| Номер радела (темы) | Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов | Формы работы |
| Тема 1. Предмет и структура клинической психологии | 1. Предмет и объект клинической психологии. 2. Социальная значимость и межотраслевой характер клинической психологии. 3. Сферы приложения и основные разделы клинической психологии. 4. История становления клинической психологии. 5. Идея связи телесных (соматических) процессов с «душевными», связи мозга и психики. 6. Первые лаборатории экспериментальной психологии в России. 7. Интеграция и дифференциация основных разделов клинической психологии. | ||
| Тема 2. Практические задачи и функции клинических психологов | 1. Клиническая психология в сфере здравоохранения, системе образования и службах социальной защиты населения. 2. Основные направления деятельности клинического психолога: индивидуальная клиническая психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования. 3. Диагностика в клинической психологии детей и подростков. 4. Виды диагностической работы. 5. Ознакомление с основными методами клинической психологии, соотношением экспериментального и клинического подходов при исследовании больного. 6. Задачи экспертизы в клинической психологии детей и подростков. Виды экспертных задач. 7. Задачи реабилитации в клинической психологии. Клинико–психологические формы воздействия и помощи детям и подросткам, их родителям. | ||
| Тема 4. Патопсихология как раздел клинической психологии. | 1. Патопсихологический синдром как основа квалификации нарушений психики в клинической психологии. 2. Первичные и вторичные нарушения в структуре синдрома. Нарушения интеллекта. 3. Органические психические расстройства. 4. Аномалии личности. Пограничная личность. 5. Роль социальных факторов в компенсации и декомпенсации аномалий личности. 6. Изменения структуры мотивационной сферы. 7. Механизмы формирования патологических потребностей. 8. Характеристика основных синдромов при шизофрении и эпилепсии. 9. Характеристика невротических расстройств. 10. Невроз как функциональное расстройство психической деятельности. 11. Основные научные подходы к изучению неврозов. 12. Антинозологическая платформа. Нейрофизиологическая научная платформа. Психологическая платформа. 13. Клинические проявления невротических расстройств. | ||
| Тема 5. Нейропсихология как раздел клинической психологии. | 1. Предмет клинической нейропсихологии. Истоки взглядов на локализацию психики в античном мире. Борьба между узкимлокализационизмом и антилокализационизмом (эквипотенциализмом). 2. Учение И. П. Павлова о сложной динамической организации мозговых структур, лежащих в основе психической деятельности.Теория системной динамической локализации психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). 3. Синдромный нейропсихологический подход – основа изучения проблемы локализации психических функций. 4. Развитие представлений о вкладе левого и правого полушарий в мозговую организацию психической деятельности. 5. Латерализация как функциональная асимметрия двух полушарий головного мозга.Исследования расщепленного мозга. | ||
| Тема 6. Психосоматика как раздел клинической психологии. | 1.Психосоматическая проблема. 2.Роль психических факторов в возникновении и течении соматических заболеваний. 3.Понятие о психосоматических болезнях. 4.Исследование личности больного в психоанализе и других психологических течениях. 5.Двусторонний характер влияния психики и соматики. | ||
| Тема 7. Психологические исследования в клинике психических, неврологических и соматических заболеваний | 1. Типы психического реагирования на заболевание. 2. Понятие «внутренняя картина болезни». 3. Психологические проблемы преодоления болезни, кризиса личности и изменений системы отношений в условиях психических, неврологических и соматических заболеваний. |
Виды и формы письменных работ, предусмотренных при освоении дисциплины (модуля), выполняемые обучающимися самостоятельно






