Развитие теории практики менеджмента

Система образования по бизнесу и менеджменту

В США и западных странах существует 3-хорошо ступенчатое образование.

I ступень: после средней школы – 4 года в университете Þстепень бакалавра;

                                                      – 2 года – «младший коледж».

II ступень: магистерская программа:

       в возрасте 25-30 лет, имеющие кроме степени бакалавра, стаж работы не менее 2 лет. Степень магистра – не ученая, а профессиональная.

III ступень: обучение бизнесу и управлению являются программными Þ

       доктор философии – обучение 3-4 года с обязательной зашитой диссертации и с присвоением степени доктора философии    .

менеджмент – научная концепция управления

менеджмент – это научная концепция управления, совершенная система практического управления рынка. Смысл – необходимость изменения всей системы управления, дименизации управления, что требует изменения управления, принципов, роли государства (экономическое регулирование), подготовка управленческого персонала, обеспечение экономической самостоятельности предприятия.

Концепция менеджмента – это комплекс ключевых положений, раскрывающих содержание понятия, объясняющих все явления, структур науки и особенно, практику менеджмента. [рис. 1]

Она включает в себя множество разнообразных ключевых проблем, использует аппарат научного анализа и требует научного обобщения и объяснения.

1. Любое явление имеет характеристики статики и динамики.

Менеджмент
А Система менеджмента
В Процесс менеджмента

 


А – статистический аспект менеджмента – это система менеджмента;

В – динамический аспект менеджмента – это процесс менеджмента.

Механизм управления – это совокупность средств воздействия, отражающих динамическое устройство системы управления, а именно, способность функционировать активизировать, т. е. процесс менеджмента является соединением категорий системы А и процесса В.

Менеджмент
А Система менеджмента
С  Механизм менеджмента
В  Процесс менеджмента

 


2. В основе каждой организации лежит разделение (дифференциация) или объединение (интеграция) деятельности организации, предприятия.

А Дифференциация менеджмента
В Интеграция менеджмента
Менеджмент

 

 


3. Объект – это организация (структура).

Процессы – это все то, что направляет деятельность менеджмента.

Субъект – это источник деловой активности, это менеджер, который направляет свои усилия на согласование процессов, починяя их поставленным задачам.

Менеджмент
А Объект
В Субъект

 

 


4. Менеджмент – это управление в социально-экономических системах, организованный в соответствии с этими системами:

А – социальные характеристики менеджмента – это социальные воздействия всех факторов на управление; это – психология, культура, этика менеджмента;

В – экономическое управление – это маркетинг; это разнообразие менеджмента (таможня), факторы прибыли;

С – особенности организации менеджмента – это факторы, определяющие эти особенности; виды организаций, виды структур, критерии выбора, функциональные особенности (полномочие, ответственность и т. д.).

 

 

Менеджмент
А Социология, психология менеджмента
С  Экономика менеджмента
В  Организация менеджмента

 


5. Менеджмент – это деятельность человека, вооруженная современной компьютерной технологией.

Менеджмент
 

 

А Кадры, персонал
В Технологическое обеспечение

 


А – подготовка персонала – это структура, условия работы;

В – информационное обеспечение в процессе управления – это техника управления технологией менеджмента и т. д.

6. И

Менеджмент

 


                                            

А Научное управление
В  Искусство управления  
С  Развитие управления  

 


А – менеджмент не возможен без глубоких знаний в экономике, в социологии управления, диагностике, психологии и т. д.;

В – это способности организованности менеджмента, интуиция.

7.

А Формальное управление
С  Развитие управления  
В Не формальное управление  
Менеджмент

 

 


А – управление, которое опирается на организационно оформленные требования (регламент, нормативы, стандарты);

В – опирается на личностные отношения (симпатии, антипатии, индивидуальные качества).

Менеджмент
С  Развитие управления  

 


Рис 1. Ключевые проблемы концепции менеджмента (1-8)

Менеджмент существует в развитии, ибо в развитии находится производство, экономика, технологии.

Развитие – это приобретение нового качества, дающее возможность эффективно управлять при изменении условий.

 











Принципы эффективного менеджмента.

Развитие управления.

Развитие управления: движение ресурсов. [Рис. 2]

Девиз: «Нельзя достичь чего-то, не имея ничего!».

Ресурсы управления: состав, движение.

Ресурсные характеристики управления

Факторы движения

ресурсов

Наличие ресурсов

Люди

 

     Время

 

          Размещение

Материальные ресурсы
Информационные ресурсы
Финансово-экономические ресурсы

Распределение ресурсов

Соотношение ресурсов

Цели (проекты)

Приоритеты при распределении

Функции

Использование ресурсов

Нормативы (ограничения)

Функции

Стимулы

Приоритеты

Положение ресурсов

Цели

Структура

Объем

Возможности

Рис. 2. Факторы движения ресурсов

 

                     У

Человеческие ресурсы Материальные ресурсы
Информационные ресурсы Финансовые ресурсы

Размещение

производства

 


Время, управление                     Х

                                            Рис. 3. Типология процесса управления

Значение различных типов процессов управления необходимо для обоснованного и эффективного выбора определенных технологических схем разработки, управленческих решений.

Типология – это инструмент, анализа, выбора, поиска и оценки.

Варианты внутреннего и поэтапного распределения операции в процессе производства и организации могут быть разными.

Все эти операции можно типолизировать и на этой основе простроить типологию процесса управления. [Рис. 3]

Формула эффективного практического менеджмента (ЭПМ):

ЭПМ = научное значение + рецепты поведения + осознания собственного опыта +    + практические навыки + искусство управления = анализ, диагностика, проектирование.

Анализ – методологический прием разложения целого на части, позволяет определить содержание и свойства объекта.

Диагностика – это прием и определение признаков и причин деформации объекта от нормы, тенденций, замыслов и целей и т. д.

Проектирование – это разработка новой модели.

Анализ состоит:

·  выделение объекта анализа;

·  выбор и установление критериев, разделение и сопоставление;

·  исходные формулы анализа, подхода, ограничения;

·  Алгоритмы, этапы и схемы анализа;

·  Интеграция элементов (комплектность и системность).

Диагностика состоит:

· Нормативная база, признаки отношений;

· установление отношений, сбоев, недостатков;

· определение причин;

· предвидение возможных последствий;

· комплексная оценка состояния.

· Подход к созданию новой цели;

Проектирование состоит:

· Разработка модели;

· Оценка модели;

· Условие реализации проекта;

· Корректировка проекта.

 


Развитие теории практики менеджмента

1688 г. француз Вибан: «Измерение времен работ для установления сдельной оплаты труда».

1700 год, француз Аммонтонэ: «Труд о замерах скорости движения работников и лошадей…».

18-й век – Англия, Аркрайт: «Фабричный кодекс» - система штрафов.

1-20 вв. «Новые теории» организации и управления.

1. «Вопросы организации труда»

Ф. Тейлор:

а) интенсификация труда

б) дифференцированная оплата труда и т. д.

У. Гант: «Система оплаты труда».

Ф. Гильберт: «Графические исследования трудовых процессов для условий массового производства».

2. «Вопросы организации производства».

Г.Форд: л и широко применил непрерывно-поточную систему, основанную на конвейерном производстве.

3. «Теория управления».

Француз Файоль обосновал принципы управления производством, методы сочетания линейного и штабного руководства.

4. «Идея системного подхода».

20-е годы, Россия: Богданов «Всеобщая организация науки».

30-е годы, США: Л. Берталанфи, под редакцией «Общая теория управления».

1968 год, Россия: А. Берт «Сборник организации и управления».

С начала 70-хорошо и до наших дней: работы Афанасьева, Туровца и т. д.

Англия: Альберт, Мескон «Основы менеджмента».

5. Виннер – развитие кибернетики.

Все эти теории и школы академик Д. Гвишиани подразделил на пять групп:

1) классическая;

2) доктрина человеческих отношений;

3) эмпирическая школа – проблемы управления на основе анализа и обобщения опыта (Юм, Беркли);

4) школа «социальных систем» - это решение проблемы с позиции совокупности элементов, связанных в единое целое;

5) «новая» школа – организация и управление разрабатывается с использованием новых технологий. [Рис. 4]

Т
П
О
Взаимосвязь организации (о), управления (у), планирования (п), технологии (т) производства.

  У

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: