Задание 3 – создание информационной, убеждающей речи в рамках профессиональной коммуникации

Информационные речи.

Информационная речь – речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

Среди информационных речей выделяются две большие смысловые разновидности. К первой относятся речи, имеющие целью передачу новой для слушателя объективной информации. Ко второй - речи, в которых говорящий считает необходимым проинформировать слушателей о своей точке зрения.

Цель собственно информационной речи - это формирование у адресата нового знания, возбуждение любознательности.

В конкретных ситуациях цель сообщения информации реализуется в различных задачах, что предполагает жанровые разновидности информационной речи: сообщение информации о себе (представление), сообщение информации о предмете или явлении (объяснение), о способах выполнения действия (инструкция), о событиях или фактах (сообщение) и т.д.

Цель второй разновидности информационных речей – сообщение своей точки зрения. Первичные жанры в основном и сводятся к выражению либо своей положительной оценки (согласие, разрешение, одобрение), либо отрицательной оценки (отказ, обвинение, осуждение, предупреждение). Вторичными в этой группе являются мнение, программная речь, комментарий.

 

Убеждающие речи.

Убеждающие жанры являются частью аргументативного дискурса, целью которого является стремление убедить собеседника в истинности какого-либо суждения и заставить его принять это мнение, выделяет убеждение как речевую стратегию, заключающуюся в попытке трансформирования наличного «состояния мира» слушателя, попытке склонить адресата совершить или не совершить какое-либо вербальное или невербальное действие.

Общей коммуникативной задачей убеждающих жанров является формирование мнения слушателя об определенном предмете речи. Среди них могут быть выделены жанры, задача которых - первоначальное формирование взглядов слушателей, и жанры, задача которых - изменение существующих взглядов, переубеждение, т. е. в них очень силен элемент опровержения.

 Убеждающая речь посвящена, как правило, обсуждению теоретического вопроса, предметом любой убеждающей речи является спорный вопрос, то, что вызывает разногласия. Чтобы речь оказалась успешной, необходимо четко сформулировать проблему.  

Выступление в прениях - жанр деловой речи, представляющий выступление в рамках совещания, в котором говорящий формирует определенную точку зрения на предмет речи, убеждает в предпочтительности или преимуществах предлагаемой точки зрения перед другими возможными или имеющимися. Его отличительной чертой является тесное содержательное взаимодействие с другими высказываниями в рамках мероприятия, выражение согласия/несогласия с предыдущими выступающими, уточнение, возражение, оценки их идей.

Речь в прениях - это законченная по смыслу реплика в диалоге. Нацелена на выработку последующих решений, которые касаются более теоретической стороны вопроса, нежели непосредственных действий слушателей.

Возражение. Этот жанр указывает на несогласие со словами или действиями коммуниканта, а также на слабые стороны его позиции Может содержать 1) отрицательный прогноз последствий деятельности оппонента, 2) запрет на деятельность, 3) указания на фактические ошибки оппонента. Возражение выражается в форме реплик, является конструктивным проявлением диалога, поскольку благодаря возражениям удается избежать односторонности и субъективизма в принятии решения.

Опровержение – речевой жанр, который представляет антитезис по отношению к речи оппонента. Опровержение является неотъемлемой частью аргументации, которая реализуется в рамках дискуссии.

Критика - жанр, содержащий обсуждение и оценку общественно значимого события, совершенного конкретным человеком (людьми) с целью обнаружения и исправления недостатков. Конструктивная (направленная на позитивный результат) и деструктивная (направленная на опорочение) критика.

Заявление - решительное по тону выступление, предъявляющее позицию говорящего по важному общественно-значимому вопросу. Может адресоваться как социальным группам, так и конкретному органу, собранию, должностному лицу и т. п.

К убеждающим жанрам примыкают персуазивные жанры, которые направлены на побуждение адресата (в результате убеждения) произвести действия не только ментального, но и физического характера. В них обязательно присутствует императивная модальность.

Среди призывающих к действию речей деление может быть произведено по степени интенсивности побуждения: речи с небольшой интенсивностью (предложение) и речи с сильной интенсивностью (приказ, воззвание, ультиматум).

Последние отличаются тем, что при их создании применяются дополнительные средства

Непременным элементом побуждающей к действию речи тоже является формулирование проблемы.

 Предложение может быть использована в рамках макрожанра речь в прениях, но может употребляться и самостоятельно. Предложение всегда произносится в рамках официального собрания, поэтому роли участников четко определены: говорящий – участник собрания с правом голоса, при этом его более или менее высокий статус не акцентируется. Специфика аудитории состоит в том, что она правомочна принять решение по обсуждаемому вопросу.

Реклама как жанр - инициативный жанр, требующий активных действий по привлечению внимания слушателей. Для рекламы очень важно правильно определить характер предполагаемой аудитории.

Обращение – наиболее частотный для общественной коммуникации жанр. Этим термином часто называют любую официальную призывающую речь. Основные жанровые черты:

- статус говорящего (официальное уполномоченное лицо),

- статус адресата («неподчиненный»),

- цель побудить слушателей к определенным действиям.

Информационные, убеждающие речи в сети Интернет.

Информационные и убеждающие речи могут реализоваться посредством интернет-коммуникации, которая накладывает на подобные жанры профессионального общения определенные экстралингвистические факторы: публичность в самой высокой степени, замена коммуникантов их текстовыми образами, имитация непосредственного коммуникативного контакта, усиление метаязыковой рефлексии говорящих, насыщенности речи метаязыковыми значениями (первоначальный коммуникативный замысел говорящего, в том числе и в плане жанровой интерпретации контакта, может претерпевать значительные изменения в процессе реализации), виртуальность, усиление роли визуализации текста.

 

Рекомендации по созданию информационной, убеждающей речи в рамках профессиональной коммуникации.

Профессиональный дискурс, подразумевающий вербальное воздействие, требует значительной предварительной подготовки, которая подразумевает несколько этапов.

1. Оценка экстралингвистических факторов будущей коммуникативной ситуации. На данном этапе необходимо четко представлять такие внешние факторы, как 1) место и время реализации речи, 2) наличие / отсутствие фактора публичности (если публичность присутствует, необходимо оценить ее степень), 3) особенности регламентированности будущей речи (в данном случае оценивается характер ограничений, накладываемых на будущий речевой акт: от общих – соответствие этикету, традициям и т.п. – до законодательных – соответствие законодательным нормам о распространении информации в СМИ, в иных формах публичного общения). Кроме того, оценивается потенциальный адресат: предполагаются его социальные характеристики, на основе этого – ценностные ориентиры, психологические особенности. Предусматриваются его субъективные характеристики: отношение к автору, содержанию речи (в данном случае определяется характер адресата: конфликтность, конструктивность, индифферентность, соглашательский характер[3].

2. Постановка целей и задач. На данном этапе определяется общая речевая стратегия (стратегии). Автор должен соотнести свои цели и интересы аудитории, найти точки соприкосновения. Именно они и будут влиять на формулировку заголовка, выбор и форму тезиса, на объем сообщаемой информации, качественный выбор аргументов.

3. Расположение материала. На этом этапе необходимо продумать структуру отдельных частей речи.

Заголовок.

Введение. Определить функции (логические, эмоциональные) вступления, выбрать средства реализации данных функций. Нельзя забывать о том, что во введение обязательно должен присутствовать тезис.

Основная часть. Необходимо определить набор и последовательность микротем. Важно оценить «силу» избранных аргументов (речевых тактик). Сильные речевые приемы необходимо располагать в начале и конце основной части, в середине располагать обязательные, но не столь убедительные способы воздействия. В конечном итоге вы должны создать аргументационную систему, предполагающую однозначный успех вашей речи.

Заключение. Завершение речи должно прерывать контакт с адресатом таким образом, чтобы он мог быть возобновлен.     

3. Языковое выражение.

Языковое представление речи должно быть адекватным его целевым, содержательным и композиционным особенностям. Информационные и убеждающие речи в рамках профессиональной деятельности допускают стилистическую контаминацию, они могут отличаться образностью, эмоциональностью, экспрессивностью. Необходимо помнить, что язык речи является одним из наиболее сильных средств речевого воздействия.

Кроме того, данный этап подразумевает правку редактирование текста.

4. Оценка соответствия речи принципам эффективного, неконфликтного общения, нормам речевого (делового) этикета.

Рекомендуемая литература:

1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – М., Воронеж, 2004. – 432 с.

2. Бод Д. Деловая переписка на английском языке. – М.: Альпина Пабл., 2016. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=911616.

3. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 539 с. - (Высшее образование). - ГРИФ.

4. Введенская, Л. А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник. - М.: КНОРУС, 2012.

5. Волкова О.С. О тактиках толерантного речевого поведения в коммуникативной ситуации «Конфликт» [Электронный ресурс] // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. - 2008. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-taktikah-tolerantnogo-rechevogo-povedeniya-v-kommunikativnoy-situatsii-konflikt.

6. Дудник Л.В. Решение деловых проблем на английском языке (коммуникативный аспект) [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.В. Дудник, Т.С. Путиловская. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 127 с. — (Высшее образование: Магистратура). — Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=952078.

7. Интернет-коммуникация как новая речевая формация[Электронный ресурс]: колл. монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. — 328 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=455323.

8. Коммуникативная эффективность делового общения [Электронный ресурс]: Монография / Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 169 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=519225.

9. Куликова, Л.В. Коммуникация. Стиль. Интеркультура: прагмалингвистические и культурно-антропологические подходы к межкультурному общению [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. В. Куликова. - Красноярск: СФУ, 2011. - 268 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=443095.

10. Мунин А. Н. Деловое общение [Электронный ресурс]: курс лекций / А. Н. Мунин. - 2-е изд. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 376 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=406308.

11. Прокуденко Н.А. Речевой конфликт как коммуникативное событие [Электронный ресурс] // Юрислингвистика. - 2010. - №10 (10). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoy-konflikt-kak-kommunikativnoe-sobytie-1.

12. Риторика: учебник / под ред. Н. А. Ипполитовой. - М.: Проспект, 2015. - 448 с.

13. Стернин И.А. Русский речевой этикет [Электронный ресурс]. – Воронеж, 2009. – 73 с. - Режим доступа: http://www.sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Formirovanie_rechevoj_kultury/Russkij_rechevoj_jetiket.pdf (дата обращения: 22.02.2019).

14. Стернин И.А., Шилихина К.М. Коммуникативные аспекты толерантности [Электронный ресурс]. – Воронеж, 2000. – 110 с. - Режим доступа: http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Gruppovoe_kommunikativnoe_povedenie/Kommunikativnye_aspekty_tolerantnosti.pdf (дата обращения: 22.02.2019).

15. Щербинина Ю. В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю. В. Щербинина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 224 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=490460.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: