Методы синтеза непрерывных адаптивных систем с эталонными моделями

Ограниченность учебного курса и объема учебного пособия не позволяют рассмотреть все существующие методы расчета систем прямого адаптивного управления. Поэтому особенности расчета разобраны на примерах систем с градиентными алгоритмами, ставшими классическими. В этой главе описаны последовательности расчета и некоторые свойства систем, структуры которых определены на основе метода эталонного уравнения, градиентного алгоритма, алгоритма скоростного градиента, метода функций Ляпунова. В начале главы дано описание адаптивной системы с настраиваемым коэффициентом усиления, идея синтеза которой появилась одной из первых в практике адаптивного управления..

 

Адаптивная система с настраиваемым коэффициентом усиления

Известно, что отрицательная обратная связь позволяет уменьшить влияние изменений параметров устройств, образующих прямой канал системы, т.е. объекта управления, исполнительного механизма, преобразователя и т.д.. Рассмотрим простую систему регулирования с единичной обратной связью (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Система управления с единичной обратной связью

 

На рис. 3.1 передаточные функции объекта управления и регулятора обозначены Wоу(р), Wрег(р) соответственно. Определим передаточную функцию замкнутой системы

Чувствительность свойств замкнутой системы от свойств разомкнутой определяется выражением:

 

 

Таким образом, чувствительность обратно пропорциональна множителю (1+Wраз). Если в некотором диапазоне частот | Wраз |<1 хотя бы за счёт увеличения коэффициента передачи регулятора, то чувствительность замкнутой системы к изменению параметров будет уменьшена. Однако увеличение коэффициента передачи ограничено условиями устойчивости и рабочими характеристиками. Эти ограничения можно преодолеть в ряде случаев, если ввести в систему цепь адаптации. Адаптивная система с настраиваемым коэффициентом усиления была использована в автопилоте корпорации Миннеаполис – Ханивелл. Схема системы приведена на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Схема адаптивной системы с подстройкой коэффициента услиления

 

Коэффициент передачи и, как следствие, ширина зоны пропускания поддерживаются на требуемом уровне с помощью цепи адаптации. С увеличением коэффициента передачи замкнутая система приближается к границе устойчивости. Так как в рабочей полосе частот | Wзам(jω)|»1, то выходная переменная системы достаточно близка к эталонному входному сигналу (r(t)). Эталонный входной сигнал можно получить с помощью простой модели (например, с помощью электрической цепи), а чтобы адаптация давала приемлемую точность, рекомендуется установить полосу пропускания модели на уровне 1/3 ширины пропускания замкнутой системы. При этих условиях адаптивная система практически нечувствительна к изменениям параметров объекта управления. Изменение коэффициента передачи зависит от колебательности процессов в системе. На наличие колебаний проверяется либо управляющий сигнал, либо сигнал ошибки.

Некоторыми недостатками системы можно считать следующее

1) модель объекта управления должна быть известна для того, чтобы удерживать полюсы замкнутой системы достаточно далеко от мнимой оси;

2) в цепи управления постоянно присутствуют небольшие колебания. На практике амплитуда колебаний может поддерживаться на уровне ниже порога чувствительности пилота, и поэтому она может не влиять на полет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: