Метод – это инструмент реализации технологии. Метод – это отраслевая педагогическая макротехнология. Метод – это содержание, качество и вариативность

По источнику информации По логике мышления По степени активности познавательной деятельности обучающихся По видам ресурсов По видам взаимодействия (реальные или интерактивные) По виду контроля
1 2 3 4 5 6
Словесные: – рассказ – слушание – говорение – чтение – высказывание в монологе, диалоге, полилоге – лекция – беседа (вводная, обобщающая, индивидуальная, фронтальная, эвристическая, частично поисковая) – конференция – дискуссия (обмен взглядами) – диспут (спор) – инструктаж – объяснение – работа с текстом (вербальным, невербальным) Наглядные: – иллюстрация – демонстрация – видеоряд Практические: (специальные, производные, комментированные) Индуктивные: логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему Дедуктивные: логика раскрытия содержания изучаемого материала от общего к частному Репродуктивные (многократное повторения) Рецептивные (только восприятие информации) Тренировочные Комментированные Проблемные Проблемно-поисковые Частично- поисковые Дидактические игры Познавательные (коллективная учебная деятельность – КУД) Проектные Ситуационные Ролевые- контекстные и реальные (учебные и профессиональные) Аудио- ресурсы Видео- ресурсы Вербальные ресурсы Невербальные ресурсы Лекции-дискуссии Тренинги Беседы с незаконченными выводами Работа «в малых группах» (3–5 человек) «Мозговой штурм» Соревнование Презентация соб- ственного проекта «Навязывание» мнений Панели-дебаты Дискуссии за «круглым столом» Обучающий (контрольно-коррекционный) Устный (индивидуальный и фронтальный опросы) Письменный (к. р., сочинение, диктант, письменный зачёт, аннотация, резюме, доклад) Машинный Тестовый Самоконтроль (самостоятельный поиск ошибок) Самокоррекция Презентация Мониторинг (система Контрольных мероприятий)

Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в её основу признака. Например, выделяют по:

‒ составу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной) средства обучения;

‒ отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии) средства обучения;

‒ сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети) средства обучения;

‒ способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы) средства обучения;

‒ особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли) и виртуальные (мультимедийные программы) средства обучения;

‒ характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы) средства обучения;

‒ носителю информации – «бумажные» (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы) и лазерные (CD-ROM, DVD) средства обучения;

‒ уровням содержания образования – на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты) средства обучения;

‒ отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры) и перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, мобильные телекоммуникации, системы распределённого образования) средства обучения.

Рассмотрим деление средств обучения на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основаниям. К таким группам относятся: натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения.

Натуральные объекты (оригиналы) включают в себя образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, минералы и др. К этой группе нередко относят технические средства и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений (посуда и принадлежности, станки, машины, технические приспособления, аппараты, установки, которые также являются объектами изучения).

Изображения и отображения составляют группу, в которую входят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, радио- и телепередачи).

Описание предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают в себя текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.

Технические средства обучения (ТСО) – это диа-, кинопроекторы, кодоскопы, школьные радиоузлы, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы, компьютеры и др. К этой группе относятся также средства новых информационных технологий: компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники.

Материальные средства обучения дополняются идеальными средствами. Если они связаны с привлечением интереса и внимания для практических действий, то идеальные средства обучения ориентированы на понимание материала, логику рассуждения, развитие интеллекта. Оба типа средств в совокупности влияют на развитие личностных качеств учащихся.

Идеальные средства могут быть материализованы с помощью графического или символического обозначения объекта. Материализованные средства могут становиться также и вербализованными; возникающая при этом речь превращается в мысленную форму, возвращающуюся в область идеального.

Отметим такую область средств обучения, как медиаобразование – направление в педагогике, которое предполагает изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. п. В качестве средств медиаобразования в школьном обучении используются элементы информационной среды: учебник, средства массовой информации (печать, радио, телевидение), видео, компьютерные обучающие программы и игры, мультимедиа, информационные сети Интернет.

Функции средств обучения. Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них на этапе проектирования и изготовления. Основными дидактическими функциями средств обучения являются:

‒ компенсаторностъ – т.е. облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;

‒ информативность – передача необходимой для обучения информации;

‒ интегративность – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

‒ инструментальность – безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.

В современной школе существует система средств обучения – совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач.

По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуемых средств обучения, имеющих предметную специфику. Например, системы средств обучения по гуманитарным курсам во многом состоят из пособий на печатной основе: учебных книг, дидактических материалов, таблиц, картин. Естественнонаучные курсы предполагают значительный объем натуральных объектов, моделей, приборов для наблюдения и эксперимента. Курсы технологии предусматривают наличие станков, инструментов и соответствующих приспособлений.

Существуют официальные перечни учебного оборудования, необходимые для реализации федерального компонента образования, которые обеспечивают государственный стандарт образования. Состав этих документов формируется по модульному принципу и включает в себя комплекты оборудования для практикумов, лабораторно-практических работ, наборы учебных книг и т.д.

Современные социальные, образовательные и технологические изменения требуют не только систематического обновления фонда средств обучения, но и их влияния на корректировку целей и содержания образования, разработку новых форм и методов обучения. Особенно ярко данная тенденция проявляется в процессе развития ресурсов сети Интернет и электронных средств коммуникаций, обусловливающих развитие интернет-образования как особого направления в педагогике.

Опыт создания в школах отдельных компьютерных кабинетов показал, что в данном случае тормозится использование компьютеров и связанных с ними технологий для изучения других учебных курсов. В этом случае учителя-предметники и ученики считают компьютеры лишь средством обучения информатике и не используют их возможностей в общеобразовательном процессе. Поэтому рекомендуется в каждом учебном кабинете иметь хотя бы один компьютер, подключенный к локальной школьной сети для доступа к базам данных, а также к сети Интернет.

Форма организации процесса обучения предполагает упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определённым содержанием материала. Это специальная конструкция процесса обучения.

История развития организационных форм обучения свидетельствует том, что одна и та же форма может иметь различные модификации и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы, организуемой учителем.

Следует не смешивать два понятия: «форма организации обучения» и «форма обучения». Форма обучения включает в себя коллективную, фронтальную, индивидуальную, индивидуально-групповую, коллективно-фронтальную и коллективно-групповую виды (табл. 9).

Таблица 9

Формы обучения

Форма организации обучения представлена следующими видами: урок, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-конференция, урок самостоятельной работы, лекция.

В XVI веке Я.А. Коменский обосновал классно-урочную систему обучения, в которой основной единицей учебных занятий выступил урок. Её достоинства: четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с довольно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении к знанию.

Отмечая достоинства, нельзя не видеть в этой системе и ряд существенных недостатков, а именно: классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создает для учителей проблемы в учёте индивидуальных особенностей учеников в организационно-индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др. Опишем характеристики урока. Под типом урока мы будем понимать такое практическое занятие, которое реализует определённый набор видов работы, методов и методических приёмов, основанных на гуманистической концепции и проективности процесса обучения, используемых в определённой последовательности, подчинённой и зависимой от принятой тематической сетки раздела и направленной на достижение конкретной целевой установки занятия.

В качестве основополагающих можно рекомендовать два дидактических принципа следующего вида, которыми руководствуется преподаватель в педагогическом сотрудничестве с обучающимся:

1) предъяви – разучи – закрепи – предъяви повторно – используй несколько вариантов опор в объяснении – проконтролируй в рамках системы упражнений;



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: