Основные формы и методы социальной работы с неполными семьями

В зависимости от характера семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности, в работе с каждой конкретной неполной семьей используются различные формы и методы социальной работы. Это, и индивидуальная, и групповая (клубная) социальная работа, работа в рамках семейного консультирования (семейной терапии) и социального патронажа, работа отдельно с ребенком, с родителем или с ними обоими одновременно.

В случае, если неполная семья попала в поле зрения социальной службы из-за проблем, связанных с девиантным поведением ребенка (плохая успеваемость в школе, приводы в детскую комнату милиции, подозрения на употребление наркотиков и т.п.), усилия социальной службы направляются, прежде всего, на проведение социальной работы с неполной семьей в контексте оказания помощи данному ребенку. Для этого специалисты социальной службы проводят обследование неполной семьи и по ее результатам разрабатывают индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего.

Разработка и проведение индивидуальной программы реабилитации ребенка из неполной семьи включает в себя диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети подростка, обязательный анализ его медико-социального и психологического статуса, определение степени развития его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. На основе данных, полученных в ходе этой комплексной диагностики, составляется индивидуальная программа работы с ребенком, включающая меры по разрешению школьных проблем ребенка, вовлечению его в более благоприятное социальное окружение, разрешению его психологических проблем, содействие в преодолении у него девиантных наклонностей.

При сборе информации о ребенке во внешней среде (в школе, среди соседей и пр.) должны проявиться особые профессиональные качества социального работника: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и делать выводы [6; 57]. При общении с лицами, способными дать необходимую информацию, необходимо соблюдать особенный такт: не дать повода соседям, учителям или др. собеседникам для лишних сплетен [15; 191].

Специалисту следует разобраться, не является ли девиантное поведение ребенка демонстративным, с подсознательной целью привлечь к себе внимание взрослых и тем самым компенсировать недостающее ему внимание.

Параллельно с этими мероприятиями должна быть осуществлена социальная и психологическая диагностика семейной ситуации ребенка. В нее должны быть включены мероприятия по обследованию условий проживания ребенка в семье, а также должно быть проведено собеседование с его матерью (отцом) с целью выявления существующих в семье экономических, жилищных, бытовых, педагогических, психологических, проблем с трудоустройством и т.п.

Следует отметить, что сбор информации об образе жизни семьи сопряжен со значительными трудностями, связанными с необходимостью контактов с семьей для получения данных о ее ценностных ориентациях, духовных потребностях, нравственных принципах.

При проведении собеседования с родителем ребенка социальный работник должен преследовать главную цель: выявить проблемные зоны в жизнедеятельности неполной семьи, коррекция которых может помочь ребенку и семье в целом выйти из трудной жизненной ситуации.

В процессе последующей коррекции, в зависимости от того, командой или единственным специалистом совместно с членами семьи принимаются решения, выделяются следующие подходы к выбору используемых средств и методов:

- Согласие. Специалист принимает условия, поставленные семьей, безоговорочно, в отсутствие всякой критики, ничего, не подвергая сомнению, то есть, следуя принципу «клиент всегда прав». Данный подход малоэффективен, когда речь идет о кризисном состоянии семьи и осуществлении ее патронирования. Однако его использование целесообразно на начальных этапах работы, при наличии острого, почти стрессового состояния в целях имитации согласия с противоречивыми объектами.

- Соглашение. У семьи узнают, чего бы она хотела «на выходе», договариваются о характере желаемого результата и необходимых совместных действиях. Подход называется договорным или контрактным, хотя рабочий альянс этим не ограничивается.

-Указание. Социальный работник, педагог или психолог самостоятельно решает, что именно необходимо данной семье, и старается убедить ее в своей правоте [1; 109-110].

Следует отметить, что социальная работа с неполными семьями не должна ограничивается только лишь вниманием к их дезадаптированным представителям. Даже если неполная семья относительно гармонична и достаточно хорошо справляется со своими основными функциями, она все равно нуждается время от времени в социальной и психологической поддержке.

При этом, конечно, любая семья может столкнуться и с неожиданными событиями: финансовые трудности, ранняя подростковая беременность и т.п. Такие кризисы нарушают нормальный ход развития семьи и неизбежно приводят к изменению взаимоотношений внутри семейной системы. Как «кризисы развития», так и неожиданные события ставят семью перед необходимостью отказаться от решения новых ситуаций прежними способами и усложнить своей приспособительный реакции

Развод или преждевременная смерть одного из супругов являются одними из самых острых проявлений подобных семейных кризисов. Образовавшаяся неполная семья подвергается тяжелым психологическим испытаниям. Согласно исследованиям, по крайней мере один год после развода все без исключения члены семьи пребывают в состоянии стресса. Относительное же равновесие восстанавливается не менее чем через 2 года [19; 171].

Чтобы преодолеть это стрессовое состояние, требуется приложить немало усилий. Специалисты считают, что в идеале для преодоления стресса после развода или преждевременной смерти одного из супругов все оставшиеся члены ставшей теперь неполной семьи – взрослые, и дети - должны решить для себя следующие задачи:

1) пережить утрату семьи как целого;

2) принять долю своего участия в распаде семьи;

3) восстановить социальные связи;

4) внести свою лепту в перестройку родительско-детских отношений.

В результате этих взаимных и согласованных усилий, как взрослые, так и дети должны прийти к обоюдному пониманию, что распад («смерть») прежней семейной структуры одновременно означает и рождение новой семьи. В новой семье должны быть пересмотрены прежние правила, возникнуть новые паттерны взаимодействий, способствующие преодолению кризисного состояния и началу формирования новых семейных стратегий.

Все эти, простые на первый взгляд, действия могут помочь ставшим неполными семьям избежать большинства психологических ловушек. К сожалению, однако, во многих семьях перспектива необходимых изменений очень часто встречается с ригидностью, нежеланием перемен. Многие семьи, ставшие неполными в результате развода или смерти одного из родителей, еще долгое время по инерции пытаются сохранить «старый» жизненный цикл ядерной семьи. Ощущение внезапной утраты, страх перед незнакомым и непредсказуемым будущим вызывает чувство бессилия и мешает матери (отцу) адекватно реагировать на новую семейную реальность. Возникает симптом сопротивлениям изменениям, который выражается в подсознательном и тщетном стремлении членов семьи предотвратить изменения, возвратить паттерн отношений в семье в прежнее состояние.

Такие установки могут лишь законсервировать то изначальное стрессовое состояние, которое было вызвано разводом или смертью одного из родителей, и усугубить психологические проблемы семьи. В будущем они, скорее всего, лишь усилятся, и, в конечном итоге, отразятся на ребенке (детях), его социальном и психическом благополучии.

Нежелание принять наступившие изменения - это и есть самая главная психологическая ловушка, стоящая перед ставшими по воле случая или судьбы неполными семьями. Попавшие в нее матери (отцы) обречены на последующие ошибки в воспитании детей, установлении и поддержании с ними интеллектуального и эмоционального контакта.

Одним из наиболее эффективных методов социальной работы с неполной семьей, испытывающей временные социальные, психологические и иные трудности, является метод семейной терапии. Под семейной терапией принято понимать комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений [19; 169].

Показанием к семейной терапии является ситуация, когда неполная семья не справляется с выполнением основных функций. Психологическая работа с семьей начинается с диагностического периода. Обычно не диагностируется один член семьи, так как он рассматривается, только лишь как выразитель проблем семьи, как целого организма, и индивидуальная работа именно с ним может усилить мнение всей семьи, что проблема заключается именно в нем. При работе с семьей у социального работника обязательно должен присутствовать образ целостной семьи, даже если семья пришла на встречу в неполном составе.

Обследование семьи должно включать в себя получение картины о сильных и слабых сторонах семьи, областях эффективного функционирования и дисфункциональных областях, а также поиск происхождения рассматриваемой проблемы. С целью выявления дисфункциональных областей используется наблюдение за паттернами взаимодействия членов семьи между собой, а также за взаимодействием семьи с внешним миром.

В процессе семейной социальной терапии выделают 4 этапа:

1. Присоединение социального работника или психолога к семье.

2. Постановка целей.

3. Реконструкция семейных взаимоотношений.

4. Завершение семейной социальной терапии.

Задача специалиста на первом этапе – объединение с семьей. Технический прием, используемый на первом этапе семейной терапии, - положительное эмоциональное подкрепление самой попытки обратиться за помощью. С помощью приема подражания специалист старается вступить в общение на том языке, который понятен и свойственен членам данной семьи. На первых консультациях не следует анализировать мотивацию поведения участников, пользоваться оценочными суждениями, так как это, с одной стороны, блокирует личностный рост членов семьи, а с другой – усиливает механизм как индивидуальной, так и групповой психологической защиты.

На втором этапе задача специалиста – выявление правил и системы убеждений семьи, с помощью которых происходит регуляция семейных отношений. Для успешности семейной терапии необходимо согласие в формулировании и достижении цели между членами и специалистом. Поэтому важной задачей на данном этапе работы является совместное формулирование психологического запроса, перевод манипулятивного запроса («Сделайте так, чтобы мой ребенок стал другим») на уровень осознавания истинных проблем в семье. В этот момент важно перевести психологическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость «здесь и сейчас». Исследуются цели, которые поставлены каждым членом семьи и которых они хотят достигнуть в ходе терапии. Формулирование целей каждого члена семьи приводит к формулированию целей семьи как единого психологического организма.

Не менее важной задачей специалиста на этом этапе явления дисфункциональных шаблонов поведения семьи, а также существующих правил и семейных убеждений, которые мешают оптимальным взаимоотношениям.

Критерием оценки того, что семья готова работать со своими неосознаваемыми проблемами, служат доверительность и свобода, с которой члены семьи начинают рассказывать о себе, приводить такие факты, которые раньше вызвали у них выраженные негативные реакции. Поэтому на третьем этапе – этапе реконструкции семейных отношений - специалист путем присоединения к различным семейным подсистемам создает ситуации фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более сложный уровень функционирования. Содержанием семейной терапии в этом случае является анализ взаимодействия всех членов семьи в ситуации «здесь и сейчас». Терапевтические действия основаны на принципе «действие предшествуют пониманию»: именно действие ведет к новому опыту, новым переживаниям и, как следствие, к пониманию необходимости изменений.

Используемые приемы: рассаживание членов семьи по-другому, разъединение различных членов семьи и объединение в новые коалиции, положительное подкрепление участников одних подсистем и блокировка других.

Актуализация и структурирование полученного материала осуществляется с помощью:

- разыгрывания ролевых ситуаций;

- построения семейной скульптуры;

- рисования семейного рисунка;

- видеотехник;

- переформулирования проблемы (рефрейминг).

Эффективен также метод «домашних заданий». Домашние задания можно разделить на 3 вида: прямые директивы, метафорические, парадоксальные. Цель этих заданий:

- изменение поведения членов семьи;

- придание дополнительного стимула к построению отношений между членами семьи и социальным работником;

- изучение реакций членов семьи при выполнении ими заданий;

- осуществление социальным работником поддержки членов семьи, так как во время выполнения задания специалист как бы незримо присутствует среди них.

Работа специалиста на этом этапе способствует установлению границ между подсистемами, усилению функционирования одних и связанному с этим ослаблению функционирования других подсистем. Например, если раньше мать и ребенок большую часть времени занимались обвинением друг друга, то в процессе семейной терапии произойдет их переориентация на конструктивное взаимодействие, нацеленное на обретение смысла семьи как единого целого [16;192].

Наконец, четвертый этап – это завершение терапии. Об его наступлении свидетельствует согласие членов семьи о том, что сформулированные цели терапии достигнуты. Основная задача при этом – взаимное отсоединение семьи и специалиста друг от друга.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: