Типы проектов по особенностям финансирования

Социальные проекты нуждаются в финансировании — это общеизвестно. Но также общеизвестно и то, что проекты по-разному нуждаются в финансовых средствах. Выбор модели финансирования зависит от многих факторов, и, прежде чем с ней определиться, необхо­димо понять ведущий мотив финансиста и оценить возможности взаимодействия с ним.

Социальные проекты нередко строятся в финансовом отноше­нии как проекты со смешанным финансированием. Для осуществ­ления таких проектов их организаторы привлекают средства из раз­ных источников и на разных условиях. Для значительной части социальных проектов смешанное финансирование наиболее удоб­но. Оно позволяет аккумулировать средства из источников, каждый из которых не был бы в состоянии финансово обеспечить проект полностью. Постепенно к такой модели финансирования скло­няются многие негосударственные организации, специализирую­щиеся на разработке и реализации социальных проектов.

В некоторых случаях привлечение того или иного источника прямо связано с условием смешанного финансирования. Так, рас­ходы на финансирование проектов (программ) молодежных и дет­ских общественных объединений из средств федерального бюд­жета и внебюджетных фондов Российской Федерации (согласно Федеральному закону «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г.) не должны превышать половины общей суммы расходов27.

Классификация социальных проектов по особенностям фи­нансирования поэтому основывается на выделении в качестве типообразующего такого способа финансового обеспечения, ко­торый является основным. В силу этого мы выделяем инвестици­онные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные проекты.

Инвестиционные проекты. Инвестиция — это вклад собствен­ности в дело с целью извлечения прибыли.

Далеко не каждый проект может привлечь инвестиции. Для ин­вестора должна быть вне сомнений цель такого проекта, его зна­чимость, которая определяет соразмерность вложения капитала. Нужна детально разработанная документация (бизнес-план в пер­вую очередь), без нее нет инвестиционного проекта: он просто не будет рассматриваться в качестве такового. Наконец, главное: какой бы ни была цель проекта, он не станет инвестиционным, если его реализация не удовлетворяет основного мотива инвесто­ра — получения максимальной прибыли Последнее обстоятельство резко снижает возможность стать инвестиционными для значительной части социальных проектов. Об этом надо знать и рассчитывать на инвестиции лишь после глу­бокого анализа ситуации на рынке инвестиционных проектов, который складывается по законам бизнеса и имеет связь с соци­альными потребностями в областях, узко ограниченных особой до­ходностью вложений.

В здравоохранении и социальном обеспечении, например, для ин­вестиций перспективны проекты, имеющие целью удовлетворение потребности населения и лечебно-профилактических учреждений в жизненно важных лекарственных средствах, диагностической ме­дицинской технике и хирургическом инструментарии28. В то же время в числе перспективных на рынке инвестиционных проектов не рассматривается, допустим, производство детского питания, ис­ключительно важное с точки зрения сохранения здоровья нации, но недостаточно прибыльное.

Расчет на инвестиции для социального проекта должен учиты­вать и различие форм инвестирования, в том числе таких, как:

—денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, обо­ротные средства, паи и доли в уставных капиталах предприятий, ценные бумаги, кредиты, займы, залоги);

—земля;

—здания, сооружения, машины и оборудование, измеритель­ные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое дру­гое имущество, используемое в производстве и обладающее лик­видностью;

—имущественные права (оцениваемые, как правило, денеж­ным эквивалентом), секреты производства, лицензии на переда­чу прав промышленной собственности.

Экономическое обоснование инвестиционных проектов пред­полагает, что при сравнении различных проектных предложений выбор лучшего из них производится по показателям экономиче­ской и коммерческой эффективности.

В роли инвестора может выступить государство (в лице орга­нов государственной власти) и органы местного самоуправления. Их инвестиционное поведение несколько отлично от поведения инвестора — частного собственника. Здесь менее выражена увяз­ка инвестиции с максимальной прибылью, поскольку финанси­рование имеет целевой характер, предопределенный бюджетной классификацией. В наших условиях механизмы инвестирова­ния из средств государственных бюджетов и бюджетов местного самоуправления в социальные проекты пока отработаны слабо В силу этого обстоятельства мы рассматриваем бюджетное финан­сирование как особый тип финансового обеспечения социальных проектов (см. ниже).

Наконец, в роли инвестора может выступить и сам инициатор проекта (индивидуальный или коллективный). Естественно, что его отношение к собственному проекту будет в первую очередь определяться стремлением реализовать цели проекта. Но и в этом случае инвестиция подчиняется экономической целесообразности

Классическим примером авторского инвестирования спорного по возможным экономическим последствиям проекта стала деятель­ность руководителя корпорации «Контрол Дейта» Уильяма Норриса по созданию автоматизированной системы обучения «Плато». Ини­циатор проекта был убежден, что «Плато» сыграет важную социаль­но-экономическую и образовательную роль в обществе, поскольку позволит упростить методики обучения и усвоения материала и ши­роко их распространить. В течение десяти лет Норрис истратил более 750 млн. долларов на разработку «Плато». «Многие подчи­ненные резко критиковали этот план. Рынок проявлял скептицизм к данной продукции, но Норрис, верный своим личным ценност­ным ориентациям, был настойчив. Сегодня «Контрол Дейта» начи­нает получать некоторые положительные экономические результаты от этого «ценностно-обоснованного» проекта, который превратил мечту Уильяма Норриса в реальность»30.

Спонсорские проекты. В обыденной практике словоупотребле­ния спонсор представляется как человек (организация), который дает деньги на понравившийся проект или просто понравивше­муся лицу, нуждающемуся в деньгах, без требования возврата. Это представление отразилось и во многих справочниках по рыноч­ной экономике, где спонсор приравнен к меценату. Все же спон-соринг — экономическая, а не нравственно-эстетическая деятель­ность. Спонсор, как и инвестор, проявляет интерес к целям нуж­дающегося в средствах проекта, но в первую очередь преследует свою выгоду.

Чтобы уяснить выгоду спонсора, зададимся вопросом: поче­му есть спонсоры у команд КВН, выступающих по телевидению, и нет у команд КВН, соревнующихся в каком-нибудь клубе? От-

вет в том, что спонсор предоставляет средства на поддержку про­екту, если это может стать формой его рекламы или презентации (формирование образа фирмы).

Фактически речь идет об одном из каналов формирования паблиси­ти спонсора. Каждая фирма заинтересована в создании у потенци­ального потребителя ее продукции или услуг устойчивого положи­тельного отношения к этой фирме, позитивной установки на кон­такт с ней. Что-то можно сделать через механизм рекламы, что-то через информацию СМИ, которую они получают сами. Но этого бывает недостаточно в условиях жесткой конкуренции. В последние десятилетия фирмы «стали уделять больше внимания информиро­ванию своих клиентов и партнеров (имеющихся и потенциальных) о своих новостях. Это-то и есть паблисити»31. Кроме принятых форм паблисити, таких, как рассылка пресс-релизов о своей фирме, вни­мание к ней может быть эффективно привлечено удачным осу­ществлением спонсоринга (например, спонсорская поддержка спортивной команды, на победу которой в крупных соревнованиях рассчитывают миллионы болельщиков). Это — один из способов со­здания новости, а значит, повода для паблисити.

В мировой практике принято заключать договор о спонсоринге, из которого вытекает взаимная ответственность сторон: спонсор обязуется предоставить запрашиваемые средства для осуществления проекта, а организаторы проекта обязуются рекламировать и дру­гим образом представлять интересы спонсора (создавать его поло­жительный имидж в общественном мнении и т.д.). Это, собствен­но, и есть расплата по договору спонсоринга, который не преду­сматривает возврата выделенных под проект финансовых средств.

Телевидение — пока наиболее распространенный канал, по ко­торому поступают средства спонсоров. На российском телеви­дении, в частности, стоимость спонсорской рекламы в середине 2001 г. составляла от 500 до 44 000 долларов США за одну минуту трансляции — в зависимости от канала и рейтинга той или иной программы. Формируется система спонсоринговой поддержки че­рез интернет.

Очевидно, что лишь проект, получающий известность в опре­деленных кругах, в контактах с которыми заинтересован спон­сор, может стать спонсорским. Этот проект должен сам обладать

положительным имиджем, вызывать большой интерес в общест­ве, чтобы формировать положительные установки в отношении спонсора.

Кредитные проекты. Способом финансового обеспечения со­циального проекта может быть избран кредит. Это еще один ком­мерческий вариант финансирования, специфика которого состоит в том, что получение финансовых средств возможно только под условие предоставления гарантий кредитному учреждению (залог собственности, например).

Такой проект также предполагает развернутое финансово-эко­номическое обоснование, которое должно убедить и инициато­ров проекта, и кредитора в том, что кредит будет погашен и по нему будут уплачены проценты в соответствии с принятым по» рядком. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает правило, согласно которому кредитор «вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным догово­ром кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок»32.

Государство, местное самоуправление могут содействовать в получе­нии кредита под социально значимый проект и даже брать на себя поручительство по кредитным обязательствам негосударственных ор­ганизаций, связанным с их уставной деятельностью. Такого рода ме­ры содержит, в частности, Закон Московской области «О региональ­ной государственной молодежной политике в Московской области» (1995 г.)33.

К кредитным проектам принципиально близки те, которые осу­ществляются с применением лизинга. Лизинг — долгосрочная, ино­гда до нескольких лет, аренда средств производства (машин, обо­рудования, производственных сооружений и т. д.), предполагающая возможный последующий выкуп арендатором полученного в аренду имущества. Имущество остается собственностью лизинговой ком­пании до конца сделки, а после того как организация-арендатор расплатилась за него, она становится собственником этого иму­щества. Это фактически форма инвестиции, позволяющая начи­нать дело с меньшими затратами и избегать влияния на эффек­тивность работы морального старения оборудования. Очевидно, что и это форма финансового обеспечения проекта, способного приносить доход.

Бюджетные проекты. В силу того, что социальные проекты не­редко бездоходны и убыточны в прямом финансовом выражении, но при этом решают важные социальные задачи (и в этом смысле себя окупают), значительная часть проектов осуществляется в рам­ках государственной социальной политики и решения местных за­дач. Такие проекты у нас в стране финансируются из соответст­вующих бюджетов (федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов) чаще всего в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности госу­дарственного или муниципального учреждения, а в некоторых случаях — целой сети соответствующих органов и учреждений (например, Федеральной миграционной службы), а также субси­дий территориальным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, негосударственным организациям.

Финансовое обеспечение из бюджетных источников имеет ог­раничения, определяемые различными нормативами (структура штатов и число штатных сотрудников, фиксированные размеры фонда заработной платы и т. д.). Работа по нормативам услож­няет для бюджетных проектов внедрение нововведений.

К тому же следует учитывать, что в нестабильной экономиче­ской обстановке приведение расходной части бюджетов всех уров­ней в соответствие с доходной частью происходит, как правило, путем урезания социальных программ. Это ставит многие проек­ты под удар. Во всяком случае, бюджетный проект в современной российской действительности перестал быть проектом с гаранти­рованным финансированием.

Субсидия (дотация)это государственное финансовое пособие юридическим и физическим лицам в виде ассигнования на покрытие убытков, сбалансирование бюджета и т. д.34 Такую модель финан­сирования социальных проектов избирают органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления для поддержки проектов и программ негосударственных организаций, привлекая для субсидий бюджетные средства и средства из внебюджетных источников.

Аналогичный механизм имеется у многих международных ор­ганизаций (ООН и ее специализированные органы ЭКОСОС, МОТ, ЮНЕСКО и др.), фондов (Фонд Сороса, Фонд Форда и др.), профессиональных ассоциаций (ассоциации социальных работников и др.).

Многие международные и зарубежные фонды в 90-е годы начали активно поддерживать социальные проекты, осуществляемые в Рос­сии и других странах СНГ. Вот некоторые из фондов, имеющие свои центральные офисы в США (выборочно указываем финансируемые виды и области деятельности):

—Институт «Открытое общество» (Open Society Institute): аренда по­мещения, земли, приобретение оборудования, снаряжения, издание публикаций, приобретение литературы, поездки, экспедиции, стипен­дии; гражданское общество, искусство и культура, экологические тех­нологии;

—Национальный фонд в поддержку демократии (National Endowment for Democracy): обменные программ л, стипендии; гражданское об­щество, демократическое строительство, развитие неправительствен­ных организаций, развитие частного сектора;

—Фонд в поддержку взаимопонимания (Trust for Mutual Understan­ding): подготовка семинаров, конференций, летних лагерей, обмен­ные программы; устойчивое развитие, экологическое образование;

—Фонд МакАртуров (John D. and Catherine T. MacArthur Foundation): оплата труда, индивидуальные проекты, приобретение оборудова­ния, снаряжения, издание публикаций, поездки; гражданское обще­ство, законодательная реформа, средства массовой информации, эко­номическая реформа;

—Фонд Франка Видена (Frank ^eden Foundation): индивидуальныепроекты, совместные проекты; устойчивое развитие;

—Фонд Натана Каммингса (Nathan Cummings Foundation): консуль­тационные услуги, научные исследования (специальные проекты); гражданское общество, экология и здоровье;

—Фонд выборочной информации (Essential Information Foundation): общая поддержка; развитие неправительственных организаций;

—Фонд Форда (Ford Foundation): индивидуальные проекты, подго­товка семинаров, конференций, летних лагерей, общая поддержка, стипендии; искусство и культура, публикации.

Множество других благотворительных организаций и частных фондов имеют намерения по поддержке проектов в социальной сфере, готовы выделить на эти цели немалые средства. Чаще все­го такие средства имеют форму фантов.

Грант представляет собой фиксированную денежную сумму, кото­рую владелец средств (грантодатель) передает безвозмездно исполни­телю обусловленных работ или услуг (грантополучателю). Предостав­ление фанта предполагает, что организаторы проекта в опреде­ленные сроки отчитаются о расходовании средств под проект, причем такое расходование имеет целевой порядок и заранее до­вольно жестко фиксируется в утверждаемой грантодателем сме­те расходов. Здесь вступает в силу гражданско-правовой договор с определением мер ответственности сторон за его реализацию.

Таковы, например, меры поддержки проектов (программ) молодеж­ных и детских общественных объединений, предусмотренные Феде­ральным законом «О государственной поддержке молодежных и дет­ских общественных объединений» (1995). Конкурс проектов (про­грамм) проводится по 10 направлениям деятельности. Победители получают грант, имеющий соответствующее назначение:

грант «Константин Циолковский» — для поддержки проектов (про­грамм) в области развития инновационных идей и технологий, ко­торые могут приобрести практическое значение в XXI веке;

грант «Михаил Ломоносов» — для поддержки проектов (программ), стимулирующих разностороннее образование и интеллектуальное развитие детей и молодежи, основанное на соединении гуманитар­ного и естественнонаучного знания и предполагающее использова­ние этого образования для достижения какой-либо практической (производственной, изобретательской, издательской и т.д.) задачи;

грант «Великая княгиня Елизавета Федоровна» — для поддержки проектов (программ), связанных с созданием учреждений, центров, отделений и т.п. в рамках системы социальной службы для детей
и молодежи с целью их правовой защиты и социальной поддержки;

грант «Лев Яшин» — для поддержки проектов (программ), направ­ленных на укрепление здоровья молодежи и детей, вовлечение их в занятия физической культурой и спортом, формирование здорово­го образа жизни;

грант «Екатерина Дашкова» — для поддержки проектов (программ), направленных на развитие средств массовой информации для молодежи и детей, молодежных и детских объединений, а также на создание и публикацию адресованных детям и молодежи энциклопедических изданий и иных произведений, содержащих обобщение накопленных человечеством знаний, нравственных и духовных ценностей;

грант «Петр Чайковский» — для поддержки проектов (программ в области художественной культуры, новаторских работ молодых художников, композиторов, писателей и других деятелей культуры
и творческих молодежных и детских коллективов;

грант «Владимир Вернадский» — для поддержки экологических проектов (программ) как в области охраны окружающей среды, так и в области экологии культуры и развития ноосферы;

грант «Афанасий Никитин» — для поддержки проектов (программ), основным содержанием которых является развитие молодежного и детского туризма, в том числе международного;

грант «Александр Невский» — для поддержки проектов (программ), направленных на патриотическое воспитание молодежи, развитие краеведческой и поисковой работы, сохранение и восстановление па­
мятников отечественной истории и культуры; поощряются также проекты и программы по исследованию российской истории.

Кроме этих девяти, установлен еще государственный грант, не на­званный чьим-либо именем, поскольку он предназначен для поддержки инновационных проектов (программ), содержание которых не может быть отнесено к названным сферам и выражает творческий поиск молодежных и детских объединений в различных областях че­ловеческой деятельности35.

В приведенном примере, как чаще всего и в других случаях, субсидии на реализацию проекта можно получить в конкурсном порядке. Это обстоятельство содержит в себе определенную слож­ность. Она заключается в том, что в материалах, представляемых инициатором проекта на конкурс, необходимо точно охарактеризовать те стороны предполагаемой деятельности, которые пре­дусматриваются условиями конкурса. Часто проекты, которые можно отнести одновременно в разные группы конкурсантов, откладываются как неясные, слабо подготовленные и конкурсны­ми комиссиями не рассматриваются.

В конкурсах чаще побеждают те, кого в конкурсных комис­сиях хорошо знают. Не во всех случаях это значит, что выиграв­шая организация имеет лучший проект. Нередко это свидетель­ство того, что такая организация умеет хорошо отчитаться перед грантодателем.

Есть и другие проблемы, например, идейное давление фондов на авторов проектов (побеждают проекты с желаемой для грантодателя тенденциозностью).

В целом все это не позволяет слишком рассчитывать на гран­ты для тех или иных социальных проектов, и успех осуществле­ния проекта везде, где это возможно, лучше связывать со смешан­ным финансированием.

Благотворительные проекты. Многочисленные факты финанси­рования бездоходных или затратных проектов по неэкономиче­ским соображениям позволяют выделить как самостоятельный тип благотворительные проекты. Финансирование таких проек­тов часто имеет форму меценатства, когда лицо (организация), обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности уча­ствует в проекте не только выделением финансов.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898), создавая свою картинную галерею, поначалу был просто коллекционером живописи, но постепенно развил деятельность, стимулировавшую лучших худож­ников России к творчеству. Галерея Третьякова никогда не плани­ровалась как доходное предприятие и была безвозмездно передана Москве.

В конце XIX-начале XXвека в области социальной работы частная благотворительность — одна из наиболее применимых форм финан­сирования проектов. Немало свидетельств этого были собраны в ста­тье С. Яковлева, опубликованной в журнале «Трудовая помощь» в 1898 г. Создавшая в 1862 г. Московское Братолюбивое Общество княгиня Н.Б.Трубецкая заинтересовала целый круг благотворите­лей Москвы практической идеей снабжения неимущих квартирами. Описание этого практического дела показывает, что оно строилось по принципам социального проектирования. Широко использовалась и неденежная форма благотворительности. Так, И. Г. Кирсанов отдал на цели проектов Общества «громадный дом, ценность которого оп­ределяется сотнями тысяч рублей», недвижимость Обществу переда­ли также НА. Шохин, Е. И. Николаева и многие другие благотвори­тели. Подобным же образом осуществлялись проекты А. Н.Стрека-ловой, Е. Г. Торлецкой, С. С. Сабашниковой по созданию народных кухонь (первая их них была открыта в 1872 г. на Хитровом рынке). О кухне, получившей в народе название Торлецкой (по имени бла­готворительницы), автор статьи писал: «Торлецкая столовая и досе­ле продолжает свою вполне полезную деятельность. Судьба ее впол­не обеспечена как недвижимостью, так и запасным капиталом, ко­торый к 1 января 1898 г. составил 25 000 руб. Некоторое понятие об оборотах этой столовой дает отчет 1897 г., из которого видно, что в течение этого года отпущено было в этой столовой 156024 обе­да»36. В современной России размах благотворительности не столь значителен. Однако определенный ресурс в этом важном для соци­альной работы и других сфер общественно значимых действий есть, и его можно актуализировать.

Мотив благотворителя может быть связан с поддержанием ре­номе, стремлением прославить свое имя, а может отражать ка­кие-либо личные интересы и увлечения, мечты, религиозные убеж­дения. Удовлетворение нематериальных потребностей — нередко более сильный мотив для трат, в том числе и крупных, чем ожи­дание наивысшей прибыли от вложений. Это обстоятельство поз­воляет осуществлять многие некоммерческие проекты.

Расчет на такой тип финансирования проекта требует ясного осознания, что на инициатора проекта ложится сложная миссия по представлению своих замыслов потенциальным меценатам в форме просьбы, иногда — униженной просьбы, чего не могут избежать даже те инициаторы, которые имеют громкую славу и большой опыт реализации подобных проектов.

Выразителен пример поиска средств на мегаспектакль (театральное действо особо крупных масштабов) о генерале де Голле, который в 1999 г. осуществил Робер Оссеин — известный французский актер (Жоффре де Пейрак в фильмах об Анжелике) и постановщик уже около 20 мегаспектаклей, имевших большой успех. В одном из ин­тервью он так комментирует финансовую сторону своего проекта: «Во Франции никто не хотел верить, что тип, как я, отец которого ро­дился в Самарканде, а мать — в Киеве, способен понять такой чис­то национальный характер, как де Голль. Никто в меня не верил, никто не хотел давать денег. А потом случилось чудо, нашелся лю­битель искусства, меценат, который, выслушав меня, сразу же ска­зал мне «да», хотя спектакль стоит около 7 миллионов долларов... А вообще вы не можете себе представить, как тошно иногда бегать за продюсерами и просить денег!.. Надоело унижаться, чтобы найти денег, сидеть по уши в долгах»37.

Необходимо и морально, и технологически быть готовым к ве­дению переговоров с меценатами (о чем пойдет речь в связи с ор­ганизацией защиты проекта).

 4) Типы проектов по их масштабам.

Организационные вопросы со­ставления и реализации социальных проектов заметно различа­ются в зависимости от того, каков масштаб проекта.

Оценка масштаба основывается на нескольких показателях, в том числе следующих:

— насколько велико число людей (групп, организаций и т.д.), которые смогут воспользоваться продуктами (товарами, услугами, другими результатами) проекта;

— какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;

— как много финансовых средств и материально-веществен­ных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в пла­нируемом объеме;

— насколько сложен проект по своей структуре, формам орга­низации, отчетности и т. д.;

— на какое время и для какой территории рассчитано испол­нение проекта.

С учетом этих показателей среди проектов выделяются микро­проекты, малые проекты и мегапроекты.

Микропроекты. Микропроектэто чаще всего форма представ­ления индивидуальной инициативы, получающей признание окружа­ющих. Микропроект делается для себя и своих. Он может не тре­бовать внешнего финансирования, специального оборудования, может создаваться из подручных средств.

Приведем пример, который мы почерпнули из одной телепередачи. Московский дизайнер Татьяна О. думала, что бы такое оригинальное подарить подруге на день рождения. Она придумала расписать несмываемыми красками носки. Подарок произвел впечатление. На­чальный замысел расширился, и для других своих друзей и подруг Татьяна теперь расписывает носки орнаментами в русском стиле, пятнами и в другой технике.

Здесь, как видим, удовлетворение испытывают и автор, и его близкие, а на большее проект не претендует Он остается микро­социальным действием: тезаурус автора ориентирует его при вы­боре смысла и формы проекта, личные способности и умения должным образом применены для создания новой вещи, которая, как ожидается, понравится близким людям. Естественно, что та­кого рода проекты могут вовсе не иметь описания, их детали хра­нятся в голове автора. Тем не менее проектная сторона и здесь представлена в ее основных параметрах: это осознанная деятельность с заранее запланированным результатом, исходящая из имеющихся ресурсов.

При определенных условиях микропроект может выйти за пре­делы узкого круга близких и знакомых автора. Собственно, приве­денные случаи показывают, как это происходит. Средства массо­вой информации могут придать микропроекту широкую известность, активно способствовать расширению масштабов проекта или породить волну подражаний.

К микропроектам, разумеется, относятся не только те, в ко­торых инициаторы проявляют особые художественные таланты. В странах, где гражданские инициативы получили широкое распространение, большинство из них имеют форму социально­го микропроекта.

В Германии в 1998 г. насчитывалось 300 тыс. инициатив, групп са­мопомощи, агентств, в которых работают добровольно и без опла­ты множество людей. Вот некоторые примеры таких микропроектов. В Букстехуде 90 матерей учащихся гимназии работают на гимнази­ческой кухне: варят суп, пекут пиццу, делают бутерброды, чтобы де­ти «могли поесть что-нибудь приличное». Во Франкфурте-на-Май-не родители и дети ухаживают за пришедшими в негодность детски­ми игровыми площадками (высаживают живые изгороди, очищают песок в песочницах, ремонтируют качели и т.д.). В Берлине вла­дельцы собак приходят со своими животными к слепым, больным, престарелым людям, чтобы таким путем «привнести в их жизнь ка­кое-то разнообразие и доставить немного радости»38.

Такие простейшие проекты не требуют сложного управления, специального финансирования, их основа — подлинно человече­ские отношения.

Малые проекты. Малые проекты не предусматривают слишком большого числа потребителей, достаточны просты в управлении, не требуют крупного финансирования.

О примерных границах коммерческих малых проектов в ми­ровой практике бизнеса дают представление экономические по­казатели. В США такими показателями являются объем капита­ловложений до 10-15 млн. долл. и трудозатраты до 40-50 тыс. человеко-часов.

Специфика малых проектов состоит в том, что они допускают некоторые упрощения в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель — одно лицо, не обязательно со­здание команды проекта и т.д.)39.

Для социальных проектов, осуществляемых в нашей стране, размер малого проекта может быть установлен эмпирически по различным направлениям деятельности, а также в зависимости от региона (стоимость однородных проектов в зависимости от реги­онов существенно различается).

В конкурсных условиях Британской правительственной программы технического сотрудничества с Россией (1999 г.) определено, что рос­сийские малые проекты некоммерческого сектора поддерживаются грантами в размере от 15 до 50 тыс. фунтов стерлингов в зависимо­сти от направления деятельности (малые проекты в сфере развития демократических институтов, академическое партнерство, малые про­екты в сфере экологии и т. д.)40. Фонд, работающий по поддержке российских малых проектов в течение десятилетия (с 1989 г.), выра­ботал на практике свои критерии оценки проектов и их финансовых параметров. Подобным образом действуют и другие финансовые ор­ганизации.

Показатель по человеко-часам, принятый для малых проектов в США, сопоставим с российским: в таких проектах в наших условиях может быть занято примерно 25 человек на полный ра­бочий день в течение года.

Мегапроекты. В качестве мегапроектов обычно выступают це­левые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов.

В американской практике показателями для коммерческих ме­гапроектов считаются: объем капиталовложений от 1 млрд. долл. и больше; необходимость акционерных, смешанных форм финан­сирования; трудоемкость — 2 млн. человеко-часов на проектиро­вание и 15-20 млн. человеко-часов на реализацию; длительность реализации — 5—7 и более лет; необходимость участия других стран, дополнительные затраты на инфраструктуру; влияние на со­циальную и экономическую среду региона или страны. Специ­фика мегапроектов состоит в необходимости масштабной коор­динации действий исполнителей. Кроме того, нужен анализ мак­ропоказателей среды (страна, регион мира). Еще одно отличие: выделение разработки концепции проекта в качестве самостоя­тельной фазы. Поскольку мегапроекты, как правило, реализуются в течение ряда лет, возникает потребность мониторинга проекта и его коррекции41.

Опыт принятия социальных мегапроектов есть и в нашей стране. Такова, например, федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года» (она была утверждена Постановлением Правительства РФ от 13.09.96 г. №1099). Согласно произведенным в ценах 1996 г. рас­четам, для реализации программы было необходимо 15,5 трлн. руб. Ожидалось, что результатами осуществления программы станут: обес­печение перехода коренных малочисленных народов Севера к устой­чивому развитию преимущественно за счет собственных источников финансирования, создание условий для увеличения доходности тра­диционных отраслей хозяйствования на основе современных техно­логий42. По запланированным затратам и по масштабности целей это — мегапроект. Однако обратим внимание на то, что такие гран­диозные цели предполагалось достичь за немыслимо короткие сро­ки — фактически за два года, если иметь в виду, что финансирование по программе в первый год ее осуществления (1997 г.) планировалось в основном на дальнейшую разработку подпрограмм. Нет ничего удивительного, что программа по ожидаемым результатам оказалась невыполненной.

В плане трудозатрат представление о мегапроекте дает такой расчет: только на его проектирование необходимо затрачивать до двух лет работы в режиме полного рабочего дня 500 специа­листов.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: