспект сдан в срок.
Оценка «Хорошо» - конспект соответствует плану; в отражении основных положений имеются неточности; студент (ка) делает правильные выводы; содержание конспекта понятное, изложения мыслей студента не всегда лаконичное; имеются схемы, графическое выделение особо значимой информации (не обязательно); оформление не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к работам студентов в ГОАУ СПО АПК; грамотность изложения; конспект сдан в срок.
Оценка «Удовлетворительно» - конспект не соответствует плану; в отражении основных положений имеются неточности, много лишней информации; студент (ка) делает не точные выводы; изложения мыслей студента не всегда лаконичное; оформление не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к работам студентов в ГОАУ СПО АПК; в написании текста имеются грамматические и другие ошибки; конспект сдан не в срок.
Оценка «Неудовлетворительно» - конспект не соответствует плану; в отражении основных положений имеются неточности, много лишней информации; студент (ка) не делает выводы; в изложении мыслей студента отсутствует логика; оформление не соответствует требованиям, предъявляемым к работам студентов в ГОАУ СПО АПК; в написании текста имеются грамматические и другие ошибки; конспект сдан не в срок. Работа не выполнена.
Тема 2, 3. Семинар «Теоретические и методологические основы логопедии. Классификация речевых нарушений»
Задание 1. Ответьте на вопросы семинара.
1. Актуальные проблемы современной логопедии, её значение.
2. Предмет и задачи логопедии.
3. Принципы и методы логопедии
4. Личность воспитателя логопедической группы.
5. Зависимость нарушений речи от степени и локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений.
6. Этиология нарушений речи.
Литература к семинару:
1. Т.Б. Филичева и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.
2. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения», Просвещение, 1989.
3. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии; - М.: Издательство: Феникс, 2011. - 112с.
4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Гаркуша Ю.Ф. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения /Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши; - М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий,2008.- 192 с.
Проверяемые результаты обучения:
знания:
З1- методологическую основу логопедии, её основные понятия;
З2 - учёных, которые занимались данной проблемой;
З3 - причины, вызывающие нарушения речи;
З4 - виды речевых нарушений.
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:
Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Критерии оценивания:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» (отлично) ставится, если:
1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если:
1) студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет,
2) 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:
студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:
1) студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса,
2) допускает ошибки в формулировке определений и правил,
3) искажает смысл формулировок, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Тема 3. Место и роль воспитателя в организации и осуществлении логопедической работы в дошкольном учреждении. (Лабораторная работа)
Задание 1. Артикуляционный уклад звуков речи: упражнения в выработке правильной артикуляции (показ в классной аудитории).
Проверяемые результаты обучения:
знания:
З5 - значение и методику работы над нарушениями речи, её последовательность;
З6 -место коррекционно-педагогической работы над нарушениями речи в режиме дня.
умения:
У6 - осуществлять коррекционное воздействие по заданию логопеда:
- правильно подбирать средства и формы работы над правильным звукопроизношением детей, лексико-грамматическим строем языка, связной речью;
- правильно использовать дидактический и речевой материал в коррекционной работе с детьми.
Текст задания: Составить и показать в классной аудитории комплекс артикуляционной гимнастики, состоящий из 5 статических и 5 динамических упражнений, направленных на отработку уклада органов артикуляции для определенного звука или составить и показать игровой комплекс.
ПАПКА №1: Комплексы артикуляционной гимнастики и стимульный материал.
(Приложение 1)
Комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме
Сказка «У бабушки с дедушкой».
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки),
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка),
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами).
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем к верху «чашечкой»).
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд – назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
Бабушка шила, а Барсик с катушкой бегал, как будто с живою зверюшкой (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд – назад).
Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык вытянут вперёд).
Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд – назад).
И на зигзаг её переключила (узкий язык двигается влево – вправо).
Петли иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами),
Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
Все мы на них покачаться успели.
После качелей мы в прядки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу),
Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык – под нижнюю губу).
Дедушка скачет на лошади ловко (щелкаем языком),
Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).
Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот).
Вот из сарая индюшка пришла, важно сказала: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперед – назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:
5 (отлично) – упражнения подобранны правильно (в соответствии с отрабатываемым звуком, с учетом возраста детей), в полном объеме (10); имеется красочный, аккуратно выполненный, доступный пониманию детей стимульный материал; студент знает алгоритм выполнения артикуляционной гимнастики, уверенно и правильно выполняет ее, соблюдая технику (амплитуда движений достаточная, движения точные, переключаемость движений плавная, выполнение упражнений без зеркала); составлен комплекс упражнений в игровой форме в сопровождении стихотворения (сказки).
4 (хорошо) – студент(ка) правильно составил(а) комплекс артикуляционной гимнастики, но затрудняется выполнять технику некоторых упражнений (амплитуда движений, точность, переключаемость движений, выполнение упражнений без зеркала); стимульный материал имеется, но не ко всем упражнениям, оформление неаккуратное, не соответствует возрасту.
3 (удовлетворительно) – студент составил комплекс артикуляционной гимнастики, но упражнения не все соответствуют отрабатываемому звуку (студент не может объяснить выбор данного упражнения); неуверенно выполняет движения артикуляции, но вносит исправления в их выполнение при замечании преподавателя; Стимульный материал отсутствует или имеется к 2-3 упражнениям, выполнен неаккуратно, не в соответствии с требованиями.
2 (неудовлетворительно) – комплекс АГ подобран не верно, объяснить выбор данных упражнений студент не может; студент неправильно выполняет артикуляционные упражнения, с нарушением техники выполнения; стимульный материал отсутствует.
Требования к стимульному материалу:
- предметы и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;
- необходимо использовать дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);
- наглядный материал должен быть динамичным;
- наглядный материал должен быть изображен на формате А5, А4;
- наглядный материал должен отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Требования к аттестации по лабораторному занятию
На практическом занятии отрабатываются общие и профессиональные компетенции.
Условием положительной оценки на лабораторном занятии является выполнение элементов занятия, представленных в таблице формирования оценки. Общая оценка практического занятия выставляется с учетом начала занятия, гигиенических требований дидактического материала и т.д. (см. таблицу).
Присутствие на уроке | Знание темы | Выполнение движений | Стимульный материал | Баллы | Оценка |
0 -1 | 2,3,4,5 | 2, 3,4,5 | 1, 2, 3 |
Если студент набирает 13-14 баллов, его оценка за практическое занятие «5» (отлично); 11 – 12 баллов – оценка «4» (хорошо); 9 -10 баллов - оценка «3» (удовлетворительно), менее 9 баллов – оценка «2» (неудовлетворительно). Студенты знакомятся с требованиями к аттестации занятия заранее. Получивший неудовлетворительную оценку, обязан это занятие отработать.