Контроль [13] в образовательном процессе: характеристика, понятия, образовательные парадигмы
Контроль, являясь неотъемлемым компонентом любого рода деятельности человека, включается в сочетании с ее оценкой в триаду: диагностика – контроль – оценка образовательного процесса. Диагностика образовательного процесса определяет степень достижения обучающимися поставленных целей, основываясь на полученных результатах совместной деятельности субъектов образовательного процесса для анализа, оценивания и корректировки процессов обучения и воспитания. В состав диагностики входят различные формы, виды контроля, перечень оценочных средств и варианты их наполнения, что и составляет основные понятия оценочного контроля в образовательном процессе. Следует отметить, что в педагогической литературе не существует однозначных определений указанных выше понятий, поэтому мы изложим наше понимание и дефиниции, касающиеся этих понятий.
Контроль - это способ выявления, измерения и оценивания знаний, умений и навыков обучающегося, что называется проверкой.
|
|
Оценивание - это совокупность результатов проверки на основе полученных продуктов обучения.
Оценка представляет собой устные суждения преподавателя, письменные характеристики, выявление соответствия определенным параметрам и т.п.
Отметка - это завершение оценки, выражаемое с помощью условного обозначения в виде числа, буквы, кодовых знаков; это может быть количественное выражение (по определенной шкале, по месту в рейтинге, с помощью процентов и т.п.).
Оценка, выступая как специфический элемент контроля, выполняет пять функций контроля:
мотивационная функция поощряет обучение студента и стимулирует к достижению новых результатов;
диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки, принятие по итогам контроля соответствующего решения;
обучающая функция служит задачам обеспечения обратной связи от учащегося к учителю, повышения уровня знаний в процессе контроля, индивидуализации темпа обучения;
организующая функция заключается в его влиянии на организацию всего учебно-воспитательного процесса в школе;
воспитывающая функция обеспечивает формирование необходимого сегодня представления о знании как самоценности, а не только как о средстве достижения тех или иных прагматических целей и развивает самооценку обучающегося;
информационная функция свидетельствует о степени успешности обучающегося в освоении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями, навыками, компетенциями и способами деятельности, развитии способностей и других личностных образовательных приращениях.
|
|
Форма, с точки зрения философии, − это логический способ связи составных частей содержания мысли; форма-это способ организации и способ существования предмета, процесса, явления.
Вид в логическом смысле − это понятие, которое образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с другими видовыми понятиями; это метод, прием логического мышления и упорядочения информации (знаний).
При осуществлении контроля и оценивания в образовательном процессе необходимо учесть особенности современных образовательных парадигм, информация о которых сведена в таблицы 18, 19, 20.
Формы контроля в образовательной деятельности можно разделить на две группы: 1) формы целевой направленности контроля в учебной деятельности и 2) формы организации контроля в учебной деятельности [23,24].
Первая группа целевой направленности контроля включает предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый и отсроченный контроль.
Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов. Цель предварительного контроля – зафиксировать начальный уровень подготовки обучающегося, имеющиеся у него знания, умения и навыки и компетенции связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня облученности обучающегося важна для того, чтобы определить его приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае может подлежать не сравнение образовательных достижений обучающегося с эталонами или стандартами, а сравнение его нынешнего уровня обученности с начальным, т. е. степень личностного приращения.
Текущий контроль − это систематическая проверка и оценка образовательных результатов обучающихся по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом занятии. Возможные формы такого контроля: опрос преподавателя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль обучающихся в парах или группах, самоконтроль обучающихся и д р.
Повторный контроль предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала. Это способствует прочности и системности знаний обучающихся.
Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Его цель – диагностирование качества усвоения обучающимся структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача периодического контроля является обучающей, поскольку студенты обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности.
Итоговый контроль проводится в конце каждого курса учебной дисциплины или в рамках модульно-рейтинговой образовательной технологии, или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачёта, экзамена, защиты творческой работы. Данный тип работы предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям. Важно, чтобы итоговому контролю подлежали заявленные параметры или их часть. Например, если в начале изучения дисциплины преподаватель поставил цель – обеспечить творческую самореализацию обучающихся на основе выполнения ими исследований по заданным темам, – то именно эта цель и должна быть диагностирована и оценена для каждого обучающегося и группы в целом.
Отсроченный контроль представляет собой контроль остаточных знаний и умений, спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как одна из форм контроля целевой направленности соответствует требованию судить об объективности процесса по конечному результату.
|
|
Вторая группа форм контроля в соответствии с формами организации контроля включает следующие организационные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса, таких как фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная, самоконтроль.
Фронтальная работа: контроль осуществляется в виде ответов на вопросы преподавателя по сравнительно небольшому объёму материала; обучающиеся дают краткие ответы. Форма данного контроля приобретает вид беседы с привлечением проблемной образовательной технологии и технологии ситуационного анализа (case-study).
Групповая работа: контроль осуществляется лишь для части аудитории. Вопрос ставится только перед определённой группой обучающихся. Работу можно организовать в рамках образовательной технологии сотрудничества в «малых группах». Задания могли носить творческий или критический характер.
Индивидуальная работа: контроль осуществляется с привлечением принципа обучения по индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося.
Комбинированная работа: контроль позволяет сочетать индивидуальную, фронтальную и групповую формы; обычно проводится для контроля объёмной информации; каждому обучающемуся дается задание разной степени сложности в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.
Самоконтроль: контроль обеспечиваетфункционирование внутренней обратной связи в процессе обучения; эта форма контроля основывается на психологических критериях и профессиональной подготовке обучающихся.
Две формы контроля, выделенные нами (формы контроля целевой направленности и формы организации контроля в учебной деятельности), наполняют конкретным содержанием виды оценочных средств и варианты их наполнения: 1) текущий целевой контроль (традиционной и интерактивной направленности); 2) промежуточная аттестация традиционной и интерактивной направленности; 3) итоговая государственная аттестация на основе традиционной направленности наполнения.
|
|
Таблица 18
Формы текущего контроля
Форма текущего контроля целевой направленности | |
1. Традиционный вид | |
Примеры видов контроля | Варианты наполнения видов контроля |
Опрос (устный, письменный, по карточкам, коллоквиум, собеседование) | Вопросы по разделам/ темам Критерии оценки |
Тесты: письменные и/или компьютерные | Банк тестов по разделам и темам Инструкции по выполнению Критерии оценки |
Реферат, курсовая работа, статья научная, доклад по теме НИРС | Методические рекомендации по написанию и защите Критерии оценки |
Творческие задания Эссе Ситуационные задачи (проблемный case) | Набор творческих и ситуационных заданий (case-study) Инструкции по выполнению Критерии оценки |
2. Интерактивный вид | |
Примеры видов контроля | Варианты наполнения видов контроля |
«Круглый стол» Диспут Дискуссия Панельная дискуссия «Мозговой штурм» Деловая игра Ролевая игра Ситуационный анализ (case-study) Тренинг Презентация Компьютерные симуляции Виртуальные проекты или задания с использованием интерактивной доски Творческий проект в рамках одной дисциплины Междисциплинарный творческий проект | Программы проведения Методические рекомендации Критерии оценок |
Таблица 19
Формы контроля промежуточной аттестации
Форма контроля в виде промежуточной аттестации | |
1. Традиционные виды контроля | |
Примеры видов контроля | Варианты наполнения |
Зачет Экзамен | Ресурсы для подготовки Билеты Критерии оценки |
Тесты: письменные и/или компьютерные | Банк тестов по разделам и темам Критерии оценки |
2. Интерактивные виды контроля | |
Примеры видов | Варианты наполнения видов |
Творческий проект в рамках одной дисциплины Междисциплинарный проект | Программа проекта и/или методические рекомендации по выполнение проектов Критерии оценки |
Таблица 20
Контроль - итоговая государственная аттестация
Форма контроля в виде итоговой государственной аттестации | |
Примеры видов контроля | Варианты наполнения видов контроля |
1.Защита выпускной квалификационной работы (дипломная бакалаврская, магистерская диссертация) | Методические рекомендации по подготовке к защите Регламент проведения защиты Критерии оценки |
2.Государственный экзамен - Междисциплинарный экзамен по направлению или - Итоговые экзамены по отдельным дисциплинам | Программы и вопросы для подготовки Билеты или тесты Регламент проведения Критерии оценки (Положение об итоговой государственной аттестации выпускника согласно требованиям Министерства науки и высшего образования) |
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ЛИНГВОДИДАКТИКИ НА ОСНОВЕ CLOZE-TEST
Выполните cloze-test, заполнив пропуски соответствующими контексту лексическими единицами. Каждая пропущенная лексическая единица обозначена, как многоточие — ..., над которым указан ее порядковый номер. Напишите на отдельном листе выбранную Вами лексическую единицу, указав ее порядковый номер. Время выполнения теста — 15 минут.
Последний Федеральный Закон об образовании в РФ был принят в [1] ... году. Основные понятия, используемые в этом документе — [2] ..., [3] ..., [4] .... Структура образования в РФ включает четыре вида: общая, [5] ..., [6] ..., [7] .... Каждый из элементов структуры образования подразделяется на отдельные виды: общее — [8] ..., [9] ..., [10] ... и среднее. Профессиональное образование делится на два вида: [11] ... и [12] .... Высшее образование организуется по трем видам: [13] ..., [14] ..., [15] .... Аспирантура представляет собой подготовку [16] ... [17] ... [18] ... и педагогических кадров.
В образовательном пространстве участвуют в педагогическом процессе две стороны: [19] ... / [20] ... и [21] ..., которые именуются, как [22] ... [23] ... [24] ... [25] .... Они участвуют в [26] ... деятельности на базе [27] ... [28] ..., которое реализуется в четырех вариантах: 1) [29] ... [30] ...; 2) [31] ... [32] ...; 3) [33] ... [34] ...; 4) [35] ... [36] ....
Образование рассматривается в нашей стране как [37] ... для [38] ..., [39] ... и [40] .... [41] ... — это важность, значимость, польза при вовлеченности в сферу человеческой жизнедеятельности. Специальная наука, которая называется [42] ..., изучает характеристики, иерархии и онтологический статус данного [43] .... Результаты образования представлены в виде [44] ...,[45] ..., [46] ...,[47] .... В итоге развиваются два вида интегративной компетентности: [48] ... и [49] .... Результаты образования обусловлены способом использования педагогических парадигм, классификация которых может быть представлена следующим образом:
1) [50] ... [51] ... [52] ...
2) [53] ...: а) [54] ... [55] ...
б) [56] ... [57] ...
в) [58] ...
г) [59] ....
Все педагогические [60] ... существуют в процессе [61] ....
Языковое образование организуется на принципах двух самостоятельных наук: 1) [62] ... и 2) [63] .... Обе эти науки называются одним общим понятием — [64] ... [65] ....
Эффективность образования определяют педагогические технологии, которые могут иметь в ходе классификации две структуры — либо [66] ... [67] ..., либо [68] ... [69] .... Одной из самых распространенных педагогических технологий является, на наш взгляд, технология [70] ... [71] ..., которая сочетает в наши дни награды для всех и персональную [72] ....