Методические рекомендации руководителям курсовых работ

Структура и содержание дисциплины «Интеллектуальные информационные системы»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекц. лаб. практ. ср.
1 Общая характеристика интеллектуальных информационных систем 4 1 2 - - 20 Текущий контроль
2 Построения интеллектуальных баз данных (математические основы, модели инструментальные средства) 4 2-5 8 4 4 30 Прием отчетов по лабораторной работе
3 Экспертные системы 4   6-10 10 5 5 30 Прием отчетов по самостоятельной контрольной работе
4 Нейтронные сети 4 11-13 6 8 8 20 Прием отчетов по лабораторной работе
5 Перспективные интеллектуальные информационные системы 4 14-17 8 - - 31 Текущий контроль

Итого:

34 17 17 131 Итоговый экзамен


Методические рекомендации руководителям курсовых работ

Курсовая работа должна включать следующие этапы:

1. Постановка задачи (или проблемной ситуации). Конкретная задача (или проблемная ситуация) должна быть из областей, связанных с экономикой или менеджментом.

Примеры проблемных ситуаций приведены в таблице 1.

  Таблица 1

Проблемные ситуации (ПС) и отражающие

их технико-экономические показатели

Проблема Показатели, регистрирующие возникновение проблемной ситуации (ПС) Форма представления показателей в отчетах Признаки структуризации показателей (измерения)
1 2 3 4
1. Снижение объема реализации товаров и услуг Объем продаж в натуральном выра-жении; объем отгрузки товаров и изделий по счету-фактуре и транс-портным накладным Темпы роста; фактические значения; динамика факти-ческих значений; прогнозные значения и их динамика Время (месяц, квартал, год); виды товаров и услуг; сегментация рынка
1.1.Низкаяконкурен-тоспособностьпродук-ции и производства Доля предприятия на рынке однои-менных товаров; цены комплектую-щих и стоимость сборки изделий; уровень качества изделий и комп-лектующих Фактические значения; сред-ние значения (по группе веду-щих предприятий); отклоне-ние от средних; рейтинг, ран-ги, списки; качественные оцен-ки (балльные, лингвистические шкалы) Время; вид товара; сегмент рынка; показатели качества изделия
1.2.Низкаяэффектив-ность руководства и службы маркетинга в области распределения и продвижения товаров на рынке Доля предприятия на рынке однои-менных товаров и услуг; объем про-даж изделий в натуральном выра-жении; численность сотрудников службы маркетинга; отношение рас-ходов на маркетинг к выручке от реа-лиизации продукции Отклонение фактических зна-чений от числовых; динамика фактических значений (темпы роста) Время; вид изделия и услуги
1.3. Сокращение объе-мов производства изде-лий и услуг Объем производства; численность персонала; производственная мощ-ность Отклонение фактических зна-чений от числовых; динамика числовых и фактических значений Время; вид товара; фазы производственного цикла; производственные подразделения
2. Снижение выручки от реализации продукции и услуг Выручка от реализации Отклонения фактическихзна-чений от числовых; динамика числовых и фактических пока-зателей Время; вид товара; сегмент рынка
2.1. Неблагоприятные сдвиги в структуре и в ассортименте продукции Доля основных видов продукции в общей номенклатуре Отклонения фактическихзна-чений от числовых Время; вид товара
3. Нехватка оборотных средств для нормаль-ногофункционирова-ния Коэффициент текущейликвид-ности; коэффициент абсолютной ликвид-ности; оборотный капитал Отклонения фактическихзна-чений от нормативных и сред-неотраслевых Время; тип хозяйственной операции
3.1. Сокращение общей величины обратных средств Текущие активы предприятия (обо-ротные средства); доля оборотных средств в активах предприятия Отклонения фактических зна-чений от нормативных; дина-мика фактических значений Время; категория оборот-ных средств (производст-венные запасы, готовая продукция, денежные средства, дебиторская за-долженность)
3.3. Нестабильность и сокращение поступле-ния денежных средств Поступление денежных средств Отклонения фактическихзна-чений от нормативных Время
3.4. Увеличение сроков оборачиваемости и общей величины деби-торской задолженности Оборачиваемость дебиторскойзадол-женности; величина дебиторской за-долженности Фактические значения; норма-тивные значения Время;категории задолжен-ности по срокам (30, 60, 90 дней)
3.5. Увеличение сроков оборачиваемости и общей величины товар-но-материальных цен-ностей (ТМЦ) Оборачиваемость товарных запасов (ТМЦ); величина ТМЦ Фактические значения; норма-тивные значения Время; вид ТМЦ (произ-водственные запасы, неза-вершенное производство, готовая продукция)
4. Недостаточнаяобес-печенность производства комплектующими Поступление комплектующих; запа-сы комплектующих; число постав-щиков Отклонения фактических зна-чений от нормативных; дина-мика фактических значений Время: вид комплектую-щих; вид запаса
4.1. Неблагоприятные ценовые условия для поставщиков комплек-тующих Удельный вес комплектующих, за-купаемых в кредит на условиях час-тичной предоплаты или за наличный расчет; удаленность поставщиков; стоимость грузоперевозок Средние значения по группе предприятий; отклонения фак-тических значений от средних; качественные оценки Время; вид комплектую-щих; категория постав-щика; регион поставщика
4.2. Неэффективная работа службы снаб-жения предприятия комплектующими Поступление комплектующих; чис-ленность сотрудников службы снаб-жения; число поставщиков на еди-ницу персонала службы снабжения Отклонения фактическихзна-чений от нормативных; качест-венные оценки (оценочные циклы, лингвистические шка-лы) Время; вид комплектую-щих; категория постав-щика

 

Проблемная ситуация либо формулируется студентом самостоятельно, либо подобная формулировка осуществляется преподавателем в виде конкретного задания.

 

2. Выбор интеллектуального программного продукта (либо самостоятельные разработки программного продукта) для решения поставленной задачи. Подобным программным продуктом может быть оболочка экспертной системы (ЭС), нейронная сеть, самостоятельная разработка ЭС, реализующий байесовский подход или идеологию ЭС типа ПРОСПЕКТОР, система программирования ПРОЛОГ и т.д.

 

3. Построение конкретной формальной концептуальной модели предметной ситуации в рамках выбранного (или самостоятельно разработанного) программного средства.

 

4. Реализация концептуальной модели предметной области в конкретной программной среде. Для ЭС этот этап заключается в формировании машинной базы знаний и машины логического вывода, для нейронной сети – выбор и загрузка первоначальной конфигурации нейронной сети и последующее ее обучение и т.д.

 

5. Решение поставленной задачи (или разрешение проблемной ситуации) выбранными (или разработанными) программными средствами.

 

6. Реализация демонстрационных примеров по разрешению проблемной ситуации, анализ результатов работы.

 

7. Полученные выводы.

 

По согласованию с преподавателем возможно выполнение отдельных исследовательских курсовых работ. Например, использование средств извлечения знаний (DataMining) для анализа проблемных ситуаций, построение онтологий предметных областей, использование платформ управления знаниями SAPKM (SAPknowledgeManagement) в корпоративных информационных системах и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: