Система образования по бизнесу и менеджменту
В США и западных странах существует 3-хорошо ступенчатое образование.
I ступень: после средней школы – 4 года в университете Þстепень бакалавра;
– 2 года – «младший коледж».
II ступень: магистерская программа:
в возрасте 25-30 лет, имеющие кроме степени бакалавра, стаж работы не менее 2 лет. Степень магистра – не ученая, а профессиональная.
III ступень: обучение бизнесу и управлению являются программными Þ
доктор философии – обучение 3-4 года с обязательной зашитой диссертации и с присвоением степени доктора философии .
менеджмент – научная концепция управления
менеджмент – это научная концепция управления, совершенная система практического управления рынка. Смысл – необходимость изменения всей системы управления, дименизации управления, что требует изменения управления, принципов, роли государства (экономическое регулирование), подготовка управленческого персонала, обеспечение экономической самостоятельности предприятия.
|
|
Концепция менеджмента – это комплекс ключевых положений, раскрывающих содержание понятия, объясняющих все явления, структур науки и особенно, практику менеджмента. [рис. 1]
Она включает в себя множество разнообразных ключевых проблем, использует аппарат научного анализа и требует научного обобщения и объяснения.
1. Любое явление имеет характеристики статики и динамики.
Менеджмент |
А Система менеджмента |
В Процесс менеджмента |
А – статистический аспект менеджмента – это система менеджмента;
В – динамический аспект менеджмента – это процесс менеджмента.
Механизм управления – это совокупность средств воздействия, отражающих динамическое устройство системы управления, а именно, способность функционировать активизировать, т. е. процесс менеджмента является соединением категорий системы А и процесса В.
Менеджмент |
А Система менеджмента |
С Механизм менеджмента |
В Процесс менеджмента |
2. В основе каждой организации лежит разделение (дифференциация) или объединение (интеграция) деятельности организации, предприятия.
А Дифференциация менеджмента |
В Интеграция менеджмента |
Менеджмент |
3. Объект – это организация (структура).
Процессы – это все то, что направляет деятельность менеджмента.
Субъект – это источник деловой активности, это менеджер, который направляет свои усилия на согласование процессов, починяя их поставленным задачам.
Менеджмент |
А Объект |
В Субъект |
|
|
4. Менеджмент – это управление в социально-экономических системах, организованный в соответствии с этими системами:
А – социальные характеристики менеджмента – это социальные воздействия всех факторов на управление; это – психология, культура, этика менеджмента;
В – экономическое управление – это маркетинг; это разнообразие менеджмента (таможня), факторы прибыли;
С – особенности организации менеджмента – это факторы, определяющие эти особенности; виды организаций, виды структур, критерии выбора, функциональные особенности (полномочие, ответственность и т. д.).
Менеджмент |
А Социология, психология менеджмента |
С Экономика менеджмента |
В Организация менеджмента |
5. Менеджмент – это деятельность человека, вооруженная современной компьютерной технологией.
Менеджмент |
А Кадры, персонал |
В Технологическое обеспечение |
А – подготовка персонала – это структура, условия работы;
В – информационное обеспечение в процессе управления – это техника управления технологией менеджмента и т. д.
6. И
Менеджмент |
А Научное управление |
В Искусство управления |
С Развитие управления |
А – менеджмент не возможен без глубоких знаний в экономике, в социологии управления, диагностике, психологии и т. д.;
В – это способности организованности менеджмента, интуиция.
7.
А Формальное управление |
С Развитие управления |
В Не формальное управление |
Менеджмент |
А – управление, которое опирается на организационно оформленные требования (регламент, нормативы, стандарты);
В – опирается на личностные отношения (симпатии, антипатии, индивидуальные качества).
Менеджмент |
С Развитие управления |
Рис 1. Ключевые проблемы концепции менеджмента (1-8)
Менеджмент существует в развитии, ибо в развитии находится производство, экономика, технологии.
Развитие – это приобретение нового качества, дающее возможность эффективно управлять при изменении условий.
Принципы эффективного менеджмента.
Развитие управления.
Развитие управления: движение ресурсов. [Рис. 2]
Девиз: «Нельзя достичь чего-то, не имея ничего!».
Ресурсы управления: состав, движение.
Ресурсные характеристики управления | Факторы движения ресурсов | |
Наличие ресурсов | Люди |
Время
Размещение |
Материальные ресурсы | ||
Информационные ресурсы | ||
Финансово-экономические ресурсы | ||
Распределение ресурсов | Соотношение ресурсов | |
Цели (проекты) | ||
Приоритеты при распределении | ||
Функции | ||
Использование ресурсов | Нормативы (ограничения) | |
Функции | ||
Стимулы | ||
Приоритеты | ||
Положение ресурсов | Цели | |
Структура | ||
Объем | ||
Возможности |
Рис. 2. Факторы движения ресурсов
У
Человеческие ресурсы | Материальные ресурсы |
Информационные ресурсы | Финансовые ресурсы |
Размещение
производства
Время, управление Х
Рис. 3. Типология процесса управления
Значение различных типов процессов управления необходимо для обоснованного и эффективного выбора определенных технологических схем разработки, управленческих решений.
Типология – это инструмент, анализа, выбора, поиска и оценки.
Варианты внутреннего и поэтапного распределения операции в процессе производства и организации могут быть разными.
Все эти операции можно типолизировать и на этой основе простроить типологию процесса управления. [Рис. 3]
Формула эффективного практического менеджмента (ЭПМ):
ЭПМ = научное значение + рецепты поведения + осознания собственного опыта + + практические навыки + искусство управления = анализ, диагностика, проектирование.
|
|
Анализ – методологический прием разложения целого на части, позволяет определить содержание и свойства объекта.
Диагностика – это прием и определение признаков и причин деформации объекта от нормы, тенденций, замыслов и целей и т. д.
Проектирование – это разработка новой модели.
Анализ состоит:
· выделение объекта анализа;
· выбор и установление критериев, разделение и сопоставление;
· исходные формулы анализа, подхода, ограничения;
· Алгоритмы, этапы и схемы анализа;
· Интеграция элементов (комплектность и системность).
Диагностика состоит:
· Нормативная база, признаки отношений;
· установление отношений, сбоев, недостатков;
· определение причин;
· предвидение возможных последствий;
· комплексная оценка состояния.
· Подход к созданию новой цели;
Проектирование состоит:
· Разработка модели;
· Оценка модели;
· Условие реализации проекта;
· Корректировка проекта.
Развитие теории практики менеджмента
1688 г. француз Вибан: «Измерение времен работ для установления сдельной оплаты труда».
1700 год, француз Аммонтонэ: «Труд о замерах скорости движения работников и лошадей…».
18-й век – Англия, Аркрайт: «Фабричный кодекс» - система штрафов.
1-20 вв. «Новые теории» организации и управления.
1. «Вопросы организации труда»
Ф. Тейлор:
а) интенсификация труда
б) дифференцированная оплата труда и т. д.
У. Гант: «Система оплаты труда».
Ф. Гильберт: «Графические исследования трудовых процессов для условий массового производства».
2. «Вопросы организации производства».
Г.Форд: л и широко применил непрерывно-поточную систему, основанную на конвейерном производстве.
3. «Теория управления».
Француз Файоль обосновал принципы управления производством, методы сочетания линейного и штабного руководства.
4. «Идея системного подхода».
20-е годы, Россия: Богданов «Всеобщая организация науки».
30-е годы, США: Л. Берталанфи, под редакцией «Общая теория управления».
|
|
1968 год, Россия: А. Берт «Сборник организации и управления».
С начала 70-хорошо и до наших дней: работы Афанасьева, Туровца и т. д.
Англия: Альберт, Мескон «Основы менеджмента».
5. Виннер – развитие кибернетики.
Все эти теории и школы академик Д. Гвишиани подразделил на пять групп:
1) классическая;
2) доктрина человеческих отношений;
3) эмпирическая школа – проблемы управления на основе анализа и обобщения опыта (Юм, Беркли);
4) школа «социальных систем» - это решение проблемы с позиции совокупности элементов, связанных в единое целое;
5) «новая» школа – организация и управление разрабатывается с использованием новых технологий. [Рис. 4]
Т |
П |
О |
У |