Классификация видов обучения

Виды обучения

Наименование Характеристика
1 2
Сократовское Наличие системы вопросов в процессе поиска истины
Догматическое Основа представлена в виде слушания, чтения, механического запоминания и дословного воспроизведения текста
Развивающее Направленность на самостоятельное освоение знаний, поиск решения
Объяснительно- иллюстративное Получение пассивно-созерцательных знаний путём их передачи – усвоения
Проблемное Развитие сознания человека через решение познавательных проблем, содержащих в себе противоречивый поиск и развитие вариантов ответа
1 2
Программированное Создание сложной динамической системы, которая управляет посылкой команд ученику/обучающемуся со стороны учителя/педагога и получение обратной связи в целях корректировки качества полученных результатов. Основано на обучающей программе (учебники и машины). Материал и деятельность обучающихся делятся на порции(дозы) и шаги (этапы обучения); переход от одной порции материала к другой зависит от качества усвоения предыдущей (А.И. Берг, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Т.А. Ильина, Н. Краудер, А.Н. Леонтьев, Ю.А. Самарин, Б.Ф. Скиннер)
Модульное Деление учебной информации по этапам учебной темы вплоть до проверки результатов усвоения новой информации
Контекстное Соединение предметного и социального содержания будущего профессионального труда, при котором обеспечивается перевод учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Реализуется динамическая модель движения деятельностистудента: учебная (лекции), квазипрофессиональная (игра), учебно-профессиональная (научно-исследовательская, производственная практика), реальная профессиональная
Политехническое Реализация в специальных учебных заведениях, готовящих специалистов технических профессий
Интегрированное Совместное обучение детей-инвалидов с незначительными отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми

 

Таблица 7

Классификация стилей обучения

Виды стилей

Наименование Характеристика в виде ключевых слов
Репродуктивный Повторите, воспроизведите, запомните, действуйте по образцу
Творческий Сравните, докажите, выделите главное, сделайте выбор, аргументируйте, предложите свой выбор
Эмоционально-ценностный Обсуждайте коллективно, дайте оценку, дайте свою трактовку, образно представьте; объясните ценность и значимость данного явления, информации, сочините, придумайте
Эмоционально-импровизационный Постройте, изложите информацию логично, интересно; стимулируйте высказывание о….
Эмоционально-методический Акцентируйте внимание на сути предмета, не используйте поверхностные подходы
Рассуждающе-импровизационный Укажите детали…, установите конкретное сходство (отличие)…
Рассуждающе-методический Воспроизведите достаточно точно; повторите указанные характеристики, качества; подумайте и скажите: – что/как/ о…. – чем/когда/где/почему/каким образом/…

 

Рассмотрим принципы, методы и средства обучения, а также формы обучения и организационные формы обучения более детально. [5,18]

Принципы обучения – это основополагающие идеи, нормативные требования к проведению дидактического процесса, это регуляторы процесса обучения.

Все принципы обучения направлены на развитие личности и индивидуальности каждого обучающегося в системе следующего вида:

1) развивающее и воспитывающее обучение;

2) культурно-, природосообразное обучение;

3) научность и связь с практикой;

4) систематичность и системность;

5) сознательность и активность учащихся в обучении;

6) наглядность;

7) доступность;

8) прочность результатов обучения и развития познавательных

сил учащихся;

9) положительная мотивация и благоприятный климат обучения;

10) сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения

в ходе дидактических диалога и полилога.

Характеристика принципов обучения. Все перечисленные принципы неравнозначны. В представленной системе они подчинены ведущему принципу – духовной направленности на общечеловеческие ценности. В системе дидактических принципов он является центральным, системообразующим и находится в тесной взаимосвязи с принципом социокультурной и природной обусловленности (сообразности), а для профессионального образования – с принципом фундаментальности и профессиональной направленности. Все остальные принципы являются производными от этих ведущих, конкретизируют их, раскрывают условия их реализации в педагогическом процессе.

Методы обучения – категория историческая. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Они стали называть их методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал – он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал – это метод самостоятельной работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание – метод инструктажа, иллюстрации и т. д и т.п. Такой подход к постулированию методов обучения послужил поводом выделять разное количество методов обучения, давать им разнообразное наименование.

Так, Е.И. Перовский и Н.М. Верзилин выделяли словесные, наглядные и практические методы обучения; М.А. Данилов, Б.П. Есипов подразделяли способы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков; Е.Я. Голант предлагал выделять две группы методов – активные и пассивные, хотя по характеру познавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному. Однако, несмотря на различные определения, которые давали этому понятию ученые-педагоги, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности.

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает «путь», «способ продвижения к истине, к ожидаемому результату».

В педагогической практике под методом традиционно принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:

1) способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

2) специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Методы обучения [19,11,13] – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, то есть дидактическую задачу. Классификация методов обучения показана в табл. 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: