Припроверкеирегулированииначалаподачитопливаотсоединяюттрубопроводотнасосакфорсункеивместонегоустанавливаютстекляннуютрубку(моментоскоп)внутреннимдиаметром1—1,5ммиприсоединяютеекнагнетательномуштуцерунасосаспомощьюрезиновойтрубки.
Рукояткупостауправлениядвигателяставятвпозицию«Полныйход»итакимобразомвключаютнасосынаполнуюподачутоплива.Открываютнанасосахустройствадлявыпускавоздухаи,применяярычаг,передвигаютплунжердопоявленияизэтихустройствтопливабезпузырьковвоздуха.
Затемустройстводлявыпускавоздухазакрываютипродолжаютпередвигатьплунжер,заполняятопливомчастьстекляннойтрубки.
Медленнопроворачиваютколенчатыйвалпонаправлениювращениядвигателя,наблюдаязаположениемтопливавмоментоскопе.Кактолькоуровеньтопливастронетсясместа(насосначалподачу),вращениепрекращаютиопределяютположениеметкив.м.т.данногопоршнянамаховикепоотношениюкстрелке,закрепленнойнастанинедвигателя.
Дляэтогорулеткойзамеряютрасстояниеототметкив.м.т.намаховикедострелкииполученнуювеличинуделятнадлинудуги,соответствующуюповоротуколенчатоговалана1°.Полученнаявеличинаугласоответствуетначалуподачитопливанасосом.Например,длинаободамаховикаравна5400ммивмоментначалаподачитопливанасосомотметкав.м.т.недошладострелкипритактесжатиянарасстояние150мм.Вэтомслучаедлинадуги,соответствующаяповоротуколенчатоговалана1°,будет5400/360=15ммиуголначалаподачитопливасоставит150/15=10°.Полученныйуголсравниваютсданнымиинструкциипоэксплуатациидвигателя.
Уголначалаподачитопливарегулируютследующимиспособами:
- перестановкойкулачныхшайб(еслипозволяетконструкция);
- изменениемзацеплениямеждушестернями,передающимивращениеотколенчатоговалаквалутопливныхнасосов;
- изменениемположениявалатопливныхнасосов;
- специальнымиустройствамивконструкциитопливногонасоса.
Моментначалаподачитопливанасосомсрегулированиемколичестваподаваемоготопливаконцомподачиизменяютперестановкойкулачнойшайбы,чтовлияетнаначалоподъемаплунжера.
Внасосесрегулированиемколичестваподаваемоготопливаначаломподачиспомощьюклапанарегулированиемвинтаизменяютмоментзакрытияперепускногоклапана,чтообеспечиваетизменениемоментаначалаподачитоплива.
Внасосеплунжерноготипасрегулированиемколичестватопливаначаломподачирегулированиемактивногоходаплунжераизменяютмоментзакрытияверхнимторцомплунжераотверстиявгильзе,вследствиечегоизменяетсямоментначалаподачитоплива.
Еслиначалоподачитопливарегулируютперестановкойкулачнойшайбыилиизменениемзацепленияшестерен,передающихвращениеотколенчатоговалаквалутопливныхнасосов,либоизменениемположениявалатопливногонасоса,топоступаютследующимобразом:
· устанавливаютколенчатыйвалвположение,прикоторомнасоспроверяемогоцилиндрадолженначатьподачутоплива.Дляэтогоповорачиваютвалпонаправлениювращениядвигателятак,чтобыотметкав.м.т.соответствующегоцилиндранедошладострелкинауголопереженияподачитоплива;
· поворачиваюткулачнуюшайбуотносительнонеподвижноговала,иливыводятиззацепленияшестернииповорачиваютвалтопливныхнасосов,илиотсоединяютвалтопливныхнасосовипереставляютегонанеобходимыйугол.Кулачнуюшайбуили,валпереставляютвсторонуихвращениявовремяработыдвигателяизаканчиваютперестановкувмоментизмененияуровнятопливавмоментоскопе,которыйприсоединенкнасосупроверяемогоцилиндра;
· закрепляюткулачнуюшайбу,илисоединяютшестернисовпавшимизубьями,илиприсоединяютвалтопливныхнасосов.
Поокончаниирегулированияубеждаютсявправильностиеевыполнения,проверяямоментначалаподачитоплива,какописывалосьранее.
Определениеирегулированиеколичества,топлива,подаваемогонасосом.
Приопределенииколичестватоплива,подаваемогонасосами,книмподсоединяюттрубопроводывысокогодавлениясэталоннымиилихорошоотрегулированнымифорсункамиирычаг,установленныйнапостууправлениядвигателяидействующийнатопливныенасосы,ставятвположение«Полныйход».
Затемметодом,указаннымвыше(см.проверкуначалаподачитоплива),изнасосовудаляютвоздухиспомощьюрычагапроизводяткаждымнасосомравноечислоподачтопливавмензурки.Есликоличествотопливавмензуркахразныхфорсунокотличаетсянебольшечемна5%,тонасосыотрегулированысдостаточнойточностью.
Ориентировочномаксимальноеколичествотоплива,подаваемогонасосомвцилиндрзаодинвпрыск,определяютследующимобразом.Предположим,чтомощностьодногоцилиндрачетырехтактногодвигателя100л.с.при600об/минирасходтопливана1л.с.-ч180г(данныеуказываютсявпаспортедвигателя).Вэтомслучаечислорабочихходоввчассоставляет(600·60)/2=18000и,следовательно,подачатопливанаодинрабочийходбудет(180·100)/18000=1г.Максимальноеколичествотоплива,подаваемогонасосом,сучетомперегрузкидвигателяна10%должнобыть1,1г.
Количествотоплива,подаваемогонасосом,зависитотконструкциипоследнего.Внасосаходноготипаизменяютположениевинта,вследствиечегоклапаноткрываетсяраньшеилипозже,иколичествоподаваемоготопливаизменяется.
Внасосахдругоготипаввертываютиливывертываютвинт,благодарячемуперепускнаяиглаоткрываетсянаразличнуювеличину,иколичествоподаваемоготопливаизменяется.Внасосахтретьеготипаповоротомплунжераизменяютмоментсовпаденияотсечнойкромкисотверстиемвгильзеи,следовательно,количествоподаваемоготопливаизменяется.
Лучшевсегопроверятьтопливныенасосынаравномерностьподачитопливапоцилиндрамнаспециальномстенде,которыйприводитсявдействиеэлектродвигателем.
Окончательноерегулированиетопливныхнасосовосуществляютвовремяработыдвигателяпотемпературеотработавшихгазов,путемопределениясреднегоиндикаторногодавленияит.п.
Проверкаирегулирование«нулевогоположения»топливныхнасосов.
Приположениирукояткипостауправлениядвигателемвпозиции«Стоп»насосынедолжныподаватьтопливо(«нулевоеположение»),вследствиечегодвигательостанавливается.
Методрегулированияна«нулевоеположение»зависитотконструкциинасосаимеханизма,передающегоусилиеотрукояткипостауправлениякнасосам.Регулированиена«нулевоеположение»осуществляютследующимобразом:
· устанавливаютмоментоскоп,удаляютвоздухизнасосов,плунжерпередвигаютприпомощирычага,наблюдаютзаподачейтопливанасосомвмоментоскоп(см.проверкуначалаподачитоплива);
· рукояткупостауправлениядвигателемпереводятвпозицию«Стоп»ипродолжаютпередвигатьплунжер.Еслиуровеньтопливавмоментоскопенеизменяется,тонасосна«нулевоеположение»отрегулированправильно.
Принеобходимостирегулируютмеханизм,передающийусилиеотрукояткипостауправлениякнасосам,илипереставляютограничительпередвижениярукояткивположение,обеспечивающеенулевуюподачутопливанасосами.
Проверкаплотностиклапановипарыплунжер—втулка.
Дляпроверкиплотностинагнетательногоклапанаотсоединяютотнасосатрубопроводфорсункиивместонегоприсоединяюттрубку,наконцекоторойустанавливаютманометр.Припомощирычага(предварительновыпустиввоздух)прокачиваютнасосисоздаютвманометредавлениетоплива,примернов2разабольшее,чемприподъемеиглыфорсунки.
Затемплунжерпередвигаютвниз(нагнетательныйклапанзакроется)инаблюдаютзапоказаниемманометра.Падениедавленияна100кгс/см2должнопроисходитьнескореечемза5минприначальномдавленииоколо500кгс/см2иза10минприначальномдавлении300кгс/см2.ПриболеебыстромпадениидавлениятребуетсяпритиркаклапанапастойГОИилидругимиподобнымипастами,величиназерна(крупинок)которыхнепревышает0,003—0,005мм.
Плотностьвсасывающего,перепускногоилиотсечногоклапанаможнопроверитьтолькоспредварительнойчастичнойразборкойнасоса,сиспользованиемспециальногопрессаилисоседнегонасосадлясозданиянеобходимогодавления,приустановкезаглушеквнеобходимыеместавзависимостиотконструкциинасосаиобъектаиспытания.
Например,дляпроверкиводномизтиповнасосоввсасывающегоклапананеобходимо:
· установитьзаглушкиподседло,междукорпусомивтулкой,вынутьнагнетательныйклапаниприсоединитькштуцерусоседнийтопливныйнасос;
· открытьвсасывающийклапанитопливомизсоседнегонасосапрокачатьпроверяемыйнасоссцельюудалениявоздухаизсистемы;
· закрытьвсасывающийклапанисоседнимнасосомсоздатьнеобходимоедавление,котороеконтролируетсяпоманометру,установленномунатрубопроводемеждунасосами.
Еслипроверяетсяперепускнаяигла,тозаглушкиустанавливаютвместогнездамеждукорпусомивтулкой,вынимаютнагнетательныйклапан,присоединяюткштуцерусоседнийтопливныйнасос,открываютперепускнуюиглуивоздушныйклапан,прокачиваютсистемутопливомизсоседнегонасоса.Затемперепускнуюиглузакрываютисоседнимнасосомвсистемесоздаютдавлениеопрессовки.
Давлениеиспытанияразличныхклапановнасосаинормыегопадениятеже,чтоиприиспытаниинагнетательногоклапана.
Плотностьпарыплунжер-втулкапроверяюттакжеопрессовкойспомощьюсоседнегонасоса,нозаглушкиустанавливаютвместовсехклапанов,кроменагнетательного.Последнийвынимают.Например,припроверкеплотностипарыплунжер-втулказаглушкиустанавливаютподседлоивместогнезда.
Нормыплотностипарыплунжер—втулкадолжнысоответствоватьвеличинам,указаннымвзаводскойинструкции.Приотсутствииэтихданныхможноруководствоватьсяпомещенныминижесредниминормами.
Времяпадениядавленияс200до150кгс/см2(на50кгс/см2)дляплунжерныхпарзолотниковоготипадолжнобытьнеменее15секдляновыхинеменее5секдляимеющихизнос;длягладкихплунжеров—неменее20секдляновыхинеменее7секдляимеющихизнос.
Разностьплотностиплунжерныхпар,установленныхнаодномдвигателе,должнабытьнеболее±15%среднейплотностидляновыхплунжерныхпаринеменее±20%среднейплотностидляплунжерныхпар,имеющихизнос.
Принеобходимостипаруплунжер—втулказаменяютзапасной.[4]