Указания по организации и проведению лекционных, практических (семинарских) и лабораторных занятий с перечнем учебно-методического обеспечения
Подготовку к практическим занятиям необходимо вести по вопросам и литературе, предложенных преподавателем в методических указаниях. Студенты должны готовиться к каждому вопросу практического занятия. Первоначально рекомендуется ознакомиться с содержанием лекции по соответствующей теме и рекомендуемому учебнику. Затем необходимо законспектировать рекомендуемые первоисточники, монографии, журнальные статьи. В итоге подготовки к отдельному вопросу важно выделить основной материал и дополнительный (из разных источников). Желательно показать разные точки зрения на обсуждаемый вопрос, показать свою точку зрения.
Методические рекомендации по составлению словаря (глоссария)
ключевых понятий по дисциплине
Глоссарий необходимо вести на протяжении изучения курса, в процессе изучения каждого раздела учебной дисциплины. При этом выбранная тема глоссария должна расширяться на каждом этапе обучения. При заполнении терминологического глоссария рекомендуется использовать следующий алгоритм анализа: термин; содержание; автор термина; источник сведений (наименование источника, изд-во, год, стр.) Количество терминов не менее 30.
Глоссарий может быть составлен по следующему образцу:
| Понятие | Определение | Автор, выходные данные источника |
| Эллинистический период | период в истории стран Вост. Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н.э. (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение II-I вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур | Анциферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 2007. |
Критериями для оценивания качества словаря являются:
- соответствие терминов заданной направленности словаря;
- полнота словаря;
- наличие альтернативных толкований того или иного термина.
Анализ монографий и составление аннотаций.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие формы: изучение научно-методической работ и беседа по их содержанию, а также анализ и реферирование источников, обозначенных в программе.
Остановимся подробнее над тем, как необходимо работать над литературным источником.
Начинать работу над изучением книги (статьи) целесообразно с общего предварительного знакомства. Алгоритм работы может быть представлен следующим образом:
- формальные характеристики анализа – название, автор, когда издана (были ли дополнения, исправления, переработки и т.д., трансформировались ли взгляды автора по данной проблеме), выясняем объём;
- содержательный обзор – знакомимся с введением, оглавлением, с общим планом, с заключением, в котором автор, как правило, резюмирует основное.
После предварительного знакомства следует бегло ознакомиться со всем текстом, выделенным для анализа, при этом главной задачей будет постараться понять содержание текста в целом, выделить основные мысли или идеи текста (о чём говориться? какие вопросы ставиться). Какова позиция автора (позитивная, негативная, нейтральная, двойственное отношение к изложенной проблеме; предлагаемый ответ на поставленный вопрос, основные аргументы)? Определите проблему или проблематику, поднятую автором, насколько она актуально и значима.
Таблица 4






