Виды обучения | |
Наименование | Характеристика |
1 | 2 |
Сократовское | Наличие системы вопросов в процессе поиска истины |
Догматическое | Основа представлена в виде слушания, чтения, механического запоминания и дословного воспроизведения текста |
Развивающее | Направленность на самостоятельное освоение знаний, поиск решения |
Объяснительно- иллюстративное | Получение пассивно-созерцательных знаний путём их передачи – усвоения |
Проблемное | Развитие сознания человека через решение познавательных проблем, содержащих в себе противоречивый поиск и развитие вариантов ответа |
1 | 2 |
Программированное | Создание сложной динамической системы, которая управляет посылкой команд ученику/обучающемуся со стороны учителя/педагога и получение обратной связи в целях корректировки качества полученных результатов. Основано на обучающей программе (учебники и машины). Материал и деятельность обучающихся делятся на порции(дозы) и шаги (этапы обучения); переход от одной порции материала к другой зависит от качества усвоения предыдущей (А.И. Берг, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Т.А. Ильина, Н. Краудер, А.Н. Леонтьев, Ю.А. Самарин, Б.Ф. Скиннер) |
Модульное | Деление учебной информации по этапам учебной темы вплоть до проверки результатов усвоения новой информации |
Контекстное | Соединение предметного и социального содержания будущего профессионального труда, при котором обеспечивается перевод учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Реализуется динамическая модель движения деятельностистудента: учебная (лекции), квазипрофессиональная (игра), учебно-профессиональная (научно-исследовательская, производственная практика), реальная профессиональная |
Политехническое | Реализация в специальных учебных заведениях, готовящих специалистов технических профессий |
Интегрированное | Совместное обучение детей-инвалидов с незначительными отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми |
|
|
Таблица 7
Классификация стилей обучения
Виды стилей | |
Наименование | Характеристика в виде ключевых слов |
Репродуктивный | Повторите, воспроизведите, запомните, действуйте по образцу |
Творческий | Сравните, докажите, выделите главное, сделайте выбор, аргументируйте, предложите свой выбор |
Эмоционально-ценностный | Обсуждайте коллективно, дайте оценку, дайте свою трактовку, образно представьте; объясните ценность и значимость данного явления, информации, сочините, придумайте |
Эмоционально-импровизационный | Постройте, изложите информацию логично, интересно; стимулируйте высказывание о…. |
Эмоционально-методический | Акцентируйте внимание на сути предмета, не используйте поверхностные подходы |
Рассуждающе-импровизационный | Укажите детали…, установите конкретное сходство (отличие)… |
Рассуждающе-методический | Воспроизведите достаточно точно; повторите указанные характеристики, качества; подумайте и скажите: – что/как/ о…. – чем/когда/где/почему/каким образом/… |
|
|
Рассмотрим принципы, методы и средства обучения, а также формы обучения и организационные формы обучения более детально. [5,18]
Принципы обучения – это основополагающие идеи, нормативные требования к проведению дидактического процесса, это регуляторы процесса обучения.
Все принципы обучения направлены на развитие личности и индивидуальности каждого обучающегося в системе следующего вида:
1) развивающее и воспитывающее обучение;
2) культурно-, природосообразное обучение;
3) научность и связь с практикой;
4) систематичность и системность;
5) сознательность и активность учащихся в обучении;
6) наглядность;
7) доступность;
8) прочность результатов обучения и развития познавательных
сил учащихся;
9) положительная мотивация и благоприятный климат обучения;
10) сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения
в ходе дидактических диалога и полилога.
Характеристика принципов обучения. Все перечисленные принципы неравнозначны. В представленной системе они подчинены ведущему принципу – духовной направленности на общечеловеческие ценности. В системе дидактических принципов он является центральным, системообразующим и находится в тесной взаимосвязи с принципом социокультурной и природной обусловленности (сообразности), а для профессионального образования – с принципом фундаментальности и профессиональной направленности. Все остальные принципы являются производными от этих ведущих, конкретизируют их, раскрывают условия их реализации в педагогическом процессе.
Методы обучения – категория историческая. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Они стали называть их методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал – он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал – это метод самостоятельной работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание – метод инструктажа, иллюстрации и т. д и т.п. Такой подход к постулированию методов обучения послужил поводом выделять разное количество методов обучения, давать им разнообразное наименование.
Так, Е.И. Перовский и Н.М. Верзилин выделяли словесные, наглядные и практические методы обучения; М.А. Данилов, Б.П. Есипов подразделяли способы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков; Е.Я. Голант предлагал выделять две группы методов – активные и пассивные, хотя по характеру познавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному. Однако, несмотря на различные определения, которые давали этому понятию ученые-педагоги, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности.
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает «путь», «способ продвижения к истине, к ожидаемому результату».
В педагогической практике под методом традиционно принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.
|
|
Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:
1) способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
2) специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Методы обучения [19,11,13] – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, то есть дидактическую задачу. Классификация методов обучения показана в табл. 8.