Задание 1. Сеимнар
Проверяемые результаты обучения:
знания:
З7 - особенности логопедической работы с детьми, имеющими различные отклонения в физическом, сенсорном и психическом развитии.
умения:
У7 - правильно выделять специфику логопедической работы с детьми разных категорий.
Вопросы к семинару:
1. Особенности расстройств речи у детей при ДЦП.
2. Направления коррекционно-логопедической работы воспитателя с детьми с ОДА.
3. Совместная работа воспитателя с логопедом, родителями.
Литература к семинару:
1. Волкова Л., Туманова Т., Чиркина Г. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью; - М.: Издательство: Владос, 2007. - 480 с.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Филичева Т.Б. и др. «Основы логопедии», Просвещение, 1989.
4. literatura/obshhestvo…logopediya
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:
Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Критерии оценивания:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» (отлично) ставится, если:
1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если:
1) студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет,
2) 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:
1) студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
2) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
3) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
4) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:
7) студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса,
8) допускает ошибки в формулировке определений и правил,
9) искажает смысл формулировок, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Тема: Зачетный урок по темам дисциплины
Проверяемые результаты обучения:
Уметь:
У1 - выделять акустические и артикуляционные признаки звуков и отличать их друг от друга;
У2 - выделять причины речевых нарушений;
У3 - находить связь логопедии с другими науками;
У4 - определять правильно речевые нарушения;
У5 - составлять планы коррекционной работы;
У6 - осуществлять коррекционное воздействие по заданию логопеда:
- правильно подбирать средства и формы работы над правильным звукопроизношением детей, лексико-грамматическим строем языка, связной речью;
- распределять коррекционную работу с детьми в течение дня;
- правильно использовать дидактический и речевой материал в коррекционной работе с детьми;
У7 - правильно выделять специфику логопедической работы с детьми разных категорий.
Знать:
З1- методологическую основу логопедии, её основные понятия;
З2 - учёных, которые занимались данной проблемой;
З3 - причины, вызывающие нарушения речи;
З4 - виды речевых нарушений;
З5 - значение и методику работы над нарушениями речи, её последовательность;
З6 -место коррекционно-педагогической работы над нарушениями речи в режиме дня;
З7 - особенности логопедической работы с детьми, имеющими различные отклонения в физическом, сенсорном и психическом развитии.
Текст задания:
Вопросы к зачету.
1. Принципы и методы логопедии
2. Связь логопедии с другими науками.
3. Классификация речевых нарушений.
4. Этиология речевых нарушений.
- Строение артикуляционного аппарата.
- Подвижные и неподвижные органы артикуляции и их роль в образовании звуков речи.
- Цель артикуляционной гимнастики, критерии оценки артикуляционных движений.
- Комплексы артикуляционной гимнастики, их классификация (разминка органов артикуляции - общий комплекс; подготовка органов артикуляции к воспроизведению определённого звука).
- Значение развития пальцевой моторики в формировании правильного звукопроизношения.
10. Значение культуры речи в жизни общества.
- Требование программ к культуре речи детей.
- Задачи речевого развития (раскрыть).
- Требования к речи воспитателя ДОУ.
- Значение работы по развитию правильного произношения.
- Последовательность коррекционной работы над автоматизацией звуков (порядок исправления неправильно произносимых звуков, этапы автоматизации).
- Дифференциация звуков:
- дифференциация изолированных звуков;
-дифференциация звуков в слогах;
-дифференциация звуков в словах;
-дифференциация звуков во фразовой речи.
- Средства и формы коррекционной работы над неправильным звукопроизношением.
- Методика проведения коррекционной работы.
- Место коррекционной работе в режиме дня.
- Принципы коррекционной работы.
- Особенности коррекционной работы воспитателя с детьми с нарушением слуха:
А) характеристика речи детей с нарушением слуха;
Б) направления коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими дефекты слуха.
- особенности коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения зрения:
А) характеристика речи детей, имеющих нарушения зрения;
Б) специфика коррекционной работы воспитателя по исправлению нарушений речи у детей, имеющих дефекты зрения.
- Особенности коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения:
а) характерные особенности речи умственно отсталых детей;
б) направления логопедической работы воспитателя с детьми данной категории.
- Особенности логопедической работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата:
а) особенности расстройств речи у детей при ДЦП;
б) направления коррекционно-логопедической работы воспитателя с детьми, имеющими ДЦП.
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:
Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Критерии оценивания:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» (отлично) ставится, если:
1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если:
3) студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет,
4) 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:
1) студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
2) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
3) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
4) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:
10) студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса,
11) допускает ошибки в формулировке определений и правил,
12) искажает смысл формулировок, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.