РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основы клинической психологии
наименование
Составитель(-и) | Овсянникова Т.Ю., к.псх.н, доцент; |
Направление подготовки / специальность | 00.00.00 НАИМЕНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТИ 440302Психолого-педагогическое образование. " |
Направленность (профиль) ОПОП | Профиль "Психология образования» [указывается в соответствии утвержденной формулировкой] |
Квалификация (степень) | бакалавр [указывается в соответствии с лицензией] |
Форма обучения | дневная |
Год приема | 2016 |
Курс | 4 |
Астрахань – 2019
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1. 1.1. Целями освоения дисциплины (модуля) Основы клинической психологи являются: Необходимость изучения данной дисциплины связано с тем, что клиническая психология рассматривает основные психические процессы и состояния личности у людей, страдающих различными расстройствами здоровья на ментальном или соматическом уровне. Эта область знания имеет междисциплинарный характер и включает в себя ряд смежных медицинских и психологических дисциплин: психопатологию, психиатрию, патопсихологию, нейропсихологию, психологию девиантного поведения. Настоящий курс рассчитан на предоставление студентам общих теоретических сведений о психических особенностях людей, имеющих различные расстройства здоровья и поведения, а также на освещение прикладных аспектов психологической деятельности в условиях клинической практики.
|
|
Дисциплина «Клиническая психология детей и подростков» имеет целью формирование базовых представлений об особенностях психической деятельности человека в состояниях расстроенного здоровья и при нарушениях поведения; формировании знаний, умений и навыков практической работы психолога в условиях клиники.
1.2. Задачи освоения дисциплины (модуля): Основы клинической психологи
1. Формирование представлений о фундаментальном, прикладном и междисциплинарном характере клинической психологии, ее вкладе в разработку теоретических проблем общей психологии, теорию и практику медицины и здравоохранения. Ознакомление с историей клинической психологии как базовой для других отраслей психологии
2. Ознакомление с основными разделами клинической психологии (патопсихология, нейропсихология, психология соматически больных, профилактика состояний нервно-психической дезадаптации, психогигиена и формирование здорового образа жизни)
3. Формирование базовых представлений о теоретических и практических задачах клинической психологии: этиология (анализ условий возникновения), патогенез (анализ механизмов происхождения и развития), классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья,). Понимание соотношения клинической психологии со смежными психологическими и медико-биологическими дисциплинами. Клиническая психология вне клинических условий.
|
|
4. Ознакомление с основными направлениями деятельности клинического психолога: индивидуальная клиническая психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования
5. Ознакомление с основными методами клинической психологии, соотношением экспериментального и клинического (экспертного, идиографического) подходов при исследовании больного.
6. Формирование представлений о нарушениях психической деятельности при различных психических, поведенческих и соматических заболеваниях
7. Формирование знаний о различных видах психологического вмешательства (психологическое консультирование, психотерапия, психосоциальная реабилитация) при работе с различными контингентами больных и лицами с пограничными психическими расстройствами.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОПОП
2.1. Учебная дисциплина (модуль) Дисциплина «Основы клинической психологии» относится к вариативной части (базовая часть). Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Общая психология», «История психологии», «Дифференциальная психология», «Психология развития». Дисциплина «Введение в клиническую психологию» является предшествующей для дисциплин «Психология здоровья человека на ранних этапах развития», «Психология отклоняющегося и рискованного поведения в области здоровья», «Возрастная психология здоровья», «Психология профессионального здоровья», «Современные превентивные технологии в области здоровья», «Психологическая диагностика в области здоровья», «Психологическое консультирование».
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами (модулями):
Знать: методологические основы общей, частной и специальной психолого-педагогической коррекции (научные подходы, общие и частные принципы, методы и способы); актуальные проблемы отклоняющегося поведения современных детей и подростков.
Владеть: методами научного анализа теорий психического развития детей и подростков, методами психолого-педагогической коррекции нарушений психического и личностного развития детей и подростков на различных этапах их возрастного развития и в период кризиса; приемами постановки психологического диагноза ребенка, составления рекомендаций по коррекции и оптимизации познавательного и личностного развития.
Уметь: применять на практике методы научного анализа теорий психического развития детей и подростков, методы психолого-педагогической коррекции нарушений психического и личностного развития детей и подростков на различных этапах их возрастного развития и в период кризиса.
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин (модулей), для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной (модулем):
- Патопсихология
наименование последующих(ей) учебных(ой) дисциплин(ы) (модулей(я))