Обучение алгоритму реферирования на материале английского текста по страноведению

Как известно, реферирование − это сложная рецептивно-репродуктивная деятельность. Обучение реферированию − это одна из целей обучения иностранному языку в вузе. Важность решения и достижения этой цели состоит еще и в том, чтобы обеспечить обучающихся навыками обработки текстовой информации и по другим дисциплинам.

Начало процесса обучения реферированию происходит на I курсе на облегченном текстовом материале по социально-бытовой, общепрофессиональной и страноведческой тематике. Тексты, с которыми работают обучающиеся, составляются преподавателями, что позволяет заложить в средства организации учебного текста для реферирования наиболее типичные их модели.

На I курсе отрабатывается следующая модель учебного текста для реферирования. В I абзаце текста содержится квантификатор в виде числительного или неопределенного местоимения, который может сочетаться с квалификатором, вводящим последующую информацию, необходимую для его пояснения. Например: текст «Политические партии Великобритании»[12].

 

BRITISH POLITICAL PARTIES

There are two main political parties in Great Britain. Their history looks like the following.

The first party, the Conservative Party, is often called the Tory Party. The word ‘tory’ means an Irish highwayman. At the very beginning that word was applied to the Conservatives by their opponents. But later the Conservatives adopted that name to describe themselves.

The Conservative Party is more than three hundred years old. There exist two wings in the Party: the aristocratic group and the lower-middle class group. In General the Tories are a mixture of the rich and privileged – the monopolists and landowners. Today the Tory Party is that of big businessmen, industrialists, commercemen and landowners as it has been already mentioned.

In the course of a very long history the Tories opposed many things taking place in the world and in the country: the ideas of the French Revolution, Parliamentary Reform and the development of the Trade Unionism. The Tories encouraged the Nazi rise to power in the period between World War I and World War II. The Tories pursued the colonial policy of Great Britain in many countries. The Tories opposed the tendencies of the progressive forces of Great Britain to nationalize gas, electricity, coal and the railways.

The second party, the Liberal Party, was called by the Tories the ‘Whigs’. The word ‘whig’ means a Scottish preacher who is able to preach moralizing sermons for four or five hours at a time. The Liberal Party is a more than three hundred years old too. In the middle of the XIX century the Liberal Party represented the trading and manufacturing classes. At the end of the XIX century the Liberals lost the support of working class voters. In 1988 the Liberal Party made an alliance with Social Democrats and as a result of that the Party of Liberal Democrats was formed. Thus, the Liberal Party had disappeared from the British political arena by 1900. Instead of it the Labour Party had been formed by the Trade Unions by 1900.

Now it is evident that almost all political parties in Great Britain support the established political routine.

В I абзаце содержит фразу: «В Великобритании существуют следующие две наиболее крупные партии».

Таким образом, фраза «следующие две наиболее крупные партии» позволяет разделить далее текстовую информацию на два информационных потока: партия Тори и партия Виги.

Эти два информационных потока делятся, в свою очередь, на информационные блоки, соответствующие и равные длине абзаца, причём I информационный поток разделяется на 3 информационных блока, а II информационный поток равен по длине одному абзацу.

Последний абзац текста содержит слово с обобщающим значением: «Таким образом, все партии не ставят своей целью изменение существующего политического строя».

Абзацы соединяются друг с другом индикаторами временной последовательности и логическими индикаторами, продвигающими описание.

Текст, составленный на основе вышеизложенных предложений, позволяет организовать на своей основе следующую методику обработки его содержания: 1) прослушайте аутентичный текст с целевой установкой: ваши предположения относительно содержания текста; 2) определите по ключевым словам каждого информационного потока его содержание; 3) назовите, какое слово указывает на количество информационных потоков текста; 4) определите, на какие информационные блоки делится каждый информационный поток; 5) зачитайте из текста информацию о …;

6) докажите, что лейбористская партия своими корнями уходит в либеральную партию; 7) прокомментируйте даты текста; 8) прослушайте на русском языке текст, расширяющий ваши сведения о родстве либеральной и лейбористской партий; 9) дайте на английском языке устно логический план-схему относительно информационных потоков и ключевых пунктов к ним;10) запишите данный устно логический план-схему в тетрадь;

11) зачитайте логические и временные индикаторы смысловых связей I и II абзацев и т.д.

После этого предлагается с помощью текста и логического плана-схемы, выведенного на экран, прореферировать текст по следующему алгоритму:

 

Рис. 7 Алгоритм реферирования текста

До написания реферата изложение его устно происходит дважды: I раз без использования индикаторов или коннекторов, а II раз − с их помощью.

В тексте активно используется обширный перечень коннекторов типа:

the following, at the very beginning, later, in general, today, in the course of a very long history, many things, more than 3 hundred years old, in the end of the 19th century, in the first two decades of our century, in 1898, thus, instead of, by 1906, now it is evident that all parties…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: