Для полного прояснения значения понятия «дидактика» следует сделать краткий исторический обзор развития этой научной дисциплины

Исторически сложилось так, что наряду с термином «педагогика» долгое время в том же значении использовался и термин «дидактика». Впервые ввёл его в научный обиход немецкий педагог Вольфганг Ратке (Ратихий – 1571–1635), который выдвинул принцип сознательного обучения латинскому языку. Языковой материал не нужно заучивать наизусть механически. Языки, науки и искусства должны изучать в специальных школах, при этом следует применять средства наглядности, обучать по принципу от конкретного к абстрактному, систематически использовать упражнения, поддерживать интерес детей к учению.

Памяти нужно доверять лишь то, что доходит до неё через канал разумения. В. Ратке писал о переводе, роли родного языка, грамматике для чтения, о формальном анализе текста, который должен следовать за смысловым анализом.

В. Ратке назвал курс своих лекций по дидактике «Краткий отчёт из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же значении употреблял этот термин и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика».

По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает поучающий», а «didasko» – изучающий. Вероятно, это и побудило Я.А. Коменского определить дидактику как «всеобщее искусство всех учить всему».

В её структуре он рассматривал также вопросы воспитания, которые, как и обучение, трактовал как необходимое условие формирования нравов в направлении всесторонней моральности.

По мере развития педагогической науки дидактика начинает концентрировать своё внимание на вопросах теории обучения. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841), И.Г. Песталоцци (1746–1827), А. Дистервег (1790–1816), К.Д. Ушинский (1824–1870), Д. Дьюи (1859–1952), Г. Кершенштейнер (1854–1932), В. Лай (1862–1926) и др.

На развитие отечественной дидактики в конце ХIX – начале ХХ века большое значение оказали П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.К. Гастев, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак и др.

Особенно плодотворно в отечественной дидактике периода СССР работали П.Н. Груздев, Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, Л.В. Занков, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др. Существенный вклад в научное обоснование обучения, определение объекта и предмета дидактики, выявление её связей с непедагогическими науками, разработку методологии дидактических исследований, методов обучения и по ряду других актуальных проблем дидактики внесли В.И. Загвязинский, В.С. Ильин, В.В. Краевский, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый и др. Их вклад в дидактику, как и вклад многих других исследователей, позволяет находить ответы на актуальные вопросы, возникающие сегодня в педагогике.

Следует отметить, что большой вклад в развитие дидактики в рамках личностно ориентированного образования внесла школа педагогов г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, созданная академиком Е.В. Бондаревской. Данная школа проспективно разрабатывала ценностные подходы к развитию личности обучающегося в рамках истории развития идей гуманистического образования в России (Г.Ф. Карпова), использование диалоговой концепции культуры (И.Л. Луцкая, В.В. Гура), технологизацию устроения образовательного процесса и онтологическую картину возможного «упреждающего» педагогического образования (Е.В. Бондаревская, А.И. Кузнецов, Е.А. Терёхина), реализацию цивилизованного подхода и культурологического метода в разработке содержания гуманитарного образования (А.Я. Данилюк), включение в процессы обучения логических структур (В.Т. Фоменко).

Дидактика предстаёт как система отношений, которые выявляются в рамках педагогической сущности обучения следующего вида:

‒ отношение деятельности и обучения между субъектами в ходе осуществления процесса обучения: педагогическое руководство, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, педагогическое консультирование в сотрудничестве обучающихся с учителем/педагогом, а также в ходе общения обучающихся друг с другом при овладении предметным содержанием учебной дисциплины;

‒ изменение личности обучающегося в процессе познания как неотъемлемой характеристики обучения в следующей последовательности: обучение – учение – научение – развитие-саморазвитие;

‒ наличие воспитательного аспекта обучения, который отражается в содержании обучения, связанного с культурой, духовностью, развитием нравственных качеств и интеллектуальности обучающихся;

‒ рассмотрение обучения не только как объекта изучения, но и как объекта научно обоснованного педагогического конструированного рода.

Дидактика в таком случае рассматривает свой объект – обучение как особый вид деятельности, направленной на передачу последующим поколениям культуры, социального опыта, знаний, умений, навыков, компетенций, способствующих развитию компетентности обучающихся – учебной и профессиональной, предлагая разработанные технологии, методики и модели их практической реализации.

Дидактика корректирует свои цели в зависимости от задач, которые ставят перед ней государство и общество, разрабатывая новые подходы к проблемам отбора содержания образования, совершенствуя принципы обучения, нормативы методов и средств обучения в рамках новых образовательных парадигм таких, как разработанная Е.В. Бондаревской новая смыслодеятельностная парадигма, прикладываемая как к новому типу подготовки учителя/педагога, так и образованию обучающегося.

Обратимся к обзору видов и стилей обучения, приведенным в табл. 6, 7.

Таблица 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: