Распределение тепла, выделяющегося при сгорании топлива в двигателе, на полезную работу и на различные тепловые потери без учета теплопередачи внутри самого двигателя называют внешним тепловым балансом. Следует различать абсолютный тепловой баланс, и удельный тепловой баланс,
Абсолютный тепловой баланс
Абсолютный тепловой баланс обычно записывают следующим образом:
QТ = Qe + Qохл + Qгф + Qгх + Qнб | (10.29) |
где
Qт - общее количество тепла (располагаемое количество тепла);
Qe - тепло, эквивалентное эффективной работе двигателя (полезно использованное тепло);
Qохл - потери тепла в охлаждающую среду;
Qг ф - потери тепла с отработавшими газами;
Qгх - потери тепла, обусловленные химической неполадкой сгорания топлива;
Qнб - остаточный член теплового баланса («небаланс»), т. е. потери тепла, учитывающие остальные составляющие теплового баланса.
Удельный тепловой баланс представляют в виде
| (10.30) |
Часто составляют относительный тепловой баланс в процентах или долях единицы:
| (10.31) |
где
;
;
;
; 
Располагаемое количество тепла определяется по низшей теплотворной способности топлива Hu и часовому расходу топлива GT,
| QT=3.6 103HuGT | (10.32) |
Количество полезно использованного тепла, эквивалентного эффективной мощности двигателя, равно
Qe=Ne (10.33)
Относительная доля полезно использованного тепла численно равна эффективному КПД, т. е.
.
Потери тепла в окружающую среду (в охлаждающую жидкость для двигателей с жидкостной системой охлаждения) определяются по формуле
, | (10.34) |
где Gохл — секундный расход охлаждающей жидкости через систему охлаждения;
сохл - удельная теплоемкость охлаждающей жидкости;
Т1 и Т2 — температура охлаждающей жидкости на входе и на выходе системы охлаждения.
Тепло, уносимое охлаждающей жидкостью, включает в свой состав тепло, непосредственно переданное охлаждающей жидкости от высоконагретых деталей (гильз цилиндров, верхней части камер сгорания, впускных и выпускных патрубков, охлаждаемого выпускного коллектора, газовой турбины и др.), тепло, уносимое маслом от трущихся поверхностей и от деталей, охлаждаемых маслом. Тепло, отводимое маслом в двигателе за счет теплоотдачи от других деталей, составляет 1,5—3% всего тепла, введенного в цилиндры с топливом.
Рисунок 10.6. Схема теплового баланса двигателя
Тепло, уносимое отработавшими газами, приближенно определяют как разность энтальпий газов в выпускном патрубке и газов, поступивших в двигатель:
| (10.35) |
где Gт — секундный расход топлива;
и
— средние изобарные мольные теплоемкости продуктов сгорания и свежего заряда;
Мг и М1 — количество продуктов сгорания и воздуха;
Тг и Т0 — температура продуктов сгорания и воздуха.
Температуру отработавших газов в двигателях без наддува измеряют непосредственно после выпускного трубопровода двигателя, а в двигателях с газотурбинным наддувом — в выпускном патрубке газовой турбины.
Тепло, потерянное из-за химической неполноты сгорания Qгх для дизелей в наиболее неблагоприятных случаях, например в режиме холостого хода, не превышает 3—5'% от всего располагаемого тепла. Тепло неполноты сгорания часто относится к остаточным потерям небаланса и при необходимости эту величину определяют по результатам анализа отработавших газов.
Другие виды тепловых потерь относят к остаточному члену теплового баланса и определяют как разность:
. | (10.36) |
В остаточный член теплового баланса включают:
— потери тепла, эквивалентные механическим потерям, не перешедшим в охлаждающую жидкость
— потери тепла, отдаваемого в окружающую среду посредством конвекции, теплопроводности и излучения от внешних поверхностей двигателя и его агрегатов:
— потери тепла, эквивалентные кинетической энергии отработавших газов;
— потери тепла, не учтенные в результате ошибок измерения и других причин.
Тепловой баланс двигателя наглядно представляется диаграммой, на которой все члены внешнего теплового баланса в виде полос выражают в определенном масштабе доли тепла, которое было введено в двигатель с топливом и принято за 100% или за единицу (Рисунок 10.6). Однако такие диаграммы пригодны для изображения теплового баланса на одном режиме работы двигателя.
При испытаниях двигателей на нескольких режимах результаты обработки измерений приводят в виде кривых, построенных, например, по нагрузочной или регулировочной характеристикам. Среднее значение отдельных составляющих внешнего теплового баланса дизелей приведено в таблице 10.1.
Т а б л и ц а 10.1 Средние значения отдельных составляющих теплового баланса
| Тип двигателя | Составляющие теплового баланса, % | ||||
| qе | qохл | qгф | qгх | qнб | |
| Дизели | |||||
| Без наддува | 29-42 | 20-35 | 25-40 | 0-5 | 2-7 |
| С умеренным наддувом | 35-45 | 10-25 | 25-45 | 0-5 | 2-7 |
| С высоким наддувом | 40-48 | 10-18 | 20-40 | 0-5 | 2-5 |
| ДсИЗ | 20-46 | 13-27 | 35-50 | 0-45 | 3-3 |
Как видно из таблицы, 50—70% тепла, введенного в двигатель, составляют тепловые потери, причем основу их составляют потери с отработавшими газами и потери в охлаждающую среду.
Экономичность всей дизельной установки значительно улучшается при утилизации тепловых потерь. В крупных стационарных силовых установках с двигателями внутреннего сгорания этот вопрос решается применением утилизационных котлов. Применение газотурбинного наддува позволяет частично использовать энергию отработавших газов и повысить механический КПД дизеля за счет прироста среднего индикаторного давления. Снижение тепловых потерь в охлаждающую жидкость может быть достигнуто применением высокотемпературного охлаждения, которое получает все большее распространение в дизельных силовых установках.
5.3. Влияние различных факторов на тепловой баланс двигателя
На распределение теплоты в двигателе оказывают влияние такие факторы как частота вращения коленчатого вала, нагрузка, состав смеси, угол опережения зажигания.
Частота вращения коленчатого вала. С ростом частоты враше-ния коленчатого вала абсолютные величины всех составляющих теплового баланса увеличиваются, так как в двигатель за единицу времени поступает большее количество теплоты, Изменение относительных величин теплового баланса в зависимости от частоты вращения коленчатого вала (Рисунок 10.7).

а) б)
Рисунок 10.7. Влияние частоты вращения коленчатого вала на составляющие теплового баланса: а — изменение абсолютных значений; б — изменение относительных величин
Величина qT увеличивается с ростом частоты вращения коленчатого вала, так как при этом растет температура отработавших газов и недогорание топлива.
![]() |
Потери на неполноту сгорания qm остаются почти постоянными, что объясняется примерно одинаковым составом смеси по всему диапазону частоты вращения коленчатого вала.
Рисунок 10.8 Влияние нагрузки на составляющие теплового баланса: t изменение абсолютных значений; б — изменение относительных величин
Нагрузка. С увеличением нагрузки Значение qe увеличивается до максимума, когда произведение
принимает наибольшее значение. Дальнейшее уменьшение qe, связано с обогащением смеси на полных нагрузках, при этом возрастает доля qM (Рисунок 10.8). *
Наибольшие потери теплоты в охлаждающую среду наблюдаются на холостом ходу, так как на этом режиме вся выделенная теплота идет на совершение работы по преодолению сил трения в двигателе и нагрев окружающей среды.
С увеличением нагрузки возрастает и qT в связи с ростом температуры и теплосодержания отработавших газов.
Потеря теплоты вследствие неполноты сгорания топлива имеет место при малых нагрузках, когда включается система холостого хода карбюратора, а также на близких к ним нагрузках, когда| происходит обогащение смеси экономайзером.
![]() |
.
Рисунок 10.9. Влияние угла опережения зажигания на составляющие теплового баланса двигателя
Угол опережения зажигания. льшие значения qe соответст-Оптимальному значению угла кения зажигания (Рисунок 10.9). теплоты в систему охлажде-возрастают как при раннем, так позднем зажигании, так как ле в этих случаях происходит выгодных условиях.
При позднем зажигании возрастают потери сотработавшими газами, так как догорание происходит уже в процесса расширения..

Рисунок 10.10. Влияние состава смеси на составляющие теплового баланса: а — изменение абсолютных значений; б — изменение относительных величия
На потери, связанные с неполнотой сгорания, угол опережения зажига-вдияния не оказывает, так как коэффициент избытка воздуха ся при этом неизменным.
Состав горючей смеси. При экономичном составе смеси, когда а 1,05—1,1, значения qt становятся максимальными (Рисунок 10.10). qow возрастают при отклонениях в обе стороны от значений |р«»ных 0,8—0,9, что объясняется увеличением времени сгорания IX случаях. Потери qT увеличиваются с изменением коэффици-га Избытка воздуха аналогично q0XJl из-за увеличения температуры газов при замедлении скорости сгорания. Кроме того, при а >1 возрастают значения gr из-за роста тепловых потерь с излишним воздухом, участвующим в сгорании
+ Qохл + Qгф + Qгх + Qнб
,
. 







