Нарушениетепловогозазораприводиткухудшениюпроцессасгоранияикпоявлениюотказов.
Приуменьшениизазораклапанызакрываютсянеплотно.Врезультатеуменьшается«компрессия»вцилиндрахиначинаетсяперегревтарелок(клапанов),чтоприводиткпрожогуипоследующемуобразованиютрещинклапановиседел.Приувеличениизазорарезкоповышаютсяинерционныеиударныенагрузкиприпосадкеклапана,что,какправило,ведетксамопроизвольномувыпаданиюсухариковилиразрушениюклапана.
Ухудшениетопливнойэкономичностидизеляобязательносопровождаетсяпоявлениемвнешнихпризнаковнеисправностей:дизельтеряетмощность,плохопускается,начинаетдымитьит.д.
Снижениемощностныхпоказателейдизеляпривыполнениитепловозомэнергоёмкихработипоявлениедымноговыхлопа(черныйцвет),свидетельствуютонеполномсгораниитопливаиз-занедостаткавоздуха,либоиз-заплохогоилинеравномерноговпрыскиванияираспыливаниятоплива.
Еслидизельприэтомдымитнавсехрежимах,тонаиболеевероятнымипричинамиявляютсязакоксованностьраспылителейфорсунок;позднийуголначаланагнетаниятоплива;чрезмернаязасоренностьвоздухоочистителя.
Еслидизельдымитприработетолькоподнагрузкой,токперечисленнымвышепричинамдобавляются:неисправностьтурбокомпрессора;повышенноесопротивлениевпускноготракта;разрегулировкатепловыхзазоровинегерметичностьклапанов.Впоследнемслучае,какправило,наблюдаютсяискрыизвыпускнойтрубы,атакжепрослушиваютсяхлопкивовпускномивыпускномколлекторах.
Синий(сизый)дымсвидетельствуетоналичиимаславпродуктахсгоранияиповышенномегорасходе.Наиболеевероятнаяпричина—повышенныйизносцилиндропоршневойгруппыилизакоксованностьколец.Крометого,масловцилиндрыможетпопадатьиз-занегерметичностиуплотнительныхколецроторатурбокомпрессора.
Повышенныйрасходкартерногомасласопровождаетсяиногдаинтенсивнымвыходомсизогодымаизсапуна.Причинойдымленияявляетсяразгерметизация«газовогостыка»дизеля.Газоваяполостьвысокогодавлениясоединяетсясполостьюмасляногокартераигазыпривыходечерезсапунувлекаютзасобойчастицымасла.
Голубойдымприработедизелянахолостомходусвидетельствуетопозднемугленачаланагнетаниятопливалибоонеудовлетворительномкачествеегораспыливания.Помереувеличениянагрузкиплотностьвыпускныхгазовувеличивается,ацветменяетсянасерый,затемначерный.
Белыйдымсвидетельствуетоналичиипаровводыилинепрогоревшеготопливаввыпускныхгазах.Какправило,белыйдымнаблюдаемсянахолодномдвигателе.Напрогретомдизелепричиныбелогодымаследующие:водавтопливе;разгерметизациякамерысгоранияиз-заразрушенияпрокладкиголовкиблока;потерякомпрессиивцилиндрах;ухудшениекачествараспыливаниятопливафорсунками;раннийуголначаланагнетания.Впоследнихдвухслучаяхбелыйдымнаблюдаетсяприработедизелянарежимаххолостогохода.Помереувеличениянагрузкицветменяетсянасерыйиличерный.
Понижениемощностидизеляприбездымномвыхлопесвидетельствуетонедостаточнойподачетоплива.Это,преждевсего,связаноснегерметичностьюперепускногоклапана,засорениемфильтров,разрегулировкой(негерметичностью)клапановтопливоподкачивающегонасоса,наличиемвоздухавсистеме.Приналичиивоздухавсистемедизельподнагрузкойначинаетработатьсперебоями.
Изтаблицы3.3видно,чтодвеосновныегруппыотказовобуславливаютпоявлениетакназываемыхпрогрессирующихиздержек(потеримощности,перерасходтоплива,масла,увеличенныйизносцилиндропоршневойгруппы,увеличениевременииколичестваремонтов).Еслиучесть,чтодо70%отказовприходитсянатопливнуюаппаратуру[1],тостановитсяочевидным:основнаячастьпотерь–топливныепотери.
Из-завозникновениянеисправностейиотказов,впервуюочередьтопливнойаппаратуры,дизельбудетсжигатьна15–20%большетоплива.Так,дизельK6S310DRтепловозаЧМЭ3мощностью936кВт(1300л.c.)присреднейинтенсивностиэксплуатацииприналичииследующихнеисправностей:увеличеннаянеравномерностьподачитоплива,закоксованностьраспылителейфорсунок,пониженноедавлениевпрыскиваниязагодперерасходует3,5–4тоннытоплива.
Таблица3.3-Среднестатистическоераспределениепричинвозникновенияотказовдизелей
| Причинаотказов | Процентотказов,% |
| Качествоизготовленияиконструктивныенедостатки | 17–20 |
| НарушениеправилэксплуатациииТО | 35–40 |
| Естественныйизнос | 35–40 |
| Качестворемонта | 2–3 |
| Неустановленныепричины | 2–6 |
Таблица3.4–Параметрыдизелейипроцессовтопливоподачи
| Параметрыиединицыизмерения | Типдизеля | |||||||||
| 2Д100 | 10Д100 | 2Д50 | ПД1М | 14Д40 | 11Д45 | 1А-5Д49 | 2А-5Д49 | М756 | 2Д70 | |
| Цилиндроваямощность,кВт | 147 | 220 | 123 | 147 | 123 | 137 | 137 | 184 | 61 | 137 |
| Номинальнаячастотавращениядизеля,об/мин | 850 | 850 | 740 | 750 | 750 | 750 | 1000 | 1000 | 1500 | 1000 |
Цикловаяподача,
| 0,36х2 | 0,54х2 | 1,35 | 1,46 | 0,65 | 0,74 | 1,13 | 1,43 | 0,405 | 1,04 |
Геометрическийуголопереженияподачитоплива, граддоВМТ
| 16±1 | 10±1 | 29±1,5 | 29±1,5 | 20±1 | 18-20 | 23-24 | 26-27 | 26-28 | 20 |
Давлениеначалаподъемаиглыфорсунки, МПа
| 21+0,5 | 21+0,5 | 27+0,5 | 27+0,5 | 32+0,5 | 32+0,5 | 32+0,5 | 32+0,5 | 20±0,3 | 28,0 |
Продолжительностьвпрыскиваниятоплива,
| 21 | 26,5 | 20 | 22 | 18 | 21 | 16 | 19 | 14 | 15 |
Максимальноедавлениетопливавподыгольнойполостифорсунки, МПа
| 31,2 | 58,8 | 59,8 | 66,1 | 61,6 | 77,5 | 63,5 | 69 | 48 | 81,5 |
граддоВМТ
МПа
МПа






