Образовательного процесса в области гуманитарных наук

Контроль [13] в образовательном процессе: характеристика, понятия, образовательные парадигмы

Контроль, являясь неотъемлемым компонентом любого рода деятельности человека, включается в сочетании с ее оценкой в триаду: диагностика – контроль – оценка образовательного процесса. Диагностика образовательного процесса определяет степень достижения обучающимися поставленных целей, основываясь на полученных результатах совместной деятельности субъектов образовательного процесса для анализа, оценивания и корректировки процессов обучения и воспитания. В состав диагностики входят различные формы, виды контроля, перечень оценочных средств и варианты их наполнения, что и составляет основные понятия оценочного контроля в образовательном процессе. Следует отметить, что в педагогической литературе не существует однозначных определений указанных выше понятий, поэтому мы изложим наше понимание и дефиниции, касающиеся этих понятий.

Контроль - это способ выявления, измерения и оценивания знаний, умений и навыков обучающегося, что называется проверкой.

Оценивание - это совокупность результатов проверки на основе полученных продуктов обучения.

Оценка представляет собой устные суждения преподавателя, письменные характеристики, выявление соответствия определенным параметрам и т.п.

Отметка - это завершение оценки, выражаемое с помощью условного обозначения в виде числа, буквы, кодовых знаков; это может быть количественное выражение (по определенной шкале, по месту в рейтинге, с помощью процентов и т.п.).

Оценка, выступая как специфический элемент контроля, выполняет пять функций контроля:

мотивационная функция поощряет обучение студента и стимулирует к достижению новых результатов;

диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки, принятие по итогам контроля соответствующего решения;

обучающая функция служит задачам обеспечения обратной связи от учащегося к учителю, повышения уровня знаний в процессе контроля, индивидуализации темпа обучения;

организующая функция заключается в его влиянии на организацию всего учебно-воспитательного процесса в школе;

воспитывающая функция обеспечивает формирование необходимого сегодня представления о знании как самоценности, а не только как о средстве достижения тех или иных прагматических целей и развивает самооценку обучающегося; 

информационная функция свидетельствует о степени успешности обучающегося в освоении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями, навыками, компетенциями и способами деятельности, развитии способностей и других личностных образовательных приращениях.

Форма, с точки зрения философии, − это логический способ связи составных частей содержания мысли; форма-это способ организации и способ существования предмета, процесса, явления.

Вид в логическом смысле − это понятие, которое образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с другими видовыми понятиями; это метод, прием логического мышления и упорядочения информации (знаний).

При осуществлении контроля и оценивания в образовательном процессе необходимо учесть особенности современных образовательных парадигм, информация о которых сведена в таблицы 18, 19, 20.

Формы контроля в образовательной деятельности можно разделить на две группы: 1) формы целевой направленности контроля в учебной деятельности и 2) формы организации контроля в учебной деятельности [23,24].

Первая группа целевой направленности контроля включает предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый и отсроченный контроль.

Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов. Цель предварительного контроля – зафиксировать начальный уровень подготовки обучающегося, имеющиеся у него знания, умения и навыки и компетенции связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня облученности обучающегося важна для того, чтобы определить его приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае может подлежать не сравнение образовательных достижений обучающегося с эталонами или стандартами, а сравнение его нынешнего уровня обученности с начальным, т. е. степень личностного приращения.

Текущий контроль − это систематическая проверка и оценка образовательных результатов обучающихся по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом занятии. Возможные формы такого контроля: опрос преподавателя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль обучающихся в парах или группах, самоконтроль обучающихся и д р.

Повторный контроль предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала. Это способствует прочности и системности знаний обучающихся.

Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Его цель – диагностирование качества усвоения обучающимся структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача периодического контроля является обучающей, поскольку студенты обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности.

Итоговый контроль проводится в конце каждого курса учебной дисциплины или в рамках модульно-рейтинговой образовательной технологии, или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачёта, экзамена, защиты творческой работы. Данный тип работы предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям. Важно, чтобы итоговому контролю подлежали заявленные параметры или их часть. Например, если в начале изучения дисциплины преподаватель поставил цель – обеспечить творческую самореализацию обучающихся на основе выполнения ими исследований по заданным темам, – то именно эта цель и должна быть диагностирована и оценена для каждого обучающегося и группы в целом.

Отсроченный контроль представляет собой контроль остаточных знаний и умений, спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как одна из форм контроля целевой направленности соответствует требованию судить об объективности процесса по конечному результату.

Вторая группа форм контроля в соответствии с формами организации контроля включает следующие организационные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса, таких как фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная, самоконтроль.

Фронтальная работа: контроль осуществляется в виде ответов на вопросы преподавателя по сравнительно небольшому объёму материала; обучающиеся дают краткие ответы. Форма данного контроля приобретает вид беседы с привлечением проблемной образовательной технологии и технологии ситуационного анализа (case-study).

Групповая работа: контроль осуществляется лишь для части аудитории. Вопрос ставится только перед определённой группой обучающихся. Работу можно организовать в рамках образовательной технологии сотрудничества в «малых группах». Задания могли носить творческий или критический характер.

Индивидуальная работа: контроль осуществляется с привлечением принципа обучения по индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося.

Комбинированная работа: контроль позволяет сочетать индивидуальную, фронтальную и групповую формы; обычно проводится для контроля объёмной информации; каждому обучающемуся дается задание разной степени сложности в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.

Самоконтроль: контроль обеспечиваетфункционирование внутренней обратной связи в процессе обучения; эта форма контроля основывается на психологических критериях и профессиональной подготовке обучающихся.

Две формы контроля, выделенные нами (формы контроля целевой направленности и формы организации контроля в учебной деятельности), наполняют конкретным содержанием виды оценочных средств и варианты их наполнения: 1) текущий целевой контроль (традиционной и интерактивной направленности); 2) промежуточная аттестация традиционной и интерактивной направленности; 3) итоговая государственная аттестация на основе традиционной направленности наполнения.

Таблица 18

Формы текущего контроля

 

Форма текущего контроля целевой направленности

1. Традиционный вид

Примеры видов контроля Варианты наполнения видов контроля
Опрос (устный, письменный, по карточкам, коллоквиум, собеседование) Вопросы по разделам/ темам Критерии оценки
Тесты: письменные и/или компьютерные Банк тестов по разделам и темам Инструкции по выполнению Критерии оценки
Реферат, курсовая работа, статья научная, доклад по теме НИРС Методические рекомендации по написанию и защите Критерии оценки
Творческие задания Эссе Ситуационные задачи (проблемный case) Набор творческих и ситуационных заданий (case-study) Инструкции по выполнению Критерии оценки
2. Интерактивный вид  
Примеры видов контроля Варианты наполнения видов контроля
«Круглый стол» Диспут Дискуссия Панельная дискуссия «Мозговой штурм» Деловая игра Ролевая игра Ситуационный анализ (case-study) Тренинг Презентация Компьютерные симуляции Виртуальные проекты или задания с использованием интерактивной доски Творческий проект в рамках одной дисциплины Междисциплинарный творческий проект     Программы проведения         Методические рекомендации   Критерии оценок

 

Таблица 19

Формы контроля промежуточной аттестации

Форма контроля в виде промежуточной аттестации

1. Традиционные виды контроля

Примеры видов контроля Варианты наполнения
Зачет Экзамен Ресурсы для подготовки Билеты Критерии оценки
Тесты: письменные и/или компьютерные Банк тестов по разделам и темам Критерии оценки

2. Интерактивные виды контроля

Примеры видов Варианты наполнения видов
Творческий проект в рамках одной дисциплины Междисциплинарный проект   Программа проекта и/или методические рекомендации по выполнение проектов Критерии оценки

 

 

Таблица 20

Контроль - итоговая государственная аттестация

Форма контроля в виде итоговой государственной аттестации

Примеры видов контроля Варианты наполнения видов контроля
1.Защита выпускной квалификационной работы (дипломная бакалаврская, магистерская диссертация) Методические рекомендации по подготовке к защите Регламент проведения защиты Критерии оценки
2.Государственный экзамен - Междисциплинарный экзамен по направлению или - Итоговые экзамены по отдельным дисциплинам Программы и вопросы для подготовки Билеты или тесты Регламент проведения Критерии оценки (Положение об итоговой государственной аттестации выпускника согласно требованиям Министерства науки и высшего образования)

 



ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ЛИНГВОДИДАКТИКИ НА ОСНОВЕ CLOZE-TEST

Выполните cloze-test, заполнив пропуски соответствующими контексту лексическими единицами. Каждая пропущенная лексическая единица обозначена, как многоточие — ..., над которым указан ее порядковый номер. Напишите на отдельном листе выбранную Вами лексическую единицу, указав ее порядковый номер. Время выполнения теста — 15 минут.

Последний Федеральный Закон об образовании в РФ был принят в [1] ... году. Основные понятия, используемые в этом документе — [2] ..., [3] ..., [4] .... Структура образования в РФ включает четыре вида: общая, [5] ..., [6] ..., [7] .... Каждый из элементов структуры образования подразделяется на отдельные виды: общее — [8] ..., [9] ..., [10] ... и среднее. Профессиональное образование делится на два вида: [11] ... и [12] .... Высшее образование организуется по трем видам: [13] ..., [14] ..., [15] .... Аспирантура представляет собой подготовку [16] ... [17] ... [18] ... и педагогических кадров.

В образовательном пространстве участвуют в педагогическом процессе две стороны: [19] ... / [20] ... и [21] ..., которые именуются, как [22] ... [23] ... [24] ... [25] .... Они участвуют в [26] ... деятельности на базе [27] ... [28] ..., которое реализуется в четырех вариантах: 1) [29] ... [30] ...; 2) [31] ... [32] ...; 3) [33] ... [34] ...; 4) [35] ... [36] ....

Образование рассматривается в нашей стране как [37] ... для [38] ..., [39] ... и [40] .... [41] ... — это важность, значимость, польза при вовлеченности в сферу человеческой жизнедеятельности. Специальная наука, которая называется [42] ..., изучает характеристики, иерархии и онтологический статус данного [43] .... Результаты образования представлены в виде [44] ...,[45] ..., [46] ...,[47] .... В итоге развиваются два вида интегративной компетентности: [48] ... и [49] .... Результаты образования обусловлены способом использования педагогических парадигм, классификация которых может быть представлена следующим образом:

1) [50] ... [51] ... [52] ...

2) [53] ...: а) [54] ... [55] ...

б) [56] ... [57] ...

в) [58] ...

г) [59] ....

Все педагогические [60] ... существуют в процессе [61] ....

Языковое образование организуется на принципах двух самостоятельных наук: 1) [62] ... и 2) [63] .... Обе эти науки называются одним общим понятием — [64] ... [65] ....

Эффективность образования определяют педагогические технологии, которые могут иметь в ходе классификации две структуры — либо [66] ... [67] ..., либо [68] ... [69] .... Одной из самых распространенных педагогических технологий является, на наш взгляд, технология [70] ... [71] ..., которая сочетает в наши дни награды для всех и персональную [72] ....

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: