Тема 4. Особенности работы воспитателя в группах детей с ФФНР

Задание 1 Упражнения на развитие мелкой мотроики рук (лабораторный практикум).

Проверяемые результаты обучения:

знания:

З5 - значение и методику работы над нарушениями речи, её последовательность;

З6 -место коррекционно-педагогической работы над нарушениями речи в режиме дня.

умения:

У5 - составлять планы коррекционной работы;

У6 - осуществлять коррекционное воздействие по заданию логопеда:

- правильно подбирать средства и формы работы над правильным звукопроизношением детей;

- распределять коррекционную работу с детьми в течение дня;

- правильно использовать дидактический материал в коррекционной работе с детьми.

Текст задания: Составить и показать в классной аудитории комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук, состоящий из 5 статических и 5 динамических упражнений или составить и показать игровой комплекс.

ПАПКА №2: Упражнения для мелкой моторики и стимульный материал к ним.

 (Приложение 2)

1. Исходное положение – сидя за столом, руки положены ладонями на стол. По счёту раз-два раздвигать и соединять пальчики.

2. Пальцы говорят друг другу: «здравствуйте»! Для этого упражнения ребёнок держит ладошки напротив друг друга и на счёт раз соединяет большие пальчики, на счёт два соединяет указательные, на счёт три соединяются средние, на четыре соединяются безымянные и мизинцы соединяются на счёт пять.

3. Ребёнок изображает пальцами человечков. По столу бегут сперва указательный и средний пальчики одной руки, затем указательный и средний палец другой руки.

4. Соревнования по бегу. В беге соревнуются человечки из предыдущего упражнения.

5. «Коза рогатая» – пальцы складываются в «козу» то на одной руке, то на другой. Как вариант – «козлики» – одновременно делаются рожки двумя руками.

6. «Очки» – делать колечки из больших и указательных пальцев и изображать ими очки, прикладывая их к глазам.

7. «Зайка» – выставить вверх средний и указательный пальцы, а на другой руке – безымянный и большой и соединяет их мизинчик. Слева получился зайка.

8. «Ладонь-кулак-ребро» – При счёте «раз» – руки кладутся на стол ладошками, «два» – сжать кулаки, «три» – укладывает ребро ладоней.

9. «Деревья» — поднять руки и повернуть ладони к себе — это стоящие деревья. Раздвигать пальцы — ветки разошлись.

10. «Флажок» – выставлять большой палец, остальные сводить вместе.

11. «Гнездо» – соединять руки вместе, чтобы получилось гнёздышко.

12. «Корни» – тыльные стороны кистей рук соединить друг с другом пальцами вниз.

13. «Пчёлка» – указательные пальцы рук по очереди крутить вокруг своей оси.

14. «Лучи солнца» – пальцы нужно скрещивать, руки поднимать наверх и раздвигать пальцы.

15. «Паук» – сделать из пальцев «паука». И перемещаться им по столу.

16. «Стол» – сделать из кисти одной руки кулак, другую открытой ладонью пожить на неё сверху.

17. «Ворота» – свести вместе кончики пальцев (безымянного и среднего) двух рук, при этом большие пальцы должны быть подняты наверх и согнуты внутрь.

18. «Мост» – руки поднимаются наверх, ладони обращены внутрь, пальцы горизонтально. Кончики безымянного и среднего пальцев свести вместе.

19. «Ромашка» – сложить руки вместе и разогнуть наружу кисти, расставив широко пальцы.

20. «Ёжик» – соединённые ладони и выставленные вверх прямые пальцы.

21. «Бочка с водой» – полусогнутые пальцы руки и отверстие наверху.

22. «Прятки» – сжимать и разжимать кулаки (кончики пальцев, их головы прячутся, потом появляются).

23. «Сорока-сорока» – по ходу рассказывания текста о том, что делала сорока малыш водит по раскрытой ладошке пальчиком, затем, по мере рассказа о том, кого она покормила, загибаются по одному каждый палец.

Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:

Оценка «5» – Отлично – правильно составлен комплекс упражнений, где задействованы все мышцы пальцев руки и кисти; инструкция к упражнениям четкая, краткая, доступная детям; четко выполняет все упражнения; доступный для детей, красивый, эстетически выдержан, правильно подобран стимульный материал к каждому упражнению; текс и стимульный материал выполнен в соответствии с требованиями.

Оценка «4» – Хорошо – студент (ка) составил(а) комплекс правильно; инструкция для ребенка сформулирована не точно; с выполнением упражнений справляется, допускает 1-2 незначительные ошибки, исправляет ошибки сам(а), координирует речь с движениями; имеется красочный стимульный материал к каждому упражнению, но его оформление не всегда соответствует требованиям; текс задания имеет цели, оформление соответствует требованиям.

Оценка «3» – Удовлетворительно – студент (ка) составил(а) комплекс правильно, но отсутствует 2-3 упражнения; инструкция для ребенка сформулирована не точно; с выполнением упражнений частично справляется, допускает незначительные ошибки, исправляет ошибки сам(а); стимульный материал имеется, но его оформление не соответствует требованиям; текс задания не имеет цели, оформление не соответствует требованиям.

Оценка «2» – Неудовлетворительно – студент (ка) не смог(ла) подобрать составить комплекс в полном объеме; не правильно сформулирована инструкция и объяснение выполнения упражнения;  испытывает трудности при выполнении упражнений (при переключении с одного движения на другое,  плохая координация, неловкость движений; затрудняется в сочетании речи с движениями); стимульный материал отсутствует; оформление текста не соответствует требованиям. Задание не выполнено.

Требования к стимульному материалу:

- предметы и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;

- необходимо использовать дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);

- наглядный материал должен быть динамичным;

- наглядный материал должен быть изображен на формате А5, А4;

- наглядный материал должен отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Требования к аттестации по практическому занятию

На практическом занятии отрабатываются общие и профессиональные компетенции.

Условием положительной оценки на лабораторном занятии является выполнение элементов занятия, представленных в таблице формирования оценки. Общая оценка практического занятия выставляется с учетом начала занятия, гигиенических требований дидактического материала и т.д. (см. таблицу).

Присутствие на уроке Знание темы Выполнение движений Стимульный материал Баллы Оценка
0 -1 2,3,4,5 2, 3,4,5 1, 2, 3    

 

Если студент набирает 13-14 баллов, его оценка за практическое занятие «5» (отлично); 11 – 12 баллов – оценка «4» (хорошо); 9 -10 баллов - оценка «3» (удовлетворительно), менее 9 баллов – оценка «2» (неудовлетворительно). Студенты знакомятся с требованиями к аттестации занятия заранее. Получивший неудовлетворительную оценку, обязан это занятие отработать.

Тема 4 Особенности работы воспитателя в группах детей с ФФНР.

Задание 2. Развитие фонематического слуха (лабораторный практикум).

Проверяемые результаты обучения:

знания:

З5 - значение и методику работы над нарушениями речи, её последовательность;

З6 -место коррекционно-педагогической работы над нарушениями речи в режиме дня.

умения:

У5 - составлять планы коррекционной работы;

У6 - осуществлять коррекционное воздействие по заданию логопеда:

- правильно подбирать средства и формы работы над правильным звукопроизношением детей;

- распределять коррекционную работу с детьми в течение дня;

- правильно использовать дидактический материал в коррекционной работе с детьми.

Текст задания: Подобрать (придумать) и показать в классной аудитории по 1 игре (упражнению) для развития фонематического слуха по следующим направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие фонематического анализа.

3. Развитие фонематического синтеза.

Тест должен содержать название и процедуру выполнения задания (игры, упражнения) и перечисление стимульного материала.

ПАПКА №3: Игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха.

(Приложение 3)

I. Развитие слухового внимания и памяти.

1. Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков.

- Игра «Отгадай, что я делаю?»

Процедура: Дети сидят полукругом, педагог за ширмой совершает

различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду,.

- Игра «Колокольчик»

Процедура: Дети встают в круг, педагог передвигает за спиной

колокольчик. Входящий должен показать за спиной, у какого ребенка зазвенел колокольчик.

- Игра «Что говорят животные?»

Необходимый материал: а) лист картона размером 30х50 см. Картон нужно разделить на ячейки 10 х 10 см и раскрасить их в два цвета в шахматном порядке;

б) фигурки животных.

Процедура: педагог имитирует голос какого-либо животного, а

ребенок в ответ передвигает соответствующую фигурку на новый квадратик.

2. Развитие слухового внимания и памяти на базе речевого материала.

- Игра «Запомни и назови».

Процедура: Педагог называет 3-4 слова. Дети слушают и запоминают слова, названные педагогом. Затем каждый ребенок называет по одному слову. Последовательность называния должна соблюдаться.

- Игра «Подбери слово».

Процедура:

 а) Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.


Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные. (перина, подушка, рубашка).

Ой. Ребята, верь, не верь -

От меня сбежала. (кошка, дверь, стенка).

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня» (плечом, коленом, ногой).

От грязнули даже стол

Поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал).

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то. (спички, щетку, ножик).

Опустела мостовая.

И уехали. (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке –

До чего люблю я. (сыр, мясо, книжки).

Сел в машину верный пес.

У него в чернилах. (лапа, шея, нос).

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и. (детишки, ребята, малыши).

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш,. (ручку, тетрадь, книгу).


При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант – тот, где слова самые похожие.


II. Развитие фонематического анализа.

1) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.

Речевой материал: сочетания из 2-5 гласных.

Процедура: Педагог диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением на заданный звук.

Инструкция: Послушай и подними руку, если услышишь звук.

2) определение кол-ва и последовательности звукового ряда гласных.

Речевой материал: ряд из гласных звуков (2-3).

Процедура: педагог произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.

Инструкция: Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их.

3) Выделение звука на фоне слова.

Процедура: Предлагаются для выделения, как гласные, так и согласные звуки. Инструкция: Подними руку, если в слове есть звук.

- назови и отбери картинки, в названии которых есть заданный звук;

- отложи столько фишек, сколько слов с заданным звуком я назвала.

4) Определение конечного согласного в слове.

Речевой материал: сначала в словах, типа: ас, ус, нос; затем более сложные звукослоговые структуры.

Процедура: Педагог  произносит слова или показывает картинки, в названии которых ребенок называет и характеризует последний звук.

Инструкция: Назови последний звук в слове:

- подними руку, если последний звук в слове мягкий (твердый, глухой, звонкий, назови его;

- обозначь в словах последний звук на схемах цветными карандашами;

- отобрать картинки с заданным звуком в конце слова.

5) Развитие навыка определять количество звуков в слове.

Речевой материал: в описанной последовательности.

Процедура: Педагог предъявляет слова, количество звуков, которые называет или показывает ребенок.

Инструкция: Покажи, сколько звуков в слове (на счетном ряду):

- назови сколько звуков в слове;

- выложи столько фишек, сколько звуков в слове;

- отбери картинки с заданным количеством звуков;

- отстучи количество звуков в слове;

- напиши цифрой (палочками, сколько звуков в слове;

- разложи картинки в 2 группы по количеству звуков;

- сосчитай сколько в слове согласных (гласных) звуков.

6) Развитие умения определять последовательность звуков в слове.

Процедура: Педагог предъявляет слово, звуки которые ребенок называет последовательно.

Инструкция: Назови картинку и перечисли звуки, названия по порядку:

- послушай слово и назови слово по звукам;

- выложи цветными фишками слово;

- заполни схему, обозначая звуки цветом, соответствующим звуку;

- назови слова «по звукам», охарактеризуй каждый звук.

7. Развитие навыка определения места звука в слове.

Речевой материал: Ребенок определяет место заданного педагогом звука и анализирует звуковую структуру слова.

Инструкция: Найди место звука. в слове;

- назови картинку, место звука. в слове;

- отбери картинки, в названии которых звук. стоит на 2 (3, 4) месте;

- назови место звука. в словах (в ряду слов);

- обозначь место звука на схеме;

- назови «соседа справа» звука. (вариант: «сосед слева», соседей);

- назови, после какого звука стоит звук. (вариант: перед каким звуком);

- назови, обозначь между какими соседями стоит звук;

- составь схему слова (из цветных фишек, карточек, раскрась карандашами);

III. Развитие фонематического синтеза.

Речевой материал: Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке».

Процедура: Дети составляют и называют слова из предъявленных педагогом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом, например:., потом., затем.).

Инструкция: Назови слово, которое я загадала.

IV. Развитие фонематических представлений

Речевой материал: в зависимости от этапа развития фонематического восприятия.

Процедура: Педагог задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задание.

Инструкция: Придумай слово со звуком:

- придумай слово с 3, 4, 5 звуками;

- отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;

- подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).

Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:

Оценка «5» – Отлично – правильно составлен комплекс упражнений; инструкция к упражнениям четкая, краткая, доступная детям; четко выполняет все упражнения; доступный для детей, красивый, эстетически выдержан, правильно подобран стимульный материал к каждому упражнению; текст и стимульный материал выполнен в соответствии с требованиями.

Оценка «4» – Хорошо – студент(ка) составил(а) комплекс правильно; инструкция для ребенка сформулирована не точно; с выполнением упражнений справляется, допускает 1-2 незначительные ошибки, исправляет ошибки сам(а); имеется красочный стимульный материал к каждому упражнению, но его оформление не везде соответствует требованиям; текс задания имеет цели, оформление соответствует требованиям.

Оценка «3» – Удовлетворительно – студент(ка) составил(а) комплекс правильно, но инструкция для ребенка сформулирована не точно; с выполнением упражнений частично справляется, допускает незначительные ошибки, исправляет ошибки сам(а); стимульный материал имеется, но его оформление не соответствует требованиям; текс задания не имеет цели, оформление не соответствует требованиям.

Оценка «2» – Неудовлетворительно – студент(ка) не смог(ла) подобрать составить комплекс в полном объеме; не правильно сформулирована инструкция и объяснение выполнения упражнения; испытывает трудности при выполнении упражнений; стимульный материал отсутствует; оформление текста не соответствует требованиям. Задание не выполнено.

Требования к аттестации по практическому занятию

На практическом занятии отрабатываются общие и профессиональные компетенции.

Условием положительной оценки на лабораторном занятии является выполнение элементов занятия, представленных в таблице формирования оценки. Общая оценка практического занятия выставляется с учетом начала занятия, гигиенических требований дидактического материала и т.д. (см. таблицу).

Присутствие на уроке Знание темы Выполнение движений Стимульный материал Баллы Оценка
0 -1 2,3,4,5 2, 3,4,5 1, 2, 3    

Если студент набирает 13-14 баллов, его оценка за практическое занятие «5» (отлично); 11 – 12 баллов – оценка «4» (хорошо); 9 -10 баллов - оценка «3» (удовлетворительно), менее 9 баллов – оценка «2» (неудовлетворительно). Студенты знакомятся с требованиями к аттестации занятия заранее. Получивший неудовлетворительную оценку, обязан это занятие отработать.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: