Технология составления текста для вербального сопровождения визуальной информации

Каждый преподаватель/учитель может создать довольно большой фонд видеофильмов и презентаций для работы по страноведению. Это портреты, карты, схемы, памятники, виды и достопримечательности города, изображения отдельных предметов, иллюстрации к произведениям, изображения различных алфавитов, таблицы и проч.

Целью данного параграфа является описание проблемы принципов составления текста для вербального сопровождения визуальной информации. Из лингвистики текста мы должны помнить следующее положение: все средства представления визуальной информации выполняют единую прагматическую функцию – помочь реципиенту адекватно воспринять предлагаемую информацию и запомнить ее прочнее за счет эмоционально-экспрессивных средств. Прагматический подход диктует поэтому целенаправленный отбор, учет и использование отправителем информации различных языковых средств построения текста, сопровождающего визуальную информацию (в графическом и аудиоварианте). Выбор языковых средств, оптимальных с точки зрения эффективного воздействия на получателя, является одним из важных условий успешной деятельности в любой области знания. При этом всякий раз следует выбрать речевую стратегию, т.е. соответствующие языковые формы для реализации прагматической направленности порождаемого текста: формы сослагательного наклонения, времена индикатива (изъявительного наклонения); для формирования у читателя «чувства психологического заражения» (неопределённо-личный или обобщенный агенс, обычно подлежащее в номинативных языках) при деперсонализированном we, you, one и т.п.; убеждаемость; формирование положительного отношения, осторожное утверждение и проч.

Тексты, сопровождающие визуальную информацию, организуются в 2 этапа, 2 ступени: текст-подпись и текст-комментарий. Рассмотрим требования к тексту-подписи. Текст-подпись, как правило, должен содержать формы повелительного наклонения глагола и лексику оценочного характера, поскольку человеческое мышление есть единство логического и чувственного познания действительности. Эти элементы (повелительное наклонение и оценочная лексика) являются проявлением личностно-оценочного отношения автора к рассматриваемому явлению. Самостоятельным оценочным значением обладают в текстах имена прилагательные.

Например: Look at (get acquainted with) the magnificent building of St. Paul’s Cathedral, a typical example of the famous architect, Ch. Wren, artifacts.

Императив (использование императивных предложений) – это форма с большим эмоционально-экспрессивным потенциалом. Можно привести следующий ряд императивов, наиболее частотных для текcта-подписи: note, see for example, pay attention that, look at, get acquainted with, admire, remember, state the difference between, mind that … and so on. Число таких императивов конечно и открыто.

Теперь рассмотрим второй элемент текста, сопровождающего визуальную информацию, это текст-комментарий.

Текст для сопровождения визуальной информации имеет 2 репрезентативных вида, как было уже упомянуто выше, − графический и аудитивный. Оба типа текстов создаются на основе следующих основополагающих требований:

− отсутствие психологических сложностей;

− отсутствие перцептивно-смысловых сложностей;

− отсутствие лингвистических сложностей;

− отсутствие структурно-композиционных сложностей;

− наличие опорных вех для прогнозирования на уровне текста – повторы, субституции, риторические вопросы, клише, цифровые данные, хронологические даты, имена собственные.

Таким образом, программное, дидактическое и методическое оснащение обучения – это единство, основанное на концептуальном подходе, направленном на внедрение комплексной системы гуманистических технологий, методов, средств обучения, обучения иностранному языку и условий эффективного творческого взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса в ходе осуществления в практике образовательного процесса различных форм организации обучения.

Проблемы контроля и оценочной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: