Типы проектов по характеру проектируемых изменений

По своей природе социальные проекты имеют дело с подготов­кой и осуществлением социальных изменений. В зависимости от того, какой путь избирается для осуществления таких изменений, мы разделяем социальные проекты на инновационные и поддержи­вающие.

Инновационные проекты. В обобщенном смысле любой соци­альный проект характеризуется инновационными свойствами. Но при выделении типа инновационных проектов исходят из их спе­цифического назначения: задача инновационных проектов — вне­дрение принципиально новых разработок, чем и определяется их тесная связь с научно-техническими проектами. В социальной сфере инновация не часто связывается с созданием изобретений и открытий в области науки и техники. Утвердился другой путь — осмысление (и проектирование) социальных последствий при раз­работке инновационных научно-технических решений. В этом от­ношении революционное значение имело внедрение маркетинга в сферу производства товаров и услуг.

В социальной сфере, по всей видимости, инновационные про­екты и в дальнейшем будут, так сказать, вторым лицом иннова­ционных коммерческих проектов, что хорошо видно на примере создания интернета.

В начале 70-х годов министерство обороны США создало экспери­ментальную сеть из нескольких компьютеров, с тем чтобы сохранить базу данных в случае уничтожения противником одного или несколь­ких компьютеров. Эксперимент прошел с незапланированными по­следствиями: сотрудники, занятые обслуживанием нового изобрете­ния, стали использовать его как средство личной переписки, сдела­ли из компьютерного комплекса «быструю почту». Этот побочный эффект был осмыслен как социальный по своей сущности проект, который стал осуществляться с нарастающими масштабами. Интер­нет раскрыл принципиально новые возможности для активной ком­муникации (заочные конференции), стал выполнять некоторые со­циальные функции (например, выступает в роли службы знакомств). Научно-техническое достижение перешло из военной в социокуль­турную сферу, расширив возможности человека и общества.

В то же время быстрое развитие интернета сделало особо акту­альной проблему потери социального контроля над нововведени­ем. В его автономной системе появились свои правила, нередко нарушающие принятые в той или иной стране правовые нормы и предписания. Озабоченность вызывает и вытеснение «паути­ной» интернета других информационных источников. Последст­вия влияния интернета на образ жизни изучены пока мало, но уже сейчас видно, что возникают новые стили жизни, связанные с «жизнью в сети». Появилась и проблема психологической зави­симости от интернета.

Поддерживающие проекты. Поддерживающие проекты решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Мы называем поддерживающие проекты также реани­мационными, реставрационными. О характере таких проектов наи­лучшее представление дает описание одного из проектов в «Прак­тическом руководстве по Всемирному десятилетию развития куль­туры». (Всемирное десятилетие развития культуры проводилось в 1988-1997 гг. под эгидой Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО.) Этот проект предложен для реализации по направ­лению деятельности «Утверждение и обогащение культурной са­мобытности». Проект направлен на сохранение и использование культурного достояния.

В «Практическом руководстве...» содержатся такие рекомендации: «Сохранение достояния и улучшение условий жизни могли бы быть Целью проекта, направленного на охрану и восстановление какого-либо старого квартала для его интеграции в современную жизнь. Та­кой проект, предусматривающий опись этого достояния и изучение образа жизни и экономической, социальной и культурной деятельно­сти населения, осуществлялся бы при постоянном взаимодействии между техническими специалистами и жителями. При проведении консервационных и строительных работ могла бы потребоваться помощь художников и использовались преимущественно местные строительные материалы и традиционные методы. На всех этапах осу ществления такого проекта совместными усилиями пропагандистов в области культуры и различных средств массовой информации поощрялось бы участие населения. Можно было бы также обратиться к соответствующим неправительственным организациям»21.

Практические рекомендации ЮНЕСКО ориентируют проектировщиков не только на восстановление разрушающихся под действием времени строений. Описанный проект прямо связан с се­годняшними социальными задачами и проблемами (обеспечение занятости, повышение эффективности местной промышленности, развитие туризма, участие населения в принятии решений и т. д.). Как представляется, именно в этом специфика поддерживающих проектов.

Практика осуществления поддерживающих проектов в мас­штабах населенных пунктов относительно молода, и немаловаж­но, что она сложилась в острой борьбе населения и местных властей как раз вокруг задач социально-проектного характера.

Выразителен пример реконструкции Честерфидда, одного из неболь­ших английских городов, известного черной металлургией, машино­строением, химической промышленностью. Попытки его коренного преобразования делались в 50-е годы и отражали общую направлен ность политики британского правительства на обновление социаль­ной инфраструктуры небольших промышленных городов, уже не позволявшей решать проблемы транспорта, организации торговли и т. д. Разработанный проект реконструкции полностью соответст­вовал рекомендациям правительства и предусматривал снос старых зданий в центральной части города (они не считались особо ценными в историческом отношении, а в архитектурном — еще менее). Но жи­тели города выступили против планов муниципальных властей, и не­известно, чем кончилось бы противостояние, если бы не случивший­ся на одной из центральных улиц пожар. Под обломками сгоревше­го здания неожиданно были найдены фрагменты здания XV века. Эта находка предопределила последующие события. Муниципалитет отказался от разработанного проекта и пригласил других проекти­ровщиков. В их задачу входило изучение исторической части города и поиск решения, которое не основывалось бы на ее разрушении. Новая стратегия реконструкции привела к активизации роли жителей в принятии градостроительных решений. Был предложен план созда­ния нового центра за пределами исторической части, на пустыре. Сохранение старого ядра города, не обладавшего в те времена при­тягательной силой для туристов, поначалу имело чисто социаль­ный смысл: этого хотели жители. В 90-е годы раскрылись стороны реализованного проекта, которые не могли быть спрогнозированы несколько десятилетий назад: стремление сохранить уникальный об­лик городов и сел ныне стало элементом экологического сознания. Теперь Честерфилд приводится как пример умелого проектирования новой социальной инфраструктуры без разрушения сложившегося со­циального пространства. В результате он превратился в туристский центр.

Разумеется, поддерживающие проекты связаны не только с гра­достроительными задачами. Их можно обнаружить там, где сохра­няются различные обряды, ритуалы, действия, предопределяемые традицией. Нередко в сохранении традиции исходное событие, ее породившее, уже не имеет значения.

В Бельгии каждый год 5 июля проходит необычное шествие в кос­тюмах XVI века. Это шествие организуется в ознаменование давне­го события: 5 июля 1549 г. император Священной Римской империи, король Испании прибыл в Брюссель, и его приветствовали жители города. Событие, которому скоро полтысячи лет, по видимости ма­лозначительное, породило традицию: ежегодно этот эпизод истории повторяется в точных костюмах того времени, в точном порядке сле­дования всех участников. В колоннах идут и потомки участников встречи короля в тот далекий день.

Подобные шествия и праздники есть и в других странах. Что здесь достигается? Связь новых поколений с историей своего на­рода, своей страны. Дело не в короле и не в исторических костю­мах, а в том, что фрагменты истории вписываются в современ­ную социальную жизнь, дают повод для праздника, напоминают 0 предках. В известном смысле это — и социодрамы, сходные с те­ми, методике которых учат специалистов по социальной работе,

2) Типыпроектов по направлениям деятельности.

Разделение со­циальных проектов по направлениям деятельности может дать множество типов, поскольку здесь с организационными вопроса ми смыкаются вопросы содержания проектов.

Выделим некоторые из типов, чтобы показать разнообразие направлений социального проектирования.

В образовательных проектах ставятся задачи, преимущественно связанные с предоставлением образовательных услуг. Надо заме тить, что приобретение знаний, умений и навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности Кроме того, образовательные проекты могут быть направлены на совершенствование самой системы образования (различные об­разовательные реформы).

Значительные изменения в системе российского образования были закреплены Законом РФ «Об образовании» (1992), однако вскоре вы­яснилось, что многое недостаточно продумано и дало отрицательный результат. В разработанных в последнее время идеях реформы обра зования также сохраняется немало спорных положений. Это, среди прочего, показывает, что социальное проектирование в сфере образо вания — дело сложное, оно наталкивается на то обстоятельство, что система образования обладает высокой инерционностью, а крупные изменения в ней сопряжены с огромной организационной работой по кадровому и материально-финансовому обеспечению. Активно проявляется и сопротивление нововведениям со стороны педагогов. Характерно, например, что более 65% отзывов на основные положе­ния Концепции реформы системы образования, пришедших со всех концов России в министерство, имели своим содержанием отрица­ние необходимости какой-либо образовательной реформы22.

Научно-технические проекты также могут выступать как про­екты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Приведенный пример интер­нета показателен в этом отношении. Научно-технические проек­ты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содей­ствовать образованию ассоциаций и клубов, вызывать подража­ния, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовав­шим в проекте, и т.д.).

Примером поисковых проектов могут служить экспедиции Тура Хейердала. В 1947 г. он с пятью спутниками отправился на плоту «Кон-Тики» из Перу к архипелагу Туатамоту, чтобы доказать возможность заселения Полинезии из Америки. В 1969 и 1970 г. Хейердал на па­пирусных лодках «Ра» и «Ра-2» совершил путешествия от западных берегов Марокко к американским берегам для доказательства связей Древнего Египта с Америкой. С самого начала путешествия Хейердала замышлялись не как сугубо научные мероприятия, имеющие зна­чение для узкого круга специалистов. «Кон-Тики» и «Ра» стали фак­тами общественного сознания, отразились в организации туризма, ан­тураже кафе и гостиниц, обширной литературе для детей и юношества и т.д. Легендарный плот стал основным экспонатом музея «Кон-Ти­ки» — одной из достопримечательностей столицы Норвегии Осло.

Если бы проект Тура Хейердала предусматривал лишь собст­венно научные цели (подтверждение научной гипотезы), то в нем не обнаруживались бы признаки социального проекта. В разных странах мира создается армада научно-технических изобретений и технологий, проводится безмерное число лабораторных испы­таний, ведется множество археологических раскопок и т. п., но по­ка сам процесс поиска, изобретения, открытия или его результа­ты не преодолеют некоего трудноопределимого барьера между сферой науки и сферой обыденной жизни довольно большого ко­личества людей (или небольшого — но таких, на которых ориен­тируется общественное мнение) — нет и социального проекта. Граница социального в научных открытиях и технических и тех­нологических разработках подвижна и легко изменяется в зави­симости от контекста. Это легко увидеть на примере различных выставок, где то или иное изобретение, промышленный образец приобретает статус экспоната, а значит — и новое содержание.

Культурные проекты могут по основной своей направленнос­ти выступать как проекты художественные, символические, экзо­тические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни. Иначе говоря, в этом случае мы обращаем внимание не на эстетические, культурно-семантические стороны проекта, а на его социальную функцию.

Таковой была практика превращения в театральное действо актуаль­ных социальных проблем молодой Советской республики в 20-е го­ды. Например, довольно широкое хождение имели инсценировки су­дов: «Суд над гражданином Федором Шараповым по обвинению в заражении триппером», «Суд над матерью, виновной в распрост­ранении скарлатины», «Суд над гражданами Иваном и Агафьей Ми­трохиными, по вине которых произошло заболевание рабочих тубер­кулезом» и др. (названные инсценировки были написаны Б. Сига-лом и опубликованы в московском издательстве «Жизнь и знание» в 1927 г.). Это своего рода учебники по преодолению тех или иных социальных проблем, направленные на просвещение (правовое, ме­дицинское, а заодно и политическое) малограмотного населения.

Культурные программы нередко создаются в связи с годовщи­нами тех или иных политических событий, иногда именно в куль­турных проектах выражается значимость данного события для власти.

По случаю 10-летия Октябрьской революции в Ленинграде в 1927 г. были организованы действа, воспроизводившие взятие Зимнего дворца революционными рабочими, солдатами и матросами. В по­становке были заняты тысячи исполнителей. И в наше время такая практика символических действий имеет место в некоторых странах. Так, в апреле 2002 г. в празднике весны, символизирующем единст­во народа КНДР, гигантские живые картины на одном из крупней­ших стадионов мира создавали 100 тыс. юных корейцев.

Особое значение и невиданный размах культурные компонен­ты в рамках национальных и городских праздников, междуна­родных фестивалей, спортивных соревнований приобрели в 80-90-е годы XX века. Крупнейшие театрализованные представления имели место на открытии и закрытии Олимпиады в Москве (1980), во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985), в дни празднования 850-летия Москвы (1997).

Участие лучших оперных певцов (М. Кабалье, Л. Паваротти, П. Доминго и др.) в церемониях открытия международных спор­тивных мероприятий, включение в эти церемонии новых, специально к случаю написанных музыкальных произведений, созда­ние грандиозного костюмированного действа, живых панно на ста­дионах и площадях стали непременными атрибутами значимости события, хотя раньше в общественном сознании спорт и, напри­мер, опера никак не связывались. Все это черты новых коммуни­кационных особенностей в современном мире, которые проявля­ются через социокультурное проектирование.

Очевидно, что такие проекты требуют огромных финансовых средств, материальных и организационных ресурсов, чаще всего они реализуются как заказ государственных органов, междуна­родных организаций.

На другом полюсе социокультурных проектов стоят авторские творческие работы, представляемые на обозрение какому-то не­определенному числу лиц. Здесь на первый план выходит стрем­ление авторов к самопрезентации и к установлению диалога со зрителем, слушателем и т. д.

Диалоговое назначение имеют такие современные культурные формы, характеризующиеся иррациональным восприятием мира, как хэппенинг и перфоманс.

Хэппенинг {англ. happening — происходящее) — сценическая разновидность поп-арта, представляющая собой импровизацион­ное театрализованное действие, у которого нет определенного сю­жета, нет и заранее написанного сценария. Расчет в хэппенинге делается на исполнителя, который должен просто жить, просто реагировать на происходящее — в абсурдной форме или в форме самой рутинной. Важно, что такой показ обыденной жизни (не­редко хэппенинг представляет ежедневные действия — еду, оде­вание, бритье и т.п.) вызывает активное соучастие зрителей25.

Перфоманс {англ. perfomance — представление, действие) — вид концептуального искусства, получивший распространение начиная с 60-70-х годов XX века. Перфоманс основывается на изображе­нии переживаний, состояний сознания, а средствами изображения выбирает человеческое тело, жесты, поведение художника, кото­рый берет на себя роль актера26.

Перфоманс «Собака Павлова» сконструировал молодой российский художник Олег Кулик: он голый изображает собаку, жена кормит его из миски, выводит на поводке погулять. На международной выставке культурных проектов в Швейцарии в 1996 г. этот проект получил высшую оценку экспертов, увидевших в перфомансе Кулика глубо­ко философскую идею, выражающую боль современного человека В 1997 г. автор в течение двух недель демонстрировал свой проект в США.

Между двумя полюсами культурных проектов — множество пе­реходных форм, из которых отметим проекты, задачи которых не­посредственно переплетаются с целями социальной работы. Вклю­чение лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в социальной реабилитации, в те или иные культурные проекты приобретает большое значение в технологиях социальной работы.

Таков, в частности, проект француженки Анабель Арден, которая в 1998 г. поставила балет с участием инвалидов-колясочников. В спек­такле участвовали и профессиональные танцовщики, и в этом соче­тании выявлялся особый смысл постановки не только как благотво­рительного мероприятия, но и как эстетической ценности.

И большие, и малые культурные проекты приобретают зна­чение, когда их направленность совпадает с интеллектуальными и духовными поисками, актуальными для общества. Один и тот же проект может восприниматься в разных условиях как выдаю­щийся, объединяющий нацию, придающий силы или как ничтож­ный, непонятный и даже смешной, нелепый. Здесь особенно чет­ко видно то, что присуще всем социальным проектам: они зави­сят от той среды, где их хотят реализовать, от ожиданий людей. А сами эти ожидания предопределены типом культуры, характер­ной для данного общества. Вот почему было бы справедливо от выделения культурных проектов как разновидности проектов со­циальных переходить к пониманию всех социальных проектов как социокультурных. Такое понимание позволило бы гораздо глубже осознать концептуальную сторону социального проектирования и значительно точнее определять практические цели и задачи про­ектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: