В 1950 году американский психолог Саул Розенцвейг предложил выделять три группы методов психодиагностики: субъективные, объективные и проективные методы.
Рассмотрим их подробнее.
1. Субъективные тесты:
К субъективным тестам относят опросники, автобиографии. Исследователь получает информацию на основе самооценки испытуемым своего поведения и личностных особенностей.
По принципу построения выделяют опросники и опросники — анкеты.
Опросник — это тест выявления индивидуально-психологических различий на основе самоописания их проявлений испытуемыми.
Опросник включает:
- инструкцию испытуемому;
- вопросник — совокупность последовательно задаваемых вопросов, закладываемых в анкету или опросник при их конструировании;
- ключи для обработки получаемых данных;
- сведения по интерпретации результатов.
Опросники — анкеты — это опросники с элементами анкеты, содержащие вопросы открытого и закрытого типа.
В зависимости от сферы применения выделяют опросники узкопрофильные и широкопрофильные. Узкопрофильные — опросники, разработанные для конкретной сферы применения, например, для сферы менеджмента и работы с персоналом. Широкопрофильные могут применяться в разных сферах, например, MMPI, миннесотский многопрофильный личностный опросник применяется в клинике, в отборе персонала.
В зависимости от того, к какой категории относится исследуемое явление, выделяют опросники состояний (опросник САН), личностные и комплексные опросники (опросник Спилбергера-Ханина — шкала реактивной и личностной тревожности).
От степени охвата свойств опросники классифицируются на типологические и опросники, реализующие принцип черт. Цель тестирования с помощью типологического опросника — выявить близость обследуемого к типу. Тип описывается через характеристику усредненного или, наоборот, ярко выраженного представителя. Пример, методика Айзенка (интро-, экстраверсии и нейротизма), адаптированная Шмелевым для определения типа темперамента.
Опросники, построенные по принципу черт могут быть одномерными и многомерными. Одномерные выявляют наличие или степень выраженности одного свойства, например, шкала тревожности Тейлор, которая может применяться для отбора по какому-либо признаку, в данном случае — высоко или низко тревожных.
Многомерные опросники измеряют несколько свойств, например, 16- факторный опросник Кеттелла.
Личностные опросники в зависимости от исследуемой подструктуры личности могут измерять какую-либо подструктуру или личность как целое. Выделяют опросники:
- темперамента: методики В. Русалова, Я. Стреляу, А. Белова. Плюс этих методик в том, что они не требуют специального оборудования, много временных трат, можно опросить группу. Но недостаток в том, что они дают информацию о типичных формах реагирования испытуемого в ситуациях;
- характера,например, опросник Шмишека на определение акцентуаций характера;
- способностей, например, коммуникативных — опросник диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;
- направленности личности, которые могут измерять направленность в целом, как опросник Басса (на себя, на дело, на взаимодействие), или отдельные компоненты: потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации.
Могут быть смешанные опросники (зарубежные), в которых не проводится граница между темпераментом и личностью.
2. Объективные тесты:
диагноз в таких тестах выносится на основании информации об особенностях выполнения деятельности и ее результативности. Данные показатели в минимальной степени зависят от представлений испытуемого о себе и от мнения лица, проводящего тестирование и интерпретацию.
Среди объективных тестов выделяют:
1. Тесты личности:
выполнение ряда заданий с четко структурированной, фиксированной процедурой. Например, тест замаскированных фигур, в котором необходимо найти черно-белые фигуры внутри сложных цветных фигур. На основании результатов судят о перцептивном стиле личности.
2. Тесты интеллекта:
- вербальные (логические отношения, аналогии, классификация, обобщение);
- невербальные (с геометрическими фигурами, группировка графического материала), например, пиктограммы, прогрессивные матрицы Равена;
- комплексные, например, тест Амтхауэра, Векслера.
3. Тесты способностей:
направлены на оценку возможностей человека в овладении знаниями, умениями, навыками общего и частного характера. В зависимости от задач исследования тесты способностей могут объединяться в батареи, иногда включаются в тесты интеллекта. Например, батарея тестов общих способностей GATB, разработанная американской службой занятости в 1957 году и включающая 12 субтестов: вербальных, математических, пространственных, моторики пальцев. Ее модификации разработаны для отдельных групп профессий.
4. Тесты креативности:
например, тест Гилфорда, Торренса.
5. Тесты достижений:
оценивают уровень овладения знаний, умений, навыков в какой-либо конкретной деятельности (в обучении, профотборе). По типу заданий могут быть представлены в виде тестов действий, устных, письменных тестов, в виде игр.
3. Проективные тесты:
основаны на анализе особенностей действий испытуемого с внешне нейтральным материалом, который в силу слабой структурированности и неопределенности становится объектом проекции.
Понятие «проекции» для обозначения этих методик впервые было использовано Лоуренсом К. Франком в 1939 году, несмотря на попытки изменить его, стало общепринятым. Выделяют две трактовки этого понятия — психоаналитическое (как защитный механизм) и непсихоаналитическое (как проявление личности вовне). Люди действуют под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. Каждое проявление активности (эмоциональное, речевое, двигательное) несет на себе отпечаток личности в целом.
Проективные тесты варьируют по своему содержанию, но можно выделить ряд общих особенностей:
- Используется неоднозначный, слабо структурированный стимульный материал, допускающий большое число вариантов восприятия и интерпретации, поэтому снижается сопротивление при раскрытии личных проблем.
- Для преодоления сопротивления инструкция дается без раскрытия истинной цели, а сама процедура тестирования может проводиться в игровой форме.
- Используются на начальных этапах комплексного психологического тестирования личности, так как позволяет установить контакт и вызвать интерес к обследованию.
- Можно использовать и со взрослыми, и с детьми.
Проективные тесты можно поделить на виды. Ниже приводится классификация, предложенная Лоуренсом Франком, и используемая до сих пор:
1. Конститутивные тесты:
требуется создание некой структуры из слабоструктурированного, аморфного материала, оформление стимулов. Например, тест Роршаха, включающий 10 стандартных таблиц с симметричными кляксами. По ответам судят о переживаниях, особенностях взаимодействия с окружением, реалистичности восприятия действительности, тенденции к беспокойству и тревожности.
2. Конструктивные:
конструирование из деталей осмысленного целого. Например, тест «Деревня» состоит из предметов — школы, больницы, мэрии, фигурок людей, животных и т.п. Предлагается по своему усмотрению построить деревню, в которой испытуемый хотел бы жить. Определяется подход к конструированию макета, реалистичность построения, близость к характерным для разных контингентов построениям и т.д.
3. Интерпретативные:
истолкование события, ситуации. Пример, тест тематической апперцепции ТАТ, состоящий из 30 черно-белых изображений с неопределенными сценами. Необходимо составить рассказ:
- что происходит на картинке;
- что переживают действующие лица;
- что этому предшествовало;
- чем ситуация закончится.
На основе ответов судят о переживаниях, потребностях, конфликтах и способах их разрешения испытуемыми.
4. Катартические:
игровая деятельность в специально организованных условиях. Стандартной процедуры проведения нет. К эти методам относят психодраму Морено.
5. Экспрессивные:
анализ рисунков на свободную или заданную тему. Например, тест «несуществующее животное», «мой жизненный путь».
6. Импрессивные:
выбор наиболее предпочтительных стимулов, их ранжирование. Например, тест цветового выбора, в котором необходимо проранжировать цвета в зависимости от их привлекательности. Результаты дают представление о функциональном состоянии, настроении, устойчивых чертах личности испытуемого.
7. Аддитивные:
произвольное завершение стимульного материала. В зависимости от характера завершений судят о потребностях, мотивах, отношении к работе, семье и т. д.
Приведенная классификация критикуется за описательность и смешение критериев. Никандров предлагает делить проективные методы на следующие группы:
1. По задействованной модальности:
с визуальной, аудиальной, тактильной стимуляцией.
2. По характеру стимульного материала:
вербальные и невербальные.
3. По типу реакции испытуемого:
ассоциированные, интерпретативные, манипулятивные, свободного выбора.
4. По наличию или отсутствию готовых вариантов ответа:
проективные и полупроективные (когда есть варианты выбора).
Компьютерные тесты:
С 70-х годов ХХ века началось развитие компьютерной диагностики. Сначала были разработаны компьютерные версии бланковых методик, а с 90-х годов применяются специальные методики, программы, которые предусматривают полное обследование испытуемых.
Преимущества компьютерных тестов:
- быстрое проведение, обработка и получение результатов;
- обеспечение стандартных условий тестирования;
- наглядность, занимательность;
- легкая архивация результатов;
- мобильность;
- массовость.
Недостатки компьютерных тестов:
- сложность и трудоемкость;
- дороговизна;
- необходимость компьютерной техники и специального обучения;
- эффекты психологического барьера или сверхдоверия у испытуемых;
- необходимость стандартизации компьютерных методик.