Задание 1 Упражнения на развитие мелкой мотроики рук (лабораторный практикум).
Проверяемые результаты обучения:
знания:
З5 - значение и методику работы над нарушениями речи, её последовательность;
З6 -место коррекционно-педагогической работы над нарушениями речи в режиме дня.
умения:
У5 - составлять планы коррекционной работы;
У6 - осуществлять коррекционное воздействие по заданию логопеда:
- правильно подбирать средства и формы работы над правильным звукопроизношением детей;
- распределять коррекционную работу с детьми в течение дня;
- правильно использовать дидактический материал в коррекционной работе с детьми.
Текст задания: Составить и показать в классной аудитории комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук, состоящий из 5 статических и 5 динамических упражнений или составить и показать игровой комплекс.
ПАПКА №2: Упражнения для мелкой моторики и стимульный материал к ним.
(Приложение 2)
1. Исходное положение – сидя за столом, руки положены ладонями на стол. По счёту раз-два раздвигать и соединять пальчики.
|
|
2. Пальцы говорят друг другу: «здравствуйте»! Для этого упражнения ребёнок держит ладошки напротив друг друга и на счёт раз соединяет большие пальчики, на счёт два соединяет указательные, на счёт три соединяются средние, на четыре соединяются безымянные и мизинцы соединяются на счёт пять.
3. Ребёнок изображает пальцами человечков. По столу бегут сперва указательный и средний пальчики одной руки, затем указательный и средний палец другой руки.
4. Соревнования по бегу. В беге соревнуются человечки из предыдущего упражнения.
5. «Коза рогатая» – пальцы складываются в «козу» то на одной руке, то на другой. Как вариант – «козлики» – одновременно делаются рожки двумя руками.
6. «Очки» – делать колечки из больших и указательных пальцев и изображать ими очки, прикладывая их к глазам.
7. «Зайка» – выставить вверх средний и указательный пальцы, а на другой руке – безымянный и большой и соединяет их мизинчик. Слева получился зайка.
8. «Ладонь-кулак-ребро» – При счёте «раз» – руки кладутся на стол ладошками, «два» – сжать кулаки, «три» – укладывает ребро ладоней.
9. «Деревья» — поднять руки и повернуть ладони к себе — это стоящие деревья. Раздвигать пальцы — ветки разошлись.
10. «Флажок» – выставлять большой палец, остальные сводить вместе.
11. «Гнездо» – соединять руки вместе, чтобы получилось гнёздышко.
12. «Корни» – тыльные стороны кистей рук соединить друг с другом пальцами вниз.
13. «Пчёлка» – указательные пальцы рук по очереди крутить вокруг своей оси.
14. «Лучи солнца» – пальцы нужно скрещивать, руки поднимать наверх и раздвигать пальцы.
|
|
15. «Паук» – сделать из пальцев «паука». И перемещаться им по столу.
16. «Стол» – сделать из кисти одной руки кулак, другую открытой ладонью пожить на неё сверху.
17. «Ворота» – свести вместе кончики пальцев (безымянного и среднего) двух рук, при этом большие пальцы должны быть подняты наверх и согнуты внутрь.
18. «Мост» – руки поднимаются наверх, ладони обращены внутрь, пальцы горизонтально. Кончики безымянного и среднего пальцев свести вместе.
19. «Ромашка» – сложить руки вместе и разогнуть наружу кисти, расставив широко пальцы.
20. «Ёжик» – соединённые ладони и выставленные вверх прямые пальцы.
21. «Бочка с водой» – полусогнутые пальцы руки и отверстие наверху.
22. «Прятки» – сжимать и разжимать кулаки (кончики пальцев, их головы прячутся, потом появляются).
23. «Сорока-сорока» – по ходу рассказывания текста о том, что делала сорока малыш водит по раскрытой ладошке пальчиком, затем, по мере рассказа о том, кого она покормила, загибаются по одному каждый палец.
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:
Оценка «5» – Отлично – правильно составлен комплекс упражнений, где задействованы все мышцы пальцев руки и кисти; инструкция к упражнениям четкая, краткая, доступная детям; четко выполняет все упражнения; доступный для детей, красивый, эстетически выдержан, правильно подобран стимульный материал к каждому упражнению; текс и стимульный материал выполнен в соответствии с требованиями.
Оценка «4» – Хорошо – студент (ка) составил(а) комплекс правильно; инструкция для ребенка сформулирована не точно; с выполнением упражнений справляется, допускает 1-2 незначительные ошибки, исправляет ошибки сам(а), координирует речь с движениями; имеется красочный стимульный материал к каждому упражнению, но его оформление не всегда соответствует требованиям; текс задания имеет цели, оформление соответствует требованиям.
Оценка «3» – Удовлетворительно – студент (ка) составил(а) комплекс правильно, но отсутствует 2-3 упражнения; инструкция для ребенка сформулирована не точно; с выполнением упражнений частично справляется, допускает незначительные ошибки, исправляет ошибки сам(а); стимульный материал имеется, но его оформление не соответствует требованиям; текс задания не имеет цели, оформление не соответствует требованиям.
Оценка «2» – Неудовлетворительно – студент (ка) не смог(ла) подобрать составить комплекс в полном объеме; не правильно сформулирована инструкция и объяснение выполнения упражнения; испытывает трудности при выполнении упражнений (при переключении с одного движения на другое, плохая координация, неловкость движений; затрудняется в сочетании речи с движениями); стимульный материал отсутствует; оформление текста не соответствует требованиям. Задание не выполнено.
Требования к стимульному материалу:
- предметы и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;
- необходимо использовать дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);
- наглядный материал должен быть динамичным;
- наглядный материал должен быть изображен на формате А5, А4;
- наглядный материал должен отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Требования к аттестации по практическому занятию
На практическом занятии отрабатываются общие и профессиональные компетенции.
Условием положительной оценки на лабораторном занятии является выполнение элементов занятия, представленных в таблице формирования оценки. Общая оценка практического занятия выставляется с учетом начала занятия, гигиенических требований дидактического материала и т.д. (см. таблицу).
|
|
Присутствие на уроке | Знание темы | Выполнение движений | Стимульный материал | Баллы | Оценка |
0 -1 | 2,3,4,5 | 2, 3,4,5 | 1, 2, 3 |
Если студент набирает 13-14 баллов, его оценка за практическое занятие «5» (отлично); 11 – 12 баллов – оценка «4» (хорошо); 9 -10 баллов - оценка «3» (удовлетворительно), менее 9 баллов – оценка «2» (неудовлетворительно). Студенты знакомятся с требованиями к аттестации занятия заранее. Получивший неудовлетворительную оценку, обязан это занятие отработать.
Тема 4 Особенности работы воспитателя в группах детей с ФФНР.
Задание 2. Развитие фонематического слуха (лабораторный практикум).
Проверяемые результаты обучения:
знания:
З5 - значение и методику работы над нарушениями речи, её последовательность;
З6 -место коррекционно-педагогической работы над нарушениями речи в режиме дня.
умения:
У5 - составлять планы коррекционной работы;
У6 - осуществлять коррекционное воздействие по заданию логопеда:
- правильно подбирать средства и формы работы над правильным звукопроизношением детей;
- распределять коррекционную работу с детьми в течение дня;
- правильно использовать дидактический материал в коррекционной работе с детьми.
Текст задания: Подобрать (придумать) и показать в классной аудитории по 1 игре (упражнению) для развития фонематического слуха по следующим направлениям:
1. Развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие фонематического анализа.
3. Развитие фонематического синтеза.
Тест должен содержать название и процедуру выполнения задания (игры, упражнения) и перечисление стимульного материала.
ПАПКА №3: Игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха.
(Приложение 3)
I. Развитие слухового внимания и памяти.
1. Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков.
- Игра «Отгадай, что я делаю?»
Процедура: Дети сидят полукругом, педагог за ширмой совершает
различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду,.
- Игра «Колокольчик»
|
|
Процедура: Дети встают в круг, педагог передвигает за спиной
колокольчик. Входящий должен показать за спиной, у какого ребенка зазвенел колокольчик.
- Игра «Что говорят животные?»
Необходимый материал: а) лист картона размером 30х50 см. Картон нужно разделить на ячейки 10 х 10 см и раскрасить их в два цвета в шахматном порядке;
б) фигурки животных.
Процедура: педагог имитирует голос какого-либо животного, а
ребенок в ответ передвигает соответствующую фигурку на новый квадратик.
2. Развитие слухового внимания и памяти на базе речевого материала.
- Игра «Запомни и назови».
Процедура: Педагог называет 3-4 слова. Дети слушают и запоминают слова, названные педагогом. Затем каждый ребенок называет по одному слову. Последовательность называния должна соблюдаться.
- Игра «Подбери слово».
Процедура:
а) Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные. (перина, подушка, рубашка).
Ой. Ребята, верь, не верь -
От меня сбежала. (кошка, дверь, стенка).
Сказала дверь: «Мой дорогой!
Не открывай меня» (плечом, коленом, ногой).
От грязнули даже стол
Поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал).
Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то. (спички, щетку, ножик).
Опустела мостовая.
И уехали. (автобусы, трамваи, такси)
Говорила мышка мышке –
До чего люблю я. (сыр, мясо, книжки).
Сел в машину верный пес.
У него в чернилах. (лапа, шея, нос).
В выходной пошли куда-то
Мама, папа и. (детишки, ребята, малыши).
Катя Лену просит дать
Краски, карандаш,. (ручку, тетрадь, книгу).
При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант – тот, где слова самые похожие.
II. Развитие фонематического анализа.
1) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.
Речевой материал: сочетания из 2-5 гласных.
Процедура: Педагог диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением на заданный звук.
Инструкция: Послушай и подними руку, если услышишь звук.
2) определение кол-ва и последовательности звукового ряда гласных.
Речевой материал: ряд из гласных звуков (2-3).
Процедура: педагог произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.
Инструкция: Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их.
3) Выделение звука на фоне слова.
Процедура: Предлагаются для выделения, как гласные, так и согласные звуки. Инструкция: Подними руку, если в слове есть звук.
- назови и отбери картинки, в названии которых есть заданный звук;
- отложи столько фишек, сколько слов с заданным звуком я назвала.
4) Определение конечного согласного в слове.
Речевой материал: сначала в словах, типа: ас, ус, нос; затем более сложные звукослоговые структуры.
Процедура: Педагог произносит слова или показывает картинки, в названии которых ребенок называет и характеризует последний звук.
Инструкция: Назови последний звук в слове:
- подними руку, если последний звук в слове мягкий (твердый, глухой, звонкий, назови его;
- обозначь в словах последний звук на схемах цветными карандашами;
- отобрать картинки с заданным звуком в конце слова.
5) Развитие навыка определять количество звуков в слове.
Речевой материал: в описанной последовательности.
Процедура: Педагог предъявляет слова, количество звуков, которые называет или показывает ребенок.
Инструкция: Покажи, сколько звуков в слове (на счетном ряду):
- назови сколько звуков в слове;
- выложи столько фишек, сколько звуков в слове;
- отбери картинки с заданным количеством звуков;
- отстучи количество звуков в слове;
- напиши цифрой (палочками, сколько звуков в слове;
- разложи картинки в 2 группы по количеству звуков;
- сосчитай сколько в слове согласных (гласных) звуков.
6) Развитие умения определять последовательность звуков в слове.
Процедура: Педагог предъявляет слово, звуки которые ребенок называет последовательно.
Инструкция: Назови картинку и перечисли звуки, названия по порядку:
- послушай слово и назови слово по звукам;
- выложи цветными фишками слово;
- заполни схему, обозначая звуки цветом, соответствующим звуку;
- назови слова «по звукам», охарактеризуй каждый звук.
7. Развитие навыка определения места звука в слове.
Речевой материал: Ребенок определяет место заданного педагогом звука и анализирует звуковую структуру слова.
Инструкция: Найди место звука. в слове;
- назови картинку, место звука. в слове;
- отбери картинки, в названии которых звук. стоит на 2 (3, 4) месте;
- назови место звука. в словах (в ряду слов);
- обозначь место звука на схеме;
- назови «соседа справа» звука. (вариант: «сосед слева», соседей);
- назови, после какого звука стоит звук. (вариант: перед каким звуком);
- назови, обозначь между какими соседями стоит звук;
- составь схему слова (из цветных фишек, карточек, раскрась карандашами);
III. Развитие фонематического синтеза.
Речевой материал: Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке».
Процедура: Дети составляют и называют слова из предъявленных педагогом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом, например:., потом., затем.).
Инструкция: Назови слово, которое я загадала.
IV. Развитие фонематических представлений
Речевой материал: в зависимости от этапа развития фонематического восприятия.
Процедура: Педагог задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задание.
Инструкция: Придумай слово со звуком:
- придумай слово с 3, 4, 5 звуками;
- отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;
- подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).
Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:
Оценка «5» – Отлично – правильно составлен комплекс упражнений; инструкция к упражнениям четкая, краткая, доступная детям; четко выполняет все упражнения; доступный для детей, красивый, эстетически выдержан, правильно подобран стимульный материал к каждому упражнению; текст и стимульный материал выполнен в соответствии с требованиями.
Оценка «4» – Хорошо – студент(ка) составил(а) комплекс правильно; инструкция для ребенка сформулирована не точно; с выполнением упражнений справляется, допускает 1-2 незначительные ошибки, исправляет ошибки сам(а); имеется красочный стимульный материал к каждому упражнению, но его оформление не везде соответствует требованиям; текс задания имеет цели, оформление соответствует требованиям.
Оценка «3» – Удовлетворительно – студент(ка) составил(а) комплекс правильно, но инструкция для ребенка сформулирована не точно; с выполнением упражнений частично справляется, допускает незначительные ошибки, исправляет ошибки сам(а); стимульный материал имеется, но его оформление не соответствует требованиям; текс задания не имеет цели, оформление не соответствует требованиям.
Оценка «2» – Неудовлетворительно – студент(ка) не смог(ла) подобрать составить комплекс в полном объеме; не правильно сформулирована инструкция и объяснение выполнения упражнения; испытывает трудности при выполнении упражнений; стимульный материал отсутствует; оформление текста не соответствует требованиям. Задание не выполнено.
Требования к аттестации по практическому занятию
На практическом занятии отрабатываются общие и профессиональные компетенции.
Условием положительной оценки на лабораторном занятии является выполнение элементов занятия, представленных в таблице формирования оценки. Общая оценка практического занятия выставляется с учетом начала занятия, гигиенических требований дидактического материала и т.д. (см. таблицу).
Присутствие на уроке | Знание темы | Выполнение движений | Стимульный материал | Баллы | Оценка |
0 -1 | 2,3,4,5 | 2, 3,4,5 | 1, 2, 3 |
Если студент набирает 13-14 баллов, его оценка за практическое занятие «5» (отлично); 11 – 12 баллов – оценка «4» (хорошо); 9 -10 баллов - оценка «3» (удовлетворительно), менее 9 баллов – оценка «2» (неудовлетворительно). Студенты знакомятся с требованиями к аттестации занятия заранее. Получивший неудовлетворительную оценку, обязан это занятие отработать.