Вербальная интерпретация музыки

 

Вербальный (лат. verbalis «словесный»), т. е. выраженный в словесной форме.

Вечная проблема истолкования содержания музыки, логической экспликации содержания музыкальных произведений, или, шире, – проблема культуры музыкального восприятия, отнюдь не теряет своей актуальности в век постмодерна и повсеместного распространения массовой культуры. Ведь именно уровень культуры музыкального восприятия определяет степень осмысления и понимания слушателем музыкального произведения как художественного (или нехудожественного) явления.

Важной предпосылкой отвечающего идеалам определенного социально-культурного понимания и объяснения музыкального произведения является его целостное восприятие, которое, в свою очередь, представляет собой результат сложнейшей эмоционально-интеллектуальной творческой деятельности слушателя, направленной на познание содержательной сущности воспринимаемого художественного явления.

Между тем многовековая практика человечества свидетельствует, что целостное восприятие музыки, как художественное событие, не является природным качеством субъекта. Музыкальное восприятие, как самостоятельный и специфический вид музыкально-эстетической деятельности, возникнув на определенной ступени развития музыкальной культуры, в последующем видоизменяется, проходя различные исторические формы одновременно с развитием музыкального искусства и музыкальной культуры общества в целом.

Музыкальное восприятие не остается неизменным, одинаковым для всех времен и культур. Даже восприятие отдельного субъекта характеризуется множеством показателей. Характер и содержание музыкального восприятия слушателя обусловлены особенностями музыкального произведения, его содержательными смыслами, закодированными в системе музыкальных образов и соответствующей звуко-ритмической композиционной структуре. На уровень музыкального восприятия влияют особенности личностных характеристик воспринимающего: характер установок на восприятие музыки в целом и конкретного музыкального произведения, в частности; наличие опыта восприятия музыки, а также интонационного опыта, отвечающего времени создания воспринимаемого произведения. Слушатель должен располагать определенными представлениями о соответствующей культурно-исторической эпохе, ее идеалах, особенностях их отражения в произведениях разных видов искусств того или иного времени и пр. Поэтому воспитание культурных слушателей предполагает их специальное обучение освоению богатого образно-эмоционального содержания высокохудожественных произведений музыкального искусства разных эпох, стилей, направлений.

Сегодня музыкально просвещенным, культурным считается человек, не ограничивающийся узким интересом к какому-то определенному музыкальному жанру академической, народной или же развлекательной музыки, а свободно ориентирующийся в разных сферах музыкальной культуры. Каждый культурный слушатель должен располагать достаточно четкими представлениями об искусстве в целом и его отдельных видах, уметь адекватно эмоционально сопереживать содержанию музыкальных произведений и интерпретировать их (оценивать, высказывать эстетическое суждение).

Музыкальные средства, входящие в арсенал музыки, являются не только материалом для возникновения образа, но и значимы в том смысле, в каком значимо слово как понятие. Всякое понимание, если не непосредственно, то опосредованно, связано со словом, поскольку в нем заложен выход в мышление человека вообще. И в этом смысле музыка представляет собой одну из форм человеческого мышления. Подобную точку зрения в свое время высказывал Б.М. Теплов, обращая внимание на то, что каждый нотный знак является графическим обозначением определенного слова. Поэтому любую нотную запись можно переписать словами, при этом ничего не утратив в смысле ее полноты и адекватности, ибо композитор предлагает слушателю не непосредственно сами звуковые образы, а их языково-понятийное обозначение, что есть доказательством того, что звуковая ткань поддается речевому выражению.

Сложность вербальной интерпретации музыки, по мнению выдающегося психолога, в том, что содержанием музыки является не ее звуковая ткань, а эмоции. То есть трудность словесного описания заключается в описании эмоций, отраженных в произведении, которые сложно поддаются адекватному выражению словах. Однако это не говорит о том, что само содержание произведения неполно, расплывчато. «Содержание значительного по художественным качествам музыкального произведения, – подчеркивает исследователь, – «совершенно определенно».

Выводы исследователей подтверждают правомерность использования вербальных характеристик образно-эмоционального содержания музыки в процессе.

Вербальная интерпретация музыки способствует воспитанию культурных слушателей. Целесообразность такого пути совершенствования музыкального восприятия состоит в том, что вербальные характеристики описывают не физиологические проявление эмоции, а ее саму – явление психологически и социально детерминированное. Речевая фиксация способствует выявлению сущности музыкального образа, который не рождается в сознании слушателя сразу и целиком, а разворачивается постепенно, последовательно, в соответствии с временными границами, в процессе движения и развития мысли. К сожалению, в музыкальной практике, даже в среде педагогов-музыкантов вопрос вербальной интерпретации музыки оказывается проблемным. Раскрывая содержательную сущность музыки, они зачастую ограничиваются примитивными, внемузыкальными или чрезвычайно формализованными интерпретациями музыкального содержания. Причины такого состояния художественной практики кроются в широком распространении мнения, что включение слова в процесс восприятия музыкального произведения приводит к его упрощенному объяснению. Слушатель как бы сам должен добраться до его сути, наслаждаясь звуковыми образами, их эмоциональным многообразием.

Содержательное рассмотрение музыкального произведения возможно путем использования техники выражения. А это подтверждает правомерность вывода о необходимости усовершенствования методов анализа (интерпретации) содержания музыки, повышения роли художественно-творческого начала в раскрытии содержания музыкальных произведений не только в среде музыкантов, но и широкой слушательской аудитории. Иначе говоря, проблема вербальной интерпретации музыкальных произведений актуальна как для музыкальной педагогики, теории и практики музыкального воспитания, так и для общекультурной практики. В научном плане данная проблема непосредственно связана с решением проблемы дальнейшего усовершенствования методологии и методики анализа музыки в целом.

Основу процесса вербализации содержания музыкального произведения составляет понимание слушателем его эмоционального смысла, который возможно охватить при условии знания особенностей моделирования эмоций в музыке. В процессе освоения эмоционального содержания музыкального произведения можно выделить некоторые его ступени. Так, вначале слушатель распознает эмоции, составляющие образно-эмоциональную структуру музыкального произведения. Процесс распознания (или осмысления), осознания и запоминания музыкальных эмоций сопровождается личностной активностью слушателя на эмоционально-чувственном уровне познания, когда он не только испытывает эти эмоции, но и глубоко сопереживает им, воспринимает как свои собственные переживания.

Эмоции, отражаемые в музыкальном произведении, имеют близость внутренней структуре эмоций человека вообще. Поэтому в ситуации восприятия музыкального произведения эмоцию следует рассматривать как компонент содержания музыки, а не только реакции слушателя на произведение в его целостности, в том числе и на совершенство художественной формы. Механизм моделирования художественных (музыкальных) эмоций функционирует при наличии у слушателя опыта соотнесения средств музыкальной выразительности с компонентами и сторонами эмоции. Такие связи формируются в процессе жизнедеятельности человека и составляют его эмоционально-чувственный опыт. В зависимости от многообразия этих связей субъект овладевает более дифференцированным языком эмоций, глубже ощущает свой душевный мир, многообразие чувств, даже неизвестных ему из личностного опыта, но запрограммированных в музыкальном произведении, то есть высказанных языком музыки. Таким образом, элементарную грамматику музыкально высказанных эмоций составляет система интуитивных представлений субъекта о структуре и динамике своих жизненных эмоций. Благодаря этой грамматике в процессе восприятия музыкального произведения слушатель анализирует движение эмоций в своем сознании и на этой основе осваивает эмоциональное содержание музыки.

Проблема формирования умений и навыков логической экспликации в условиях распространения массовой музыкальной культуры не только не теряет своей принципиальной значимости, но еще более возрастает. Слово взрослого человека, воспитывающего ребенка, подростка, юношу играет важную роль в их художественно-эстетическом развитии. Однако следует ясно понимать, что и ребенок, и мало просвещенный в музыкально-эстетическом аспекте человек не может воспринимать значимое по своим художественным достоинствам произведение как эстетический объект. Как метко заметил Б.М. Теплов, чтоб стать таким, оно должно быть «понятным объектом».

Аналитический подход к изучению (восприятию) музыкального произведения в последней четверти двадцатого столетия широко использовался в художественной практике, хотя при этом имели место разные взгляды на данную проблему. В профессиональной подготовке музыкантов, в широкой музыкально-эстетической практике сложились несколько типов анализа музыки, подходов к ее осмыслению.

Наиболее распространенным является формально-технологический подход к музыкальному произведению, направленный на дифференцированный анализ всех компонентов его музыкально-звуковой и композиционной структур (анализ мелодии, гармонии и т.д.). Такой тип анализа способствует дифференциации слуховой сферы слушателя, совершенствованию его формально-аналитических умений, однако опыт выдающихся музыкантов-просветителей (Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского) говорит о нецелесообразности его использования в широкой музыкально-эстетической практике. Наряду с данным типом анализа в музыковедческой и широкой художественной практике получил распространение эмоционально-описательный («общеэмоциональный») метод анализа, разработанный Б.М. Ярустовским.

Актуализация эмоциональной сущности музыки, психологической стороны ее восприятия в большей мере отвечает потребностям широкой практики музыкально-эстетического воспитания слушателей разного уровня и возраста. Благодаря данному методу у слушателей развивается общая эмоциональная культура, способность сопереживания эмоциональному содержанию музыкальных произведений. Не менее интересным и эффективным с точки зрения проблемы формирования у слушателей навыков вербальной интерпретации музыки является интонационно-смысловой анализ музыкального произведения. Методы интонационно-смыслового анализа широко используются в практическом опыте музыкантов, искренне осознающих значимость познания широким кругом слушателей интонационной сущности музыки, важность накопления ими интонационного опыта путем восприятия и осмысления интонационного багажа музыкальной культуры разных времен.

Целостный анализ музыкального произведения предлагает слушателю углубленную информацию как на уровне его более дифференцированного анализа с точки зрения музыкального содержания и формы, так и на уровне культурологическом, общекультурном.

В этой связи обращает на себя внимание так называемый художественно-педагогический анализ музыкального произведения, в котором разные типы анализа музыки соединились, представ в виде своеобразной разновидности целостного анализа, сфокусировавшего в себе принципы эмоционально-образного, интонационно-смыслового и формально-аналитического анализа музыки. Принципиальными преимуществами такого типа анализа музыкального произведения является его целостность, соответствие уровню развития музыкально-эстетической науки и одновременно – ориентация на слушателей, с их жизненным и музыкально-эстетическим опытом. Используя данный тип анализа музыкального произведения, слушатель опирается на закономерности познавательной деятельности в целом, выясняет идейно-эстетическое содержание музыки в единстве с ее формальной организацией, познает образно-эмоциональное содержание музыки, используя соответствующие приемы актуализации личностного эмоционального опыта, общих образных и художественных ассоциаций и представлений, подкрепляя свои эмоционально-чувственные впечатления эстетической информацией, накопленной в процессе приобретения жизненного, музыкально-эстетического и художественного опыта. Содержание такого типа анализа составляет основу для вербальной интерпретации музыкального произведения, ее модель.

В широкой музыкально-эстетической практике интерпретация музыкального произведения строится на его анализе, то есть становится анализом-интерпретацией. Анализ музыкального произведения составляет основу для его объяснения, интерпретации. Анализ представляет собой своеобразный педагогический способ установления коммуникативных связей между воспитателем (педагогом-интерпретатором) и воспитуемыми (слушателями). При этом аналитическая деятельность учителя приобретает одновременно интерпретационный, объясняющий характер, направлена на осмысление воспитуемыми содержания музыки. Использование данного типа анализа музыкального произведения позволяет развивать общую и музыкальную культуру учащихся.

 

 


 


Тема 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: