Цельюпроведенияэкспресс-диагностикиявляетсявыявлениенеисправностейТНВДифорсунокбезихдемонтажасдизеля.Крометого,впроцесседиагностикивыявляютсяскрытыедефекты,допущенныеприочереднойсборкепрецизионныхпар:распылителей,игл,плунжерныхпаринагнетательныхклапанов.
Статистикаотказовпоказывает,чтоплотностьплунжернойпарызависитотприменяемойконструкцииТНВД:количества,диаметраирасположенияоконвгильзеирасположениякромокнаплунжере,атакжевеличиныдеформациигильзы.Необходимопомнить,чтодопускаемаявеличинатехнологическихутечектопливананоминальномрежимеопределяетсявеличинойзазораисоставляетнеболее2%отцикловойподачи.Придальнейшемувеличениизазораухудшаетсяэкономичностьтепловозногодизеля.ИменнотакиеиндивидуальныеТНВДилиплунжерныепарыблочныхТНВДмогутбытьвыявленывпроцессеэкспресс-диагностикиизамененынановые.
Проверкудолженпроводитьслесарьвысокойквалификациипослетого,какподтвержденахорошаягерметичностьнагнетательногоклапана.Передпроверкойнеобходимоубедиться,чтоотсечныеотверстиявтулкиперекрытыголовкойплунжера(отсечныеотверстиянаходятсямеждуверхнейинижнейспиральнымирегулировочнымикромками).Косвенноэтоположениеможноопределитьпометкамуглаповоротаколенчатоговала,нанесеннымнамуфту,соединяющуюдизельсгенератором.Рекомендуетсяустановитьрейкупроверяемогонасосавположениемаксимальнойподачи,аколенчатыйвалпозиционироватьвсоответствииспорядкомработыцилиндровдизеля.
|
|
Приизмененииплотностиплунжерныхпариз-заувеличениядиаметральногозазора,носсохранениемтребованийкгеометриипрецизионнойповерхности,подачатопливногонасосанеизменяетсядоопределенногодляданнойконструкциизначенияплотности.Плотность,прикоторойнаодномизрежимовработынаступаетрезкоеизменениережимов(впределах2–7%),называютпредельной.
Неизменностьподачинасосоввопределенноминтервалезначенийсреднегодиаметральногозазораδnговоритотом,чтоскоростиперемещенияслоеввзазорахмеждупрецизионнымиповерхностями,определяющиеутечкитопливазавремявпрыскивания(0,002–0,004с),весьмамалы.Перемещениежидкостивэтомслучаевомногомопределяетсяфизическимизаконамиобразованияисостояниемграничногослоя.Приэтомграничныйслойудерживаетсяпрецизионнойповерхностьюиоставатьсявотносительномпокое,аеготолщинабытьсоизмеримойсмежпрецизионнымзазором.Условиявозникновенияграничногослоязависятнетолькоотвеличинызазора,ноирядадругихфакторов,втомчисле:формыишероховатостисопряженныхповерхностей,свойствматериалапарыиотносительныхскоростейперемещениясопряженныхповерхностей,физическиххарактеристиктоплива,уровняегорабочихдавлений.
|
|
Приувеличениизазоранастолько,чтовлияниеграничныхслоевдругнадругаослабляется,возможнопоявлениевнутреннегопотока,течениекоторогоначинаетподчинятьсягидродинамическимзаконам.Снижениеподачиначинаетсясмомента,когдавремяперемещенияпотокавмежпрецизионномотполостивысокогодавлениякполостинизкогодавлениястановитьсясоизмеримымсовременемвпрыскивания.Придальнейшемувеличениизазора(ужена0,5–1,0мкм)плотностьплунжернойпарыдостигаетпредельногозначения,прикоторомпревалируетгидродинамическийрежимтеченияпризначительномповышениискоростипотока,вызываетутечкитоплива,соизмеримыесцикловойподачей(2–7%цикловойподачи).Утечкивпериодвпрыскиваниязависяттакжеотсоотношенийразмеровзолотниковойпары,определяющихдлиннынаикратчайшихлинийихперетеканияипериметрыстоков.
Нарежимаххолостогоходаувсехплунжерныхпаримеетсятенденцияболеераннегоиболееинтенсивногопроявлениясниженияподачиприизмененииδn.Здесьотношениеутечкикцикловойподачеопределяетсяболеепревалирующимиусловиямиувеличения(повремени)продолжительностивпрыскиванияисокращениемдлинылинийперетеканияпосравнениюсимеющимместов1,7–2,5разауменьшениеммаксимальногодавлениявпрыскиванияприснижениичастотывращения.
ПрипотерегерметичностинагнетательныхклапановтопливныхнасосовдизелейтипаД100,приводящейкснижениюостаточногодавлениядо2–4МПа,подачакомплектаможетуменьшитьсяна5-8%,ауголопереженияподачитопливаувеличитсяна2–3˚.Следуеттакжеотметить,чтонарушениегерметичностинагнетательногоклапанаилиухудшениеегоподвижности,какправило,сопровождаетсяпоявлениемцикловойнеравномерностивследствиенеодинаковойразгрузкиотциклакциклуполостилиниивысокогодавления.
Наизменениевэксплуатациихарактеристиктопливоподачиоказываетвлияниеиизносцилиндрическойпрецизионнойповерхностиразгружающегопояскавследствиеуменьшенияотсасывающегоэффектанагнетательногоклапана.Вэтомслучаенаблюдаетсяповышениеостаточногодавленияиувеличениеподачинасоса.
Примонтажетопливногонасосанадизелепослеремонтаилирегулированиянастенденеобходимоправильноустановитьуголначаланагнетаниятоплива.Прибольшом(раннем)угленачаланагнетаниятопливадизельначинаетработать«мягко»,дымить.Прималом(позднем)угленачаланагнетаниядогораниетопливавцилиндрепроисходитнатактерасширениявовремярабочегохода,чтоведеткнеполномусгораниюиперерасходутоплива.
Прираннемугленачаланагнетаниятопливаподачаначинаетсянатактесжатияпринедостаточнопрогретомвоздухе,чтоприводиткувеличениюпериодавоспламененияижесткойработедизеля.
Позднийуголначаланагнетаниятопливаприводиткзначительномуснижениюмощностиитопливнойэкономичности,увеличиваеттемпературувыпускныхгазов.
Раннийуголначаланагнетаниятопливавызываетускоренноеизнашиваниедеталейцилиндропоршневойгруппыигазораспределительногомеханизма,способствуетпоявлениюаварийныхотказов.
Приснижениимаксимальнойэффективноймощностидизелянередкислучаи,искусственногоувеличенияподачитоплива.Однакоизбытокподаваемоговцилиндрытоплива,какправило,приводиткнеполномуегосгораниюиперерасходу,крезкомуувеличениютемпературы,каквцилиндрах,такиввыпускномколлектореитурбине.
ОсновнымиэлементамиТНВД,влияющиминапроцесстопливоподачи,являютсяплунжернаяпара,нагнетательныйклапаникулачокваланасоса.
Плунжернаяпара,скомплектованнаяизплунжераигильзы,представляетсобойпрецизионнуюпару,неподлежащуюразукомплектованию(рисунок3.1).Плунжернаяпарадолжнаобладатьуплотняющейспособностью,препятствующейутечкетопливачереззазорыизнадплунжернойполости.
Рисунок3.1-Плунжернаяпаразолотниковоготипа
|
|
диаметридлиназолотниковойчастигильзы; длинагильзы; диаметркомпрессионнойчастигильзы; диаметрплунжера; диаметрыотсечногоивсасывающегооконгильзы; расстояниемеждуокнамигильзы
Гильзыплунжераизготовляютступенчатойформы.Наружныйдиаметрзолотниковой(силовой)частигильзы ,подвергающейсядействиювысокогодавлениятоплива,превышаетв разанаружныйдиаметрнаправляющей(компрессорной)части .Вутолщеннойчастирасположеныокна,апонаружномудиаметрукомпрессионнойчастигильзацентрируетсявотверстиикорпусанасоса.Гильзаопираетсявкорпусенасосанакольцевуюповерхностьзаплечиками,расположенныминаграницееетолстостенностииприжимаетсянажимнымштуцеромчерезкорпуснагнетательногоклапана.Обеопорныеповерхностигильзыобрабатываютсясвысокойточностьюдлягерметизациинадплунжернойполостивысокогодавленияиполостинизкогодавленияиполостинизкогодавления.ГеометрическиепараметрыплунжерныхпартепловозныхдизелейприведенывТаблице3.2.
УтопливныхнасосовдизелейтипаД100вгильзеимеетсяодноокно,выполняющеефункциинаполненияиотсечки.Уплотняющаяспособностьтакойплунжернойпарывелика,однакодлянеехарактернацикловаянеравномерностьподачитопливаввидуналичиявнасосевстречныхпотоковтопливаприследующихдругзадругомотсечкеинаполнениинадплунжернойполоститопливом.
Вконструкциинекоторыхдизелейгильзаимеетдваокна,расположенныхнаодном(дизелиД50,Д70)илиразных(дизели11Д45,Д49,ЧН21/21)уровнях.Верхнееокновыполняетфункциюнаполнениянадплунжерногопространстватопливом,анижнее-отсечки.
Наилучшиеусловиянаполнениянадплунжерногопространстватопливомобеспечиваютсявнасосах,укоторыхгильзаимеетвсасывающееиотсечноеокна,авсасывающаяиотсечнаяполостивкорпусенасосаразделены(дизели11Д45,11Д40).
Назолотниковойчастиплунжерарасположеныдвесимметричныеотсечныекромки.Такаяконструкцияплунжернойпарыпозволяетосуществлятьчеткуюотсечкуихорошеекачествопроцессанаполнениянадплунжернойполости.Однакоуплотняющаяспособностьтакихплунжерныхпарневеликаиз-зазначительныхутечектопливавокнагильзы.
|
|
Дляуменьшенияутечектопливаплунжерныепарыизготавливаютвысокойточностьюпутемвзаимнойпритиркиплунжераигильзыилиселективнойсборкисминимальнымзазором(1-3мкм).
Таблица3.2–Параметрыплунжерныхпар
Параметры | Дизель | ||||||
Д100 | ПД1М | ЧН21/21 | ЧН 26/26 | 11Д45 | ЧН24/27 | М756 | |
Диаметрплунжера мм | 13 | 20 | 16 | 17 | 17 | 16 | 13 |
Ходплунжера мм | 16 | 20 | 12 | 22 | 16 | 22 | 12 |
Диаметрзолотниковойчастигильзы мм | 32 | 40 | 32 | 38 | 38 | 38 | 24 |
Общаядлинагильзы мм | 76 | 140 | 75 | 96 | 161 | 85 | |
Диаметркомпрессионнойчастигильзы мм | 26 | 34 | 24 | 28 | 28 | 28 | 19,7 |
Длиназолотниковойчастигильзы мм | 22 | 54 | 30 | 42 | 40 | 37 | 40 |
Диаметрнаполнительногоокнагильзы мм | 3,1* | 6,0 | 3,0 | 3,0 | 2,5 | 5,5 | 3,5 |
Диаметротсечногоокнагильзы мм | 3,1* | 6,0 | 3,0 | 3,0 | 5,5 | 3,5 | |
Расстояниемеждуокнамигильзы мм | 0 | 0 | 5,0 | 4,0 | 0 | 22,5 | |
Способрегулированияподачитоплива** | К | К | К | КиН | НиК | К | К |
*-наполнительноеокногильзыявляетсяодновременноиотсечным
**-Н–регулированиеначалаподачи;К–регулированиеконцаподачи
Золотниковаячастьплунжера,обеспечивающаярегулированиецикловойподачи,имеетсложнуюконфигурацию(рисунок3.2).
Рисунок3.2-Способывыполненияраспределительныхкромокназолотниковойчастиплунжера |
а-регулированиеконцомподачи; б-смешанноерегулирование; в-регулированиеконцомподачисоспиральнымисимметричнымикромкамиицентральнымсверлением 1-всасывающаякромка;2-отсечнаякромка;3-продольныйпаз;4-осевойканал;5-радиальноесверление |
Распределительныекромкизолотниковойчастиплунжерачащевсеговыполняютвинтовыми,обеспечивающимилинейныйзаконизменениягеометрическогоактивногоходаплунжераотуглаегоповоротаилиперемещениярейкиТНВД.Втопливныхнасосахвысокогодавлениязолотниковоготипасперепускомтопливавпериодегонагнетания(постояннымходомплунжера)регулированиефазтопливоподачиосуществляютвосновномпоконцуподачи(а),внекоторыхнасосах-поначалуиконцуподачи(б)(рисунок3.2).
Впервомслучае,когдазолотниковаячастьплунжераимеетцилиндрическуюверхнююивинтовуюнижнюю(отсечную)кромки,обеспечиваетсяодинаковыймомент(угол)началаподачитопливанезависимоотколичестваподаваемоготоплива(активногорабочегоходаплунжера).Такоерегулированиеосуществляетсяубольшинстватопливныхнасосовтепловозныхдизелей(Д100,ПД1М).Вовторомслучае,когдазолотниковаячастьплунжераимеетвинтовыенаполнительнуюиотсечнуюкромки(дизелитипаД49и11Д45),приизменениицикловойподачи(активногорабочегоходаплунжера)изменяетсяиначалоподачи.
Вконструкциинекоторыхплунжерныхпарвместопродольногопазавыполняетсяосевойканалирадиальноесверлениедлясоединениянадплунжернойполостиспространствомподотсечнойкромкой(рисунок3.2(в)).Нарисунке3.2(а,б)изображенплунжерснесимметричнойзолотниковойчастью,анарисунке3.2(в)ссимметричной.
Внекоторыхконструкцияхтопливныхнасосовдизелей(11Д45,Д49,ЧН21/21)гильзыимеютнаклонныесверления,дляуменьшенияутечектопливачерезкомпрессионнуючастьплунжернойпарызасчетотводаихпонаклонномуканалувполостьнизкогодавления.
Материалы,используемыедляизготовленияплунжерныхпардолжныобладатьвысокойизносостойкостьюитвердостью,сохранитьдлительноевремяразмерыигеометрическуюформу,иметьмалыйкоэффициентлинейногорасширения,хорошообрабатываться.ДлягильзыиплунжераиспользуетсялегированныесталиШХ15(легированная,хромистая,шарикоподшипниковая)иХВГ(хромовольфрамомарганцевая)споследующейтермообработкой.
Дляопределениягерметичностинагнетательногоклапанапозапорномуконусубезразборкинасосаиспользуетсяприспособление-моментоскоп(рисунок3.3),котороесостоитизстекляннойкапиллярнойтрубки6внутреннимдиаметром1,5-2,0мм,соединеннойснаконечником4резиновойтрубкой7.Дляопределениягерметичностинагнетательногоклапанамоментоскопспомощьюнакиднойгайкиукрепляютнаштуцеретопливногонасоса.Плунжернасосаставятвположениеоткрытиянаполнительногоокнагильзыивключаюттопливоподкачивающийнасос.Клапансчитаетсягерметичным,еслимениск(верхнийуровеньтоплива)вкапиллярномотверстиитрубкинеподвижен;еслименисксмещается,клапаннегерметичен.
Рисунок3.3-Моментоскоп 1–нажимнойштуцертопливногонасоса;2–пружинанагнетательногоклапана;3–накиднаягайка;4–наконечник;5–нажимноекольцо;6–стекляннаякапиллярнаятрубка;7–резиноваятрубка;8–мениск. |
Приизготовлениииремонтеклапанныхпаргерметичностьуплотняющегоконусапроверяютопрессовкойсжатымвоздухом.Дляэтогоклапаннуюпаруустанавливаютвприспособлениеиподклапанподводятсжатыйвоздухдавлением0,4-0,5МПа.Есликлапаннегерметичен,тоутечкувоздуха,подводимогоспомощьюшлангавсосудсводойилитопливом,можнообнаружитьповоздушнымпузырькам.Плотностьклапанныхпарпопрецизионнойповерхностиразгружающегопояскаможетбытьоцененанааккумуляторномстендепопадениюдавлениязавремяиспытания.
Послеремонтадеталейтопливныйнасоссобирают,проверяюткачествосборкиирегулируютподачутопливанастенде.Окачествесборкинасосаможносудитьполегкостиперемещенияегорейкиипоплотности,контролируемойнастендеА53.Качествосборкисчитаетсяудовлетворительным,еслиплотностьнасосаравнаплотностиплунжернойпары,помещеннойвнасосе.[2]
НеисправностиТНВД
ОсновныминеисправностямиТНВДявляются:
1) потеряупругостиитрещиныввиткахпружины;
2) трещинакорпуса,скалываниеивыкрашиваниеторцевыхкромокдеталейинаклонной,винтовойкромкиголовкиплунжера.Одностороннийилиместныйнатирплунжерныхпар;
3) износплунжернойпарыинагнетательногоклапана;
4) трещинаиизломплунжераиливтулки;
5) повреждениеплунжернойпарыкоррозиейиликавитацией;
6) заклиниваниеплунжеравгильзе;
7) износзубчатойрейкиизубьевповоротнойвтулки;
8) пропусктопливамеждусопрягаемымидеталями;
9) износпазовповоротнойвтулкиподвыступы,износрезьбы,срывыизабоинынарезьбе.