Типы проектов по срокам реализации

Для каждого социаль­ного проекта приходится определять временные рамки его осу­ществления. Они будут различаться в зависимости от множества обстоятельств — и тех, которые связаны с намерениями инициа­торов, и тех, которые возникают за пределами проекта, но пре­допределяют его ресурсную базу.

Однако практика показывает, что в организационном отноше­нии нет особой разницы, предполагается ли осуществить один про­ект за пять или шесть месяцев, другой — за пять или шесть лет, а третий — за десять или пятнадцать лет. Разница проявится лишь при сопоставлении таких проектов между собой.

Это обстоятельство и определило группировку проектов по срокам реализации: в мировой практике принято разделять проекты по этому основанию на краткосрочные, среднесрочные и дол­госрочные.

Краткосрочные проекты. Обычно краткосрочные проекты требуют для своей реализации примерно год, максимум два года. Срок определяется целью, наличием ресурсов, особенностями потенциального поведения потребителя.

Часто коммерческие проекты реализуются как краткосрочные когда планируется производство какой-нибудь новинки. В этом случае заказчик идет на увеличение стоимости проекта, посколь­ку выигрыш в скорости становится залогом общего успеха про­екта.

Специфика организационных решений в таких проектах состо­ит в применении матричной структуры управления, возложении всей полноты ответственности за исполнение на одно подразделение, принятии решения на месте реализации, минимуме коррекции планов и отчетности и т.д. Соблюдая эти условия, можно со­кратить сроки исполнения до минимума и добиться реализации проектов (по крайней мере малых) за несколько месяцев.

В социальной сфере потребность в ускорении сроков исполнения проекта может проявляться в чрезвычайных ситуациях (например, при разворачивании пунктов психологической по­мощи населению после природной или техногенной катастрофы) и в некоторых других случаях, обычно все же не связанных с опе­режением конкурентов по внедрению нововведений.

С примером осуществления социального проекта как краткосрочно­го мы столкнулись в г. Шверте (Германия). Здесь подготовка добро-вольных социальных работников возобновляется по одной и той же программе ежегодно (т. е. имеет годичный цикл). Казалось бы, бо­лее логичным было бы наращивать подготовку добровольцев, а не идти по одному и тому же кругу. Однако краткосрочность проекта определяется тем, что в течение года основная часть добровольцев отходит от работы в социальных учреждениях, вкусив всю ее тя­жесть. Это обстоятельство учитывается в планировании как естест­венное, а в чем-то и позитивное: хоть те, кто попытался стать доб­ровольцем, не выдержали нагрузки, но как налогоплательщики они уже сознательно поддерживают меры в области социальной работы.

Среднесрочные проекты. Обычно среднесрочные проекты осу­ществляются за 3—5 лет.

Практика среднесрочного проектирования мероприятий утвер­дилась в ООН и ее специализированных учреждениях. Так, сред несрочное планирование своей работы ведет ЮНЕСКО.

Распространенной стала практика создания среднесрочных про­грамм, состоящих из множества проектов.

Одна из таких программ — одобренная Европейской Комиссией (структурой ЕС) в 1997 г. пятилетняя программа добровольческой службы. Ее цель — содействовать молодежи Европы в проявлении на практике солидарности с другими народами и приобретении жиз­ненного опыта в работе над реализацией социально значимых про­ектов за пределами своей страны. Добровольцами в рамках програм­мы могут стать жители стран ЕС в возрасте от 18 до 25 лет, которые будут трудиться в сфере социальной защиты, охраны окружающей среды, культуры и образования. Участники проектов обеспечивают­ся жильем и питанием и получают относительно небольшую по ев­ропейским стандартам сумму денег (250 долл. США ежемесячно) на весь период работы в проекте — от 3 недель до года. Собственно, среднесрочный характер программы и определяется постановкой самых общих целей разнообразной добровольческой молодежной деятельности и обеспечением ее финансово-экономических условий по общим стандартам на достаточно длительный период43.

Долгосрочные проекты. Такие проекты осуществляются на протяжении 10—15 лет. Они предусматривают существенные социальные преобразования и сложны для разработки, которая должна строиться с учетом долгосрочного прогноза. Но скорость научно-технических изменений (а значит, и социальных измене­ний, к которым они ведут) так велика, что сегодня невозможно вполне надежно прогнозировать ситуацию в таком временном ди­апазоне.

С учетом этого долгосрочные социальные проекты разделя­ются на последовательные этапы, ближайшие из которых раз­рабатываются конкретно, а отдаленные — в обобщенной форме, нередко лишь на концептуальном уровне.

Некоторые проекты, например предусматривающие строитель­ство социальных объектов, приходится планировать на всю дол­госрочную перспективу: строительный проект может быть до­веден до конца на основе предварительного замысла даже при изменении внешних обстоятельств.

В сфере социальной работы долгосрочность проекта может быть приобретенным признаком, что зависит от того, насколько эффективно оказываемые услуги удовлетворяют насущные обще­ственные потребности.

Проект «Дверь» (Door) в Нью-Йорке возник на соединении многих функций в социальной работе с молодежью, с 1972 г. он приобрел статус «центра альтернатив» для молодежи. Его популярность (центр регулярно посещают более 300 тыс. молодых людей) предопредели­ла долгую жизнь проекта. Замысел проекта предполагал сосредото­чение услуг и программ для молодежи под одной крышей (общая пло­щадь центра — 5 тыс. кв. м). Кроме тех, у кого есть серьезные про­блемы и жизненные трудности, в «Door» приходит артистическая молодежь, участники различных общественных, культурных, школь­ных конкурсов и других мероприятий. О таком конгломерате моти­вов прихода и соответственно предоставляемых центром услуг сви­детельствует рекламная листовка: «* Плохо себя чувствуете? Бес­покоитесь о своем здоровье? * Есть вопросы о сексе? Нуждаетесь в противозачаточных средствах? * Вы — родитель? Беременная? Хотите сбросить вес? Научиться готовить? Сэкономить на еде? Вас отвергли? Вы одиноки? Пользуетесь наркотиками и хотите ос­тановиться? * Нуждаетесь в работе? Хотите поступить в колледж? *Напряжение в школе? Вас вышибли из школы? * Не в ладах с зако­ном? Нуждаетесь в адвокате? * Нет пристанища? В бегах? Опасае­тесь за свою жизнь? * Хотите повеселиться? Развить свой талант? Нуждаетесь в тренировке?»44. Такого рода проекты, сохраняя основ­ные черты первоначального замысла, меняются в зависимости от динамики социальной жизни.

Престиж-проекты. В отдельную группу мы выделяем проекты, целевая установка которых основывается на феномене престиж­ного потребления. Их, по существу, нельзя отнести ни к одному из выделенных типов: такие проекты могут возникать в любой тематической области, иметь любую форму финансирования, об­ладать любым масштабом и требовать самых разных сроков для реализации. Специфика их замысла состоит в закреплении соци­альных различий знаками престижа.

Финансовая сторона таких проектов основывается на пара­доксе потребительского поведения, вскрытом известным амери­канским экономистом и социологом Торстейном Вебленом (1857-1929) в его книге «Теория праздного класса» (1899): определенными социальными слоями покупается не то, что экономически выгоднее (минимум затрат при максимуме качества), а то, что яв­ляется престижным45. Однако престижность изменяет не только стоимостные показатели проекта, но и другие его характеристи­ки, поскольку речь идет об особом жизненном стиле показного потребления, демонстративных трат.

Одним из престиж-проектов можно считать отель, открытый неким Хендриксом в Лос-Анджелесе для наездников-миллионеров и их ло­шадей. Особенность этого проекта в том, что лошади живут в номе­рах «люкс», а их хозяева — в конюшнях.

Нередко престиж-проекты подталкивают людей к тому или иному поведению, ограничивают для них возможности выбора. Эти проекты имеют ярко выраженную социальную направлен­ность, ее суть — установление особого рода социальных преград и фильтров, охрана корпоративного духа социальных групп, объ­единенных символами престижа.

Псевдопроекты. Псевдопроектвидимость проекта, форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представ­ленное в самом псевдопроекте. Социальный феномен псевдопро­ектной деятельности вполне объясняется популярностью проект­ной формы.

Мы выделяем две разновидности псевдопроектов — проекты-фикции и квазипроекты.

Проекты-фикции используют проектную форму как мас­кировку (латинское «fictio» означает выдумку, вымысел). Это могут быть псевдопроекты по типу конторы «Рога и копыта» Ос-тапа Бендера, когда фикция имеется уже на стадии замысла. Это могут быть и своего рода декорации деятельности, изображение позитивных результатов проектов там, где они не были достигну­ты. Еще с XVIII века для обозначения таких афер стало приме­няться название «потемкинские деревни».

1 января 1787 г. императрица Екатерина II предприняла путешествие в новые приобретенные ею земли. В Крыму императрицу и сопровож­давшего ее императора Священной Римской империи Иосифа II ждал князь Григорий Александрович Потемкин (1739-1791). По дороге сле­дования царского кортежа, в составе которого был и дипломатиче­ский корпус, разворачивались удивительные картины крестьянского благополучия: вдалеке виднелись добротные крестьянские поселения Это была искусная подделка: стояли только рисованные фасады, как теперь сказали бы «фанера», которые, в действительности, прикры­вали тяжелое положение переселенцев.

С проектами-фикциями приходится часто встречаться на кон­курсах социальных проектов. В этих случаях прежде всего обна­руживается заинтересованность в получении финансирования под проект, которое на самом деле планируется или потратить на другие цели (тогда мы имеем дело с «Рогами и копытами»), или использовать на проект только частично, позже составив фиктив­ный отчет о расходовании средств и представив реализацию про­екта на отдельных удавшихся объектах (тогда перед нами — «потемкинские деревни»).

Квазипроектами (латинская приставка «quasi» означает «как будто» и соответствует по значению словам «мнимый», «ненасто­ящий») мы называем те, что обладают всеми признаками настоя­щего проекта, но планируют нововведение, которое на самом деле таковым не является. Форма проекта в этом случае позволяет со­хранить инициаторам имеющееся положение под видом того, что это инновация.

Квазипроект — это по сути «прожект Крутицкого», каким он описан драматургом А. Н. Островским (1823-1886) в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1868).

Старый ретроград Крутицкий при помощи героя комедии Глумова подготовил «прожект», первая же статья которого («Артикул 1-й») вы­ражает его смысл: «Всякая реформа вредна уже по своей сущности»47. Глумов предлагает Крутицкому переименовать прожект в трактат. Крутицкий. Трактат, отчего же не прожект? Глумов. Прожект, ваше превосходительство, когда что-нибудь пред­лагается новое; у вашего превосходительства, напротив, все новое от­вергается...

Разумеется, квазипроекты не столь откровенно выражают кон­сервативную тенденцию. Требуется обстоятельный анализ не толь­ко декларируемых, но и скрытых целей подобных проектов, которых в социальной сфере немало. Следы «прожекта Крутиц­кого» можно обнаружить в некоторых программах социального и культурного развития территорий, в различных документах, свя­занных с проектированием объектов социальной сферы.

Псевдопроекты отвлекают силы и ресурсы от реализации того, что составляет общественный интерес. Но есть у них и некоторое достоинство: они в определенных случаях могут противостоять неумеренным, непродуманным действиям властей по навязыва­нию населению инноваций, к которым оно не готово. В целом псевдопроекты — хороший материал для анализа в области соци­ального проектирования.

В ряду псевдопроектов есть и такие, которые являются фор­мой самовыражения людей определенного склада. В этом случае не преследуются какие-то утилитарные цели (как в большинстве про­ектов-фикций, например). Авторы избирают проектную форму как способ самопрезентации. Обычно цели таких проектов имеют характер миссии, а средствам на их реализацию внимания не уде­ляется.

Таков проект, направленный в 1999 г. одним жителем российского города Камышин канцлеру ФРГ (текст своего письма автор, не удовлетворенный тем, что его «абсолютно серьезная и обдуманная идея» не была оценена, распространил через электронную почту и по фак­су). Суть проекта — в повсеместной отмене денег. «Деньги — не рус­ская категория. Я отменяю деньги на Земле», — пишет автор канц­леру. Почему ему? Автор поясняет: «Дело в том, что мои соотече­ственники совершенно потеряли рассудок, сошли с ума от денег, а также их отсутствия. На мои слова и письменные послания они никак не реагируют; и чтобы добиться хоть какого-то ответа, их сле­довало бы хорошенько поколотить». Канцлеру предложено «в воз­можно более короткие сроки» рассмотреть внесенное предложение об отмене денег на Земле.

Подобные курьезы отчетливо демонстрируют то, что в некото­рых проектах скрыто за фасадом, соответствующим принятым об­разцам.

Многообразие типов проектов — одна из примечательных черт социального проектирования. Возможность применять проект­ные подходы и технологии на любом уровне социальной органи­зации, в самых разных масштабах, временных рамках, с мощны­ми ресурсами и почти без них придает социальному проектиро­ванию гибкость и реалистичность. Условия, которые задаются проекту, предопределяют его форму и пути реализации. Разработ­ка социального проекта тем не менее и по своему смыслу, и по применяемым технологиям близка для самых непохожих проек­тов. О том, как вести такую разработку, речь пойдет в следующей главе.

 

В.А. Луков «Социальное проектирование», М., 2004 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: